СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межличностная защита в условиях педагогического взаимодействия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается проблема психологической защиты через призму зарубежного и отечественного подходов в психологической науке. Выделена проблема межличностной защиты обучающихся в процессе педагогического взаимодействия.

Ключевые слова

Педагогическое взаимодействие, психологическая защита, межличностная защита.

В настоящее время повышен интерес общества к процессам гуманизации системы российского образования. В то же время современное образование переживает кризисный и противоречивый этап своего развития: необходимость гуманизации системы образования в условиях ускоренного социального развития сталкивается с проблемой прежних и потреявших актуальность подходов к теории обучения и воспитания, активизирующих оценочную функцию с позиции принятия-непринятия обучающегося.

Актуальность данной проблемы также связана с тем, что одним из внешних регуляторов развития самосознания и самооценки детей служат оценки из внешнего социального пространства, прежде всего педагогов. На несамостоятельность, подчиненность отношения ребенка к себе оценкам взрослых указывают А.И. Липкина, М.И. Лисина, Е.И. Савонько, В.М. Слуцкий и другие. Однако определение условий, тормозящих личностный рост, самоидентификацию, значимости для ребенка оценочного отношения взрослого остается пока малоизученной проблемой.

Исследование психологической защиты представляет собой сложное многоступенчатое явление, что подтверждает ее научно-практическое распространение и выход из собственно психоаналитической парадигмы в другие подходы. В данном контексте можно говорить о расширении онтологического контекста «защиты» из события внутрипсихического (3. Фрейд) в событие межличностное (В.В. Столин, А.У. Хараш), и даже в межгрупповое (А. Миндел, В.А. Штроо). Причем при расширении онтологической отнесенности инвариантной остается идея актуализации широкого диапазона защит для приспособления к окружающей среде, в том числе межсубъектной.

Анализ основных подходов к данной проблеме позволяет сделать вывод о понимании психологической защиты не только в контексте традиционно выделяемых защитных механизмов (отрицание, вытеснение, сублимация и др.). Сегодня проблема психологической защиты переносится на такие феномены как защитные типы поведения, «жизненные стратегии».

Также стоит отметить, что психологическая защита направлена на решение не только внутриличностных конфликтов, но и межличностных конфликтов, показывая социальную обусловленность данной проблемы. Новые подходы к исследованию психологической защиты позволили выявить вместе с традиционно выделяемой деструктивной функции (дезадаптивные формы поведения) её конструктивную функцию (появление продуктивных форм деятельности, конструктивных стилей взаимодействия, общения).

Благодаря исследованиям в области гуманистической психологии появилось понимание психологической защиты как самопринятия и принятия других людей, что обнаруживает социально-психологический характер данного феномена.

Таким образом, психологическая защита влияет на адаптацию личности к новым социальным условиям, стабилизирует состояние личности (особенно в ситуациях непринятия со стороны педагога как воспитывающего взрослого).

Подходы в отечественной психологической науке основаны на системно-деятельностном подходе. Психологическая защита понимается как регулятивная система, стабилизирующая личность, снижающая/устраняющая тревогу, возникающую во внутреннем/внешнем конфликте. С этих позиций психологическая защита, уменьшая диссонанс, направлена на отвержение/изменение информации, которая может расцениваться личность как неблагоприятная, искажающая имеющиеся стереотипы и представления.

Особый интерес для нашего исследования представляют исследования в отечественной психологии, направленные на изучение психологической защиты обучающегося в условиях педагогического взаимодействия. Чаще всего усилия обучающегося направлены на защиту его от авторитарного воздействия педагога, несправедливого отношения, конфликтных ситуаций. Эти ситуации провоцируют появление у обучающегося непродуктивных форм психологической защиты, характеризующих его психологическую незрелость. В трудах отечественных ученых представлены варианты защитного поведения детей в педагогическом взаимодействии: «идентификация с педагогом-агрессором», «упрямство», «негативизм» (Э. И. Киршбаум).

Многие исследователи (В. Я. Пилиповский, Р.М. Грановская) отмечают особое значение изучения защитных механизмов в образовательном процессе. Ученые рассматривают защитные механизмы как способы укрепить и уберечь свой внутренний душевный мир от негативного внешнего воздействия. Поэтому очевиден вывод о позитивном и деструктивном воздействии психологической защиты на личности как педагога, так и обучающегося.

К сожалению, приходится констатировать малую степень разработанности проблемы психологической защиты вообще, и проблемы появления защиты в условиях педагогического взаимодействия, в частности. Возникает необходимость изучения формирования психозащитного способа/механизма регуляции межличностного взаимодействия педагога и обучающегося. Это выявляет ещё один малоизученный компонент проблемы психологической защиты – межличностная защита в организованном педагогическом взаимодействии педагога и обучающегося.

Опираясь на вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Психологическая защита возникает при наличии конфликтной ситуации, противоречий и касается значимой для индивида системы отношений. Психологическую защиту можно рассматривать как механизм, стабилизирующий личность, что позволяет выделять не только деструктивное воздействие, но и конструктивные функции и позитивное влияние защиты на личность.

На сегодняшний день не существует четкого определения термина «психологическая защита». А понятие межличностной защиты не имеет очерченного содержания. Поэтому нам представляется важным исследование межличностной защиты в интерперсональном контексте.

Также на наш взгляд для современной системы образования необходима орагнизация и развитие психокоррекционной практики работы с педагогами и обучающимися в рамках проблемы межличностной защиты, опирающаяся на идеи и принципы отечественных и зарубежных подходов к изучению проблемы психологической защиты.

Категория: Прочее
25.02.2021 13:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!