Главные члены предложения
Ход урока.
Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка.
II. Психологический настрой детей на урок.
Встали ровно, повернулись и друг другу улыбнулись. Вспомним формулу добра :
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра, если будет трудно, я тебе помогу. Садитесь.
Уч: Я хочу чтобы наш урок прошел в атмосфере дружелюбия и взаимопонимания
III. Актуализация знаний с последующей мотивацией.
1. - Откройте тетради, запишем число.
Спишите не допустив ошибок в орфограммах.
(Дети записывают число, ученик комментирует).
2.-Словарная работа.
Посмотрите на доску и определите какое задание я хочу вам предложить? (вставить пропущенные буквы)
- Возьмите сигнализаторы и покажите, какие буквы пропущены в словах.
А в это время по самостоятельно по карточкам поработают 2 ученика .
Р.СУНОК, ЯГ.ДА, В.Р.БЕЙ,МЕС.Ц,К.Р.НДАШ,М.СКВА,ЗА.Ц,Р.БЯТА.
-А что объединяет все эти слова? (они словарные, их нужно запомнить)
3.Звуко-буквенный анализ слова.
-Послушайте загадку.
Утром в школу мы идем-
Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
-О каком времени года идет речь? ( об осени)
-Запишем это слово и сделаем звуко- буквенный анализ. / о сэн/
-Назовите осенние месяцы.
-Составьте красивые предложение со словом ОСЕНЬ.
-Давайте запишем предложение. НАСТУПИЛА ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ. (Ученик пишет на доске с комментированием)
- Каким другим словом ,с таким же значением,мы можем заменить слово ЗОЛОТАЯ (желтая, блестящая).
-Больше вариантов нет?А помочь нам может вот такой словарь (словарь синонимов).Мы уже знакомились с толковым словарем С.И. Ожегова, со словарем фразеологизмов,а это словарь синонимов, слов с одинаковым лексическим значением. Итак (зачитать варианты слова золотой).
IV Ф-ка . Игра «Да-нет»
-А сейчас мы поиграем в игру «Да-нет» и вспомним, что мы уже знаем о предложении.
-Встаньте, посмотрите налево, вы видите слово «ДА»,а направо слово «НЕТ», если вы согласны со мной , поднимите руки вверх и покажите на слово «ДА», если не согласны на слово «НЕТ»
-Слова в предложении связаны по смыслу? (да)
-Слова в предложении пишутся слитно? (нет)
-Предложение выражает законченную мысль? (да)
-Начало предложения пишем с маленькой буквы? (нет)
- Предложение состоит из слогов?(нет)
-В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак ?(да)
V. Постановка проблемы
Пробные действия.
-Предлагаю вам провести научное исследование.
-Посмотрите на предложение, которое вы записали.
-Прочитайте предложение без 1 слова. Получилось предложение? Почему? (Нет законченной мысли)
-Прочитайте без 2 слова. Получилось предложение?(Да)
-Прочитайте без 3 слова. Это предложение?(Нет)
-Почему, когда убирали слова- наступила и осень предложений не получилось?
Вывод:Это главные слова, без них не может быть предложения.
VI. Определение темы урока. Целеполагание.
Значит какая же тема урока? Главные члены предложения.
А какие цели мы поставим перед собой? Чему будем учиться ?(Научимся находить главные члены предложения)
-Давайте ещё раз назовём главные члены в этом предложении.
-Посмотрите: два разных слова- наступила, осень,а вместе называются главными членами.
У нас в классе 22 человека и у каждого есть имя. Тебя как зовут? А все вместе мы как называемся?(класс)
-Вот так и главные члены предложения имеют свои имена, названия,сейчас мы узнаем какие.
-О чем говорится в предложении (Об осени.)
-Задайте вопрос к этому слову(Что? Осень.)
Это главный член предложения, его имя-подлежащее,оно указывает о ком или о чем говорится в предложении. Подчеркивается одной чертой.(Подчеркните.)(Вывешивается над доску под темой)
-Что говорится об осени (Что сделала?Наступила.)
-Это второй главный член предложения, его имя-сказуемое.Оно обозначает ,что в предложении говорится о подлежащем. Подчеркивается двумя чертами.(Подчеркните.)(Вывешивается над доску под темой)
Сделайте вывод. Главные члены предложения-подлежащее и сказуемое. Они выражают в предложении главную мысль.
Историческая справка.(1Слайд) Слова подлежащее и сказуемое были введены русским ученым и поэтом Михаилом Васильевичем Ломоносовым.
Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения»
Сказуемое – то, что «сказано о подлежащем»
VII. Организация самостоятельной исследовательской деятельности.
Составление алгоритма.
- Как вы будете определять главные члены? С чего начнете? Составим алгоритм.
-А помогут вам вот эти карточки.(На доске хаотично расположены карточки)
Как найти главные члены предложения .
1.Прочитай предложение.
2. Найди о ком или о чем говорится в предложении ,задай вопрос кто? или что?
3.Подчеркни подлежащее одной черотой.
4.Найди слово, которое называет что делает тот, о ком сообщается в предложении, задает вопрос (что делает? что делают? что будут делать?)
5.Подчеркни сказуемое двумя чертами.
6.Прочитай грамматическую основу.
Прослушивание правила.
-Давайте проверим правильность наших рассуждений, послушаем профессора Самоварова. (И.Д.)
VIII .Физминутка.
-Поставим вопрос от подлежащего к сказуемому и выполним действие.
Заяц (прыгает) Медведь (топает)
Рыбы (плавают) Птицы (летают)
Лентяй (потягивается) Спортсмен (наклоняется)
IX. Первичное закрепление . (2 слайд)
-Прочитайте стихотворение. Сколько предложений в этом четверостишие ? Из каждого предложения выпишите только подлеж. и сказуемое, применяя составленный алгоритм.
Упр. №1.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет.
Глухо шепчет темный лес.
-(Каждая основа с большой буквы и после неё ставится точка. Строчки дописываем.) (Из каждого предложения основу на доске выписывает отдельный ученик.)
(Оценим упр. сигнализатором.)
-Следующее задание выполните в паре. У вас на столе есть карточки, прочитайте задание и приступите к выполнению.
Упр. №2.
Соедините слова в грамматическую основу.
солнце затих
листья полил
ветер облетели
лужи спряталось
дождь появились
X.Закрепление знаний.
Работа в группе. Разделитесь на группы. Не забываем о соблюдении правил дружной работы. Вспомним девиз работы в группе :
Учись,старайся не ленись, к добрым знаниям стремись.
Я вам раздам листы с заданиями, прочитайте их и приступите к выполнению.
1гр.Вставьте пропущенные слова, подчеркните главные члены в предложениях.
1.Стоит ясный осенний день.
2.Голубое небо отражается в холодной реке.
2 гр.
3.Осинки греются в последних лучах солнца.
4.Березки накинули на себя цветные сарафаны.
3гр.
5.Через рощу бежит речка.
6.Она несет свинцовые воды вдаль.
4гр.
7.По воде плывут точеные листья березы.
8.Природа прощается с летом.
Выполненные задания вывешиваются на доску. Представитель группы читает свои предложения и поясняет.
Оценим результат. (если согласны-зеленый, нет-красный)
Посмотрите на доску, что получилось. (Текст.)
-Зачитаем текст к картине Исаака Левитана «Золотая осень». (Читает ученик, картина на экране )
-Исаак Левитан большую часть своих картин посвятил осени, именно она была его любимым временем года.
XI. Итог урока.
-Какая тема урока?
-С какими членами предложения познакомились?
-Что такое подлежащее?
-Что такое сказуемое?
-Для нахождения главных членов чем будем пользоваться ?
XII. Рефлеския.
Оцените свою работу на уроке. У вас на партах кленовые листья 3 цветов. Возьмите в руки зеленые листочки те ребята, которым все удалось и было все понятно на уроке ; кому было немного трудновато возьмите желтые листочки; кому было тяжеловато и кому нужна помощь-красные.
-Посмотрите, какой прекрасный букет получился!Это результат нашей работы. Поместим его в «ВАЗУ ДОБРА» ведь на протяжении всего урока вы были доброжелательны друг к другу. В вазе больше зеленых листочков и это говорит о том, что вы молодцы!Я до всех не дотянусь, поэтому погладьте себя по головке и скажите «Я молодец!» Спасибо за работу!