СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок искусства "Единство и противостояние классической музыки и рок-музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Учитель: Здравствуйте,    господа!   Сегодня   мы   традиционную форму урока заменим судебным разбирательством. И хотя институт суда присутствие заседателей имеет место быть лишь в уголовных процессах, сегодня мы сделаем исключение.

Наш судебный процесс вызван к жизни актуальным вопросом о музыкальной культуре и кризисе эмоций.

Стороны – оппоненты: КЛАССИКА, АДВОКАТОМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЮСЬ Я И СОВРЕМЕННАЯ РОК-МУЗЫКА, СТОРОННИЦУ КОТОРОЙ ВЫ СЕЙЧАС ВИДИТЕ…

Ученица:    …и которая считает, что рок-музыка не менее многогранна, чем классика.

Учитель:     вот это мы сейчас и выясним…

 

Просмотр содержимого документа
«Урок искусства "Единство и противостояние классической музыки и рок-музыки"»


Всероссийский фестиваль педагогического творчества



Номинация:  Педагогические идеи и технологии: среднее образование

«Единство и противостояние классической музыки и

рок-музыки



Подготовила:

Пивнева Н. Ю

преподаватель художественно-эстетического цикла

МКОУ Дроздовской СОШ

Воронежской области, Ольховатского района





2014-2015 уч.год


тема: Единство и противостояние классической музыки и рок-музыки.

Цель: Убедить в современности классической музыки;

Доказать, что рок-музыка не является антисоциальным явлением;

Научить логически мыслить и уметь высказывать и отстаивать свое мнение;

Уметь СЛУШАТЬ музыку.

Подготовка: Презентация; карточки для голосования; ученик, защищающий интересы современной рок-музыки; свидетели (учащиеся).


Презентация. Начало (1-4 слайды по щелчку)

Учитель: Здравствуйте, господа! Сегодня мы традиционную форму урока заменим судебным разбирательством. И хотя институт суда присутствие заседателей имеет место быть лишь в уголовных процессах, сегодня мы сделаем исключение.

Наш судебный процесс вызван к жизни актуальным вопросом о музыкальной культуре и кризисе эмоций.

Стороны – оппоненты: КЛАССИКА, АДВОКАТОМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЮСЬ Я И СОВРЕМЕННАЯ РОК-МУЗЫКА, СТОРОННИЦУ КОТОРОЙ ВЫ СЕЙЧАС ВИДИТЕ…

Ученица: …и которая считает, что рок-музыка не менее многогранна, чем классика.

Учитель: вот это мы сейчас и выясним…

В СПОРЕ, КАК ВЫ ЗНАЕТЕ, РОЖДАЕТСЯ ИСТИНА. И СЕГОДНЯ ЭТУ ИСТИНУ НАМ И ПРЕДСТОИТ ВЫЯВИТЬ.

ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ БУДУТ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ВСЕ МОТЕРИАЛЫ ДЕЛА (ФОТО, ВИДЕО, ПОКАЗАНИЯ СВИДЕТЕЛЕЙ)

  1. Как защитник интересов классики я первой беру слово.

Вопрос к СВИДЕТЕЛЯМ: Назовите стиль эпохи Возрождения______________________________________

Презентация И. С. Бах «Шутка»

Развитие европейской муз. культуры 17 - 18 вв. в значительной мере определялись принципами барокко. В музыке это, прежде всего, выразилось в стремлении передать мир человеческих страстей. Для этого потребовались новые формы и средства. Понятие музыки барокко объединяет таких разных композиторов как итальянцы МОНТЕВЕРДИ и ВИВАЛЬДИ, англичанин ПЕРСЕЛЛ, французы КУПЕРЕН и ЛЮЛЛИ. Значительную дань барокко отдали великие немецкие композиторы ГЕНДЕЛЬ и БАХ.

Презентация Токката и фуга ре минор (5-15 слайды автоматически)

Бах был мощен духом. Он верил в силу искусства и силу народных корней, которые связывали его творчество с Жизнью. Он оставался верен своим идеалам. Если исторические условия и не давали ему возможности порвать с религиозно-церковными формами музыки, которая господствовала в то время, то он был первым композитором, который влил в эти формы новое, глубокое человеческое содержание, бесконечно далекое от церковных догм.

Звучанье Баха снова первозданно,

Его дыханье рвется в вышину.

И мы у этой пленницы органа

У музыки, у музыки в плену.


Ученица: Презентация рок-энд-ролл (16 слайд смена внутри слайда автоматически)

II. Основоположником современной рок-музыки, как вы знаете, является рок-Энд-ролл. Ярким представителем этого направления является Элвис Пресли.

В настоящее время существует много рок-групп. Вопрос к свидетелям, какие западноевропейские рок-группы вы знаете?___________________________________________

(17-18 слайды автоматически)

А вот о группе «Раммштайн» я вам и поведаю.


Что в переводе с немецкого означает «Раммштайн»?___________________________________________

Говорят, что в переводе с греческого, слово RAMMSTEIN означает "чудо", "необыкновенное событие", "феномен". Не известно, правда ли это, но то, что подобный перевод очень ярко характеризует немецкую металлическую группу RAMMSTEIN - факт, пожалуй, неоспоримый. «Раммштайн", можно сказать, успешнейшая и самая спорная рок-группа Германии, и понять ее нелегко, но с кем-либо перепутать или вовсе не заметить просто нельзя. Мнения о "Раммштайн" кардинально расходятся: одни находят их слишком грубыми, скандальными и женоненавистническими, и всячески отрицают. Другие восхищаются их уникальным сценическим шоу, фантастическими видео клипами, суровым, но не таким уж банальным содержанием текстов. Некоторые обвиняют их в праворадикальных и даже нацистских взглядах. Но как бы то не было, группа, чьи песни пробились в верхние строчки хит-парадов всего мира, чья музыка звучит в культовых фильмах и рекламных роликах, кому солидные музыкальные журналы посвящают престижные полосы, заслуживает пристального внимания и изучения. Группа совершила еще и своеобразный прорыв в современной музыке - все их песни написаны и поются исключительно на немецком языке, который в мире никогда особенно музыкально-песенным не считался. («Рамштайн») 1996 год


"Rammstein" в буквальном переводе означает "таранный камень", а в Германии этим словом называются специальные каменные заграждения на тротуарах для автомобилей. "Судьба, однако, сыграла с раммштайновцами злую шутку. Когда группа стала известной, многие стали интерпретировать название совсем по-другому, подозревая музыкантов в намеренной провокации. Дело в том, что в августе 1988 года на базе НАТО в маленьком немецком городке Рамштайн (одно "м") во время проведения показательных полетов произошла трагедия. В воздухе столкнулись два истребителя и рухнули на головы зрителей. Пятьдесят человек было сожжено заживо, еще более 30-ти умерло затем в больнице, десятки были искалечены. Со временем само название "Раммштайн" стало для противников группы своеобразным красной тряпкой, а команда оказалась в роли общественного провокатора.


III. Учитель: Презентация Классика (слайды 19-21 автоматически) И опять вернемся к музыкальной классике.

Кстати, что это такое? А какие композиторы творили в стиле «классицизм»?__________________________________________________________________

Презентация «Лунная соната» (сл.22-33 автоматически)

Кстати, о БЕТХОВЕНЕ. Его произведения полны глубокого философского смысла, который могут почувствовать лишь истинные ценители прекрасного.

Когда Бетховену было 22 года - он был уже опытным композитором и блестящим исполнителем. Но «СУДЬБА СТУЧАЛАСЬ В ДВЕРЬ». Уже несколько лет Бетховен замечал признаки подвизающейся глухоты - страшная беда для музыканта. В это время он полюбил графиню Джульетту Гвиччарди. Несмотря па обрушившиеся несчастья, Бетховен видел в людях лучшее, прощая слабости. В Джульетте он принимал красоту лица за красоту души. Он писал своему друзу:

«Это первые счастливые минуты за 2 последних года». Он дорого заплатил за них. Джульетта неожиданно предала его. Она вышла замуж за Галленберза, бездарного композитора, но зато графа, отдав ему предпочтение не только как претенденту на ее руку, но и как музыканту! Никто не услышал ни одной Жалобы от Бетховена: у пезо не было потребности в словах. Все было сказано музыкой «Сонаты вроде фантазии».

А название «Лунная соната» принадлежит поэту Людвигу Рельштату, который сравнил музыку 1 ч. с пейзажем озера в лунную ночь, хотя сам композитор выразил этой музыкой целый вихрь чувств - смятение и отчаяние, бессилие и протест, смирение и гнев.


IV. Ученица: Презентация Rammstein (сл. 34 по щелчку, 35-41 автоматически)

Между прочим, в песнях «Раммштайн» присутствует глубокая философия жизни.

Песню «Bestrafe mich» (Накажи меня) многие рассматривают из-за двусмысленности как дешевый садомазохизм. Однако в действительности она описывает отношения человека к Богу. Тиль: "Я думаю, что Бога нет. И если он есть, и он фактически допускает все несчастья на этой земле, тогда он должен меня наказать вместе с другими страдающими. Я не стану, молиться такому_БОГУ".


Песня «Alter Mann» (Старик) глубокомысленная, философская, с лирическим настроением картин, которых от Rammstein никто не ожидал:

«Das Wasser wird es glatt und dann wirst du sehen, wieviel Marhen dir noch bleibt...»

Учитель: (Вода должна быть твоим зеркалом. Лишь когда она будет гладкой, ты сможешь увидеть, сколько сказок тебе еще осталось)

Ученица: Это ода старости и бренности бытия. В коротком отпуске на Мальдивах Тилль (солист) видел старика, который с утра до вечера подметал пляж перед бунгало. Как только он заканчивал, кто-то вновь делал "рябчики" на песке. Старик просто снова произвольно начинал все с начала. Равнодушие и его невозмутимое спокойствие произвело Тиля сильное впечатление. Точно так же и в жизни - все вечно возвращается на круги своя, только каждый раз немного иначе".

Песни «Раммштайн» - своего рода вентиль для лавы чувств в душе. Мы все с трудом пытаемся скрыться за благовоспитанностью и внешними приличиями, а на самом деле нами управляют инстинкты и чувств: голод, жажда, ужас, ненависть, жажда власти, и т.д. Конечно, есть еще дополнительная энергия в нас - это любовь. Без нее все человеческие ощущения угасли бы. Порыв и негативные чувства особенно опасны, если они зажимаются в сознании и подавляются.. "

Тиль: "Для меня жизнь вся состоит из отношений между мужчиной и Женщиной, тебя и музыки... Тексты не являются скандальными, они просто любовные под острыми углами. Это пишется, чтобы выразить крайности жизни". "Оберегайте друг друга от сердечной боли потому, что время, которое вы проведете вместе так скоротечно..." Это часть текста в песне "Herzeleid" (Сердечная боль)".



V. Учитель: Презентация Ф. Шопен Вальс До диез минор (сл. 42-71)

Ну что ж, это близко по идейному содержанию к РОМАНТИЗМУ. Напомните мне, что такое романтизм? _______________________________________________________________

Раньше всего романтизм появился в литературе, затем распространился на изобразительное искусство и музыку.

Творчество романтиков в каждой стране имеет свои особенности и вместе с тем обладает некоторыми общими чертами.

Общей исторической почвой, на которой возник романтизм, явилась переломная эпоха, связанная с Великой французской революцией 1789 - 1794 задов. Если передовые люди 18 в. твердо верили в грядущее торжество свободы, равенства и братства, то романтики ощутили неразрешимый диссонанс между личностью и обществом.

Литература романтизма выдвинула своего героя. Это человек с особенно сильными чувствами... Герой этот одинок, и тема одиночества варьируется в произведениях самых разных Жанров, особенно часто в лирике. В ряде стран именно эпоха романтизма выдвинула великих национальных поэтов (во Франции — ВИКТОР ГЮГО, в Англии -БАЙРОН, в Германии - ГЕНРИХ ГЕЙНЕ

Ученица: Я знакома с творчеством Генриха Гейне –

Учитель: Ну, что ж, полюбопытствуем... (Читаем «Лореллею) на немецком языке.

Не знаю, что стало со мною, печалью душа смущена.

Мне все не дает покоя старинная сказка одна.

Прозрачный воздух темнеет, и Рейн усну во мгле,

Последним лучом пламенеет закат на прибрежной скале.

Там девушка песнь распевая, сидит на вершине крутой.

Одежда на ней золотая, в руках у ней гребень златой.

И кос ее золото льется и чешет их гребнем она,

И песня волшебная льется, невиданной силы полна.

Безумной охвачен тоскою, рыбак не глядит на волну.

Не видит скалы пред собою - он смотрит туда, в вышину.

И вот река свирепея, навеки сомкнётся над ним.

И все это Лореллея сделала пеньем своим.

Характерный мотив творчества художников - романтиков - близость человека к природе и к народной Жизни.

Главное завоевание романтической музыки - тонкое и глубокое выражение внутреннего мира человека, его душевных переживаний. Свое яркое воплощение романтизм нашел в музыке выдающихся композиторов: Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, ф. Листа, Н. Паганини, Дж. Верди, Ф. Мендельсона.


VI. Ученица. Какие песни группы вы знаете?_____________________________________________________________________________________________

Сл. 72 В мае 1998-го Rammstein выпустили новый сингл со своей песней из первого альбома "Du riechst so gut" (Ты пахнешь так хорошо). Сингл сопровождается клипом, снятым на оригинальный материал. Как и все клипы Rammstein, он поражает воображение своими эффектами и постановкой. Съемки происходили в замке XVIII века Бабельсберг в Потсдаме. Это были самые дорогостоящие и самые страшные съемки для участников группы, которым пришлось четыре ночи напролет стоять перед камерой. В драме об оборотнях, длящейся 4.5 минуты, участвуют все музыканты, превращаясь в жутких сценах из людей в волков.

Сл. 73 Клип "Du riechst so gut"


Учитель: И все-таки классика...

Ученица: Классика классикой. Но разве можно танцевать на современной дискотеке под классический менуэт?

Презентация Танго (сл.74-75 по щелчку)

VII. Учитель: Легко!

Какие вы знаете современные, но уже ставшие классическими, танцы? _________________________________________

(«кумпарсита» АРГЕНТИНСКОе ТАНГО)

Эта история началась в Аргентине. Говорят, что вначале танго танцевали негры, бывшие рабы, жившие в Аргентине. И этот танец сопровождался ритмами барабанов.

В конце 19 века аргентинский портовый город Буэнос-Айрес стал необычно популярным среди эмигрантов. Из разных стран Европы приехали сюда люди в поисках лучшей жизни. Они привезли с собой различные музыкальные инструменты и музыкальные традиции своих стран. И вот в Буэнос-Айресе, как смешение различных культур и направлений в музыке, формируется и развивается неизвестный ранее танец – танго.

Долгое время он оставался танцем и музыкой низших слоев общества. Его танцевали на улецах, в тавернах, во дворах… Это был веселый, легкий и слегка вульгарный танец. Но с появлением аккордеона танго становится более медленным и страстным…

В 20-х годах прошлого века в Аргентине начался экономический кризис. Огромное количество людей потеряло работу и жители Буэнос-Айреса стали очень грустными людьми. В о время большую часть населения Буэнос-Айреса составляли мужчины. Говорят, что молодая женщина имела возможность выбирать себе избранника из 20 претендентов! И поэтому мужчины Буэнос-Айреса были очень одиноки.

Поэтому если вы будете слушать лирику танго, то это всегда будет женщина, грусть и точка по ней. Когда вы танцуете танго, Не следует увлекаться шагами, потому что шаги это менее важная часть этого танца. Наиболее важная часть Танго – музыка и ваши чувства!



Ученица: (сл.76) «Наша музыка не разрушительна, в ней нет смысла, который побуждает к насилию или намека на разрушительность. Просто это то, что нам нравится делать, и, если есть люди, которым нравится то, что мы делаем, они те, кого мы приветствуем». Till Lindemann

Учитель: Стоп! Стоп! Стоп! Мы можем бесконечно рассказывать о близкой нам музыке. Но мы связаны рамками одного урока, то бишь процесса)))

Ученица: У нас в конце концов демократическое государство. Давайте проведем голосование!

Учитель: Господа присяжные заседатели, Вам слово. Проголосуйте за то направление музыки, которое показалось Вам сегодня наиболее убедительным.

Ученица: Отдавшие свой голос классике поставьте цифру 1.

Учитель: А любители рок-музыки – цифру 2!


(Сл. 77-79) ИТОГ УРОКА:


ОТРАЖЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ КАЖДОЙ ЭПОХИ - КЛАССИКА. И В ПЕСНЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГРУППЫ «РАММШТАЙН» ИСПОВЕДУЕТСЯ ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ, НО НЕ СМЕРТИ. МНОГО КРИЗИСОВ ИСКУССТВО ПЕРЕЖИЛО ЗА СВОЮ ИСТОРИЮ. МЕНЯЛАСЬ ЭПОХА, МЕНЯЛАСЬ КАРТИНА ЖИЗНИ, МЕНЯЛИСЬ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПУБЛИКИ. НО ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ С ИСКУССТВОМ В НАШУ ЭПОХУ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ КРИЗИСОМ В РЯДУ ДРУГИХ.

В НЕДОЛГО ДЛЯЩЕМСЯ МГНОВЕНИИ ЕСТЬ ЧТО-ТО ПРОЧНОЕ - ТАКИМ ИСКУССТВО БЫЛО ВЧЕРА, ОСТАЕТСЯ СЕГОДНЯ И БУДЕТ ВСЕГДА. НЕСМОТРЯ НА ПРЕДПОЧТЕНИЯ КАЖДОГО ИЗ НАС.

А ПРЕДПОЧТЕНИЯ У НАС СЛЕДУЮЩИЕ:

РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ_______________________________________________________________


МИКЕЛАНДЖЕЛО СКАЗАЛ: «ТОТ, КТО ИДЕТ ЗА ДРУГИМИ, НИКОГДА НЕ ОПЕРЕДИТ ИХ». НО ЭТОГО И НЕ НУЖНО. ВЕДЬ СОДРУЖЕСТВО КЛАССИКИ И РОК-МУЗЫКИ ВНОВЬ СДЕЛАЛО АКТУАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМУ ПРЕКРАСНОГО. ИБО КРАСОТА ДОЛЖНА ВЫНЕСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО К СВЕТУ, ОНА НЕ ДАСТ ЕМУ ПОГИБНУТЬ В ОТЧАЯНИИ.








Список литературы:

  1. Зарубежная музыкальная литература. Эпоха романтизма
  2. Музыкальная литература зарубежных стран Выпуск 1 В. Галацкая  “Музыка”, 1978г.

  3. Музыкальная литература зарубежных стран Выпуск 3 В. Галацкая  “Музыка”, 1974г

  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Rammstein

  5. http://vk.com/rammstein.live

  6. http://www.youtube.com/watch?v=F97VIGUWaQ8

  7. http://www.rammsteinfan.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!