СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Какого цвета звуки. Фабрика звуков. Одежда для звуков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: дать представление о звукописи как средстве художественной выразительности; сообщить сведения об исторических процессах, объясняющих правописание ЖИ, ШИ; развивать фонематический слух, познавательную активность, исправлять недостаток произношения детей.

Ход: 1. Орг. момент.

2. Закрепление изученного. Разминка.

  • Что это за слово, которое выражает два звука, а на письме обозначается одной буквой?
  • Из звуков слово ямка составить слова – существительные.

3. Рассказ учителя.

- Сегодня мы отправляемся в путешествие в мир звуков.

Тысячи разных звуков окружает нас: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка. Но есть звуки, которые издает человек. И они могут создавать определенные ощущения. Существует мнение, что каждому звуку соответствует определенный цвет. Несколько лет назад был проведен эксперимент с помощью ЭВМ. Предварительно путем анкетирования было выявлено коллективное впечатление от каждого звука. Например, большинство опрошенных показали, что звук [а] производит впечатление чего-то хорошего, большого, светлого. А вот звук [Ф] был охарактеризован как плохой, темный, грустный, пассивный. Данные анкет заложили в память машины, которой нужно было прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер». Машина определила, что в стихотворении говорится о чем-то темном, страшном, угрюмом. Значит, звуки могут усиливать фонетическую выразительность речи, создавая тональность, музыкальную атмосферу. Определенный эмоциональный настрой. Это явление получило название звукописи. Звукопись – это использование звукового состава слова, его звучания, для усиления выразительности поэтической речи. На эту особенность языка обратил внимание народ при создании скороговорок, загадок.

4. Наблюдение над явлением звукописи.

а) - О ком идет речь в загадке? Что помогло разгадать ее? (многократное повторение звука ж)

Не жужжу, когда сижу.

Не жужжу, когда хожу.

Не жужжу, когда тружусь

А жужжу, когда кружусь.

б) - Какое слово в загадке передает звонок будильника?

Ежедневно в шесть утра,

Я трещу: вставать поррррра!

в) - Поупражняемся в произношении скороговорок:

Жутко жуку жить на сукс.

Свинья тупорыла, весь двор перерыла.

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

г) - Послушайте стихотворение. Как передает автор различные звуки природы?

Была тишина, тишина, тишина…

Вдруг грохотом грома сменилась она!

И вот уже дождик тихонько – ты слышишь

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

Наверно сейчас барабанить он станет.

Уже барабанит, уже барабанит.

  • Учитель: - Оказывается, звуки помогают слову рассказать нам о чем-нибудь. И теперь каждый звук имеет свое место в слове. Если заменишь хотя бы один из них – изменится смысл слова (аист – лист). Буквы – это одежда для звуков, но сшита она не для всех. Известно, что звуков в русском языке 42, а букв – 33. Но отношения между буквами и звуками не такие простые. Во многих случаях есть полное несоответствие между ними. А теперь послушайте истории, которые случились однажды с буквами и попробуйте сочинить свои.
  • Чтение рассказов:

«Как звуки научились превращаться в буквы».

«Всегда вместе». (Я познаю мир. Русский язык, стр. 112)

5. Творческая работа детей.

Дети в группах сочиняют свои сказки о звуках и буквах и рассказывают их.

6. Практическая работа.

А) Какие слова произносятся так (г р у с т), (л э с т). Запиши их по правилам русской орфографии.

Б) В каких словах по 100 согласных? (стол, стог, стоп)

В) Грамматическая задача.

Что в старости один раз встречают, а в молодости три раза повторяют? (буква О)

Г) Составить из букв слова: а, к, с, о, и, м, р, т.

Д) Какие слова получатся, если прочесть их от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы: лог, яр, лед, краб, ноль, куль?

Е) Найди ошибки в написании:

Потрет, сюприз, центер, конфорт, колидор, анплуа, синпатичный, компроментировать.

7. Сообщение нового. Сведения об исторических процессах, объясняющих правописание ЖИ, ШИ.

Учитель: - Как правильно записать звучащую речь учит особый раздел – графика. Графика, например, диктует, что сочетание звуков (шы) надо передавать буквами ши: ширь.

- Назовите и охарактеризуйте по твердости-мягкости первый звук в слове жизнь и широкий. (твердые)

- Каким образом я должна обозначить на письме твердость этих букв? Докажите.

(С помощью ы, так как она обозначает твердость предш. согл.)

- А вот наши предки, жившие много веков назад писали так: жизнь, широкий. Как вы думаете почему? Из истории языка известно, что звуки

(ж,ш) были исконно мягкими. Их мягкость сохранялась еще и впериод 14 века, что находит подтверждение в ранних памятниках письменности:

мужь, душя, тришьды. Потом наблюдается процесс отвердения шипящих и к 15 веку звуки (ж,ш) становятся твердыми. Таким образом, современное написание ЖИ, ШИ отражает прошлую мягкость звуков. Такие написания называются историческими.

8. Решение лингвистических задач.

А) Ниже зашифрована фраза на русском языке: Шыр-пир ю пяпюжги зэлэмъгый гесрыг.

Задание: расшифруйте эту фразу. (Жил-был у бабушки серенький козлик)

Б) Прочтите слово тигр.

Задание: определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в фразе: жили - были старик да старуха?

9. Итог урока:

- Что узнали о звуках? (Дети читают стихи):

Мы - не буквы, мы - звуки речи, изучает фонетика нас

Мы – не буквы, мы – звуки речи. Произносят и слышат нас.

В жизни трудящихся звуков разное может случиться:

Могут они оказаться в слабой и сильной позиции.

Гласные и согласные бывают такие опасные

Звук очень ясно слышится, а буква другая пишется.

Проникнув в тайны фонемы, осилим мы эти проблемы

- Что такое звукопись?

10. д/з: подобрать стихи, в которых наблюдается явление звукопись.

Категория: Русский язык
13.10.2020 19:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!