СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Инновационные подходы в коррекции дисграфии.
Тренинги, упражнения и игры, направленные на ее коррекцию.
Можно ли эффективно помочь детям с дисграфией? Можно. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то месяцы.
У дисграфиков нарушен фонематический слух. Суть занятий – тренировка фонематического слуха и буквенного зрения. Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем (звуков) данного языка. Фонематический слух – важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово – является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматической стороной речи, тормозит развитие связной речи. Важно научить ребёнка пользоваться проговариванием каждого записываемого слова. Важна не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.
Существует несколько методологических подходов в коррекции такой проблемы, как дисграфия.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ПРЕОДОЛЕНИИ ДИСГРАФИИ
Методика Р.И.Лалаевой |
|
Методика А.В. Ястребовой |
|
|
|
|
|
Методика Е.В.Мазановой |
|
Методика И.Н.Садовниковой |
|
|
|
||
Методика О.А.Ишимовой |
Методика Л.Н.Ефименковой |
||
В своей практике учителя-логопеды редко пользуются какой-то одной методикой. Как правило, при составлении коррекционных программ мы используем элементы нескольких методик.
ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:
Наиболее эффективные методики для работы с обучающимися с дисграфией:
Таким образом, правильно проведённая работа позволит сформировать у обучающихся процесс звукоразличения, фонематический слух, слухоречевое внимание, понимание тесной взаимосвязи значения слова с составляющими его звуко-буквами, умение писать слова произвольно, осознанно, аналитически.
После этого можно переходить к формированию письма слов, предложений.
Помимо использования различных методов работы с младшими школьниками с дисграфией, логопеды включают в коррекционную работу упражнения, тренинги, игры разных уровней.
Вот некоторые упражнения, которые помогут в преодолении дисграфии. Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но помогут в работе над дефектом. Данные упражнения нельзя выполнять «на бегу», без понимания сути.
Упражнение «Корректурная правка»
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.
Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.
Упражнение «Пишем вслух»
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых позиций.
То есть, "Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём" (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример проще: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком).
Под «слабыми позициями» здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа «ло*шка». Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка "ставить палочки", т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ребенок такую привычку.
Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговаривая каждое записываемое слово!
Упражнение «Пропущенные буквы»
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма, например:
Б_р_ги кн_г_.
Б_р_ги св_и уч_бн_к_. Н_ заг_б_й уг_лк_ стр_н_ц. П_льз_йс_ з_кл_дк_й. Н_ д_л_й п_м_т_к р_чк_й. Т_гд_ тв_и кн_г_ б_д_т в п_р_дк_.
Береги книги.
Береги свои учебники. Не загибай уголки страниц. Пользуйся закладкой. Не делай пометок ручкой. Тогда твои книги будут в порядке.
Упражнение «Лабиринты»
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Важно, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
Также полезны различные упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук:
-катание резинового мяча с шипами,поочередное перебирание пальцами;
-взаимодействие с шершавой поверхностью; Су-Джок терапия;
-рисование (особенно заштриховывание различных фигур);лепка,апплик.
-сбор паззлов, игры с конструкторами (вроде наборов «Лего», содержащих множество мелких деталей). Эти занятия не только интересны, но и крайне полезны.
Существует также большое количество разнообразных интерактивных игр, способствующих коррекции дисграфии.
Есть игры, которые способствуют формированию лексико-грамматического анализа, т.е. умения выделять предложения из потока речи, грамматически правильно составлять предложения, вычленять из предложения слова, закреплять знания терминов «слово», «предложение». Это игры: «Журналисты», «Кто самый внимательный?», «Интервью», «Я начну, а ты продолжи», «Конвейер», «Стрелочники» и др.
Есть игры и игровые приёмы, которые помогают закрепить слоговой анализ и синтез, т.е. умение делить слово на слоги, вычленять из слова заданный слог, определять количество слогов в слове. Это игры: «Пирамида», «Домино», «Строитель», «Смекалкины», «Шлифовальщики» и др.
Игры, формирующие фонематический анализ и синтез. В процессе этих игр обучающиеся учатся определять наличие и место заданного звука в слове, вычленять из слова первый или последний звук, определять последовательность и количество звуков в слове. Это игры: «Аукцион», «Слово рассыпалось», «Зашифрованное слово», «Буква потерялась», «Тайное слово», «Остроумник», «Модельеры», «Поэтический калейдоскоп» и др.
При оптической дисграфии буквы, похожие по начертанию, дети не различают. Поэтому полезно проводить игры, которые способствуют развитию пространственного восприятия, зрительного внимания, закреплению образа букв. Это игры в ассоциации «На что похожа буква?», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Что добавилось?», Художники», «Скульпторы», «Конкурс внимательных и находчивых» и др.
Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, всё чаще применяемых в специальной педагогике. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. В работе с дисграфиками используем различные игры: «Речевой экспресс», «Звуковой калейдоскоп», «Звуковые истории», «Звуки в порядке», «Конструктор слов», «Логостарт» и др. Их можно найти на сайтах: «Мерсибо», «Алладин», «Могу писать» и др.
Нужно помнить, что способы коррекции дисграфии:
При средней тяжести смешанной формы дисграфии без проблем другого порядка (психологических, соматических) — коррекционная работа может занимать 1-1,5 года.
Но это не значит, что после улучшения письма можно успокаиваться. Еще в течение года необходимо проводить поддерживающие упражнения, возвращаться к некоторым видам работы. А дальше держать письмо на контроле.
Психологи утверждают, что дети, которые боятся делать ошибки, не будут успешными, они будут бояться сложных ситуаций, не будут находить правильных решений, боясь или сомневаясь сделать ошибку.
© 2020, Амелькина Светлана Александровна 447