СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальная и профессиональная адаптация: понятие и сущность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек, являющийся продуктом эволюции живой материи, имеет свою собственную специфическую среду - общество, которое, естественно, подразумевает особую форму адаптации - социальную адаптацию. Механизмы и методы построения теорий, которые безупречно действуют на биологическую и психологическую адаптацию, бессильны против способности человека к энергичной и творческой деятельности трансформации. Этот факт является основной концептуальной предпосылкой, объединяющей разнообразие исследований социальной адаптации. Можно даже утверждать, что этот тезис является фундаментальным в большинстве исследований, подробные описания которых - не что иное, как их коннотативный придаток в различных смысловых, концептуальных, философских и других аспектах.[1]

Особое обращение к научным источникам и их качественный анализ показывают, что весь массив соответствующей литературы можно разделить на три блока. Основой для разделения является не специфика конкретного секторального подхода, а три группы проблем социальной адаптации включают в себя: 1) изучение его сущности и характера, 2) изучение конкретных стратегий как процесса социальной адаптации и его критерии в результате конкретной деятельности, 3) обыск в целом и конкретные процессы социальной адаптации и социализации личности.

Следует отметить, что обращение к вопросам социальной адаптации с глубоких научных позиций (хотя даже в учениях Платона и Аристотеля можно найти отголоски этой проблемы) начал развиваться с середины двадцатого века, не ограничиваясь областями изложенных выше. Несомненно, это связано с интересами ученых в области человеческой деятельности, человеческих возможностей, в своем исследовании как предмете общественных отношений. Поэтому, будучи твердо установленным в научном понимании биологической адаптации как процесса адаптации организмов к меняющимся факторам окружающей среды, это было неадекватно и требовало добавлений, связанных с социальными характеристиками человека.

Попытка синхронизировать и упорядочить многие области исследований социальной адаптации привела нас к убеждению, что все они как-то склоняются к одной из двух тенденций. Первое включает изучение статических и теоретических аспектов адаптации, второе - его динамические (прикладные) аспекты. В то же время, рассматривая в своем «статическом» аспекте, категория «социальная адаптация» не является основной, а единственной в контексте любых изменений, которые интерпретируются, как соизмеримые с амбициозными объективными преобразованиями и изменениями со специализированными условий жизни и трудовых прав. Соответственно, похоже, что в рамках этого направления социальная адаптация рассматривается как непрерывный процесс формирования и восстановления равновесия в системе «человек-общество». Наиболее развитыми и популярными в этом отношении являются профессиональные исследования адаптации человека, документы об адаптации школы и ученика, а также некоторые актуальные философские работы, связанные с исследованиями в процессе социализации.

Вторая тенденция в изучении социальной адаптации связана с ее динамическим аспектом, что вызывает столь широкое толкование этого процесса, которое может исказить и даже, наоборот, может отрицать его первоначальное определение. В этом процессе характеристики «инструментов», «перебалансировки», «гомеостаза», «реактивности» различных изменений в ответ на воздействие социальных сетей перестают быть решающими для социальной адаптации. Этими видами трансформирующей деятельности являются: творчество, практика, прогрессивное развитие человека и его решимость. Это явно противоречит намерению оставаться в единой адаптационной парадигме и заставляет своих приверженцев, фактически, иметь дело с неоднородностью «противостоять» человеческой деятельности, всячески корректировать базу и существенно расширять категорию «социальной интеграции».

В отечественной философской мысли значительный вклад в изучение процессов социальной адаптации вносит В.Ю. Верещагин, Г.И. Царегородцева, В.В. Никонов, М.В. Ромм и др. Результаты исследований ученых были представлены в понимании воплощенной социальной адаптации, как процесса активной адаптации индивида или группы к изменяющейся среде через различные социальные сети. Критерий успешной социальной адаптации рассматривается как результат сбалансированной взаимосвязи между потребностями человека и потребностями социальной среды.[2]

Социальная адаптация - это всегда своего рода отношение и социальная среда человека, их взаимодействие и взаимное влияние, обусловленное определением как минимум двух важных факторов: особенностей взаимодействующих агентов и влияния внешней среды. В этом контексте логично предположить, что подобное адаптивное взаимодействие можно описать на двух организационных уровнях: внутреннем - между человеком и конкретной социальной средой и внешним, возникающим как взаимосвязь между человеком, обществом и природной средой. Последнее представляет собой фактический научный интерес с точки зрения экологического измерения взаимодействия между человечеством и природой, предопределяющего, в свою очередь, экологическую точку социальной адаптации.[3]

Во-вторых, необходимо уточнить характер деятельности социальной адаптации с точки зрения комплексного изучения различных проявлений экзистенциальных характеристик человека в конкретной деятельности. Крайне важно изучить динамические характеристики социальной адаптации в целом и ее отдельных компонентов, компонентов и детерминант, которые характеризуют уникальность фазы адаптации, ее этапы и фазы.

В-третьих, необходимо обратить внимание на специфику человека с точки зрения его внутренних отношений к реальности и к себе в каждый момент. Более того, можно утверждать, что отношение человека является центральной системой широкой характеристики составного состава социальной адаптации. В этом процессе это уровень сознания и самосознания личности как степень развития процессов саморегуляции, самоконтроля и самооценки, т. Е. Установление равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и различные формы человеческого поведения.

Эти три позиции, на наш взгляд, являются целостностью, охватывающей все уровни организации социального адаптационного процесса и качественный аспект социальной адаптации. Рассмотрение проблемы, которая нас интересует в такой перспективе, приводит к мысли о двух возможных методах методологического анализа сущности социальной адаптации в контексте подхода к деятельности: микроанализе и макроанализе. В первом случае объектом исследования является широкомасштабная социальная и адаптационная деятельность общества, которая предполагает рассмотрение социального процесса как глобального реального предустановленного эволюционного механизма природы, состоящего из людей и общества в целом. Однако использование этого метода в качестве научно-методической практики для понимания социальной адаптации имеет существенный недостаток. Это связано с тем, что рассмотрение социальных мероприятий, таких как специальная адаптационная деятельность, направленная на удовлетворение растущих потребностей людей; существует реальная идентификация социальной адаптации к развитию и эволюции.[4]

Даже контекстная утонченность позиционирования и ясная социальная адаптация как механизм социализации, развития и эволюции не дают возможности решить вопрос о ее сущности. Вы можете найти выход, если идете по пути диалектического противопоставления социальной адаптации и концепций социальной дезадаптации. Рассматривая эти понятия как коррелятивные (например, такие же, как понятия добра и зла) и определяя их друг другом, можно построить систему теории социальной адаптации с точки зрения эволюции общества. В этой форме стратегия общества и средств к существованию вызвала его эволюционное развитие в соответствии с законами развития природной среды и может служить критерием социальной адаптации, которая не является соразмерной и, соответственно, социальной дезадаптацией.

С другой стороны, можно утверждать, что вы выбираете другой критерий в том же аспекте. В ходе социальной эволюции в деятельности и общественном труде, фактически, объективно проводилось избирательное «разделение» людей, имеющих «необходимые» черты для полноценного функционирования в этом обществе (социально адаптированные) и людей, у которых их нет ( социально неадаптированные).

Иными словами, социальная адаптация может быть исследована с точки зрения описанных подходов, по крайней мере на двух уровнях общности, из самого общего описания эволюции человечества в контексте его взаимосвязи с природной средой (макроанализ), к описанию определенных форм стратегий взаимодействия и конкретных предметов с данным обществом в целом (микроанализом). Методологической границей такого анализа в любом случае была бы дихотомия «социальной адаптации - социальная изоляция» и сложные диалектические отношения внутри нее как определенные формы и стратегии общества, с одной стороны, и действия - конкретные действия человека на с другой стороны; различные типы определений и отношений и общества, а также конкретный человек с окружающей средой, на третьем.

Принцип определения системы играет решающую роль в процессе развития социальной адаптации, определения ее специфики на каждом этапе жизни и определения ее конкретных критериев. Эти критерии являются относительными, но имеют по меньшей мере два общих основания, которые можно назвать экологическими и антропологическими. Особенности конкретного исторического периода времени обуславливают спецификацию этих критериев, но в любом случае с точки зрения описанных подходов они будут требовать приоритет социальной адаптации в отношении социальной дезадаптации с точки зрения категорий регулирующей оценки общественного сознания. С одной стороны, в чрезвычайно обобщенной форме они будут обозначаться соответственно и «положительными» формами жизни, процессом эффективного взаимодействия и отношениями с обществом и природой; с другой стороны, отрицательные, неэффективные, в предосудительных действиях и мотивах людей в явлениях социальной реальности.

Второй аспект социальной адаптации в контексте подхода к деятельности может быть раскрыт с точки зрения изучения динамических характеристик социальной адаптации в целом и ее отдельных компонентов и детерминант, которые характеризуют уникальность фазы адаптации, ее этапы и фазы. Этот аспект связан методологически с адаптацией к системному подходу (являясь одним из аспектов подхода к действию), который показывает сложную диалектическую связь между личным образованием, с одной стороны, и эффективностью деятельности индивидуума, с другой. Это также важный принцип определения системы, который позволяет рассматривать различные компоненты социальной адаптации как определяющий фактор развития процесса адаптации в целом и в то же время выполнять координирующую роль на разных этапах адаптации, обеспечивая реализацию важный предмет для целей деятельности, обеспечивающий стабильность и непрерывность процесса адаптации.[5]

Программа методологических исследований социальной адаптации представлена ​​тремя основными моментами:

1. Социальная адаптация - это всегда своего рода отношения человека с социальной средой, их взаимодействие и взаимное влияние, детерминированные черты самих взаимодействующих сторон, а также особенности среды.

2. Анализ социальной адаптации включает в себя движение в направлении систематического изучения его динамических характеристик из-за умственных особенностей субъекта адаптации, а также отдельных компонентов, компонентов и детерминант, которые характеризуют уникальность фазы адаптации, ее этапы и фазы.

3. Социальная адаптация опосредована процессом развития личности; по уровню сознания, самосознанию индивидуального развития; по степени процессов саморегуляции, самоконтроля и самооценки, в результате чего устанавливается равновесие между внешними влияниями и внутренним состоянием и различными формами человеческого поведения.

Отдельного внимания заслуживает вопрос профессиональной адаптации, которая представляет собой приспособление личности к выполняемой работе; освоение профессии, ее специфики, приобретение профессиональных навыков, достаточных для качественного выполнения обязанностей, развитие устойчивого положительного отношения к своей профессии. Процесс профессиональной адаптации развивается нормально, если устанавливается соответствие между подсистемами следующих характеристик: комплекс требований, предъявляемых современным производством к личности специалиста и связанных с его готовностью к профессиональной деятельности (высокий уровень профессиональных знаний, любовь к своей специальности, инициативность, самостоятельность, организованность и другие профессионально значимые качества), и комплекс ожиданий и требований со стороны специалистов к будущему месту работы. Это ожидания, связанные как с самой деятельностью (актуальность, разнообразие, сложность решаемых задач, возможности профессионального роста, актуализации творческих способностей), так и более широкими возможностями работы: общения с коллегами, должностного роста, материальной обеспеченности, улучшения социально - бытовых условий.

Особое место в изучаемой проблеме занимает, социально-профессиональная адаптация обучающихся с ОВЗ. Это процесс и результат взаимодействия учащихся с ОВЗ с изменившимися социальными и профессиональными условиями жизни и деятельности при условии педагогической поддержки в их профессиональном становлении, формировании социальных и трудовых качеств, необходимых для конкретного вида деятельности и жизни в обществе.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право получить среднее профессиональное образования наравне со всеми остальными учащимися школы, что законодательно закреплено в ряде нормативных актах. После окончания школы (9 или 11 классы) у учащихся с ОВЗ возникают реальные трудности как субъективного, так и объективного характера, связанные с адаптацией к новым жизненным условиям. Прежде всего, возникают трудности социализации детей с ОВЗ в учреждениях профессионального образования. Поэтому одной из главных задач данного учреждения является создать все условия для лучшей и быстрой адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Для системы образования определяющим фактором является необходимость обеспечения особых образовательных потребностей студентов с ОВЗ. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Для успешной адаптации студентов с ОВЗ должно существовать негласное правило: студент с ОВЗ ничем не отличается от здорового студента. Такие дети должны быть полностью включены в педагогический процесс, выполнять все манипуляции на практических занятиях и активно участвовать в жизни техникума, колледжа. Для студента с ограниченными возможностями очень важно его принятие обществом: сверстниками, преподавателями и трудовым коллективом в дальнейшем.

[1] Посыпанов О. Г. Методика измерения социальной адаптивности личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч. 2 : Общая и социальная психология, психология личности и психофизиология, эконо-мическая, организационная и политическая психология : материалы юбилейной науч. конф. ИП РАН. М. : Изд-во ин-та психологии РАН, 2002. С. 93–113.

[2] Посыпанов О. Г. Методика измерения социальной адаптивности личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч. 2 : Общая и социальная психология, психология личности и психофизиология, эконо-мическая, организационная и политическая психология : материалы юбилейной науч. конф. ИП РАН. М. : Изд-во ин-та психологии РАН, 2002. С. 93–113.

[3] Посыпанов О. Г. Методика измерения социальной адаптивности личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч. 2 : Общая и социальная психология, психология личности и психофизиология, эконо-мическая, организационная и политическая психология : материалы юбилейной науч. конф. ИП РАН. М. : Изд-во ин-та психологии РАН, 2002. С. 93–113.

[4] Рябикина З.И. Личность как субъект формирования бытийных пространств // Субъект, личность и психология человеческого бытия. М., 2005.

[5] Рябикина З.И. Личность как субъект формирования бытийных пространств // Субъект, личность и психология человеческого бытия. М., 2005.

Категория: Психологу
27.01.2021 14:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!