СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 135»
Проект
«Коррекция речи детей дошкольного возраста с ТНР средствами игровых технологий».
Составила:
учитель-логопед
Нащекина Т.Г.
Курск-2020
Автор проекта: Нащекина Татьяна Геннадьевна
Место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 135» г. Курска
Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста с ТНР средствами игровых технологий».
Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности
Тяжелые нарушения речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Обоснование выбранной темы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, то есть социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика, коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм, методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребенка.
Такой формой может быть только игра. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным заданием. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению речевых нарушений.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
Игра – на мой взгляд, является социально значимой формой детской познавательной активности. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь.
Цель проекта: коррекция речи детей посредством игровых технологий.
Задачи:
Участники проекта: дети, посещающие группы комбинированной направленности, учитель –логопед, воспитатели, родители.
Этапы реализации проекта
1-й этап — подготовительный: постановка цели и задач, изучение литературы и интернет-ресурсов по данному вопросу, определение направлений, объекта, предмета и методов исследования, подбор методического и дидактического материала;
2-й этап — основной: использование универсальных логопедических игр при коррекции речи детей с ТНР, создание сборника универсальных игр;
3-й этап — заключительный: диагностирование детей, систематизация полученных данных, анализ итогов реализации проекта и их оформление в методические продукты.
Прогнозируемые результаты:
Одними из главных принципов ФГОС дошкольного образования в работе учителя-логопеда является:
Описание проекта:
Первоочередная задача учителя – логопеда и воспитателя детского сада - это постановка и автоматизация звуков речи. Эти процессы проходят очень медленно, поэтому необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы. Дети с речевыми нарушениями часто отстают от своих сверстников в физическом развитии (нарушение моторики), отличаются слабостью движений, психической истощаемостью, возбудимостью или замкнутостью, повышенной раздражительностью. Нарушений общей и речевой моторики вызывает у них быстрое утомление при нагрузках на занятиях. В связи с этим детям с речевыми нарушениями необходимо больше времени и количества повторений, чем их сверстникам с нормой речи.
В какой же форме преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?
Можно с уверенностью сказать, что, используя игровые технологии, учитель – логопед может почти на 50 % улучшить результаты своей коррекционно – образовательной деятельности.
Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – в них четко поставлена цель и есть ожидаемый результат.
Цель использования игровой технологии в логопедической практике:
Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:
При проведении и организации всех видов игр надо соблюдать следующие условия:
В своей работе я широко использую игровые технологии. Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми.
Принципы отбора игр для логопедических занятий:
Для проведения коррекционно - развивающей работы с использованием игровых технологий в дошкольном образовательном учреждении подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.
Современный логопед является педагогом, который, работает с детьми и совершает вклад в их будущее, формируя навыки владения грамотной и правильной речью. Каждый день учитель-логопед, работая с детьми, должен помнить: то, что дети смогут почерпнуть сегодня, даст им в будущем перспективы для развития и самосовершенствования.
Для повышения мотивации детей к занятиям и увеличения результативности коррекционно-развивающей работы применяю игровые технологии (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, словесные игры, игры-драматизации), так как игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию детей и проходит не формально, а заинтересованно.
Использую камешки Марблс в логопедической работе. Они являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Применяя в работе здоровьесберегающие технологии (дыхательную, артикуляционную, пальчиковую, глазодвигательную гимнастики, физкультминутки), я повышаю результативность коррекционного процесса, сохраняю и укрепляю здоровье детей, способствую речевому развитию воспитанников.
Активно использую «Су-Джок терапию». Эта терапия расширяет представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.
Я использую приём символической аналогии, который облегчает процесс запоминания – мнемотехнику. Суть мнемотехники — на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
При проведении занятий по развитию связной речи использую инсценировки и этюды. Этот прием помогает реализоваться детям в театральной деятельности.
Активно использую лэпбуки по автоматизации звуков речи, развитию ЛГСР и развитию связной речи, которые создаем совместно с детьми.
В свое работе с детьми применяю мандалы. Мандала в переводе с языка древности означает «круг» или «центр». Это спонтанный рисунок, символ, образ или художественная композиция, создаваемая в пространстве круга. Мандала издревле имеет глубокий смысл символического отражения мира и психической гармонии. С целью развития связной речи детей раскрашиваем мандалы и составляем свои сказки и творческие рассказы.
Для повышения компетентности родителей совместно с педагогом-психологом созданы клубы «Заботливые родители», «Папа может», «Кроха». Встречи с родителями на заседаниях клубов отличаются практической направленностью. Здесь участниками становятся сами родители совместно с детьми. Один раз в месяц мы собираемся и проводим мастер-классы, тренинги,КВНы, викторины.
Использую информационно-коммуникативные технологии - персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением, электронную физкультминутку, принтер, презентации по автоматизации звуков, формированию слуха, развитию лексики и грамматики, мультимедийный проектор. Областей для освоения ИКТ еще огромное множество, поэтому есть к чему стремиться, есть над чем работать.
Все эти приёмы делают мою работу более интересной, разнообразной и результативной, вызывают у детей положительные эмоции и способствуют большей заинтересованности детей и их родителей.
Рабочий план реализации проекта
Мероприятия с педагогами:
Мероприятия с родителями:
Работа с детьми
Результаты реализации проекта
На основании мониторинга, мы видим, что при целенаправленной работе по внедрению игровых технологий, уровень развития детей с нарушениями речи стал более высоким. Улучшилось соматическое состояние детей. У детей улучшилось звукопроизношение, ЛГСР, связная речь, усилилось речевое дыхание, заметно улучшилась общая и мелкая моторика, а также ВПФ.
Привлечение родителей и других специалистов для активного участия в мероприятиях, проводимых в детском саду по развитию речи, также способствовало улучшению качества работы.
Дальнейшее развитие проекта
В дальнейшем хотелось бы поделиться опытом работы с коллегами по использованию игровых технологий при работе с детьми, имеющими нарушения речи в дошкольном учреждении. Расширять работу по теме. Вводить в работу новые игровые технологии, создать новые игры
© 2021, Нащекина Татьяна Геннадьевна 1464