СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные подходы в коррекции дисграфии. Тренинги, упражнения и игры, направленые на её коррекцию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационные подходы в коррекции дисграфии.

Тренинги, упражнения и игры, направленные на ее коррекцию.

Можно ли эффективно помочь детям с дисграфией? Можно. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то месяцы.

У дисграфиков нарушен фонематический слух. Суть занятий – тренировка фонематического слуха и буквенного зрения. Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем (звуков) данного языка. Фонематический слух – важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово – является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматической стороной речи, тормозит развитие связной речи. Важно научить ребёнка пользоваться проговариванием каждого записываемого слова. Важна не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.

Существует несколько методологических подходов в коррекции такой проблемы, как дисграфия.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ПРЕОДОЛЕНИИ ДИСГРАФИИ

Методика Р.И.Лалаевой

Методика

А.В. Ястребовой

Методика Е.В.Мазановой

Методика

И.Н.Садовниковой

Методика

О.А.Ишимовой

Методика

Л.Н.Ефименковой

В своей практике учителя-логопеды редко пользуются какой-то одной методикой. Как правило, при составлении коррекционных программ мы используем элементы нескольких методик.

ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:

  • развитие фонематического восприятия и языкового анализа;
  • развитие пространственных и временных представлений;
  • количественное и качественное обогащение словаря;
  • совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов;
  • усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений;
  • обогащение фразовой речи обучающихся.

Наиболее эффективные методики для работы с обучающимися с дисграфией:

  1. Метод узнавания звуко-буквы. Данная методика состоит из нескольких вариаций:
  • запись большого количества букв в тетради;
  • подчёркивание слов с определённым звуком и записывание их в тетрадь;
  • поиск определённой буквы в слове, предложении, тексте и её зачёркивание;
  • выбор соответствующей картинки, в названии которой встречается отрабатываемый звук.
  1. Метод схемы слова. Обучающемуся дают картинку, на которой изображён предмет и схема слова. Обучающийся должен назвать предмет, а после по порядку все звуки слова. После этого каждый звук нужно соотнести с буквой и написать слово.
  2. Метод Эббигауза. Обучающимся предлагаются уже отработанные слова, но в них пропущены буквы. Задача обучающихся – вставить пропущенные буквы, прочитать его и записать.
  3. Метод соотношения начальной буквы с картинкой и словом. Обучающийся сам выбирает слова и картинки на определённый заданный ему звук, который он должен обозначить буквой.
  4. Метод звуко-буквенного анализа.
  5. Структурный метод. В предоставленном слове обучающийся должен определить количество гласных и согласных звуков. Сделать это нужно последовательно. Затем обучающийся составляет схему слова. Начинать нужно с односложных слов без стечения согласных и постепенно усложнять задания.

Таким образом, правильно проведённая работа позволит сформировать у обучающихся процесс звукоразличения, фонематический слух, слухоречевое внимание, понимание тесной взаимосвязи значения слова с составляющими его звуко-буквами, умение писать слова произвольно, осознанно, аналитически.

После этого можно переходить к формированию письма слов, предложений.

Помимо использования различных методов работы с младшими школьниками с дисграфией, логопеды включают в коррекционную работу упражнения, тренинги, игры разных уровней.

Вот некоторые упражнения, которые помогут в преодолении дисграфии. Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но помогут в работе над дефектом. Данные упражнения нельзя выполнять «на бегу», без понимания сути.

Упражнение «Корректурная правка»

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.

Упражнение «Пишем вслух»

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых позиций.

То есть, "Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём" (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример проще: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком).

Под «слабыми позициями» здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа «ло*шка». Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка "ставить палочки", т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ребенок такую привычку.

Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговаривая каждое записываемое слово!

Упражнение «Пропущенные буквы»

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма, например:

Б_р_ги кн_г_.

Б_р_ги св_и уч_бн_к_. Н_ заг_б_й уг_лк_ стр_н_ц. П_льз_йс_ з_кл_дк_й. Н_ д_л_й п_м_т_к р_чк_й. Т_гд_ тв_и кн_г_ б_д_т в п_р_дк_.

Береги книги.

Береги свои учебники. Не загибай уголки страниц. Пользуйся закладкой. Не делай пометок ручкой. Тогда твои книги будут в порядке.

Упражнение «Лабиринты»

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Важно, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Также полезны различные упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук:

-катание резинового мяча с шипами,поочередное перебирание пальцами;

-взаимодействие с шершавой поверхностью; Су-Джок терапия;

-рисование (особенно заштриховывание различных фигур);лепка,апплик.

-сбор паззлов, игры с конструкторами (вроде наборов «Лего», содержащих множество мелких деталей). Эти занятия не только интересны, но и крайне полезны.

Существует также большое количество разнообразных интерактивных игр, способствующих коррекции дисграфии.

Есть игры, которые способствуют формированию лексико-грамматического анализа, т.е. умения выделять предложения из потока речи, грамматически правильно составлять предложения, вычленять из предложения слова, закреплять знания терминов «слово», «предложение». Это игры: «Журналисты», «Кто самый внимательный?», «Интервью», «Я начну, а ты продолжи», «Конвейер», «Стрелочники» и др.

Есть игры и игровые приёмы, которые помогают закрепить слоговой анализ и синтез, т.е. умение делить слово на слоги, вычленять из слова заданный слог, определять количество слогов в слове. Это игры: «Пирамида», «Домино», «Строитель», «Смекалкины», «Шлифовальщики» и др.

Игры, формирующие фонематический анализ и синтез. В процессе этих игр обучающиеся учатся определять наличие и место заданного звука в слове, вычленять из слова первый или последний звук, определять последовательность и количество звуков в слове. Это игры: «Аукцион», «Слово рассыпалось», «Зашифрованное слово», «Буква потерялась», «Тайное слово», «Остроумник», «Модельеры», «Поэтический калейдоскоп» и др.

При оптической дисграфии буквы, похожие по начертанию, дети не различают. Поэтому полезно проводить игры, которые способствуют развитию пространственного восприятия, зрительного внимания, закреплению образа букв. Это игры в ассоциации «На что похожа буква?», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Что добавилось?», Художники», «Скульпторы», «Конкурс внимательных и находчивых» и др.

Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, всё чаще применяемых в специальной педагогике. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. В работе с дисграфиками используем различные игры: «Речевой экспресс», «Звуковой калейдоскоп», «Звуковые истории», «Звуки в порядке», «Конструктор слов», «Логостарт» и др. Их можно найти на сайтах: «Мерсибо», «Алладин», «Могу писать» и др.

Нужно помнить, что способы коррекции дисграфии:

  • разнообразны, не всегда интересны взрослым, но эффективны для развития навыков письма у детей;
  • упражнения занимают немало времени, требуется настойчивость, терпение, постоянный контроль домашних работ;
  • нельзя перегружать ребёнка большими по размеру заданиями, лучше их разбить на несколько более коротких, т.к. переутомление – прямая дорога к нежеланию заниматься;
  • нельзя заставлять учащегося 3-4 раза переписывать задание, т.к. такой подход несёт вред здоровью обучающихся, вызывает большее количество ошибок с каждым разом, провоцирует неуверенность в своих силах; недопустимо отбивать охоту к занятиям;
  • нужно обязательно хвалить обучающихся за любые, даже самые скромные успехи;
  • недопустимо унижать обучающегося при неудачах, это опасная ситуация для детской психики;
  • заниматься нужно регулярно, разнообразить занятия, использовать в работе игры, упражнения, тренинги; делать перерывы по мере усталости;
  • дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма; НЕ НУЖНО ПРЕДЛАГАТЬ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, ИХ НУЖНО НАУЧИТЬ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то. Нужно забыть об этом;
  • почерк дисграфика - выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и «красивый»; другой - огромный, корявый, неуклюжий, «уродливый». Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать дисграфик;
  • чтобы научить писать ребенка красиво, в течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради, В КЛЕТОЧКУ нужно переписывать КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!
  • немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям. При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из-под палки", результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, но как следует, правильно переписанным. Общая цель - не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!
  • современные авторы рекомендуют детям-дисграфикам как можно скорее овладеть навыками работы на клавиатуре компьютера. Во-первых, письмо обеими руками развивает мелкую моторику и межполушарное взаимодействие мозга. Во-вторых, текстовые редакторы обычно снабжены системами автоматической проверки грамотности – обращая внимание на подчёркнутые красной линией слова, ребёнок будет запоминать правильное правописание. В-третьих, научившись обращаться с клавиатурой, ученик сможет преодолеть комплекс неполноценности из-за невозможности быстро и красиво писать (если, конечно, этот комплекс есть). И, возможно, не очень важно, что ребёнок не умеет красиво вырисовывать буквы – главное, чтобы в этих буквах был смысл. Между прочим, того же Энштейна в школе считали непроходимым тупицей. А дисграфику Линдону Джонсону, президенту США, современный английский язык обязан выражением «о кей»: он ставил на документы визу «ОК» - «всё правильно»,
  • важно знать учителям и родителям, что у дисграфика были, есть и будут специфические ошибки в его письменных работах независимо от возраста. Пишет он от руки или с помощью клавиатуры компьютера – он дисграфик и это норма для него, как писать левой рукой для леворукого человека. «Все люди разные – и все прекрасные!». Другой вопрос КОЛИЧЕСТВО ошибок, их можно минимизировать, уменьшить – вот это реальный запрос при дисграфии, корректное и адекватное требование для дисграфика – этим и надо заниматься при дисграфии. Только научившись САМОКОНТРОЛЮ во время письменной деятельности, дисграфик способен максимально ИСКЛЮЧИТЬ ошибки в своих письменных работах! Однако, у него остаются орфографические ошибки, которые являются стойкими и трудно исправимыми.
  • в выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости. Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советуют ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место «хватки» пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками;
  • продолжительность общего курса коррекционной работы зависит от тяжести нарушения, особенностей обучающегося, его работоспособности.

При средней тяжести смешанной формы дисграфии без проблем другого порядка (психологических, соматических) — коррекционная работа может занимать 1-1,5 года.

Но это не значит, что после улучшения письма можно успокаиваться. Еще в течение года необходимо проводить поддерживающие упражнения, возвращаться к некоторым видам работы. А дальше держать письмо на контроле.

Психологи утверждают, что дети, которые боятся делать ошибки, не будут успешными, они будут бояться сложных ситуаций, не будут находить правильных решений, боясь или сомневаясь сделать ошибку.

Категория: Логопедия
16.10.2020 23:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!