Результатом освоения ООП начальной школы является овладение системой учебных действий в соответствии с изучаемым учебным материалом:
1. Личностные
• Самоопределение
• Смыслообразование
• Морально-этическая ориентация
2. Метапредметные
• Саморегуляция
• Коммуникация
• Познавательная деятельность
3. Предметные:
• Освоение систематических знаний
• Преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний
Все эти результаты необходимо достигать путем решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Если предметные результаты мы можем оценить с помощью контрольно-измерительных материалов, то метапредметные результаты бывает оценивать довольно сложно, так как необходимо разрабатывать специальный инструментарий и критерии их сформированности.
С помощью учебно-познавательных и учебно-практических задач эти сложности уменьшаются, т.к. эти задачи дают возможность оценивать сформированность метапредметных умений.
Учебно-познавательная задача
Это такое условие в учебных ситуациях, которое не только побуждает учеников к оперированию известными знаниями в новых ситуациях, но и ведет к открытию новых способов действий с предметным содержанием.
Цель: развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности детей на умение устанавливать причинно-следственные связи и аргументировать выбор способов действий по достижению результата
Методы:
1. Сообщение учителем способа решения конкретной задачи с последующим составлением алгоритма, дающего ориентировку на то, как ее решать
2. Сообщение учителем способа решения с последующим применением его в вариативных ситуациях. Алгоритм действий по решению задачи составляют ученики
3. Самостоятельный поиск обучающимися способа и пути решения задачи с последующим определением алгоритма действий по ее решению.
Они могут чередоваться или сочетаться. Могут использованы изолировано. 2 и 3 вариант вписываются в контекст системно-деятельностного подхода.
Для формирования УУД наиболее эффективным является 3 вариант.
Учебно-практическая задача
Это задача, ориентированная на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета.
Цель: правильное использование ЗУНов или выявление границ применения освоенного способа действия.
Методы:
1. Проектные задачи
2. Проблемные задачи
3. Дисскусии, диспуты
4. Упражнения
5. Лабораторные работы
6. Познавательные игры
7. Практическая работа
8. Самостоятельная работа
9. Проекты
Таким образом, формирование УУД можно отслеживать в процессе выполнения и по результатам решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
В моей работе для составления учебно-познавательных и учебно-практических задач я пользуюсь различными методическими конструкторами. Один из них, хотелось порекомендовать. Это конструктор задач С.Л. Илюшина.
При разработке учебной задачи необходимо:
1. Определить цель,
2. Затем выделить универсальные учебные действия (УУД), которые позволят достичь поставленные цели
3. Определить средства деятельности, в том числе электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
Использование конструктора комплекса учебных задач обеспечивает учителя и необходимой опорой для составления диагностической части учебной задачи (эталон, критерии), поскольку точно и диагностично определены уровни цели и планируемые результаты решения учебной задачи.
Методика разработки ситуационных задач
Первый подход – построение задачи на основе соответствующих вопросов учебника.
Второй подход основан на выделенных типах практико-ориентированных задач, которые необходимо научиться решать каждому ученику.
Третий подход основан на проблемах реальной жизни, познавательная база решения которых закладывается в соответствующих учебных дисциплинах.
Четвертый подход обусловлен необходимостью отработки предметных знаний и умений, но не на абстрактном учебном материале, а на материале, значимом для ученика.
Ситуационные задачи ориентированы на формирование наиболее универсальных способов работы с информацией. Большинство исследователей выделяют следующий набор универсалий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, узнавание, выбор, составление, комбинирование, перестановка, преобразование, унификация, структурирование, построение, варианты по аналогии.
На основе таксономии целей по К. Блуму Л.С. Илюшин разработал конструктор задач, позволяющий создавать задания разного уровня сложности, в том числе задания, предполагающие создание определенного продукта, задания, предполагающие привлечение знаний из нескольких учебных предметов.
Конструктор позволяет учителю формулировать разнообразные типы задач, тем самым облегчая процесс подготовки к уроку.
С.Л. Илюшин выделил следующие принципы оценивания успешности решения задач
1.Важность
2.Адекватность
3.Объективность
4. Интегрированность
5. Открытость
6. Простота
Федеральный государственный стандарт диктует новые условия достижения образовательных результатов, которые достигаются в следствие решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Методические конструкторы являются серьезными помощниками в разработке современного урока, так как материала учебника не всегда достаточно и развитие будет недостаточным.