СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внедрение системы управления охраной труда в образовательных учреждениях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Безопасность образовательного учреждения включает в себя многие виды безопасности: охрана труда, экологическая безопасность, техногенная безопасность, электротехническая безопасность, пожарная безопасность, антитеррористическая безопасность и так далее. Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях. Безопасность образовательного учреждения является приоритетной в деятельности администрации и педагогического коллектива. Объектом этой деятельности являются: охрана труда; правила техники безопасности; гражданская оборона; меры по предупреждению террористических актов; контроль соблюдения требований охраны труда. Качество учебных занятий зависит напрямую не только от профессионализма преподавателя, но и от его внутреннего состояния, физического и психического здоровья. Основными факторами профессионального риска труда преподавателя являются: повышенное психоэмоциональное напряжение; большая голосовая нагрузка; преобладание на работе статической нагрузки при незначительной мышечной и двигательной нагрузке; значительный объем интенсивной зрительной работы; высокая вероятность эпидемических контактов. Проблемы и перспективы развития профессионального образования в условиях перемен Профессиональный риск – это вероятность ухудшения здоровья или гибели работника (застрахованного лица), которая связана с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях, установленных законом Донецкой Народной Республики «Об основах общеобязательного социального страхования» № 37-IHC от 30.04.2015 г. Система управления охраной труда (далее – СУОТ) является неотъемлемой частью общей системы управления образовательной организацией. Обеспечение безопасности образовательного процесса – это здоровые и безопасные условия труда, предупреждение травматизма, безопасная эксплуатация зданий и технических средств обучения, обеспечение оптимального сочетания режима труда и отдыха. Для решения этих вопросов необходима разработка и внедрение системы управления охраной труда, в конкретном образовательном учреждении, которая определит политику по охране труда, позволит создать комфортное социально-ориентированное пространство, исключить травматизм вследствие несчастных случаев и профессиональные заболевания. Основной задачей управления охраной труда является создание СУОТ, которая будет обеспечивать:  охрану труда и здоровья работников и обучающихся в процессе трудовой и образовательной деятельности;  профилактику травматизма, профессиональной заболеваемости и несчастных случаев;  безопасность образовательного процесса. СУОТ, представляет собой комплекс взаимосвязанных правовых, организационных, технических, социально-экономических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мер, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда и обучения. Структурно система управления охраной труда в образовательных учреждениях не отличается от той, что продиктована трудовым законодательством. Основа функционирования СУОТ – Положение о СУОТ в образовательной организации, утвержденное приказом руководителя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа. Положение о СУОТ содержит следующие разделы (подразделы): 1. Политика и цели в области охраны труда и безопасности образовательного процесса. 2. Обеспечение функционирования СУОТ. 3. Процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда и безопасности образовательного процесса. 4. Планирование мероприятий по реализации процедур. 5. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур. 6. Планирование улучшений функционирования СУОТ. 7. Управление документами СУОТ. Работа в образовательном учреждении связана с высокими интеллектуальными и эмоциональными нагрузками, нерациональным режимом отдыха и труда, высокой ответственностью, что является причиной высокой заболеваемости среди педагогических работников. Для решения этой проблемы необходимо разрабатывать план профилактических мероприятий, который может включать в себя санаторно-курортное лечение, проведение Дней здоровья, спартакиады среди преподавателей по волейболу, шашкам, плаванию, соревнованиям по лыжам и бегу и т.п.; проведение тренингов по стрессоустойчивости, занятия по релаксации. Одним из самых сложных и трудно решаемых проблем по обеспечению прав работников на охрану жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности является на сегодняшний день организация и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. 138 Проблемы и перспективы развития профессионального образования в условиях перемен Задача проведения аттестации – объективно определить на каждом рабочем месте, какие опасные и вредные факторы окружающей среды действуют на здоровье работников, к каким последствиям могут привести, как уменьшить или исключить их вредное и опасное воздействие, а где это сделать не представляется возможным на данный момент – гарантировать им право на конкретные льготы, позволяющие компенсировать потери здоровья. Для оценки условий труда необходимо обследовать рабочие места: преподавателей химии, физики, информатики, рабочее место заведующего учебно-производственными мастерскими и т.д. Система управления охраной труда в образовательном учреждении предусматривает решение следующих целей и задач в области охраны труда: 1. Управление рисками – регулярная идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков; обеспечение высокого уровня безопасности трудовой и образовательной деятельности, при которых риск возникновения случаев травматизма минимален; обеспечение для обслуживающего персонала образовательного учреждения безопасности всех процессов и оборудования; создание для работников образовательного учреждения благоприятных социальных условий, установление оптимальных режимов труда и отдыха. 2. Работа с персоналом – обучение и повышение квалификации ответственных за охрану труда; обеспечение качественных предварительных и периодических медицинских осмотров; обучение работников безопасным методам и приемам труда, проверка знаний, стажировка, инструктажи; установление определённых функций и обязанностей по охране труда для администрации образовательного учреждения, преподавателей, техническихработников; стимулирование работы по обеспечению безопасности образовательного процесса, снижению травматизма и недопущению случаев профессиональных заболеваний; организация совещаний, собраний и Дней охраны труда с целью обмена опытом работы. 3. Финансирование – мероприятия по охране труда и организация их исполнения, систематический контроль, учет, анализ и оценка реализуемой работы; финансовое обеспечение системы управления охраной труда, эффективность затрат на мероприятия по охране труда. 4. Нормативная документация – обеспечение сотрудников нормативными материалами по охране труда; информационное обеспечение, создание системы учета и отчетности. 5. Осуществление контроля за соблюдением требований охраны труда на рабочих местах, мониторинга условий и охраны труда, внутреннего и внешнего аудитов по вопросам охраны труда и безопасности образовательного процесса, который предусматривает:  проверку (обследование) состояния охраны труда в образовательной организации и соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;  выполнение работниками образовательной организации обязанностей по охране труда;  выявление и предупреждение нарушений требований охраны труда;  принятие мер по устранению выявленных недостатков. В рамках функционирования СУОТ, как правило, осуществляются два основных вида контроля: административно-общественный трехступенчатый контроль по охране труда и контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий. I ступень. Ежедневный контроль со стороны руководителей структурных подразделений (заведующий хозяйством, заведующий учебно-производственными Проблемы и перспективы развития профессионального образования в условиях перемен мастерскими), педагогических работников за состоянием рабочих мест,выявлением профессиональных рисков на рабочих местах, безопасностью используемых в процессе трудовой и образовательной деятельности оборудования, инвентаря, приборов, технических и наглядных средств обучения, размещенных в здании и на территории образовательной организации, а также самоконтроль работников за соблюдением требований охраны труда, правильным применением средств индивидуальной защиты. II ступень. Ежеквартальный контроль, осуществляемый специалистом по охране труда и уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда,за выполнением мероприятий по результатам проверки первой ступени контроля, техническим состоянием зданий, сооружений и оборудования на соответствие требованиям безопасности, соблюдением требований электробезопасности, своевременным и качественным проведением подготовки работников в области охраны труда (обучение и проверка знаний по охране труда, стажировка на рабочем месте, проведение инструктажей по охране труда),обеспечением работников средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами, соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда. III ступень. Контроль осуществляют руководитель (уполномоченное лицо) и председатель профкома не реже одного раза в полугодие. На III ступени рекомендуется проверятьрезультаты работы первой и второй ступеней контроля, предписаний органов государственного контроля (надзора) и представлений органов общественного контроля,выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором и соглашением по охране труда, осуществлять контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, подготовка по охране труда, проведение медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований, проводить учет и анализ аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Результаты I и II ступени контроля регистрируются в соответствующих журналах, III ступени оформляются протоколом. Для всех видов проводимых работ в образовательном учреждении должны быть разработаны и утверждены инструкции по охране труда. В должностных инструкциях работников обязательно должен быть раздел «Охрана труда», в котором необходимо прописывать обязанности работника по охране труда. Для обучающихся должны быть изданы и утверждены инструкции по безопасности жизнедеятельности (по Программе № 1 – вводного инструктажа по БЖД, Программе № 2 – перед началом зимних каникул, Программе № 3 – перед началом летних каникул), по правилам поведения в кабинетах (лабораториях, спортивном зале, учебно-производственных мастерских и т.п.). В кабинетах (лабораториях, спортивном зале и т.п.) необходимо вести журнал регистрации инструктажей. Между администрацией образовательного учреждения и профсоюзной организацией заключается коллективный договор, один из разделов которого «Охрана труда». Формированию данного раздела должны предшествовать коллективные переговоры. Для успешного проведения переговоров и обеспечения эффективности мероприятий, включенных в раздел, необходимо:  провести обследование условий труда и изучить факторы риска травмирования и заболеваний работников образовательном учреждении, проанализировать результаты аттестации рабочих мест на предмет наличия на рабочих местах опасных и вредных производственных факторов, установленных льгот и компенсаций за работу в этих условиях;  изучить состояние и причины производственного травматизма, профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости; Проблемы и перспективы развития профессионального образования в условиях перемен  обеспечить сбор и изучение предложений работников по улучшению условий труда;  разработать эффективные мероприятия повышения безопасности и условий труда в образовательном учреждении;  провести с соответствующими специалистами экономические расчеты, определить объемы работ, порядок и источники финансирования мероприятий. При формировании обязательств по вопросам охраны труда в коллективный договор следует включать только те обязательства, которые не противоречат законодательству Донецкой Народной Республики. При этом обязательства должны быть всесторонне обоснованными и реальными, так как после согласования и подписания документа они становятся обязательной для выполнения локальной нормой, которая действует в конкретном образовательном учреждении. Одной из важнейших частей коллективного договора должны быть комплексные мероприятия по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, повышение существующего уровня охраны труда, предотвращение случаев производственного травматизма и профессионального заболевания, которые оформляются как приложение к коллективному договору. Приведем некоторые мероприятия, которые можно включить в перечень комплексных:  внедрение новых, более эффективных инженерно-технических решений по охране труда и предупреждению травматизма (средств сигнализации и контроля, предохранительных и защитных приспособлений и т.д.);  реконструкция системы естественного и искусственного освещения;  совершенствование систем вентиляции;  меры по исключению, или снижению до санитарных норм уровня пыли, шума, вибрации, вредных излучений и других факторов;  установка оборудования и устройств по обеспечению электробезопасности;  оборудование специальных механизмов и устройств для безопасного ведения работ;  мероприятия по защите и предупреждению от контакта с вредными веществами и материалами;  конкретные мероприятия по соблюдению температурного режима, улучшению санитарно-бытовых условий, созданию соответствующих условий труда для женщин, несовершеннолетних, инвалидов. Перечень этих мероприятий можно продолжить, но в любом случае следует четко определять конечную цель, источники финансирования, сроки и ответственных за их выполнение. Экономический механизм управления охраной труда должен предусматривать систему поощрений для тех работников, которые добросовестно выполняют положение законов, других нормативно-правовых актов и актов образовательного учреждения по этим вопросам, не допускают нарушений требований личной и коллективной безопасности, активно участвуют и проявляют инициативу в осуществлении мероприятий по повышению уровня охраны труда на предприятии. Коллективный договор должен устанавливать конкретные виды поощрений за добросовестное отношение к решению задач охраны труда. Таким образом, наличие СУОТ способствует снижению профессиональных рисков и профессиональных заболеваний. СУОТ устанавливает форму участия работников образовательного учреждения в управлении охраной труда, их обязанности, ответственность и взаимодействие. Основная Проблемы и перспективы развития профессионального образования в условиях перемен 141 цель применения системы – достижение требуемого уровня обеспечения безопасности, сохранение жизни и здоровья работников и обучающихся в образовательном процессе. Она может быть достигнута только в том случае, если в образовательном учреждении будут созданы безопасные и безвредные условия труда, благоприятный психологический микроклимат, оптимальный режим труда и отдыха.

Категория: ОБЖ
03.10.2020 20:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!