СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текущий контроль на дистанционном обучении.  Как сохранить объективность оценивания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текущий контроль на дистанционном обучении. Как сохранить объективность оценивания

Главная проблема оценивания на дистанте – необъективность. Как сохранить объективность в условиях дистанционной работы. Рособрнадзор обязал школы повысить объективность образовательных результатов (письмо Рособрнадзора от 13.03.2018 № 05–71). Средством повышения объективности в методических рекомендациях эксперты называют «устойчивые ориентиры на методы и инструменты объективной оценки». Школа должна сама выбрать эти методы и инструменты. Сделать процедуры оценивания объективными в штатном режиме работы школы – задача не одного дня. А поддерживать объективность в условиях дистанта кажется еще более сложной задачей. В статье – шесть рекомендаций, которые помогут.

Сократить объем текущего контроля

В условиях дистанта привычные проверочные и контрольные работы в необходимом объеме провести фактически невозможно. Кроме того их результаты не всегда будут показательными, ведь появляется множество дополнительных факторов: дома ученики отвлекаются, интернет может быть нестабильным, появляется масса возможностей списать. Поэтому рекомендуйте педагогам сократить объем текущего контроля. Пусть проводят текущий контроль с отметкой не чаще одного раза в неделю. Это позволит накапливать отметки, не перегружать учеников и уделять больше времени подготовке заданий для контроля.

Использовать приемы формирующего оценивания.

Основа формирующего оценивания – обратная связь. В условиях дистанционного обучения предложите педагогам использовать разные формы обратной связи, чтобы понять, как школьники усвоили материал. Также приемы формирующего оценивания позволят распространить опыт отдельного ученика или группы на весь класс. Разберем пример использования приема формирующего оценивания «Цепочка заметок».

Как использовать на обычном уроке. Ученики передают друг другу листок, на котором учитель написал один вопрос по поводу происходящего на уроке. Получив листок, ученик находит момент, пишет ответ и кладет его в конверт. Цель проведения: анализ ответов учеников позволит сделать вывод о возможных трудностях, которые возникли у них в процессе урока.

ПРИМЕР. Урок литературы. Блок тем по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Возможные вопросы: Был ли выбор у Бэлы – оставаться с Печориным или нет? Почему Печорин не смог найти своего места в жизни? Мог ли быть другой вариант развития событий в дуэли с Грушницким? Как использовать на онлайн-уроке. В конце урока учитель пишет в чат или озвучивает вслух вопрос. Ученики в течение 5–10 минут должны сформулировать ответ на вопрос и прислать учителю. Время ответа оговаривают заранее. К следующему уроку педагог анализирует ответы учеников, выделяет затруднения, которые возникли у большинства школьников, и проговаривает их. На этом этапе также можно включить индивидуальное оценивание, когда педагог обсуждает с отдельным учеником во время онлайн-урока задание и оценивает его ответ. Это позволит накапливать отметки.

Ввести «накопительную» отметку.

Организовать устную и письменную работу на онлайн-уроке в том же объеме, что и на очном, невозможно. Этому препятствует и время урока, и технические сложности. Поэтому и текущие отметки за такую работу накапливать в нужном объеме не получится. Решить эту проблему поможет накопительный подход к отметке. Пусть педагоги выделяют 3–5 минут урока на фронтальную преимущественно устную работу с учениками. За это время можно задать вопросы нескольким ученикам или попросить прокомментировать то или иное задание. Чтобы выставить отметку такой работы единоразово недостаточно. Но работу можно накапливать. Посмотрите пример.

ПРИМЕР. На первом уроке школьник верно отвечает на вопрос, педагог фиксирует «красную» отметку – это первичная отметка, которая пока не идет в журнал. На следующем уроке тот же ученик комментирует решение задачи – педагог фиксирует «желтую» отметку, она может быть как выше, так ниже «красной». Наконец, на дом этому ученику дается задание определенного уровня. За его выполнение педагог выставляет в журнал «зеленую» отметку с учетом предыдущих «красной» и «желтой» отметок. Такой подход позволит накапливать отметки за объем работы ученика. При этом школьник будет понимать, какая отметка пойдет в журнал и почему, а текущий контроль не будет отнимать много времени.

Разработать дифференцированные задания

Дифференцированные задания – это разноуровневые задания на проверку одного и того же предметного результата. Смотрите пример двух вариантов дифференцированных оценочных средств.

ПРИМЕР. Один из планируемых результатов изучения тематического раздел «Синтаксис односоставного предложения» – «указывать грамматическую основу односоставного предложения».

Первый вариант дифференциации – проверить, на каком уровне школьники достигли результата, разным по сложности дидактическим материалом: – на базовом уровне: «В дверь постучали»; – на повышенном: «Уже несколько дней Петя чувствовал себя неважно»; – на высоком: «Все бы ничего, да, видно, ему одному придется работать над этим проектом».

Второй вариант – реализовать уровневый подход через усложнение задания. Например, учебное действие «находить односоставные назывные предложения» на базовом уровне оценить заданием с выбором варианта ответа: «Укажи односоставные назывные предложения в приведенных примерах». На повышенном уровне – заданием с развернутым ответом: «Подумай, как можно рассказать ученику 1-го класса про односоставные предложения. Запиши свой вариант». На высоком уровне – комплексным заданием с межпредметными связями: «Известное стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыхание…» дает пример использования односоставных предложений с изобразительными целями. Какие это предложения? Как помогают они понять состояние лирического героя?»

В очном обучении такие задания предполагают дифференцированную оценку. Если ученик выполнил задания только базового уровня, он может получить максимум 3 балла. 4 балла получит школьник, который справился с заданиями повышенного уровня; 5 баллов – ученик, который выполнил задания высокого уровня.

На дистанте такой подход также можно реализовать, но это очень трудоемко. Поэтому предложите педагогам вариант с поправкой на дистанционное обучение. Сейчас цель занятий – помочь ученикам успеть освоить программу в сжатые сроки в непривычных условиях. Уровень, на который нужно ориентироваться – базовый. Задания базового уровня должны верно выполнять все ученики. Пусть педагоги предлагают задания этого уровня на уроках и не оценивают отметкой, но обязательно дают обратную связь по выполнению. Задания повышенного и высокого уровня предложите давать на дом. Так педагоги будут работать в зоне ближайшего развития школьников. Также задания высокого уровня можно прорабатывать с мотивированными учениками на индивидуальных и групповых консультациях.

Не менять критерии оценивания

Школьники должны понимать, что и как оценивает педагог. Поэтому с переходом на дистанционное обучение учителя не должны менять сложившиеся до этого в работе критерии оценивания. Если же смена критериев – вынужденная мера, то учитель обязательно должен разъяснить новшества ученикам. Например, если вводится дифференцированное оценивание.

Использовать вариативные задания

Чтобы школьники не списывали задания друг у друга и показывали реальный уровень владения материалом, необходимо индивидуализировать задания. Для проверки одного итого же предметного результата или группы результатов педагог готовит варианты заданий. Каждый раз учитель произвольно делит класс на группы перед тем, как провести контроль или дать домашнее задание. Группы каждый раз должны быть разными. Каждой группе учитель выдает собственный вариант. Нужно заготовить 4–5 вариантов. Например, учитель математики готовит набор примеров на отработку одного и того же правила, но использует разные числа.Такие вариативные задания снизят риск получить списанную работу. А если школьники все-таки решат обмануть педагога – это сразу станет очевидно.

Категория: Всем учителям
11.05.2020 11:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!