СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Основные направления организации профессионально - трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Азнакаевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад на тему:

«Основные направления организации профессионально - трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»

Учитель: Аетов Р.Р.

2015год

Основные направления организации профессионально-трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Радость труда-могучая воспитательная сила.

В годы детства ребёнок должен глубоко

Пережить это благородное чувство.

В. А. Сухомлинский.

Дети с ОВЗ нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения с самого раннего возраста. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует немало усилий. Поскольку труд является одним из основных факто­ров, способствующих развитию ребенка, работа учителя трудового обучения, нацелена не только на формирование у обучающихся необходимых учебных знаний, умений и навыков, но и на подготовку их к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окру­жении.

Решая важнейшие задачи личностного становления обучающихся, их социальной реабилитации, трудовое обучение занимает одно из центральных мест в общей системе учебно-воспитательной работы специальной (коррекционной) школы. Эффективность трудовой подготовки воспитанников во многом определяется уровнем организации учебного процесса. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в трудовой и познавательной деятельности. Профессионально-трудовое обучение строится с учетом умственных и физических возможностей обучающихся, конечной целью которого является подготовка воспитанников к самостоятельному труду, самостоятельной жизни в обществе, развитие и воспитание личности.

Цель трудового обучения:

Создать условия для формирования необходимых компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленных на максимальное развитие способности к труду, привитие практических навыков устройства быта, социализацию и интеграцию в общество.

Эта цель достигается решением целого ряда задач:

- коррекция недостатков в трудовой деятельности и повышение общего уровня развития обучающихся;

- нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание обучающихся;

- формирование доступных воспитанникам технических и технологических знаний;

- обучение приемам труда по выбранной специальности и формирование профессиональных навыков.

Педагогическая деятельность учителей трудового обучения направлена на развитие социально-трудовой компетенции. Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в профессиональном самоопределении и включает в себя:

  • умение планировать свою деятельность;
  • умение самостоятельно выполнять работу для достижения определённого результата;
  • умение соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы;
  • умение владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
  • владение различными способами контроля и оценки деятельности.

В коррекционной педагогике накоплен значительный опыт работы по трудовому обучению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, который отражается в современных подходах к построению системы профессионально-трудовой подготовки в коррекционной школе. В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что правильно организованное трудовое обучение является эффективным средством коррекции недостатков развития умственной деятельности воспитанников коррекционной школы.

В различных исследованиях рассматриваются: формирование графических навыков как средство коррекции практических трудовых умений у обучающихся с ОВЗ, способности ориентироваться в задании; воспитание самоконтроля в трудовой деятельности воспитанников, а также методические подходы к обучению данной категории детей на уроках труда.

Несмотря на значительные достижения в разработке содержания, методов и организационных форм трудового обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, остаются неразрешенными вопросы преодоления некоторой ограниченности в понимании образовательных потребностей и возможностей этих воспитанников. Определенная ограниченность подходов к трудовому обучению связана с тем, что обучение труду в школах имеет своей целью формирование у обучающихся психологии исполнителя, что не решает проблем социальной реабилитации воспитанников с недоразвитием интеллекта.

Общеобразовательное обучение в коррекционной школе не может обеспечить непосредственного включения обучающихся в производственную среду. Оно служит скорее целям коррекции недостатков общего развития учащегося. Однако, не смотря на узость и элементарность общеобразовательного обучения, оно может и должно отвечать целям подготовки обучающихся к труду.

В существующих методиках трудового обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья особое внимание уделяется формированию технических знаний и профессиональных навыков. Многие годы пути реализации этих задач на практике остаются проблематичными и недостаточно разработаны. Сегодня многие учителя в школах применяют инновационные методы обучения, но при этом многие забывают, что инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Анализируя состояние действующей системы трудового, обучения с целью повышения эффективности, считают, что успешность обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья определяется в первую очередь психическим развитием обучаемого. Установлено, что умственное развитие воспитанников с ОВЗ, протекает также как и у нормальных детей. В настоящее время можно утверждать, что умственное развитие детей - олигофренов, при всем его своеобразии, протекает по тем же основным закономерностям, что и развитие нормального ребенка. Главным психическими качествами личности в процессе обучения являются: внимание, восприятие, память и мышление.

Правильно организованное трудовое обучение- это не только эффективное средство коррекции недостатков развития умственной деятельности обучающихся, но и одно из ведущих средств учебно-воспитательной работы, направленное на решение задачи их социальной реабилитации и адаптации.

Трудовое обучение в нашей школе имеет две образовательные ступени:

1 ступень- 1-4 классы «Трудовое обучение»

2 ступень- 5-9 классы «Профессиональное трудовое обучение»

Профессиональное трудовое обучение в нашей школе проводится по двум профилям: швейное дело и столярное дело.

В своей работе я опираются на ряд дидактических принципов воспитания и обучения, и, в частности, на соответствие содержания и методов обучения психофизическим особенностям детей, на зону ближайшего развития. Огромную роль играет рациональное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения, учитывающих индивидуальное и речевое развитие каждого ребенка.

В ходе проведения уроков я анализируют и применяют опыт других педагогов, а также разрабатывают и используют на своих уроках разнообразные методы и приёмы обучения, способствующие реализации основных аспектов трудового обучения. Уделяется огромное внимание формированию положительной мотивации к учению при помощи творческих заданий, бесед, игровых моментов, создания проблемных ситуаций. Создание устойчивой мотивации, которая была бы адекватна поставленной задаче, является одним из основных условий, обеспечивающих успешность обучения и воспитания обучающегося, реализацию его умственных и физических возможностей. Одним из важнейших путей, способствующих повышению мотивации учебной и трудовой видов деятельности у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, может быть создание таких условий, которые позволяют обучающимся получать удовлетворение от выполняемой ими деятельности. Для формирования терминологической базы используются кроссворды, тестовые задания, технологические карты. На уроках профессионального трудового обучения большое внимание уделяю элементам здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье. На каждом уроке проводятся физминутки, гимнастика для глаз, пальцев рук, большое внимание уделяется технике безопасности, особенно при работе с инструментами с электроинструментами и на станках. Большое внимание уделяется нормированию заданий, для недопущения перегрузок. Обращается особое внимание на объем и сложность учебного материала. В ходе урока в зависимости от его содержания я пытаюсь решать следующие профориентационные задачи: воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии, формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения; развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, пытливости, инициативы; формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с особенностями личности.

Я использую на своих уроках элементы информационно-коммуникативных технологий: мультимедийные презентации, видеосюжеты, электронные задания, элементы проектной деятельности, моделирование. Комплексное использование аудиовизуальных средств обучения на уроках должно учитывать познавательные закономерности учебной деятельности обучающихся, их подготовленность к восприятию и усвоению учебного содержания с помощью этих средств; обеспечивать органичное сочетание их с рассказом учителя, другими средствами обучения. В результате профессионального, сбалансированного использования разнообразных методов и приёмов обучения достигаются довольно высокие показатели качества усвоения знаний по трудовому обучению, наблюдается положительная динамика. Это отражено в диаграммах и мониторингах.

Учителя трудового обучения вместе с воспитанниками неоднократно принимали участие в мероприятиях: были проведены открытые уроки, Конкурс профессионального мастерства в исполнении обучающихся.

Таким образом, желая своим выпускникам в самостоятельной жизни после школы возможно большего личного и социального благополучия, мы считаем нашей основополагающей задачей дать такое образование, воспитание и сопровождение учащихся, которое позволило бы им адаптироваться к условиям жизни в современном мире, получить доступную для них степень независимости и состоятельности в труде, быту и в свободное время.

Там, где труд превращается в творчество,

Возникает уверенность в себе, в своих силах,

Желание жить.

Л. Толстой

Литература

Бгажнокова И.М. Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью.6-9 классы.- М.,Просвещ.- 2006

Гладкая В.В. Социально-бытовая подгодовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М., изд. Энас.- 2006

Жиднина М.В., Кузьмина Н.Н. Ручной труд в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М., Просвещ.- 2008

Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома.- М.,Изд. Телевинф.- 2006

Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии.- М., Изд.Владос.- 2009

Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ОВЗ в семье.- М.: Аркти, 2007

Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с У.О.- М., Изд. Энас.- 2009

Ж. «Воспитание школьника» №4, 2005

Ж. «Воспитание школьника» №9, 2006

Ж. «Воспитание школьника» №2, 2008

Ж. «Школа и производство» №1, 1994

10.02.2016 12:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!