СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация учащихся в младшем школьном возрасте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый возраст характеризуется своими особенностями умения учиться, учебной деятельности и мотивации.

В младшем школьном возрасте мотивация развивается в нескольких направлениях. Познавательные мотивы могут преобразоваться в учебно-познавательные; мотивы самообразования представлены простой формой — интересом к дополнительным источникам знаний. Социальные мотивы — желание ребенка получить одобрение учителя. В учении развивается целеполагание.

В среднем школьном возрасте укрепляются познавательные и учебно-познавательные мотивы. Мотивы самообразования поднимаются на следующий уровень. Основными мотивами становятся социальные. Особенности мотивации учения — главная характеристика индивидуального стиля учебной работы, который складывается у учащихся в зависимости от их реального участия и активного включения в учебную деятельность, индивидуально — психологических особенностей прошлого опыта и т. д.

Различают две группы мотивов:

1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у школьника «мотива достижения». Данные познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу. 2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми. Например, «мотивация благополучия» проявляется в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей. Мотив социального сотрудничества — основа самовоспитания и самосовершенствования личности. Выделяют пять уровней учебной мотивации:

I — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

II — хорошая школьная мотивация (учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней нормой.

III — положительное отношение к школе. Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, им нравится ощущать себя учениками. Познавательные мотивы сформированы меньше и учебный процесс их мало привлекает.

IV — низкая школьная мотивация. Дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

V — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Дети испытывают серьезные трудности в обучении: не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками. Ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным правилам, нормам. У данных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Какую бы деятельность ученики ни осуществляли, они должны иметь психологическую полную структуру: от понимания и постановки школьниками целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки. Мотивация I уровня свойственна отличникам, лидерам класса и тем детям, про которых говорят — «ботаник». Они стремятся выполнять требования учителя, добросовестны, ответственны, на уроках стараются ответить лучше всех. Одноклассники понимают, что их ответы лучше, но у большинства из них не складываются нормальные отношения с классом. Результаты исследования показали, что I место в двух классах занимает мотивация 3 уровня. У учащихся с такой мотивацией в целом положительное отношение к школе, школа их привлекает внеучебной деятельностью. Для таких детей школа — место, где можно пообщаться со своими друзьями, узнать от них много нового, интересного. Учебный процесс отходит на второй план, на уроке хочется заниматься своими делами, но только не учиться. Полученные результаты исследования показывают, что достаточно высок IV уровень мотивации. В каждом из исследуемых классов 4–5 человек выбрали именно этот вариант в анкете. Это означает, что у детей данной группы хуже обстоят дела в школе. В отличие от тех, у кого присутствует мотивация III уровня, они неохотно посещают школу, предпочитая пропускать занятия. Такие ребята испытывают затруднения в учебной деятельности. В итоге у них может сформироваться и низший -V уровень мотивации, когда у ребёнка присутствует школьная дезадаптация. Такие ученики запускают учёбу, так как не видят в ней смысла. Родители, ранее заставлявшие ребёнка посещать школу, бессильны перед такой проблемой. Часто у детей с V уровнем мотивации наблюдаются нервно — психические нарушения.

11.10.2020 15:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!