СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Главные члены предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Главные члены предложения"»

Главные члены предложения

Ход урока.                                             

  1. Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка.

II. Психологический настрой детей на урок.

Встали ровно, повернулись и друг другу улыбнулись. Вспомним формулу добра :

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра, если будет трудно, я тебе помогу. Садитесь.

Уч: Я хочу чтобы наш урок прошел в атмосфере дружелюбия и взаимопонимания

III. Актуализация знаний с последующей мотивацией.

1. - Откройте тетради, запишем число.

Спишите не допустив ошибок в орфограммах.

(Дети записывают число, ученик комментирует).

2.-Словарная работа.

Посмотрите на доску и определите какое задание я хочу вам предложить? (вставить пропущенные буквы)

- Возьмите сигнализаторы и покажите, какие буквы пропущены в словах.

А в это время по самостоятельно по карточкам поработают 2 ученика .

Р.СУНОК, ЯГ.ДА, В.Р.БЕЙ,МЕС.Ц,К.Р.НДАШ,М.СКВА,ЗА.Ц,Р.БЯТА.

-А что объединяет все эти слова? (они словарные, их нужно запомнить)

3.Звуко-буквенный анализ слова.

-Послушайте загадку.

Утром в школу мы идем-

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

-О каком времени года идет речь? ( об осени)

-Запишем это слово и сделаем звуко- буквенный анализ. / о сэн/

-Назовите осенние месяцы.

-Составьте красивые предложение со словом ОСЕНЬ.

-Давайте запишем предложение. НАСТУПИЛА ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ. (Ученик пишет на доске с комментированием)

- Каким другим словом ,с таким же значением,мы можем заменить слово ЗОЛОТАЯ (желтая, блестящая).

-Больше вариантов нет?А помочь нам может вот такой словарь (словарь синонимов).Мы уже знакомились с толковым словарем С.И. Ожегова, со словарем фразеологизмов,а это словарь синонимов, слов с одинаковым лексическим значением. Итак (зачитать варианты слова золотой).

IV Ф-ка . Игра «Да-нет»

-А сейчас мы поиграем в игру «Да-нет» и вспомним, что мы уже знаем о предложении.

-Встаньте, посмотрите налево, вы видите слово «ДА»,а направо слово «НЕТ», если вы согласны со мной , поднимите руки вверх и покажите на слово «ДА», если не согласны на слово «НЕТ»

-Слова в предложении связаны по смыслу? (да)

-Слова в предложении пишутся слитно? (нет)

-Предложение выражает законченную мысль? (да)

-Начало предложения пишем с маленькой буквы? (нет)

- Предложение состоит из слогов?(нет)

-В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак ?(да)



V. Постановка проблемы

Пробные действия.

-Предлагаю вам провести научное исследование.

-Посмотрите на предложение, которое вы записали.

-Прочитайте предложение без 1 слова. Получилось предложение? Почему? (Нет законченной мысли)

-Прочитайте без 2 слова. Получилось предложение?(Да)

-Прочитайте без 3 слова. Это предложение?(Нет)

-Почему, когда убирали слова- наступила и осень предложений не получилось?

Вывод:Это главные слова, без них не может быть предложения.

VI. Определение темы урока. Целеполагание.

Значит какая же тема урока? Главные члены предложения.

А какие цели мы поставим перед собой? Чему будем учиться ?(Научимся находить главные члены предложения)

-Давайте ещё раз назовём главные члены в этом предложении.

-Посмотрите: два разных слова- наступила, осень,а вместе называются главными членами.

У нас в классе 22 человека и у каждого есть имя. Тебя как зовут? А все вместе мы как называемся?(класс)

-Вот так и главные члены предложения имеют свои имена, названия,сейчас мы узнаем какие.

-О чем говорится в предложении (Об осени.)

-Задайте вопрос к этому слову(Что? Осень.)

Это главный член предложения, его имя-подлежащее,оно указывает о ком или о чем говорится в предложении. Подчеркивается одной чертой.(Подчеркните.)(Вывешивается над доску под темой)

-Что говорится об осени (Что сделала?Наступила.)

-Это второй главный член предложения, его имя-сказуемое.Оно обозначает ,что в предложении говорится о подлежащем. Подчеркивается двумя чертами.(Подчеркните.)(Вывешивается над доску под темой)

Сделайте вывод. Главные члены предложения-подлежащее и сказуемое. Они выражают в предложении главную мысль.

Историческая справка.(1Слайд) Слова подлежащее и сказуемое были введены русским ученым и поэтом Михаилом Васильевичем Ломоносовым.

Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения»

Сказуемое – то, что «сказано о подлежащем»

VII. Организация самостоятельной исследовательской деятельности.

Составление алгоритма.

- Как вы будете определять главные члены? С чего начнете? Составим алгоритм.

-А помогут вам вот эти карточки.(На доске хаотично расположены карточки)

Как найти главные члены предложения .

1.Прочитай предложение.

2. Найди о ком или о чем говорится в предложении ,задай вопрос кто? или что?

3.Подчеркни подлежащее одной черотой.

4.Найди слово, которое называет что делает тот, о ком сообщается в предложении, задает вопрос (что делает? что делают? что будут делать?)

5.Подчеркни сказуемое двумя чертами.

6.Прочитай грамматическую основу.

Прослушивание правила.

-Давайте проверим правильность наших рассуждений, послушаем профессора Самоварова. (И.Д.)

VIII .Физминутка.

-Поставим вопрос от подлежащего к сказуемому и выполним действие.

Заяц (прыгает) Медведь (топает)

Рыбы (плавают) Птицы (летают)

Лентяй (потягивается) Спортсмен (наклоняется)

IX. Первичное закрепление . (2 слайд)

-Прочитайте стихотворение. Сколько предложений в этом четверостишие ? Из каждого предложения выпишите только подлеж. и сказуемое, применяя составленный алгоритм.

Упр. №1.

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет.

Глухо шепчет темный лес.

-(Каждая основа с большой буквы и после неё ставится точка. Строчки дописываем.) (Из каждого предложения основу на доске выписывает отдельный ученик.)

(Оценим упр. сигнализатором.)

-Следующее задание выполните в паре. У вас на столе есть карточки, прочитайте задание и приступите к выполнению.

Упр. №2.

Соедините слова в грамматическую основу.


солнце затих

листья полил

ветер облетели

лужи спряталось

дождь появились

X.Закрепление знаний.

Работа в группе. Разделитесь на группы. Не забываем о соблюдении правил дружной работы. Вспомним девиз работы в группе :

Учись,старайся не ленись, к добрым знаниям стремись.

Я вам раздам листы с заданиями, прочитайте их и приступите к выполнению.

1гр.Вставьте пропущенные слова, подчеркните главные члены в предложениях.

1.Стоит ясный осенний день.

2.Голубое небо отражается в холодной реке.

2 гр.

3.Осинки греются в последних лучах солнца.

4.Березки накинули на себя цветные сарафаны.

3гр.

5.Через рощу бежит речка.

6.Она несет свинцовые воды вдаль.

4гр.

7.По воде плывут точеные листья березы.

8.Природа прощается с летом.

Выполненные задания вывешиваются на доску. Представитель группы читает свои предложения и поясняет.

Оценим результат. (если согласны-зеленый, нет-красный)

Посмотрите на доску, что получилось. (Текст.)

-Зачитаем текст к картине Исаака Левитана «Золотая осень». (Читает ученик, картина на экране )

-Исаак Левитан большую часть своих картин посвятил осени, именно она была его любимым временем года.

XI. Итог урока.

-Какая тема урока?

-С какими членами предложения познакомились?

-Что такое подлежащее?

-Что такое сказуемое?

-Для нахождения главных членов чем будем пользоваться ?

XII. Рефлеския.

Оцените свою работу на уроке. У вас на партах кленовые листья 3 цветов. Возьмите в руки зеленые листочки те ребята, которым все удалось и было все понятно на уроке ; кому было немного трудновато возьмите желтые листочки; кому было тяжеловато и кому нужна помощь-красные.

-Посмотрите, какой прекрасный букет получился!Это результат нашей работы. Поместим его в «ВАЗУ ДОБРА» ведь на протяжении всего урока вы были доброжелательны друг к другу. В вазе больше зеленых листочков и это говорит о том, что вы молодцы!Я до всех не дотянусь, поэтому погладьте себя по головке и скажите «Я молодец!» Спасибо за работу!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!