СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект"Приобщение детей к творчеству через активные учебные технологии"

Создан: 17.08.2017 12:51

Введение.

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает, что «школа в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности, рассмотрение предметных знаний и умений, как средства их достижений и развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности». Вместо усвоения всех необходимых знаний, он предлагает научиться их самостоятельно добывать и использовать. Школа должна стремиться развивать качества личности младшего школьника:

  • владение универсальными способами деятельности
  • владение коммуникативными навыками
  • навыками коллективного труда
  • способность к самообразованию
  • воспитанность.

Если ученик будет обладать этими указанными свойствами, он будет более уверенно чувствовать себя в современном обществе.

Аннотация проекта.

Проект направлен на организацию образовательного процесса. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские проекты, творческие занятия, олимпиады, конкурсы. Школьники будут учиться принимать решения, помогать друг другу, развивать свои способности и понимать свои потребности. Условиями для реализации проекта станет развитие самостоятельности, творческому мышлению, способности анализировать и делать выводы.

Проект рассчитан на долгосрочную перспективу и охватывает всех учащихся класса.

Новизна проекта заключается во внедрении и использовании в работе педагогических технологий (педагогика сотрудничества, технология развивающего обучения, проблемное обучение, коллективные способы обучения) и в определении путей развития творческих способностей детей для раскрытия их индивидуальности.

Творческие способности не являются врожденными. Они продукт развития. Проблемой развития творческих способностей занимались Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и многие другие. Согласно позиции ученых можно выделить такие творческие способности младших школьников, как творческое мышление, творческое воображение, применение методов организации творческой деятельности.

В основе ФГОС лежит деятельностный подход, предполагающий «определение цели и основного результата образования как воспитание и развитие личности обучающихся, их готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, отвечающих задачам построения российского гражданского общества, требованиям информационного общества и инновационной экономики». Следовательно, проблема развития творческих способностей до сих пор актуальна.

Актуальность данного педагогического проекта.

На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет творчески использовать эти знания в жизни. Способность и готовность к творчеству должно стать чертой личности человека, креативностью (от латинского – «сотворение»). Поэтому в деле воспитания и образования понятие «творчество» обычно связано с понятиями «способности», «развитие», «одарённость».

В творчестве осуществляется самоуважение, самораскрытие личности ребёнка, подъём нравственных и физических сил и стремление отдать любимому делу самое ценное, на что он способен.

Следовательно, творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Стремление к творчеству присуще всем без исключения и моя задача как учителя – развивать творческие силы каждого обучающегося.

Над проектом я работаю уже два года. Мои наблюдения и анализ психолого-педагогических карт учащихся привели меня к исследованию темы «Развитие творческих способностей младших школьников – необходимый компонент социализации личности».

Проблема исследовательского проекта – это противоречие между способностями детей и реально сложившейся практикой обучения.

Объект исследования –развитие творческих способностей с помощью новых идей и условий.

Предмет исследования – нетрадиционные приемы для развития творческих способностей в урочное и во внеурочное время.

Цель проекта– создание условий для развития творческих способностей учащихся, воспитание стремления и настойчивости в достижении поставленных целей.

Гипотеза. При организации процессов обучения и воспитания при решении ряда частных педагогических задач работа будет продуктивной и будет иметь положительную динамику.

При достижении цели проекта надо решить следующие задачи:

  1. изучить психолого-педагогическую литературу и опыт работы педагогов;
  2. создать педагогические условия для эффективной реализации обучения;
  3. подобрать и активно использовать приемы для развития творческих способностей школьников;
  4. проверить эффективность приемов и средств на практике;
  5. анализ и обобщение полученных результатов по ходу реализации проекта.

Этапы работы над проектом.

I этап - подготовительный: - выявление и оценивание условий для реализации проекта;

- анализ материально-технических, информационных ресурсов для реализации проекта;

- первичная диагностика участников проекта.

II этап – проектировочный:

- определить влияние приемов организации познавательной деятельности учащихся на результативность образовательной деятельности учащихся;

- мониторинг урочной и внеурочной деятельности учащихся;

III – аналитический:

- обработка и анализ полученных результатов;

- оценка использованных диагностик;

- выявление приемов организации познавательной деятельности на результативность обучения;

- выявление целесообразности данной модели в моем классе;

- распространение опыта;

- дальнейшее развитие проекта.

Участники проекта:

  • Учащиеся
  • Родители

Условия реализации проекта.

Заявленное в проекте ресурсное обеспечение развития творческих способностей является достаточным для его реализации:

Уровень собственной квалификации – высшее образование, полученное в Пермском педагогическом университете по специальности «Педагогика и методика начального образования», повышение квалификации по темам : «Урок в системе развивающего обучения» 36 часов, «Проектирование рабочей предметной программы и формирование УУД» 72 часа, «Работа с интерактивной доской и оборудованием Interwrite» 36часов, «Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как условие реализации ООП ОУ в рамках ФГОС» 72 часа.

  1. Освоение мною компьютерных программ, используемых в урочных и во внеурочных занятиях при разработке уроков, внеклассных мероприятий, родительских собраниях.
  2. Составление рабочих программ по предметам на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования. Они направлены на реализацию развития учащихся.
  3. Создание персонального сайта на http://multiurok.ru/zmeika/ для коллег, учеников и родителей.

Реализация проекта.

Для успешной реализации проекта мне потребовалось сменить приоритеты своей работы. Моя задача – изменить условия обучения так, чтобы большинство учащихся училось на уровне своих возможностей и были успешными, в процессе учебы развивались их творческие способности. Для этого я использую:

  • Приемы организации познавательной деятельности на уроках (поисковая деятельность, наблюдения, обобщение материала);
  • Личностно-ориентированный подход для развития индивидуальных качеств, способностей, возможностей каждого учащегося.
  • Обобщение и конкретизация исследований психологов и педагогов

(Л. С. Выготского, К. Коган, Б. М. Теплова и др.), анализ опыта коллег.

Исходя из выше перечисленного, я выделяю принципы организации творческой деятельности:

  1. Ребенок - это личность, и надо принимать его таким, какой он есть.
  2. Восхищение идеями, мыслями и поделками каждого ребенка и организация выставки работ на уроках технологии и изобразительного искусства.
  3. Психологическая свобода школьника развивает воображение, фантазию, самостоятельность. Задания развивающего характера ученики выполняют и в классе и дома: написание сочинений, сказок, стихов, придумывание загадок, игр, считалок и т.д.
  4. Развитие самооценки и её повышение.

Все эти принципы находятся в тесном взаимодействии, дополняют друг друга. Они образуют целостно-ориентированную систему, которая и формирует творческую личность младшего школьника.

Также в своей работе активно использую игры для развития внимания, памяти, мышления, воображения, способности к анализу и к самопроверке.

На уроках целенаправленно использую физкультминутки, которые повышают интерес к изучаемому материалу.

Также применяю технологию дифференцированного обучения, формирующую положительную «Я-концепцию». Одаренные дети, решая задачи повышенной трудности, самоутверждаются в классе. Учащиеся, менее одаренные, решая здания несложного уровня, забывают про комплекс неполноценности.

Применение мною технологии коллективного обучения способствует организации взаимопроверки. Данная технология разработана Г. Ривиным и его учениками и имеет различные названия – «организованный диалог», «сочетательный диалог», коллективный способ обучения (КСО)», «работа в парах сменного состава».

Применение информационных технологий способствует повышению мотивации к обучению, расширению представления об окружающей действительности, формированию навыков самоконтроля. Проводимые мною виртуальные экскурсии по различным уголкам России заинтересовали учащихся, наполнили положительными эмоциями. Интернет можно превратить в развивающую и образовательную среду.

Родители как участники проекта

Целью сотрудничества учителя и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.

Задачами сотрудничества являются:

• усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей;

• гуманизация взаимоотношений семьи и классного коллектива;

• развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;

• освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;

• оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы.

Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):

• непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;

• развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.;

Качественный и количественный анализ результатов реализации проекта.

Анализ результатов провела с использованием различных методик:

  1. Методика «Мотивы учебной деятельности». Исследовав результаты, можно сделать следующий вывод: в начале учебного года наблюдается положительная внеучебная (50 %) и игровая (50%) мотивация. К концу учебного года наблюдается учебная мотивация у 50%, положительная внеучебная у 33 % и игровая мотивация у 17 % учащихся.
  2. Мониторинг успеваемости, диаграмм и таблиц организации работы с классом.
  3. Мониторинг уровня мотивации в урочной и внеурочной деятельности отслеживаю ежегодно, взаимодействуя со школьным психологом.
  4. Активное участие во Всероссийских конкурсах и олимпиадах по различным направлениям. («Русский медвежонок» региональный, Международный конкурс «Кенгуру», «Золотое руно», всероссийский «ФГОС тест»)
  5. Делюсь своим опытом с коллегами на различных уровнях:

Школьный уровень – Пед.совет: Фрагмент открытого урока по литературе. (Актуализация знаний.)

Муниципальный уровень – Мастер-класс: Использование в ОП СОТ: документ-камеры и цифрового микроскопа.

Зональный семинар-практикум «Информационная среда школы XXI века» Урок «Дикие и домашние животные».

Семинар-практикум «Основы работы с учебно-лабораторным оборудованием».

Семинар «Организация контрольно-оценочной деятельности в начальной школе»

Всероссийский уровень – создание собственного сайта, публикации методических разработок.

Показатели эффективности проводимых изменений:

1 группа – прямые показатели, которые можно измерить. К ним относятся результаты мониторинга, качество образования, степень удовлетворенности участников проекта, оценка активности и эмоционального состояния учащихся.

2 группа – косвенные показатели, их сложно измерить, они проявятся с отсроченным эффектом. Это и успешность при обучении в выпускном 4 классе, применение образовательных технологий, востребованность педагогического опыта.

Формы предоставления результатов:

  • Итоговый отчёт результативности учебной деятельности учащихся;
  • Анализ внеурочной деятельности;
  • Статьи в интернет-изданиях;
  • Выступления на педагогическом совете школы, методическом объединении учителей начальных классов школы;

- Персональный сайт.

Дальнейшее развитие проекта.

В дальнейшем необходимо систематизировать полученные результаты проекта и организовать методологический семинар по распространению опыта в формировании творческих способностей младших школьников.

Реализация проекта позволит также увеличить количество учащихся, активно участвующих в конкурсах и олимпиадах; повысить мотивацию и качество обучения.

Ожидаемые результаты педагогического проекта.

Педагогические технологии

Проблемное обучение

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Информационно-коммуникационные технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Систему инновационной оценки «портфолио»

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

В ходе реализации проекта учащиеся улучшат свои способности и научатся:

  • Самостоятельно находить пути решения проблем;
  • Расширять кругозор и развивать интеллект;
  • Анализировать, сравнивать и обобщать;
  • Высказывать своё мнение;
  • Самостоятельно работать с информацией;
  • Работать в группе, проявлять коммуникативные умения.

Календарный план.

Задача

Мероприятие

Предполагаемый результат

Изучение опыта работы педагогов и психолого-педагогическую литературу по данному направлению работы.

Посещение библиотек, выбор методической литературы, повышение квалификации, самообразование.

Владение теоретическими знаниями, нахождение эффективных способов для реализации проекта.

Выявить педагогические условия реализации развивающего обучения.

Разработка программы для исследовательской деятельности учащихся. Внедрение приемов развивающего обучения.

Защита программы на методическом совете школы.

Мониторинг знаний, качества и успеваемости учащихся.

Разработка комплекса задач, подборка и апробация системы приемов, развивающих творческие способности учащихся.

Урочная и внеурочная деятельность

Участие учащихся в различных конкурсах, олимпиадах.

Умение учащихся использовать приемы логического мышления, коммуникабельность, пополнение словарного запаса.

Проверить эффективность средств на практике.

Уроки, мероприятия с использованием современных технологий.

Публикации в методических изданиях.

Персональный сайт.

Мониторинг учебно-познавательных интересов школьников.

Анализ и обобщение полученных результатов в ходе реализации проекта.

Мониторинг диагностик и методик.

Положительная динамика

Творческая деятельность доступна только человеку. Есть великая «формула» приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и, наконец, открыть истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь.

Литература.

  1. Выготский Л.С. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 2011 г.
  2. Туник Е.Е. «Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство», 2008г.
  3. Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. – СПб., АОЗТ «Интерс», 2005.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
  5. Давыдов В.В. «Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы» - М.,2010 г.
  6. Васильев В. «Проектно – исследовательская технология: развитие мотивации», Народное образование, Москва, 2000г, №9.
  7. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. «Исследовательская деятельность младших школьников» - Учитель, Волгоград, 2008г
  8. Максимова С.И. «Вопросы формирования творческой личности ребенка в теории и практике семейного воспитания конца XIX – начала XX века» // Одаренный ребенок.- 2006.- № 2.- С. 9-13.
  9. Жукова Т.М. «Развитие человека есть развитие его способностей» // Одаренный ребенок.- 2006.- № 1.- С. 46-51.
  10. Ушачев В.П. «Обучение основам творческой деятельности»: Учеб.пособие. - Магнитогорск, 1991. - 55 с.
  11. Унт И.Э. «Индивидуализация и дифференциация обучения». - М.: Педагогика, 2009. - 192 с.
  12. Сидорчук Т.А. «Формирование креативности личности на начальном этапе ее становления на основе системы творческих заданий»: Дис. канд. пед. наук. - М., 2010. - 150 с

Пока нет фотографий в альбоме

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!