СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Архитектурные стили античности, средневековья и нового времени (барокко, рококо)

Нажмите, чтобы узнать подробности

От древнегреческой до экоархитектуры: все главные направления на сегодняшний день

Авторы Илья Печёнкин, Владимир Давыдов

Античность

Древнегреческая архитектура

Парфенон на афинском Акрополе

КОГДА VII век до н. э. — I век н. э.

ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ На территории современной Греции, на юге Италии (в том числе на Сицилии), в Турции и в Крыму­

ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ Храмы, мавзолеи

ЧТО ПРИДУМАНО Древние греки считаются изобретателями ордера — системы элементов и про­порций, — более чем на два тысячелетия определившего формальные прин­ципы западной архитектуры.

ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ Иктин и Калликрат (строители Парфенона), Мнесикл (строитель афинских Про­пилеев), Пифей (автор мавзолея в Галикарнасе)

ПРОИЗВОДНЫЙ СТИЛЬ Неогрек

ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ

Дорический ордер Ионический ордер Коринфский ордер

Ордерная колоннада Портик с фронтоном

Стереобат Кариатиды

Древнеримская архитектура

Триумфальная арка Септимия Севера в Риме

КОГДА VI век до н. э. — V век н. э.

ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ На территории от Англии до Аравийского полуострова

ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ Акведуки, виллы, храмы, амфитеатры и цирки, тер­ мы, базилики (со светски­ми функциями), триум­фальные арки

ЧТО ПРИДУМАНО

Древнеримская строительная традиция восходит к зодчеству этрусков, харак­те­ризовавшемуся суровой простотой форм. Римляне вошли в историю в пер­вую очередь как мастера строительной инженерии, изо­бретатели бетона и но­вых конструкций, которых не знали греки. В то же время в период империи римляне старались подражать грекам в декорации своих построек и даже при­думали новые ордера.

ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ Марк Витрувий Поллион, автор трактата «Десять книг об архитектуре»; Апол­лодор Дамасский, рабо­тавший в эпоху императора Траяна (автор Пантеона и форума Траяна в Риме)

ПРОИЗВОДНЫЕ СТИЛИ Римская архитектура стала идеалом для целого ряда позднейших стилей и на­правлений. Ее варваризиро­ванная трактовка присутствует в романике, опыт римских строителей вдохновлял мастеров Ренес­санса, формы римских постро­ек вошли в арсенал архитектуры классицизма

ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ

Несущая стена с ордерной декорацией в виде полуколонн или пилястр Мотивы аркады и арктуры (ряд арок)

Раскрепованный антаблемент

Цилиндрические своды

Арочные проемы Купол

Тосканский ордер Композитный ордер Термальные окна

(упрощенный дорический ордер, (микс ионического и коринфского)

без украшений)

Средневековье

Византийская архитектура

Католикон (главный храм) монастыря Осиос Лукас в Фокиде, Греция

КОГДА VI век — первая половина XV века

ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ

На территории современных Турции, Греции, Ита­лии, в странах Балканского полуострова и Южно­го Кавказа. К наследию византийской архитектуры отно­сятся памятники домонгольской Руси, сохра­нившиеся в Киеве, Чернигове, Смоленске

ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ Христианские храмы, монастырские комплексы, оборонительные сооружения

ЧТО ПРИДУМАНО

Византийская культура сформировалась на пере­сечении традиций античного мира (сама Визан­тийская империя являлась восточной частью рас­павшейся Римской) и Ближнего Востока. Архитек­тура Византии использовала техниче­ские дости­жения Рима, но видоизменила и усовер­шенствовала римские фор­мы. Соединив плани­ровочную структуру базилики (прямоугольник с нечетным числом нефов) с купольной формой пере­крытия, византийцы создали крестово-купо­льный тип постройки, нашедший широкое приме­нение в культовой архитектуре не только хри­стианского Восто­ка, но и христианского Запада.

ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ Анфимий из Тралл и Исидор из Милета — строители собора Святой Софии в Константинополе

ПРОИЗВОДНЫЙ СТИЛЬ Неовизантийский

ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ

Купольная базилика

Пологий купол на барабане (на Кавказе вместо купола — граненый шатер)

Фасады имеют полосатую фактуру (кладка из плинфы со скрытым рядом) и декорированы нишами

Романский стиль

Собор в Вормсе, Германия

КОГДА XI–XII века

ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ Западная и Центральная Европа

ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ Христианские храмы, монастырские комплексы, феодальные замки

ЧТО ПРИДУМАНО

Главным типом культового здания в христианской Европе стала римская бази­лика (служившая в Древ­нем Риме для светских нужд). В восточной торцевой части теперь разместился алтарь, а в западной — главный вход. Размеры по­стро­ек значительно увеличились; композиция усложнилась за счет включения башен и трансептов, а также пере­крытия интерьера при помощи каменных сво­дов, более безопасных в пожарном отношении.

ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ В христианском Средневековье всякое творчество имперсонализировалось, един­ственным творцом полагался Бог, поэтому имена мастеров — испол­нителей бо­же­­ственной воли не фиксировались и не дошли до нас

ПРОИЗВОДНЫЙ СТИЛЬ Неороманский

ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ

Западный фасад и трансепт с башнями с шатровым завершением

Массивные несущие стены, прорезанные небольшими окнами

На западном фасаде — перспективные порталы, украшенные скульптурой

Над фасадом — щипец, украшенный ползучей аркатурой

Готический стиль

КОГДА XIII–XV века

ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ Западная и Центральная Европа

ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ Большие городские соборы, здания городского само­управления, дворцы знати (Венеция) и резиденции монархов (Англия)

ЧТО ПРИДУМАНО

Готика переняла тип романской базилики с трансептом и башнями, но сильно изменила его архитектуру. Главное ноу-хау готических строи­телей — отказ от несущей стены. Устойчивость зданий обеспечивал каркас, устои которого переходили в нервюры (ребра) сводов. Соору­жения лишались массивности, свойственной романским аналогам, их материаль­ность визу­ально ослабевала. При этом устойчивость здания обеспечивала система внешних опор, состоящая из контрфорсов и аркбутанов.

ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ Герхард фон Риле (Кёльнский собор), Реймон дю Тампль (собор Святого Пет­ра в Бове, Франция), Гийом из Санса (один из строителей собора в Кентербери, Англия)

ПРОИЗВОДНЫЙ СТИЛЬ Неоготика

Готика континентальной Европы

Реймсский собор, Франция

ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ

Доминирование вертикалей, усложняющих силуэт

Стрельчатые арки

Нервюрные (с ребрами) своды

Обилие скульптурного декора, в том числе изображающего фантастических существ

Декоративные завершения — фиалы

Вимперги

Окна-розы

Витражи в обширных оконных проемах

Английская готика

Собор в Линкольне

ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ

Главный фасад часто — широкий «экран», декорированный ярусами стрельчатой аркатуры

Более сложный, чем у континентальных собо­ров, план с несколькими разновеликими тран­септами и центри­ческим залом собраний

Над местом пересечения основного нефа и тран­септа (средокрестьем) — высо­кая башня

Ренессанс

КОГДА XV век — Ранний Ренессанс, XVI век — Высокий и Поздний

ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ Италия

ЧТО ПРИДУМАНО

В качестве идеала в архитектуре рассматривалось зодчество Древнего Рима, дошедшее до XV века в руиниро­ванном виде. Актуализировался ордер, подражающий строению и пропорциям чело­веческой фигуры, что соот­ветствовало гума­нистическим устремлениям эпохи: человек, как в Античности, стал мерой всех вещей.

ПРОИЗВОДНЫЙ СТИЛЬ Неоренессанс

Ранний Ренессанс

Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции (архитектор Микелоццо ди Бартоломео)

ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ Городской дворец (палаццо), городская церковь

ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти

ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ

Сдержанное использование ордера — в виде выступов-пилястр

Рустованный или инкрустированный разными породами мрамора фасад

Массивный, сильно вынесенный венчающий карниз

Окна-бифоры

Резные каменные порталы

Высокий и Поздний Ренессанс

Палаццо Вальмарана в Виченце (архитектор Андреа Палладио)

ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ Городской дворец (палаццо), городская церковь, загородная вилла

ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ Донато Браманте, Джакомо Бароцци да Виньола, Микеланджело Буонарротти, Андреа Палладио

ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ

Более активное приме­не­ние ордера — в виде полу­колонн и колонн, несущих раскрепованный антабле­мент, а также портиков

Насыщенный декор оконных и дверных проемов

Заполнение свободных участков фасада нишами и филёнками

Скульптурный декор

Термальные окна

Окна-серлианы (венецианские окна)

Новое время

Барокко

зма в искусстве, который будет последовательно от­стаи­ваться классицистами. Барокко стремится создать у зрителя пространст­вен­ные и пластические иллюзии, виртуозно подчиняя своим задачам строи­тель­ный материал и напоминая тем самым, с одной стороны, о сверхъестест­венном и божественном, а с другой — о виртуозных способностях архитек­тора.

ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ

Джованни Лоренцо Бернини, Пьетро да Кортона, Франческо Борромини, Гварино Гварини, Филиппо Юварра, Иоганн Фишер фон Эрлах, Ян Кристоф Глаубиц, Франческо Бартоломео Растрелли

ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ Дворец и парковый ансамбль с павильонами, цер­ковь, монастырский комплекс, ансамбль городской площади и улицы

ПРОИЗВОДНЫЙ СТИЛЬ Необарокко, или боз-ар

ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ

Выгнутые или вогнутые фасадные поверхности

Сложные пространственные эффекты

Разорванные фронтоны

Трехчетвертные (на чет­верть утопленные в стену) и/или русто­ванные колонны

Пышный скульптурный декор, включающий кариатиды и картуши

Часто — полихромное цветовое решение

Рококо

Дворец Сан-Суси в Потсдаме (архитектор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф)

КОГДА 1710–80-е годы

ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ Франция и другие страны Европы, а также их колонии в Новом Свете

ЧТО ПРИДУМАНО

Рококо продолжило барочную традицию изощрен­ной сложности форм. При этом если стиль барокко был языком религии и власти, то рококо стреми­лось создать комфортную среду для частного человека. Мебель рококо была беспрецедентно удобной.

ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ Жермен Бофран, Георг Венцеслаус фон Кнобельс­дорф, Маттеус Даниэль Пёппельман

ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ Жилая архитектура, преимущественно отделка интерьеров, отчасти церкви

ПРОИЗВОДНЫЙ СТИЛЬ Необарокко, или боз-ар

ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫ

Сравнительно небольшой размер построек

Исключительно пилястровый ордер

Элементы подражания китайской архитектуре

Мотив рокайля в декоре (элемент, напоминающий завиток морской ракови­ны или волну)

Картуши в качестве украшений

Пастельная гамма в колористическом решении

Категория: МХК
11.01.2020 20:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!