СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Роль авторитета в формировании личности подростка." из журнала "Детство. Отрочество. Юность" выпуск №1-2 2015 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль авторитета в формировании личности подростка.

Как часто бывает, что подростку в школе много говорят о развитии личности, что нужно быть личностью. А кто же тогда должен быть авторитетом для подростка. куда и на кого смотреть чтобы быть этой личностью и еще ее и развивать?

Личность раскрывается и формируется в системе отношений, которые складываются между ребенком и окружающими его людьми в процессе деятельности. Объективный характер отношений, который складывается между ребенком и действительностью, место которое ребенок занимает в жизни, система доступных общественных отношений, в которые он вступает, деятельность, которую он выполняет - определяет его психику, формирует его личность.

Идеал, образец, авторитет человека представляет тот образец, который оказывает решающее влияние на формирование личности в онтогенезе (онтогенез - история индивидуального развития), в значительной степени определяя ее направленность и нравственно - психологические особенности. наличие значимых, авторитетных лиц, идеалов влияет на формирование личности подростка.

Что же такое личность с психологической точки зрения? Личность- это человек, который достиг определенного, достаточного высокого уровня своего психологического развития. Личностью может быть любой человек с устойчивыми взглядами, целями, которые определяют его поведение, независимо от содержания взглядов и целей.

Это характеристика относится к развитой личности взрослого человека ( и то не всякого), но формирование личности начинается очень рано и продолжается всю жизнь.

Когда маленький ребенок впервые начинает стремиться к тому, что находится за пределами ситуации, в которой он находится, он начинает действовать под влиянием образов воображения - он уже встал на путь формирования личности. Но это только начало, субъект должен научиться действовать не только вопреки внешним, но и внутренним препятствиям.

В одной из своих работ Л.С. Выгодский писал, что "отличительная черта психического развития заключается в том, что в конце его у человека должно реально сформироваться то, что с самого начала уже существует в виде некоторой идеальной форме. Так происходит при овладении речью, мышлением, логическими формами памяти, различными способами саморегуляции, а также нравственное формирование. Оно также предполагает усвоение общественных норм и нравственных принципов, представленных в виде требований. Когда родители, воспитатели, учителя начинают ставить в жесткие рамки еще не сформированную личность, у детей, подростков возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящим до упрямства и негативизма."

Такая реакция появляется у детей, у которых не удовлетворяются или подавляются потребности, которые появляются в конце каждого этапа психического развития, с центральным, т.е. личностным, новообразованием соответствующего возраста.

Кризис подросткового возраста самый сложный и длительный, характеризуется в первой фазе (12-14 лет) возникновением способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня, а на второй фазе (15-17 лет) - осознание своего места в будущем, представление о своем жизненном "я" и о том, что он хочет совершить в своей жизни. Со всеми этими этапами формирования личности сталкивается подросток и учитель в школе, потому что больше всего времени в этот этап жизни подростки проводят время в школе.

Давайте поговорим о развитии психологического подросткового возраста, а так же о самооценке подростка.

Центральным фактором психологического развития подросткового возраста - это становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции, определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности, свои способности, как объединяющие подростка с другими людьми, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки.

В связи с этим, нужно рассмотреть функции самооценки. С одной стороны самооценка - это познавательный (когнитивный) процесс: для успешной деятельности ученик заинтересован в объективном знании себя и своих качеств. С другой - самооценка, как способ психологической защиты, преувеличить достоинства и приуменьшить недостатки. Например, старшеклассники, отвергаемые сверстниками, склонны преувеличивать свой групповой статус, видеть свое положение в коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле.

В юношеском возрасте масштаб самооценки заметно укрепляется - гипертрофированное внимание к себе, эгоцентризм, озабоченность собой и тем впечатлением, которое индивид производит на окружающих, и как следствие этого застенчивостью.

Критической фазой развития самосознания - возраст 12-14. у 12-13летних подростков усиливается склонность к самонаблюдению, снижается устойчивость образа "я", несколько снижается общее самоуважение и существенно изменяется самооценка некоторых качеств. Подростки начинают думать, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения, что приводит к депрессивным состояниям(у девочек это выражено чаще). После 15 лет снова растет самоуважение, соответственно более устойчивая самооценка.

С точки зрения Л.С. Выготского, главным новообразованием подросткового возраста - чувство взрослости. Подросток претендует быть взрослым, а уровень притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.

Каковы же отношения подростка со значимыми для него людьми - родителям, учителям. На развитие личности подростка влияет стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько автономных психологических механизмов социализации: подкрепление - поощрение поведения, внедряется система норм и правил; идентификацию - подражание родителям; понимание - совместное решение проблем, формирование коммуникативных качеств.

Эмоциональный фон взаимоотношений между ребенком и родителем имеют 2 плюса: близкие (внимание, поощрение), далекие (строгость и наказание). Эмоциональный фон не существует сам по себе, а связан с контролем т дисциплиной. Наилучший стиль - демократический. Он способствует воспитанию самостоятельности, активности и инициативы, социальной ответственности. Таким подросткам проще социолизоваться в школе. Родитель всегда объясняет мотивы своих требований.

Крайние типы отношений дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, вызывает агрессию, апатию.

Как не велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится на первые годы жизни. К старшим классам стиль взаимоотношений уже сложился и "отменить эффект прошлого опыта невозможно". Степень идентификации с родителями меньше, чем в детстве Хорошие родители остаются эталоном поведения для детей. У подростков есть конечно и другие авторитеты, кроме родителей. Чем старше ребенок, тем вероятнее, что идеалы он черпает не только из ближайшего окружения. Но все недостатки и противоречия в поведении близких с старших воспринимаются остро и болезненно. Больше всего подросткам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков.

Более сложными и дифференцированными становятся в подростковом возрасте отношения к учителям и с учителями. Подобно родителю, учитель в сознании ребенка имеет ряд функций - замена родителей, власть распоряжающаяся наказаниями и поощрениями, авторитетный источник знаний, старший товарищ и друг.

С возрастом все меняется. старший подросток уже не видит отца и матери в учителе. Учитель тоже уже не "наделен" властью. В образе "идеального учителя" на первый план выходят его индивидуальные человеческие качества - способность к "пониманию", эмоциональному отклику, т.е. в учителе видят старшего друга. На втором месте - стоит профессиональная компетентность учителя, уровень его знаний и качество преподавания, на третьем - умение справедливо распоряжаться властью. отсюда - дифференциация оценок учителей и самих отношений с ними учениками.

Еще одна роль значимых отношений относится к группе сверстников. Поведение подростков по своей сути является коллективно - групповым.

Современной наукой установлено, что идеалы школьников являются и критерием оценок самих себя, так и других людей, и постоянно действующим мотивом поведения и деятельности. Если идеалы воспитуемых совпадают по содержанию с идеалами воспитателя, руководство формированием их личности осуществляется успешно. У подростков возникает и развивается стремление к активному построению своего поведения в соответствии с принятыми идеалами. Существует несколько этапов формирования идеалов: предварительный (как поступать хорошо, и как плохо); этап неосознанных, непосредственных идеалов (воплощение в конкретных людях); сознательные идеалы - общее развитие школьника. Усвоение системы ценностей подростка, группа качеств - нравственные, волевые, интеллектуальные. Нравственные качества

Итак, идеалы школьников являются критерием самих себя, так и других людей, и постоянно действующим мотивом поведения и деятельности. Если идеалы совпадают по содержанию с идеалами воспитателей, руководство формированием их личности осуществляется успешно. У подростов появляется и развивается стремление к активному построению своего поведения в соответствии с принятыми идеалами, и именно это становится важнейшим фактором дальнейшего формирования личности человека. И здесь конечно огромную роль отводят детско-родительским отношениям на самых ранних этапах развития, которые накладывают отпечаток на формирование личности, учителя же могут поддержать формирование личности и помочь подросткам во взаимоотношениях с окружающим миром.

Категория: Всем учителям
17.07.2015 11:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!