СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Празднование Сагаалгана. Обряд "Золгохо"

Создан: 23.01.2018 10:40

Традиции гостеприимства бурят Гостеприимство у бурят – не только яркое проявление традиционных норм поведения и морали, но и общая черта национального характера, формировавшаяся на протяжении многих веков.

Собираясь в гости, буряты тщательно готовились, собирали подарки, готовили праздничную одежду. Так как не всегда была возможность предупредить о визите, часто приезд гостей был неожиданным, но в каждом бурятском доме к нему были готовы. Если о приезде гостей сообщалось заранее, хозяева выезжали их встречать на границу своих родовых владений, где устраивали прием, после чего процессия приезжала в дом.

В старину у бурят было принято угощать любого гостя, зашедшего в дом. На стол ставились в первую очередь молочные блюда – сметана, творог, пенки, саламат («белая пища» - олицетворяющая своим цветом все доброе, светлое в жизни), позже – хлеб, печенье, чашки с чаем и молоком, которые подавались в руки гостя. Подавать чай и тарелку следовало стоя, обеими руками или правой рукой («рукой благодати»), поддерживая ее левой. Затем хозяева жестом приглашали гостя отведать пищу, повернув кисти рук ладонями вверх. Старший из гостей брал кусочек масла и бросал его в огонь, затем то же самое делали остальные, отдавая дань божествам домашнего очага. За столом садились по старшинству. Самых почетных гостей усаживали с северной стороны, напротив двери. Только после угощения переходили к разговорам о делах. Почетным гостям предлагали лучшие национальные блюда: баранью голову, лопатку, крестец, грудину, печень, подсушенные пенки «урум».

Чтобы показать отсутствие враждебности, гость должен был оставить оружие и плеть во дворе. Нож должен был свисать с ремня свободно, не прятаться в складках одежды. Если гость приходил ненадолго, он не снимал головного убора. Неуважением к хозяину считались незастегнутые пуговицы.

Гостей усаживали в почетном углу юрты по старшинству и потчевали всем, чем были богаты хозяева. При этом на угощения и подарки не скупились. Для гостя специально закалывали барана и готовили самые вкусные блюда. Угощали гостей в соответствии с их общественным положением, возрастом, степенью родства. Для этого исполнялся особый ритуал. Голова барана ("тooлэй") подавалась за столом самому почетному гостю, а другим гостям подносили лопатку ("дала"), бедренную кость ("можо сэмгэн"), два нижних больших ребра ("ундэр хабhан"), плечевую кость ("адхаал"). Ближайшего родственника угощали аортой ("голто зурхэн") вместе с сердцем. К числу лучших угощений для гостей-родственников относились баранья грудинка ("yбсyyн"), бараний крестец ("ууса"), спинной позвонок ("hээр"), толстая кишка ("хошхоног"). При забое животного и угощении гостей обязательно приготовлялась кровяная колбаса ("шуhан") в разных вариантах. В зимнее время особенно лакомыми считались сырые печенка ("эльгэн"), почки ("бooрэ") и брюшной жир коня ("арбин").

Чай

Особое место за столом и в жизни бурятского народа занимал чай. Чай - это священный напиток, его употребление - это один из элементов культуры. С чаем связана особая церемония и особый этикет. Пиалой чая встречали и провожали гостей. При этом обязательно произносили благопожелания. Чай дарили в дорогу. Плитками чая устилали путь, по которому шли святые перерожденцы. В церковной жизни при монастыре, в жизни каждого монаха чай имел особое значение. Каждый хурал, любая служба не обходятся без чая. В каждом дацане имеются помещения для приготовления чая, назначается специальный человек, готовящий чай. На всех службах монахи дружно читали молитву, связанную с чаем. Без этой молитвы монахи никогда не пьют чай. Дарение чая - это знак особого уважения. Чай являлся и своего рода денежной единицей и показателем состоятельности человека. Чай пили зеленый с молоком. Если же чай подавали без молока, значит хозяин обеднел. Чай пили только из пиал, имевших особую форму. Они были плоскими, для того, чтобы их удобно было носить в бурятской одежде. Пиалу оборачивали тканью, шелком. Наливали чай таким образом, чтобы он, разливаясь по пиале, делал круговорот по солнцу, образуя воронкообразную поверхность. Наливали не до краев, отступая от края на высоту ячменного зерна. Этот уровень считался самым приемлемым. После того, как чай был налит, пиала подавалась гостю или ставилась на стол. Если гость мужчина, ему подавали правой рукой, а женщине - левой. Это были знаки уважения. Пить чай следовало, держа пиалу всеми пятью пальцами, что бы она согревала все пальцы руки, от которых идет живительное тепло по всему телу. Пиала делалась в основном из корневища березы, естественный рисунок которого покрывали специальным лаком, иногда пиалу украшали серебром или золотом. Приготовлением чая занимались женщины. Вкус чая был разным в зависимости от того, как варят чай, его состава, соотношения молока, заварки, воды и, конечно, мастерства хозяйки. Но поскольку чай был особым продуктом в церемонии встречи гостей, то и готовили его специальным образом. Чай становился вкуснее, если его долго размешивали. По особым случаям бурятские женщины варили чай в котле, размешивая, переливая из половника в котел тысячу раз. При этом читали мантры, чаще мантру Авалокитешвары: "Ом мани падме хум". После такого приготовления чай приобретал чудесный аромат и вкус.

В каждом районе чай готовили по своему. Есть районы, где при приготовлении чая добавляется масло и даже мясо. В Окинском районе поджаривали на животном жире ячменную муку и добавляли в чай с молоком. Такой чай можно сгущать до нужной концентрации и он становился больше похожим на кашу, чем на чай. Он очень питателен и может заменить пищу.

Тарасун

За столом употребляли и молочное вино - тарасун. С этим тоже был связанопределенный ритуал. Хозяин, налив в пиалу тарасун, подавал его самому почетному гостю правой рукой, поддерживая ее за локоть левой рукой, что символизировало подношение от чистого сердца. При этом он произносил благопожелание. Гость, также приняв пиалу правой рукой, которую он за локоть придерживал левой рукой, что символизировало принятие подношения от сердца к сердцу, сначала отдавал дань ("брызгал") богам и очагу дома, после этого произносил благопожелание и выпивал тарасун. Затем он снова наливал тарасун в пиалу и в том же порядке подавал хозяину. Этот акт символизировал полное доверие, единение, дружбу, родственную связь, под знаком которого проходило все дальнейшее застолье и визит гостей. Далее хозяин таким образом отмечал всех гостей.

Бытовал и другой обычай - "духаряан", когда все присутствующие в порядке по ходу солнца поочередно принимали чашу, произносили благопожелания и отпивали немного из общей чаши.

Если гости были до того не знакомы хозяевам, их все равно принимали с подобающим уважением. В этом проявлялась мудрость народа, живущего в суровых природных условиях, когда приезд гостя мог быть связан с происшествиями, случившимися в дороге, но мог быть и следствием других, очень важных для хозяев причин, которых они не знали.

Благопожелания и подарки

Все застолье сопровождалось благопожеланиями - юролами, когда и гости и хозяева произносили хвалебные речи, желали друг другу, благополучия, здоровья, богатства, детей и многого другого, что имело особую ценность в жизни кочевников. Часто юролы исполнялись очень искусно, а люди, которые достигали в искусстве благопожеланий успехов, пользовались почетом и уважением. При этом считалось неприличным спрашивать гостей о цели визита. Если гость считал это нужным, он рассказывал об этом сам. Но при этом обязательным правилом было осведомиться о том, как живут ближние и дальние родственники и пожелать им благополучия.

Особым было отношение к подаркам. Считалось неприличным ложно или тем более всерьез отказываться от дара. На этот счет до сих пор у бурят бытует поговорка: "Рука, протянутая с подарком, обратно с подарком не возвращается". Независимо от того, понравился или не понравился подарок, его следовало принять с благодарностью, но при этом и самому не остаться в долгу.

Гость мог задержаться столько, сколько считал нужным. И все это время хозяева должны были его одарять вниманием, кормить и поить.

Хадак — символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского и радушного отношения, а также сострадания.

Белый хадак — символ изначальной чистоты, чистых помыслов. Белый цвет у бурят обладает особой сакральностью. Это цвет святости, благополучия. Синий хадак обозначает Вечное синее небо у монголов и бурят, его подносят Будде и божествам. символ гармонии, согласия и спокойствия. Он воплощение доброты, верности, бесконечности, расположения. Этот цвет также символ мужского начала. Жёлтый хадак — символ плодородия, умножения и достатка, постоянства и неизменности, тепла, жизни (жёлтый – цвет веры, процветания Учения Будды). Красный хадак — символ сохранности и безопасности, а также притягивает все благие качества. Красный – цвет власти и величия. Этому цвету приписываются и целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству.Символ домашнего очага. Зелёный хадак — символ цветущей земли, благой активности, плодородия, пробуждения и устранения любых препятствий. Зелёным цветом буряты обозначали мать-землю. Символ роста и процветания.

Обряд «Золгох»

Одним из важнейших элементов Сагаалгана является ритуал «Золгохо» или «Золголго». Среди бурят он известен еще как «Золгохо еhо» или ритуал проздравления с праздником Белого месяца. Суть его заключается в особом отношении к поздравлению, когда это не просто формальность, а ритуал, где мы проявляем уважение к близким, родственникам, желаем им успешного вхождения в новый годовой жизненный цикл. Эти поздравления индивидуальны и идут в определенной логической последовательности. Поздравляют друг друга по старшинству и по степени родства, т.е. тех, кто старше - в первую очередь, и так далее по нисходящей. Младшие поздравляют старших, а ни в коем случае наоборот. Дети по очереди поздравляют отца, затем мать, а потом младшие дети старших братьев и сестер. Муж и жена по отношению друг к другу не проводят такой ритуал. Поздравляющий начинает ритуал со слова «Золгое», тем самым подавая своеобразную «команду» о начале ритуала и обращая на себя внимание старшего, которому адресовано поздравление. Тот, в свою очередь, протягивает обе руки на уровне груди и от груди на расстоянии 30-40 см. После этого поздравитель подходит лицом к старшему, под его руки подставляет свои, и как бы поддерживает старшего по возрасту. Одновременно младший подставляет по очереди обе щеки к щекам старшего (практикуется не везде). У агинских бурят ритуал дополняется еще одной деталью: младший подходит к старшему, держа на вытянутых руках хадак, возлагает его на кисти протянутых рук старшего, тот возвращает его, перекладывая на кисть правой руки младшего, и лишь после этого оба совершают «Золгохо». Женщины получали не хадак, а платок, и при совершении обряда, в отличие от мужчин, не снимали головные уборы, а обшлага их рукавов приспущены. Затем происходит трудиционный диалог между ними. Например:

Поздравитель: «Мэндэ амар!» (приветствие) или «Сайн байна гу? (Как поживаете?, досл. «Насколько хорошо?»

Старший (Утвердительный ответ): «Мэндэ амар. Сайн байна» (зд. «Хорошо»).

Поздравитель: «Шэнэ жэлдэ hайн орожо байна гу? (досл. «Как в новом году?»).

Старший: «Шэнэ жэлдэ hайн орожо байна» (досл. «Хорошо в новом году).

После этого поздравитель часто дарит подарок. Поэтому он заранее знает, кого он будет поздравлять из родственников. Ритуал «Золгохо» каждый человек лично проводит в первую очередь в кругу семьи и близких родственников. Но данный ритуал распространяется не только на родственников, но и на всех, кто старше вас и кому вы желаете счастья в наступившем году.

Ритуал «Золгохо» начинают проводить с первого дня Сагаалгана (так называемый «Шэнын нэгэн» - досл. «Новый первый») в течение последующих несколько дней. «Золгохо» также выражает идею преемственности поколений: когда младший протягивает руки ладонями вверх, тем самым он выражает готовность воспринять от старшего его опыт, знания и мастерство. А старший, в свою очередь, на протянутые к нему руки возлагает свои, ладонями вниз, показывая свою открытость. Этот жест означает также и то, что младший по возрасту всегда опора и поддержка старших.

Поле проведения ритуала поздравления «Золгохо» все родственники и гости садятся за праздничный стол, угощают друг друга теми традиционными блюдами, которые готовят накануне, т.е. в «Бутуу удэр» (день, который завершает старый год). Перед уходом родственников и гостей хозяева дома обязательно дарят каждому подарок, так называемый «Сагаан сарын бэлэг» («Подарок на Белый месяц»). Что касается подарков, то близким родственникам, таким как родители, родные братья и сестры, делают более существенные подарки, например, преподносят одежду или обувь. Сейчас очень популярны подарки в виде платка, полотенца с печеньем и конфетами или пачкой хорошего чая. Современные условия предлагают большой выбор подарков, в том числе и посуду. Но нужно помнить, что не принято дарить пустую посуду, надо в этом случае обязательно положить что-то из еды, например конфету (а можно монету). Это означает, что не прервется пополнение добра, богатства.

Сагаалганай үедэ хадагаар золгохо ёһо заншалаа зүбөөр хэрэглэел!

“Хадаг” гэһэн үгэмнай түбэд үндэһэтэй, “тэнгэри” гэһэн удхатай юм. Буряад-монгол зоной бэлэгэй дээдын бэлэг, хүндэлэл ёһололой эгээл дээдын тэмдэг гэжэ хадагаа нэрлэдэг. Эгээл ехээр хүндэлһэн хүндөө хадагуудые баридаг гээшэбди. Будда бурханай номнол һургаалай дэлгэрэн таража эхилхэдэ, хадаг бии болоһон түүхэтэй.

Хадагые яажа бүтээдэг бэ гэбэл, торгон миндаһан утаһаар нэхэжэ хэдэг юм. Хадаг бүхэн өөрын нэрэтэй, хээтэй, үнгэтэй байдаг.

Эгээл багань һэблиг хадаг гэжэ нэрэтэй. 60 сантиметрһээ 1 метр хүрэтэр утатай. Юрын хадаг 1-һээ 1,5 метр хүрэтэр утатай, аюуша хадаг 2-һоо 4 метр хүрэтэр ута юм.

Хээгээрээ яагаад илгардаг бэ гэбэл, алхан хээтэй, найман тахилтай, түмэн үлзытэй байдаг. Түмэн үлзытэйнь хас тэмдэгшүү, тиин дотороо 3-4 янзын байжа магад: бүтүү утаһан хээтэй, набшаһан хээтэй, сэсэгшүү хээтэй.

Үнгын талаар иимэ илгаралтай: хүхэ, сагаан, шара, ногоон, улаан. Юрэнхыдөө һолонгын 7 үнгые холисолдуулан хэһэн байжа магад. Хүхэ үнгэтэй хадаг илангаяа дэлгэрэнги. Сагаалганай үедэ, хүүгэдээ айл болгоходоо, бусад ниитын найр нааданай үедэ хүхэ хадагаар аба, эжыгээ, түрэл гаралаа, хүндэтэй танилнуудаа, нүхэдөө золгодог ушартай. Хүндэтэй номын Багшадаа сагаан хадаг баридаг.

Юрэнхыдөө хадаг барюулха хүнтнай ямар тушаал зиндаатайб, ямар аша габьяатайб, дүтын гү, али холын гү, ниитын, хубиин ажабайдалда ямар удхатай ажал ябуулнаб – иимэл харааһаа бодомжолон, хадагаа шэлэжэ абадаг гээшэ. Тиихэдэ утын хэмжээн, хээ, үнгэ хараада абтана бшуу.

Хадаг бариха ёһо. Хадагаа дундуурнь утаашань нугалхада, ама гараһан талыень нюур тала гэдэг, хоёр альган дээрээ тааруулан табижа, бариха хүн руугаа нюурта талыень харуулжа, эрхы хургаараа дээрэһээнь даража баряад, үреэлэй үгэ хэлэжэ, барижа золгодог. Аманиинь юун гэһэн удхатайб гэбэл, амандаа хэшэгтэй, олоһон олзотнай олзо боложо, дүүрэн жаргалтай ябахые хүсэнэб гэһэн тэмдэг мүн.

Хадагые мүнгэтэй, һүтэй аягатай, бусад бэлэгтэй хамта барижа золгодог.

Мүнгэн гээшэмнай баһал зүб, буруу талатай байдаг. Зүб талань хадаа дотор талань болоно. Шүбгэ мэтэ хурса оройтой ордонтой талань бэшэ, харин нүгөөдэ талань болоно. Мүнгэнэй дотор талые дээшэнь харуулаад, толгой талыень баруун гарайнгаа эрхы хургаар дараад, хадагтайгаар золгодог гээшэ. Хадаг барихадаа, хүнэй гар дээрэ, гарай шэлбэ дээрэ тохожо, табижа болохогүй. Гарайнь альган дээрэ зүб мүрөөр барюулха ёһотой. Мүн лэ хүзүүн дээрэнь табижа болохогүй.

Хадаг абаха ёһо. Хадаг абажа байһан хүн хадаг барижа байһан хүнэй үреэлэй үгэ бултыень шагнажа, хоёр гарайнгаа альгые дэлгээгээд, эрхы хургаяа ёдойлгон, хадагыень хүлеэн абадаг. Харюугай үреэл хэлэхэ гээ һаа, хадагаа гар дээрээ эрьюулжэ, аман талаарнь тэрэ хүн тээшээ харуулаад, үреэлээ хэлэдэг. Эндэ онсо ажаглахаар юумэн гэхэдэ, хадаг барижа, хадаг абажа байһан хүнүүд орой соорхой байдаггүй, толгойдоо малгайтай байха ёһотой.

Хадагаа хүлеэжэ абаад, зүүн гар дээрээ баруун гараараа нугалжа эбхээд, үбэртэлдэг. Энэ хадаа дээдын бэлэгые ёһолон хүндэлжэ абаһанай тэмдэг гээшэ. Хадагые ганса гараараа дундаһаань шүүрэн абадаггүй. Хадаг абаад, иишэ тиишэнь табидаггүй, харин эгээл хүндэтэй дээрэ, сарюун сэбэр газарта табидаг. Зарим хүн хадаг барюулхадань, хүзүүндээ үлгэдэг. Иимэ ёһо буруу, анхан сагһаа Буряад-Монголдо иимэ гурим байгаагүй юм.

Урда сагта хадагай үсөөн байхада, бэе бэедээ дамжуулан, хүндэ ямбатай хүнүүдээ илган хүндэлжэ ябаһан саг байгаа. Юрэнхыдөө хадаг гээшэ алта мүнгэнһөөшье үлүү сэнтэй хүндын тэмдэг байгаа, байһаншье зандаа.

Сагаалганай үедэ хадагаар золгохо ёһо заншалаа зүбөөр хэрэглэжэ сахиял!

Текст Адуушан_ай дуун Табунщик-РП песня песня табунщика 1.Турэл арадайм домогшул, Тургэн гуйдэлтай хулэгни. Сэхэ урагша дуулим оодоржо Сэдьхэлни, баяраар, билтарна. 2.Автомашинар урдамни, Агта хулэгhом хурданар. Омог басаган намай наадалжа, Оншогтой, тургэноор, гуйлгэнэ.

Дапталга: Чуулэ, hиилэ оодороод, Шудэртэй тала дайдада. Хулэг мини гайхалтай байна, Хусэтэй, далитай, болонхой 3.Урид намайе хусоо hаа. Ухаан бодолам абаарай. Омог басаган намда нигэжэ Хэлэhэн, юумэндэл, эмнис гээ!

Турэл арадайм домогшул, Тургэн гуйдэлтай хулэгни. Сэхэ урагша дуулим оодоржо Сэдьхэлни, баяраар, билтарна.

Дабталга: 2 раза

Пока нет фотографий в альбоме

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!