СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме "Повышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих заданий"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит рассуждения на тему "Повышение познавательного интереса на уроках информатики". 

Использование познавательных задач по темам

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Повышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих заданий"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Костинская средняя общеобразовательная школа»













Повышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих заданий

















Учитель информатики: Коробкова Елена Марковна

























п. Костино, 2015 год

По мнению психологов, интерес к обучению - один из доминирующих мотивов учения. На современном этапе реформирования системы образования в педагогике вновь возникла потребность в пересмотре отношения учителей к познавательному интересу. Обращение общества к личности обуславливает более внимательное изучение индивидуальных особенностей интереса у каждого человека, заинтересованность в самореализации, в нахождении полного применения его склонностям, способностям и интересам.

Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. 

При подготовке к урокам информатики перед собой ставлю цель повысить познавательную активность учащихся, а это не возможно без развития познавательного интереса. Ведь наличие познавательных интересов у школьников способствуют росту их активности на уроках, качества знаний, формирование положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Что же влияет на познавательную активность учащихся?

За последние годы у детей изменились мотивы к изучению информатики. Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Если раньше, компьютеры были у 2-3 человек в школе, то сейчас в каждой семье есть компьютер, а иногда и не один. Для большинства детей компьютер становится, фактически, бытовым прибором, а вместе с ним теряет и мотивационную силу. Задача учителя все усилия должен направить на развитие познавательных интересов учащихся. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.



Проблема, с которой сталкивается любой педагог, заключается в том, что ни содержание стандартных школьных задач, ни процесс их решения обычно не вызывают у учащегося познавательного интереса и желания работать. Поэтому приходится самим разрабатывать такие задания. В своей работе я выделяю следующую классификацию творческих заданий по информатике:

1. ПО СОДЕРЖАНИЮ

  • Занимательные задачи (задачи - рассказы, задачи - парадоксы и т.д.).

  • Интегрированные задачи (требующие знаний по нескольким темам, предметам).

  • Творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных знаний).

  • Задачи, допускающие несколько способов решения.

2. ПО ВЫПОЛНЯЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИМИСЯ

  • Составление задач учащимися.

  • Конструирование обратных задач.

  • Составление кроссвордов, ребусов по теме.

  • Разгадывание кроссвордов, ребусов.

  • Написание рефератов, докладов.

  • Разработка презентаций по теме.

  • Проектная деятельность

  • Творческая практическая работа (сказки, сочинения, рисунки и др.)

На уроке, в зависимости от его типа, можно использовать следующие творческие задания

Применение творческих заданий на уроках различного типа

1. Комбинированный урок

2. Урок формирования знаний

3. Урок закрепления и совершенствования знаний

4. Урок формирования умений и навыков

5. Урок применения знаний на практике

6. Урок обобщения и систематизации знаний

7. Урок контроля знаний

По характеру проявления познавательного интереса в процессе изучения предмета выделяем уровни развития познавательного интереса:

    1. низкий уровень,

    2. средний уровень,

    3. высокий уровень.

У учащихся с низким уровнем развития познавательного интереса активность на уроках ситуативная, часты отвлечения, предпочтение отдаётся задачам репродуктивного характера, со стереотипными действиями. Учащиеся со средним уровнем развития познавательного интереса предпочитают также поисковый характер деятельности, но не всегда склоны к выполнению творческих заданий, их самостоятельная деятельность носит эпизодический характер, зависит от внешних стимулов. Учащиеся с высоким уровнем развития интереса отличаются самостоятельностью, активным участием на уроке, предпочтением учебной деятельности более трудного характера.

Использование познавательных задач по темам

Тема: Табличный процессор MS Excel. «Виды адресации»

1 задача. В пещере у реки поселился огнедышащий дракон. Всех, кто пытался его прогнать, он прогонял сам, полыхая на них огнем. Количество полыханий зависело от того, на кого надо полыхать. На царевича дракон полыхал 5 раз, на королевича — 4 раза, на простого рыцаря — 3. За первые сто лет дракона пытались прогнать 2 царевича, 3 королевича и 5 простых рыцарей. За второе столетие на него покушались 3 царевича, 2 королевича и 7 простых рыцарей. За третий век дракона беспокоили 7 царевичей, 5 королевичей и 6 простых рыцарей. За следующее столетие дракону пришлось иметь дело с 3 царевичами, 6 королевичами и 10 простыми рыцарями. После чего дракона, в конце концов, оставили в покое и объявили гору, на которой он жил, заповедником для охраны редких видов животных.

Построить электронную таблицу, из которой будет видно: сколько человек пытались прогнать дракона за каждое из столетий в отдельности и за все 4 века вместе; сколько среди них было царевичей, сколько королевичей и сколько простых рыцарей; сколько раз дракону пришлось полыхать на них огнем в течение каждого века и за все 4 столетия вместе; сколько полыханий досталось царевичам, сколько королевичам и сколько простым рыцарям.

Тема: «Системы счисления»

Прочитай стихотворение: «Странная девочка». А. Стариков.

***

Ей было 1100 лет, Она в 101-й класс ходила, В портфеле по 100 книг носила - Все это правда, а не бред. Когда пыля десятком ног, Она шагала по дороги, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато 100-ногий. Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, И 10 загорелых рук Портфель и поводок держали. И 10 темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

***

Вопрос: Возможно ли такое? Объясни почему.

Тема: «Файловая структура». Построить файловую структуру следующего содержания: В середине 70-х годов мотострелковый батальон Советской армии насчитывал 395 человек и имел следующую структуру. Во главе стоял командир батальона. Ему подчинялись управление, штаб, 3 мотострелковых роты, взвод связи, монометная батарея, противотанковый взвод, отделение технического обслуживания, взвод снабжения и батальонный медицинский пункт. В управлении батальоном входили сам комбат, заместитель по политической части, заместитель отделения, водитель - автослесарь, старший механик. Мотострелковая рота состояла из отделения и 3 мотострелковых взводов. Пулеметное отделение состояло из командира отделения, водителя бронетранспортера и 2-х пулеметных расчетов, в каждом пулеметчик и помощник пулеметчика.

ВОПРОС: Кому подчиняется командир пулеметного отделения? Сколько подчиненных у начальника штаба?

Тема: «Построение графиков функций и диаграмм»

Определить какой рисунок получится при одновременном построении следующих графиков функций:











Ответ: должен получиться следующий рисунок










Литература

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 234с.

2. Бондаревский В.Г. Воспитание интереса к знаниям и потребности самообразованию. - М., - 1985.

3. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации. http://psyedu.ru/view.php?id=84

4. Есипов Б.П. Самостоятельные работы учащихся на уроке. М., 1961.

5. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960.

6. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 544с.

7. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. 420 с.

8. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу. — Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1989. — 67с.

9. Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике. 10 класс. М.: ВАКО, 2006. - 400 с. - (В помощь школьному учителю).

10. Стандарт основного общего образования по информатике и информационным технологиям// Информатика и образование, № 4—2004.

11. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.

12. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 классы - М.: ВАКО, 2005. - 288 с. - (В помощь школьному учителю).

13. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.

14. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1971. — 352-358 с.

15. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. — 208 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!