Итоговый урок по теме: |
|
8 класс |
Цели урока: организовать деятельность учащихся по закреплению и систематизированию знаний и умений учащихся по теме “ Текстовый процессор MS WORD”; создать условия для развития самостоятельности, сосредоточенности, аккуратности, ответственности за результаты своей работы; создать условия для воспитания интерес к самостоятельной работе, творчеству, патриотизма. |
Программное обеспечение: текстовый процессор MS WORD, выставка объявлений, грамот, титульных листов, поздравительных открыток посвященных дню Защитника Отечества и Международному Женскому дню. Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая. |
МОУ Дроздовская СОШ |
Пивнева Нунехия Юрьевна |
2010 год |
Открытый урок по информатике.
Возможности текстового редактора Word.
Цели урока: закрепить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Текстовый процессор MS WORD». Создать условия для самостоятельного применения знаний по теме при составлении творческого проекта. Развивать самостоятельность школьников, используя творческое задание, имеющее практическую направленность.
Задачи:
повторение и проверка умений обучающихся в использовании современных компьютерных технологий.
индивидуальная работа: разработка эскиза перекидного календаря по месяцам. Программное обеспечение: текстовый процессор MS WORD.
Урок сопровождается презентацией.
Правила проведения игры.
Подготавливая на уроке свое издание календаря, ученики вводят текст в текстовый редактор и оформляют страницу календаря по самостоятельно разработанному эскизу на отдельный месяц. Затем “главный редактор” – учитель информатики – собирает работу и оформляет в общую презентацию.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте! Сегодня и всегда. Я очень рада вас видеть. Улыбнитесь друг другу, пошлите соседу, окружающим приятную информацию, информацию любви, нежности, доброты.
2. Подготовительный этап.
Итак, урок информатики!
Цель нашего сегодняшнего урока повторить и обобщить полученные знания по текстовому процессору Word.
В течение ряда уроков вы изучали тестовый процессор MS WORD. Вы убедились, что текстовый процессор обладает широкими возможностями для ввода, форматирования и редактирования текста.
Вы создавали различные текстовые документы, научились вставлять в текстовый документ таблицы и иллюстрации.
Сегодня на уроке мы еще раз закрепим полученные знания.
Скажите, часто ли вам приходится самостоятельно набирать текстовую информацию, готовить доклады, рефераты?
Действительно, не только вы, но и множество людей самых разных профессий практически ежедневно сталкиваются с необходимостью публикации своих материалов. Это писатели, поэты, журналисты, дизайнеры.
Подготовка печатного издания — комплексный процесс, который включает в себя следующие этапы:
набор,
редактирование и корректирование текста,
подготовка иллюстраций,
разработка дизайна всего издания.
Представьте, что наш класс сегодня – это салон оперативной полиграфии. Вы дизайнеры, я – главный редактор. Совсем недавно мы отмечали замечательный праздник – Новый год. Задача нашего салона выпустить календарь на 2010 год.
Сегодня календарь - не просто элемент канцелярии, но и самое популярное место размещения рекламы. Фирменный календарь - практичный бизнес-подарок. Если календарь является эстетически продуманным и качественно выполненным продуктом, то вам не захочется снять его со стены или убрать со стола в течение всего года.
Слово календарь пришло к нам от древних римлян.
Понятие календаря
В Древнем Риме должники платили проценты в дни календ. Само же слово календарь произошло от латинских слов "caleo" - провозглашать и "calendarium" - долговая книга. Первое напоминает о том, что в древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе - что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам.
Для календаря важна историческая точка отсчета летоисчисления - эра. Для разных календарей она разная, исторически менялась и определялась религиозными либо, политическими мотивами.
Существует 3 типа календарей:
1. Лунный календарь,
в основе которого лежит синодический лунный месяц продолжительностью 29,5 средних солнечных суток.
Возник свыше 30000 лет назад.
2. Солнечный календарь,
в основу которого положен тропический год.
Возник свыше 6000 лет назад.
3. Лунно-солнечный календарь,
в котором движение Луны согласовывается с годичным движением Солнца.
Возник в начале I тысячелетия до НЭ, применялся в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, Иудее, Греции, Риме. В настоящее время принят в Израиле.
История календарей
Первый 365- дневный календарь
Год введения: -4241
Следя за звездой Сотис (Сириус) жрецы из Гериополя (Египет) составляют первый 365- дневный календарь (до этого использовался 360-дневный). День было принято делить на 4 части: утро, день, вечер и ночь.
Юлианский календарь
Год введения: - 45
Гай Юлий ЦЕЗАРЬ (12.07.100 -15.03.44, Древний Рим), основатель Римской Империи (правил 59-44 г.г.), чтобы ликвидировать путаницу в календаре ввёл Юлианский календарь (старый стиль) по идее египетского царя Птолемея Эвергета. Чтобы не объявлять специальными декретами начало каждого года, передвинул начало года с 1 сентября на 1 января 45 г.
Дионисия Малого
(вечный лунно-солнечный календарь)
В IV в. господствующей религией в Римской империи стало христианство. Руководители церкви в 325 г. решили, что главный христианский праздник — пасху — следует начинать в воскресенье после первого весеннего полнолуния. Это полнолуние приходится каждый год на другую дату. Поэтому расписание пасхальных дней составляли на много лет вперед.
Однажды ученого монаха Дионисия осенила мысль: почему христиане ведут счет годам от воцарения Диоклетиана? Не лучше ли рассчитать новое пасхальное расписание в годах от рождения Христа? Разумеется, никто не мог точно
указать, в каком году родился Христос. Христиане заимствовали день рождения своего бога из персидской религии. Древние персы верили, что их бог Солнца — Митра родился 25 декабря. В этот день (по юлианскому
календарю) наступало зимнее солнцестояние, после которого дни начинают увеличиваться, — значит, светлый Митра побеждает темные силы мрака.
Позже христиане приурочили к 25 декабря день рождения Христа, а в каком году он родился, никто не интересовался.
Дионисий тоже не стал утруждать себя бесполезными розысками. Он без всяких объяснений начал новое пасхальное расписание не с 248 г. по эре Диоклетиана, как следовало бы по прежним правилам, а с 532 г. — «от рождения Христа».
Сам Дионисий и не предполагал, что сочиненная им эра послужит началом нового летосчисления; он придумал ее только для пасхальных расписаний.
Григорианский календарь (новый стиль)
Год введения: 1582
В 1582 году юлианский календарь по указу Папы Римского Григория XIII был реформирован в соответствие с проектом итальянского математика Луиджи Лилио Гаралли (1520-1576). Счет дней передвинули на 10 суток вперед. Новые столетия и тысячелетия начинаются с 1 января "первого" года данного столетия и тысячелетия: так, XXI век и III тысячелетие нашей эры (н.э.) начался 1 января 2001 года по григорианскому календарю.
В нашей стране до революции применялся юлианский календарь "старого стиля.
Различие между старым и новым стилями составляет в 18в 11 сут, в 19в 12 сут и в 20в 13 сут (сохраниться до 2100 г).
Календарь | Тип | Начало использования | Эры |
Египетский лунный | | -4236 | По годам правления фараонов |
Египетский солнечный | | -1700-1500 | |
Греческий | | 1 тыс. до н.э. | От первых Олимпийских игр |
Римский республиканский | | -753 | От основания Рима |
Птолемея Эвергета | | -238 | |
Юлианский | | -45 | |
Ранне-Христианские календари (Коптский, Римский, Византийский и д.р.) | | 2 – 3 век | Разные, часто от сотворения мира.
Коптский календарь использует эру Диоклетиана (284) |
Дионисия Малого (вечный лунно-солнечный церковный календарь) | | 525 | От рождества Христова |
Григорианский | | 1582 | |
Первый в мире печатный календарь появился на восьмом году изобретения книгопечатания. Это был “Астрономический календарь” 1448 года, изданный Иоганом Гутенбергом. Он представлял из себя лист размером 67х72 см. И предназначался в качестве настенного календаря.
Первый в России однолистный календарь “Хронология” составлен в стихах Андреем Рымшей и отпечатан в Острожской типографии Ивана Федорова в 1581 году.
Впервые в русском языкознании слово “календарь” было печатно зафиксировано в 1704 году. Оно было включено в “Лексикон”, изданный в Санкт-Петербурге. До этого употреблялось слово “месяцеслов”.
Самое первое печатное издание календарного характера на русском языке –
“Малая подорожная книжица” белорусского первопечатника Франциска Скорины. Это был комплект из 21 книжицы, напечатанный на старославянском языке в Вильно не позднее 1522 года. Он включал хронологические таблицы-пасхалии на 20 лет. Полный комплект хранится только в Королевской библиотеке в Копенгагене.
В современном календаре неделя составляет 7 дней. Но существовали недели другой длины, например: египетский и французский революционный календарь использовали декады. Календарь майя использовал 13- и 20-дневную неделю. В СССР использовалась 5- и 6-дневная неделя. Обычная 7-дневная неделя была введена 26 июня 1940 года.
Итак, мы будем создавать с вами календарь на 2010 год. А какими же инструментами мы будем пользоваться? (Учащиеся разгадывают загадки).
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И дает прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся, что за гений?
Ну, конечно же - … КОМПЬЮТЕР!
У тебя вопросов много,
Подскажу тебе я: с кем
Ты в режиме диалога
Сможешь сто решить проблем.
Отвечает без капризов,
Задавай вопрос скорей,
Этот умный телевизор,
Называется - …ДИСПЛЕЙ (МОНИТОР).
Как грудной малыш без мамы
Сам не может есть и пить,
Так компьютер без ПРОГРАММЫ
Шагу бы не мог ступить!
Вот и мы выяснили, какие инструменты будем применять для своей работы.
3. Здоровьесберегающий элемент урока.
Учитель: Далее вам ребята предлагается начать работу по созданию календаря на один из месяцев. Настроиться на эту нелегкую работу нам
поможет простое упражнение. Существует много различных способов настроиться на работу. Я предлагаю вам один из них.
- Сядьте поудобнее на стуле, запрокиньте ногу на колено, придержите ее руками, закройте глаза. Это поза бесконечности. Сосредоточьтесь над знаком бесконечность – вытянутая горизонтальная восьмерка. Она находится над вашим теменем, плавно колеблется над вашей головой. Вы его ярко представили. Постарайтесь удержать это изображение в вашем мысленном образе в течение нескольких секунд. (Пауза – молчание в течение 5 сек.)
Спасибо! Откройте глаза ребята. Когда человек сталкивается с бесконечностью, он невольно задумывается о своем здоровье.
Компьютер для нас – это не только развлечение, но и инструмент для серьезной работы. Поэтому мы должны помнить и соблюдать правила поведения и техники безопасности при работе с ЭВМ.
4. Творческая работа по созданию календаря.
Печатные календари бывают различных видов. Мы будем создавать перекидной календарь. Каждый учащийся получает задание: создать эскиз календаря на один месяц. Получают пособие по выполнению практического задания (Приложение 1), в состав которого входят:
5. Подведение итогов.
На этом этапе происходит сбор всех работ, вставка в общую презентацию.
В это время учащиеся выполняют дополнительное задание: в текстовом редакторе создать сложный ребус по предложенному образцу и отгадать зашифрованную фразу.
Итак, подведем итоги! Все участники показали хорошее знание текстового редактора, хорошие навыки работы с использованием современных компьютерных технологий. Особенно хочется отметить работу…
— Безусловно, вы поняли, что текстовый редактор Microsoft Word — это настольная издательская система, помогающая нам подготовить документ к публикации. Этот уникальный редактор обладает широкими возможностями для ввода, форматирования и редактирования текста, позволяет вставлять в него таблицы и иллюстрации, предусматривает нумерацию страниц, вставку колонтитулов, формирование списков и многое другое, что позволит нам совершенствовать информационную культуру. А понятие информационной культуры весьма многозначно и включает в себя множество видов работы с самой разнообразной информацией.
Сегодня актуальна фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».
Успехов вам в постоянном овладении новой информацией и корректном расположении ее при подготовке документов!
Спасибо за урок!
6. Домашнее задание.
Придумать и оформить рекламный проспект.
Всем спасибо за вниманье,
За задор, за рассужденья,
Обеспечивших успех.
Вот настал момент прощанья.
Будет кратка моя речь.
Говорю вам: “До свиданья
До счастливых новых встреч!
Приложение №1
Пособие по выполнению практического задания:
Необходимо создать календарь на месяц:______________
Часть I. Ввод текста в текстовом редакторе.
1. Создать таблицу; ориентация листа – альбомная; поля 1 см.; в ячейки таблицы ввести дни недели и соответственно числа месяца.
2. Границы таблицы сделать невидимыми.
3. Для оформления названия месяца использовать объект WordArt, а для текста задать следующие параметры:
4. Выравнивание в ячейках по центру;
5. Размер шрифта – 48;
6. Шрифт – по своему усмотрению;
7. Начертание – полужирное для дней недели;
8. Цвет шрифта – красный для воскресенья, и черный для остальных дней.
Часть II. Вставка иллюстрации: соответствующая текущему месяцу. Иллюстрации можно найти в папке Мои рисунки.
Самоанализ урока
Урок построен по традиционной технологии с элементами личностно-ориентированного обучения. В целях урока присутствуют познавательный, воспитательный и развивающий аспекты. Содержание урока отвечает целям.
Место данного урока в ряде других – урок-практикум после изучения нового материала. Тип урока – закрепление изученного, структура урока традиционная. Все виды работ, представленные на уроке соответствуют целям, виды работ разнообразные, присутствует индивидуальная работа. В результате
доверительных отношений, сложившихся между учителем и обучающимися, качество знаний, умений и навыков соответствует образовательному минимуму. Главный результат урока – способность обучающихся заниматься по данной теме самостоятельно.