СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Нетрадиционные информатики уроки в школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы по теме

«Нетрадиционные информатики уроки в школе»

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.

В.О. Ключевский

Урок — это форма организации обучения, живая и гармоничная частица педагогического процесса.

Я считаю, что как традиционные, классические, так и нетрадиционные уроки должны являться конкретным выражением и воплощением той или иной методической концепции, практической пробой, определяющей ее правомерность и эффективность. И одновременно урок - это показатель производительности труда учителя и учащихся.

Как показала моя практика на протяжении 15 лет, традиционные формы обучения устарели. Чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения. Немалую роль в этом я отвожу так называемым нетрадиционными или нестандартным урокам.

Формы нетрадиционных уроков весьма разнообразны. Выбирая формы уроков, я учитываю многие обстоятельства: возраст учащихся, уровень их подготовки, информированность, какие-то психологические особенности, контакт с учениками и т. д.

Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль.

Думаю такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету.

Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке.

В качестве примера нетрадиционных уроков, которые я практикую, можно привести следующие:

Таблица

В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.

В своей работе я часто провожу уроки в форме игры:

И именно в том облике, в котором я сегодня появилась на перед вами, я открыла детективное агентство «Дроби», агентство, которое занималось Нахождением числа по его дроби. Ключевым словом этого урока было слово «Найти». Каждая задача называлась делом за №…(Дело №631 «Дело о дистанции»; Дело №637 «Дело о лыжах»).Меня дети называли «Шеф», а я их агентами «003», «004», «005» - эти звания они получили сдав квалификационный экзамен. (решались разноуровневые задачи, уровень своих возможностей ребята определяли самостоятельно.) Я никогда не ставлю на ребенка клеймо троечника или четверочника, всегда предоставляю свободу выбора.

А вот другой урок, урок по теме «Решение тригонометрических уравнений» 10 класс, как можно удивить и заинтересовать старшеклассников при изучении такой сложной темы. Урок- соревнование, урок-восхождение. Карта маршрута, соревновательный момент, индивидуальная работа и работа в группах, на II участке читаю стихотворение

Доверчивости я пою хвалу.

Ну и проверка тоже не обуза.

В определенном месте, на углу

Встречались катет и гипотенуза.

У катета она была одна.

Гипотенузу он любил, не веря сплетням,

Но, в то же время, на углу соседнем

С другим встречалась катетом она.

И дело все закончилось конфузом

-Вот после этого и верь гипотенузам.

После него провожу блиц-опрос.

Преодолеваем обвал выполняя тестовые задания,

После обвала отдых представители каждой группы рассказывают интересные случаи из жизни великих математиков, во время привала разгадываем кроссворд.

И вот уже мы на пике.

«Дорогу осилит идущий»

В своей практике я провожу уроки в форме игры

урок-путешествие в страну «Обыкновенные дроби».

урок – ярмарка по теме «Русские меры длины»;

Повторительно - обобщающие уроки нередко провожу в форме «Звездного часа», «Счастливого случая», «Путешествий», КВНов, клуба знатоков «Что? Где? Когда?»

Часто опрос провожу при помощи кроссвордов, головоломок, шарад, ребусов.

Окунувшись в удивительный мир информатики. Я каждый день делаю для себя открытие, уча детей, учусь сама. В преподавании этого предмета открываются еще большие возможности для нетрадиционных уроков, для творчества учителя и учеников.

Урок-игра «Основы машинописи» (5кл.)

Индивидуальный опрос, тестовые задания, практикум, как обычно, только все это в форме игры

При работе на клавиатурном тренажере моя ученица Трутченкова Настя набирает порядка 138 символов в минуту при этом не допуская ошибок, и не имея компьютера дома. Вывод такой: у ребенка талант, его нужно развивать. А развивать по средствам игры, соревнования. Все в 5 классе хотят работать так же как Настя!

Изучая тему текстовый редактор Word? Я провожу лабораторный практикум, он приносит неплохие результаты, если дети работают самостоятельно, не подсматривая через плечо соседа. Но вот в ходе выполнения какая-то неясность. Объясняю, но только тому, кто первый столкнулся с этой маленькой проблемой. Если следует аналогичный вопрос, то вновь спросившему объясняет первый, конечно, я слежу за корректностью объяснения. Работает такой принцип, когда сам объяснил товарищу, сам это запомнил надолго. (иногда это делается цепочкой).

Заканчиваю изучение темы Word. Творческой практической работой. Выпуском газеты «Мир информатики». При этом параллельно отрабатываются навыки работы со сканером, с принтером. Учащиеся самостоятельно работают в сети Internet. Переделывают старые сказки на новый- компьютерный лад.

Урок-лекция. «Скучно, но нужно». Не для меня.

Конечно, от определений никуда не денешься.

Пиксель - мельчайший элемент изображения. Записали и что? Все это показываю на слайдах презентации. Лучше один раз увидеть! В чем отличие векторной графики от растровой? И снова слайд и так вся лекция. Записываем тезисы и основные понятия. Ученики задают вопросы в ходе лекции поэтому она не монологична, а иногда я чувствую себя на блиц – турнире.

Урок-лекция – это, прежде всего, урок приобщения школьников к творческой деятельности на учебном материале. Это урок соразмышления учителя и учеников. Он подготовлен и проведен таким образом, чтобы при рассмотрении целой темы был обеспечен научный уровень изучаемого материала и с другой стороны, были обеспечены доступность, изящество и красота. Именно в ходе лекции пробуждается интерес школьников к предмету.

Интегрированные уроки

Ян Амос Каменский говорил: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». Конечно, интеграция знаний на уровне понятий — это знакомые межпредметные связи.

В подготовке интегрированного урока могут применять участие учащиеся: выбрать тему, которая им интересна, найти (предложить) материалы по этой теме из других предметов.

Интегрированные уроки можно проводить как в 5—8 классах, так и в старших. Интегрированный урок — это всегда творчество, нестандартный живой подход к процессу обучения.

Практикую интегрированные уроки по темам «План и карта; работа в проводнике» (география- Алексашкина О.В. информатика- Бахтинова Н.В.) совмещаем таким образом: Урок разделен на этапы. На I этапе разминка по информатики устанавливаем соответствие между значками и программами, разминка по географии сравниваем план и карту, на II этапе выполняя практическое задание по ИВТ запускаем электронный учебник по географии и приступаем к практикуму, аналогично выполняем тестирование, много успели получили хорошие отметки дети довольны, у учителей чувство удовлетворенности.

А вот тему следующего урока подсказали сами дети, изучая родословную на краеведении, попросили найти программу для построения древа, программу нашли, но не совсем в ней разобрались, вот решили провести урок «Моя родословная. Урок-практикум» (краеведение –Жукова Т.Г., информатика –Бахтинова Н.В). В начале урока учитель истории дает определение генеалогии, родословной, методику сбора материала для построения своего древа, а затем переходим к компьютерному практикуму, итогом которого становится родословное древо семьи. Вашему вниманию я представляю древо семьи Черняковых В ходе своих изысканий Илья дошел до первой половины 18 века.

И я думаю очень многим нашим ученикам запомнился урок «Путешествие в страну моей мечты. Австралия.» (английский язык – Филимоненкова И.А., информатика – Бахтинова Н.В.), на котором они защищали свои творческие работы созданные с применением компьютерных презентаций и одновременно рассказывали о достопримечательностях Австралии параллельно задавались вопросы о способах, которые были применены при создании презентации.

Опыт показывает, что нетрадиционные уроки развивают познавательный интерес и являются, с моей точки зрения, залогом успешного овладения знаниями.

На таком нестандартном уроке создаются условия для формирования творческих начал личности ученика.

Выводы и достигнутые результаты.

За годы работы накоплен большой объем дидактического материала, который успешно используется на уроках при организации самостоятельной работы учащихся, для осуществления дифференцированного подхода в обучении. Все это позволяет обеспечить высокий уровень подготовки учащихся по предмету.

Качество знаний по информатики составляет - 75%.

Мои ученики являются призерами районных олимпиад по математике, победителями и призерами районных олимпиад по сетевому компьютерному многоборью.

За годы работы мною были подготовлены 7 золотых и 10 серебряных медалистов, большинство из них успешно сдали вступительные экзамены по математике и поступили в престижные ВУЗы страны.

К примеру

Копшуков И. (2002г.) - Санкт-Петербургский государственный университет, факультет «Прикладная математика и процессы управления»;

Романенков Д. (2004г.) - Санкт-Петербургский государственный университет, факультет «Прикладная математика и процессы управления»;

Ермаков М. (2004г.) – Российский университет дружбы народов, физико-математический факультет;

Ерохина И. (2005г.) – Московский агроинженерный университет, факультет «Прикладная информатика в экономике»;

Жигай А. (2004г.) – Брянский государственный технический университет факультет экономики и информатики;

Фоевцов П. (2005г.) - Брянский государственный технический университет факультет экономики и информатики;

Журавков Р. (2005г.) - Брянский государственный университет, факультет профессионального обучения информатике;

Савватеев М. (2005г.) - Брянский государственный университет, факультет профессионального обучения информатике.

Категория: Информатика
29.03.2015 20:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!