СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Введение.
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает, что «школа в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности, рассмотрение предметных знаний и умений, как средства их достижений и развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности». Вместо усвоения всех необходимых знаний, он предлагает научиться их самостоятельно добывать и использовать. Школа должна стремиться развивать качества личности младшего школьника:
Если ученик будет обладать этими указанными свойствами, он будет более уверенно чувствовать себя в современном обществе.
Аннотация проекта.
Проект направлен на организацию образовательного процесса. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские проекты, творческие занятия, олимпиады, конкурсы. Школьники будут учиться принимать решения, помогать друг другу, развивать свои способности и понимать свои потребности. Условиями для реализации проекта станет развитие самостоятельности, творческому мышлению, способности анализировать и делать выводы.
Проект рассчитан на долгосрочную перспективу и охватывает всех учащихся класса.
Новизна проекта заключается во внедрении и использовании в работе педагогических технологий (педагогика сотрудничества, технология развивающего обучения, проблемное обучение, коллективные способы обучения) и в определении путей развития творческих способностей детей для раскрытия их индивидуальности.
Творческие способности не являются врожденными. Они продукт развития. Проблемой развития творческих способностей занимались Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и многие другие. Согласно позиции ученых можно выделить такие творческие способности младших школьников, как творческое мышление, творческое воображение, применение методов организации творческой деятельности.
В основе ФГОС лежит деятельностный подход, предполагающий «определение цели и основного результата образования как воспитание и развитие личности обучающихся, их готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, отвечающих задачам построения российского гражданского общества, требованиям информационного общества и инновационной экономики». Следовательно, проблема развития творческих способностей до сих пор актуальна.
Актуальность данного педагогического проекта.
На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет творчески использовать эти знания в жизни. Способность и готовность к творчеству должно стать чертой личности человека, креативностью (от латинского – «сотворение»). Поэтому в деле воспитания и образования понятие «творчество» обычно связано с понятиями «способности», «развитие», «одарённость».
В творчестве осуществляется самоуважение, самораскрытие личности ребёнка, подъём нравственных и физических сил и стремление отдать любимому делу самое ценное, на что он способен.
Следовательно, творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Стремление к творчеству присуще всем без исключения и моя задача как учителя – развивать творческие силы каждого обучающегося.
Над проектом я работаю уже два года. Мои наблюдения и анализ психолого-педагогических карт учащихся привели меня к исследованию темы «Развитие творческих способностей младших школьников – необходимый компонент социализации личности».
Проблема исследовательского проекта – это противоречие между способностями детей и реально сложившейся практикой обучения.
Объект исследования –развитие творческих способностей с помощью новых идей и условий.
Предмет исследования – нетрадиционные приемы для развития творческих способностей в урочное и во внеурочное время.
Цель проекта– создание условий для развития творческих способностей учащихся, воспитание стремления и настойчивости в достижении поставленных целей.
Гипотеза. При организации процессов обучения и воспитания при решении ряда частных педагогических задач работа будет продуктивной и будет иметь положительную динамику.
При достижении цели проекта надо решить следующие задачи:
Этапы работы над проектом.
I этап - подготовительный: - выявление и оценивание условий для реализации проекта;
- анализ материально-технических, информационных ресурсов для реализации проекта;
- первичная диагностика участников проекта.
II этап – проектировочный:
- определить влияние приемов организации познавательной деятельности учащихся на результативность образовательной деятельности учащихся;
- мониторинг урочной и внеурочной деятельности учащихся;
III – аналитический:
- обработка и анализ полученных результатов;
- оценка использованных диагностик;
- выявление приемов организации познавательной деятельности на результативность обучения;
- выявление целесообразности данной модели в моем классе;
- распространение опыта;
- дальнейшее развитие проекта.
Участники проекта:
Условия реализации проекта.
Заявленное в проекте ресурсное обеспечение развития творческих способностей является достаточным для его реализации:
Уровень собственной квалификации – высшее образование, полученное в Пермском педагогическом университете по специальности «Педагогика и методика начального образования», повышение квалификации по темам : «Урок в системе развивающего обучения» 36 часов, «Проектирование рабочей предметной программы и формирование УУД» 72 часа, «Работа с интерактивной доской и оборудованием Interwrite» 36часов, «Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как условие реализации ООП ОУ в рамках ФГОС» 72 часа.
Реализация проекта.
Для успешной реализации проекта мне потребовалось сменить приоритеты своей работы. Моя задача – изменить условия обучения так, чтобы большинство учащихся училось на уровне своих возможностей и были успешными, в процессе учебы развивались их творческие способности. Для этого я использую:
(Л. С. Выготского, К. Коган, Б. М. Теплова и др.), анализ опыта коллег.
Исходя из выше перечисленного, я выделяю принципы организации творческой деятельности:
Все эти принципы находятся в тесном взаимодействии, дополняют друг друга. Они образуют целостно-ориентированную систему, которая и формирует творческую личность младшего школьника.
Также в своей работе активно использую игры для развития внимания, памяти, мышления, воображения, способности к анализу и к самопроверке.
На уроках целенаправленно использую физкультминутки, которые повышают интерес к изучаемому материалу.
Также применяю технологию дифференцированного обучения, формирующую положительную «Я-концепцию». Одаренные дети, решая задачи повышенной трудности, самоутверждаются в классе. Учащиеся, менее одаренные, решая здания несложного уровня, забывают про комплекс неполноценности.
Применение мною технологии коллективного обучения способствует организации взаимопроверки. Данная технология разработана Г. Ривиным и его учениками и имеет различные названия – «организованный диалог», «сочетательный диалог», коллективный способ обучения (КСО)», «работа в парах сменного состава».
Применение информационных технологий способствует повышению мотивации к обучению, расширению представления об окружающей действительности, формированию навыков самоконтроля. Проводимые мною виртуальные экскурсии по различным уголкам России заинтересовали учащихся, наполнили положительными эмоциями. Интернет можно превратить в развивающую и образовательную среду.
Родители как участники проекта
Целью сотрудничества учителя и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.
Задачами сотрудничества являются:
• усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей;
• гуманизация взаимоотношений семьи и классного коллектива;
• развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;
• освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;
• оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы.
Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):
• непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;
• развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.;
Качественный и количественный анализ результатов реализации проекта.
Анализ результатов провела с использованием различных методик:
Школьный уровень – Пед.совет: Фрагмент открытого урока по литературе. (Актуализация знаний.)
Муниципальный уровень – Мастер-класс: Использование в ОП СОТ: документ-камеры и цифрового микроскопа.
Зональный семинар-практикум «Информационная среда школы XXI века» Урок «Дикие и домашние животные».
Семинар-практикум «Основы работы с учебно-лабораторным оборудованием».
Семинар «Организация контрольно-оценочной деятельности в начальной школе»
Всероссийский уровень – создание собственного сайта, публикации методических разработок.
Показатели эффективности проводимых изменений:
1 группа – прямые показатели, которые можно измерить. К ним относятся результаты мониторинга, качество образования, степень удовлетворенности участников проекта, оценка активности и эмоционального состояния учащихся.
2 группа – косвенные показатели, их сложно измерить, они проявятся с отсроченным эффектом. Это и успешность при обучении в выпускном 4 классе, применение образовательных технологий, востребованность педагогического опыта.
Формы предоставления результатов:
- Персональный сайт.
Дальнейшее развитие проекта.
В дальнейшем необходимо систематизировать полученные результаты проекта и организовать методологический семинар по распространению опыта в формировании творческих способностей младших школьников.
Реализация проекта позволит также увеличить количество учащихся, активно участвующих в конкурсах и олимпиадах; повысить мотивацию и качество обучения.
Ожидаемые результаты педагогического проекта.
Педагогические технологии
Проблемное обучение
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр
Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
Информационно-коммуникационные технологии
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Здоровьесберегающие технологии
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Систему инновационной оценки «портфолио»
Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
В ходе реализации проекта учащиеся улучшат свои способности и научатся:
Календарный план.
Задача |
Мероприятие |
Предполагаемый результат |
Изучение опыта работы педагогов и психолого-педагогическую литературу по данному направлению работы. |
Посещение библиотек, выбор методической литературы, повышение квалификации, самообразование. |
Владение теоретическими знаниями, нахождение эффективных способов для реализации проекта. |
Выявить педагогические условия реализации развивающего обучения. |
Разработка программы для исследовательской деятельности учащихся. Внедрение приемов развивающего обучения. |
Защита программы на методическом совете школы. Мониторинг знаний, качества и успеваемости учащихся. |
Разработка комплекса задач, подборка и апробация системы приемов, развивающих творческие способности учащихся. |
Урочная и внеурочная деятельность |
Участие учащихся в различных конкурсах, олимпиадах. Умение учащихся использовать приемы логического мышления, коммуникабельность, пополнение словарного запаса. |
Проверить эффективность средств на практике. |
Уроки, мероприятия с использованием современных технологий. |
Публикации в методических изданиях. Персональный сайт. Мониторинг учебно-познавательных интересов школьников. |
Анализ и обобщение полученных результатов в ходе реализации проекта. |
Мониторинг диагностик и методик. |
Положительная динамика |
Творческая деятельность доступна только человеку. Есть великая «формула» приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и, наконец, открыть истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь.
Литература.