СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование квалиметрических моделей для оценки деятельности учителя, учащихся и качества учебно-воспитательного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Квалиметрия - наука о методах количественного оценивания качества продукции (лат. quales — качество + др.-греч. μετρέω — мерить), которая раскрывает возможность измерения любых качественных явлений на основе использования факторно-критериальных моделей. Она предоставляет комплексную оценку качества по совокупности показателей с применением соответствующей математической модели.

Квалиметрия - это не искусственно созданная наука. Еще во второй половине прошлого века производство в мире достигло такого уровня, когда критерием эффективности стала не столько количество произведенных товаров, сколько их качество. Поэтому конкуренция на рынке товаров требовала новых подходов, качество стало не просто объектом изучения, но и объектом планирования и управления в государственном масштабе. А это, в свою очередь, требовало ее измерения и оценки, потому что для того, чтобы управлять любым процессом, необходимо, прежде всего, научиться измерять его параметры. То есть, чтобы повысить качество, необходимо научиться ее количественно определять, а следовательно, разрабатывать объективные методики его оценки. Идея такого подхода к определению качества продукции принадлежит голландским ученым Дж. Ван Етингеру и Дж. Ситтигу. По их мнению, качество может быть выражено цифровыми значениями, если потребитель будет группировать свойства в порядке их важности.

Таким образом, квалиметрия - наука о способах измерения показателей качества; она позволяет давать количественные оценки качественным характеристикам и исходит из того, что качество зависит от большого числа свойств рассматриваемого объекта.

Преимуществом оценочной квалиметрической технологии является то, что ее использование дает возможность измерить результаты, которые фиксируют достижение цели на определенный момент времени. Осуществляется это благодаря соблюдению основных принципов квалиметрии:

• совокупности определенных свойств исследуемого объекта;

• иерархичности структуры свойств;

• наличие стандарта качества;

• специфических единиц измерения;

•использование различных диагностических методов оценивания;

• приоритетности факторов;

• комплексной оценки качества.

Количественное оценивание в квалиметрии - это функция отношение значения показателя качества к эталону качества. Методология и инструментарий квалиметрии позволяют формализовать качественные характеристики соответствующих явлений и процессов с помощью их деления на простые, определить нормативный или стандартный ход через систему критериев - показателей развития.

Исследование универсального квалиметрического подхода позволило его использовать для разработки модели комплексного оценивания качества образования.

При сравнении результатов необходимо учитывать не столько полученные количественные показатели, сколько их динамику (рост или снижение) за определенное время. Ведь именно этот показатель будет характеризовать качество образования. Квалиметрический подход к измерению параметров личности способен стать тем действенным инструментом, с помощью которого появится возможность согласовать интересы всех участников педагогического процесса и оценить вклад каждого из них.

При использовании квалиметрического подхода реализуется один из главных принципов квалиметрии: учет взаимосвязи между сложными и простыми свойствами объекта путем создания стандарта, соответствующего модели идеального состояния объекта (качество) через декомпозицию свойств объекта происходит путем выделения основных параметров его развития, факторов и критериев проявления факторов. Таким образом, создается инструментарий для оценки состояния объекта - квалиметрический стандарт, который позволяет количественно отразить степень достижения объектом управления определенного состояния развития.

Алгоритм разработки квалиметрической модели оценки качества учебно-воспитательного процесса:

1. Определение направлений деятельности:

• организация учебно-воспитательного процесса;

• осуществление учебно-воспитательного процесса;

• результативность учебно-воспитательного процесса.

2. Формирование групп по количеству направлений.

3. Задача для каждой группы: определить показатели, по которым можно проводить оценку по одному из направлений.

4. Последовательно обмениваясь листами с указанными показателями, дополнить их перечень.

5. Обобщить по каждой группе показатели (составляющие деятельности) по определенному направлению (примерно 5-6 показателей).

6. Определить весомости направлений деятельности.

Каждый эксперт (член группы) заносит в соответствующей колонки (номер столбца соответствует номеру эксперта) количество баллов, соответствующих значимости направления: при этом наиболее весомому направлению выставляется количество баллов, максимальное количество которых соответствует количеству направлений, а наименее весомый - 1. Баллы по другим направлениям выставляются в сторону уменьшения в порядке убывания их значимости. Так, если направлений 3, максимальное количество баллов - 3 присваивается наиболее весомому направлению. Следует помнить, что нельзя двум различным направлениям выставлять одинаковое количество баллов. Ниже представлены примеры выставления баллов, а также вычисления коэффициентов весомости.

Направления деятельности

Направления

Весомость

1

2

3

4

5

Организация учебного процесса

8/30=0,27

1

2

1

1

3

8

Осуществление учебного процесса

12/30=0,40

2

3

3

2

2

12

Результативность учебного процесса

10/30=0,33

3

1

2

3

1

10

1,00

6

6

6

6

6

30

Расчет коэффициентов весомости происходит следующим образом:

• подводится сумма каждой строки;

• вычисляется общая сумма (сумма столбца Σ).

• значимость рассчитывается как отношение суммы строки к общей сумме;

• коэффициенты весомости округляются до сотых и корректируются таким образом, чтобы в сумме они составляли единицу.

7. Определить весомости по показателям (составляющими деятельности) в рамках каждого направления. Пример соответствующей формы приведен ниже.

І.Организация учебного процесса

Составляющие направлений деятельности

Весомость

1

2

3

4

5

6

7

8

8. На основе базовой квалиметрической модели разработать полученный вариант путем замены составляющих направлений, а также весомостей направлений и их составляющих.

Оценка по квалиметрической модели осуществляется следующим образом: необходимо добавить столбец «Степень проявления составляющих» и по каждому показателю выставить оценку:

1 - если деятельность осуществляется на оптимальном уровне;

0,75 - если деятельность осуществляется на достаточном уровне;

0,5 - если деятельность осуществляется на среднем уровне;

0,25 - если деятельность осуществляется на низком уровне;

0 - если деятельность по этому показателю не производилась.

По каждому направлению рассчитывается оценка. Вычисления оценки по каждому направлению происходит автоматически с помощью формул в MS Excel:

• вычисляется произведение значимость составляющих × степень проявления составляющих;

• находится сумма произведений в пределах каждого направления (Σ (весомость составляющих × степень проявления))

• находится произведение суммы по каждому направлению и значимости направления (весомость направления × Σ (весомость составляющих × степень проявления составляющих)).

В вышеупомянутом примере оценка составляет:

организация учебного процесса - 0,23;

осуществления учебного процесса - 0,24;

результативность учебного процесса - 0,25.

Оценка качества учебно-воспитательного процесса составляет - 0,72.

Построение диаграмм осуществляется автоматически.

Категория: Завучу
04.01.2021 14:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!