СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цели: дать представление о звукописи как средстве художественной выразительности; сообщить сведения об исторических процессах, объясняющих правописание ЖИ, ШИ; развивать фонематический слух, познавательную активность, исправлять недостаток произношения детей.
Ход: 1. Орг. момент.
2. Закрепление изученного. Разминка.
3. Рассказ учителя.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие в мир звуков.
Тысячи разных звуков окружает нас: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка. Но есть звуки, которые издает человек. И они могут создавать определенные ощущения. Существует мнение, что каждому звуку соответствует определенный цвет. Несколько лет назад был проведен эксперимент с помощью ЭВМ. Предварительно путем анкетирования было выявлено коллективное впечатление от каждого звука. Например, большинство опрошенных показали, что звук [а] производит впечатление чего-то хорошего, большого, светлого. А вот звук [Ф] был охарактеризован как плохой, темный, грустный, пассивный. Данные анкет заложили в память машины, которой нужно было прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер». Машина определила, что в стихотворении говорится о чем-то темном, страшном, угрюмом. Значит, звуки могут усиливать фонетическую выразительность речи, создавая тональность, музыкальную атмосферу. Определенный эмоциональный настрой. Это явление получило название звукописи. Звукопись – это использование звукового состава слова, его звучания, для усиления выразительности поэтической речи. На эту особенность языка обратил внимание народ при создании скороговорок, загадок.
4. Наблюдение над явлением звукописи.
а) - О ком идет речь в загадке? Что помогло разгадать ее? (многократное повторение звука ж)
Не жужжу, когда сижу.
Не жужжу, когда хожу.
Не жужжу, когда тружусь
А жужжу, когда кружусь.
б) - Какое слово в загадке передает звонок будильника?
Ежедневно в шесть утра,
Я трещу: вставать поррррра!
в) - Поупражняемся в произношении скороговорок:
Жутко жуку жить на сукс.
Свинья тупорыла, весь двор перерыла.
Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
г) - Послушайте стихотворение. Как передает автор различные звуки природы?
Была тишина, тишина, тишина…
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько – ты слышишь
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит, уже барабанит.
«Как звуки научились превращаться в буквы».
«Всегда вместе». (Я познаю мир. Русский язык, стр. 112)
5. Творческая работа детей.
Дети в группах сочиняют свои сказки о звуках и буквах и рассказывают их.
6. Практическая работа.
А) Какие слова произносятся так (г р у с т), (л э с т). Запиши их по правилам русской орфографии.
Б) В каких словах по 100 согласных? (стол, стог, стоп)
В) Грамматическая задача.
Что в старости один раз встречают, а в молодости три раза повторяют? (буква О)
Г) Составить из букв слова: а, к, с, о, и, м, р, т.
Д) Какие слова получатся, если прочесть их от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы: лог, яр, лед, краб, ноль, куль?
Е) Найди ошибки в написании:
Потрет, сюприз, центер, конфорт, колидор, анплуа, синпатичный, компроментировать.
7. Сообщение нового. Сведения об исторических процессах, объясняющих правописание ЖИ, ШИ.
Учитель: - Как правильно записать звучащую речь учит особый раздел – графика. Графика, например, диктует, что сочетание звуков (шы) надо передавать буквами ши: ширь.
- Назовите и охарактеризуйте по твердости-мягкости первый звук в слове жизнь и широкий. (твердые)
- Каким образом я должна обозначить на письме твердость этих букв? Докажите.
(С помощью ы, так как она обозначает твердость предш. согл.)
- А вот наши предки, жившие много веков назад писали так: жизнь, широкий. Как вы думаете почему? Из истории языка известно, что звуки
(ж,ш) были исконно мягкими. Их мягкость сохранялась еще и впериод 14 века, что находит подтверждение в ранних памятниках письменности:
мужь, душя, тришьды. Потом наблюдается процесс отвердения шипящих и к 15 веку звуки (ж,ш) становятся твердыми. Таким образом, современное написание ЖИ, ШИ отражает прошлую мягкость звуков. Такие написания называются историческими.
8. Решение лингвистических задач.
А) Ниже зашифрована фраза на русском языке: Шыр-пир ю пяпюжги зэлэмъгый гесрыг.
Задание: расшифруйте эту фразу. (Жил-был у бабушки серенький козлик)
Б) Прочтите слово тигр.
Задание: определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в фразе: жили - были старик да старуха?
9. Итог урока:
- Что узнали о звуках? (Дети читают стихи):
Мы - не буквы, мы - звуки речи, изучает фонетика нас
Мы – не буквы, мы – звуки речи. Произносят и слышат нас.
В жизни трудящихся звуков разное может случиться:
Могут они оказаться в слабой и сильной позиции.
Гласные и согласные бывают такие опасные
Звук очень ясно слышится, а буква другая пишется.
Проникнув в тайны фонемы, осилим мы эти проблемы
- Что такое звукопись?
10. д/з: подобрать стихи, в которых наблюдается явление звукопись.
© 2020, Эшмурзаева Дилноза Салохутдиновна 273