СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс "Начальная школа 21 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

       Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства  образования РФ от 06.10.209 г. №373. 

       Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства  образования РФ от 06.10.209 г. №373. 

       Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства  образования РФ от 06.10.209 г. №373. 

       Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства  образования РФ от 06.10.209 г. №373. 

       Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства  образования РФ от 06.10.209 г. №373. 

       Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства  образования РФ от 06.10.209 г. №373. 

       Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства  образования РФ от 06.10.209 г. №373. 

       Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства  образования РФ от 06.10.209 г. №373. 

       Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства  образования РФ от 06.10.209 г. №373. 

       Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства  образования РФ от 06.10.209 г. №373. 

       Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства  образования РФ от 06.10.209 г. №373. 

       Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства  образования РФ от 06.10.209 г. №373. 

       Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства  образования РФ от 06.10.209 г. №373. 

       Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства  образования РФ от 06.10.209 г. №373. 

       Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства  образования РФ от 06.10.209 г. №373. 

       Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства  образования РФ от 06.10.209 г. №373. 

       Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства  образования РФ от 06.10.209 г. №373.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по литературному чтению 2 класс "Начальная школа 21 века"»


Приложение к основной образовательной прогамме начального общего образования МБОУ «Лицей №»2» (1-4 класс) по ФГОС


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 2»


Согласовано

Рассмотрено

Утверждаю

на заседании методического

на заседании методического совета

Директор МБОУ «Лицей №2»

объединения начальных классов


_____________Т.Р. Фарберова

_________________________________

_________________________________


Протокол №______________________

Протокол № _____________________

Приказ № __________________

« ___ » августа____________________2016

« ____» ______________________2016

« _____» ________________2016






Рабочая программа

по учебному предмету

«Литературное чтение»

2 класс


2016-2017 учебный год


Составитель:

Фаттахова О. В., учитель

начальных классов


г. Нижневартовск

2016




Содержание


  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика учебного предмета

  3. Описание места учебного предмета в учебном плане

  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

  6. Содержание учебного предмета, курса

  7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

  8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  9. Приложение:

- практическая часть рабочей программы

- алгоритм работы с текстом

- отчет по экскурсии

- требования к проектной работе






  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 06.10.209 г. №373., с изменениями (приказы МО РФ № 1241 от 26.11.2010г, №2357 от 22.09.2011г., №1060 от 18.12.2012г, №1643 от 29.12.2014г.)

  • Фундаментального ядра содержания общего образования

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей №2»

  • Программы по  учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс. (УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Л.А.Ефросининой Стандарты второго поколения)


  1. Общая характеристика учебного предмета


Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографтческими сведениями о мастерах слова и историко – культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литератур­ной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочи­танное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в раз­ных вариантах: подробно, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации.





  1. Описание места учебного предмета в учебном плане


Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает обязательное изучение предмета «Литературное чтение » во втором классе в количестве 136 часов из инвариантной части Учебного плана МБОУ «Лицей №2». В том числе на реализацию интегрированного курса регионального компонента учебного плана «Литература коренных малочисленных народов севера» - 7 часов.


  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности оказывает огромное влияние на становление личности обучающегося: духовно – нравственное развитие формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.










  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Личностные результаты:

    1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Ро­дину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

    2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

    4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся « развивающем­ся мире;

    5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

      1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

      2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

      3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соот­ветствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

      4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

      5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

      6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

      7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображе­ния, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровожде­нием; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

        1. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

        2. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, по­строения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

        3. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргу­ментировать свою точку зрения и оценку событий;

        4. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

        5. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

        6. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

        7. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

        8. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образова­ния (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения с учетом специфики содержания предметной области «Филология», включающей в себя предмет «Литературное чтение», должны отражать:

          1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

          2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучаю­щее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и спе­цифику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступ­кам героев и обосновывать ее;

          3. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетент­ности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

          4. умение самостоятельно выбирать интересную литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Универсальные учебные действия (УУД):


• воспринимать прослушанное или прочитанное произведение;

• читать самостоятельно небольшие произведения и детские книги объёмом 1-2 страницы;

• овладевать умениями читать вслух, молча, выразительно;

• понимать роль чтения и использовать умение читать для решения познавательных и коммуникативных задач;

• воспринимать духовно-нравственные, эстетические и морально-этические ценности и идеалы (на примерах поступков героев литературных произведений, входящих в круг чтения второклассников);

• понимать учебную задачу, определять способы её решения;

• анализировать тексты произведений разных жанров (определять тему, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план);

• определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;

• выделять положительных и отрицательных героев, сравнивать героев произведений;

• отвечать на вопросы (по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие дать оценку событиям и поступкам героев, требующие от обучающегося поставить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношение ученика к событиям и героям произведений);

• формулировать высказывание (о произведении, о героях);

• планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей (выразительное чтение, чтение наизусть и по ролям, подробный пересказ) и контролировать этапы выполнения задачи;

• использовать знаково-символическое моделирование для решения читательских задач (определения темы, жанра и авторской принадлежности произведения и книги);

• группировать книги по темам, жанрам, авторской принадлежности;

• объяснять значения слов, подбирать синонимы к словам из произведения, сравнивать прямое и контекстное значения слова;

• сравнивать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности;

• составлять модели, использовать готовые модели, дополнять и сравнивать модели (на примере моделирования обложек к произведению).




6. Содержание учебного предмета


Раздел 1. О нашей Родине (5 ч.): стихи, рассказы, пословицы о Родине, произведения Ф. Савинова, И. Никитина, С. Романовского, С. Прокофьева.

Раздел 2. Народная мудрость (4 ч.): песенки, загадки, шутки, считалки, потешки, былины.

Раздел 3. О детях и для детей (20 ч.): произведения И. Крылова, братьев Гримм, Х.-К. Андерсена, Л. Толстого, С. Баруздина, Е. Пермяка, А. Барто, Н. Носова, М. Зощенко, В. Сутеева, Л. Пантелеева, А. Гайдара.

Раздел 4. Уж небо осенью дышало... (6 ч.): произведения А. Пушкина, Е. Трутневой, Г. Скребицкого, Э. Шима, Н. Сладкова, Н. Рубцова, М. Пришвина, Е. Пермяка.

Раздел 5. Снежок порхает, кружится... (19 ч.): произведения фольклора; произведения Н. Некрасова, В. Одоевского, В. Даля, И. Сурикова, И. Соколова-Микитова, Г. Скребицкого, 3. Александровой, М. Пришвина, С. Есенина.

Раздел 6. Здравствуй, праздник новогодний (9 ч.): произведения Х.-К. Андерсена, С. Маршака, А. Гайдара, С. Михалкова.

Раздел 7. Произведения о животных (15 ч.): произведения фольклора, сказки народов мира; произведения К. Ушинского, В. Жуковского, М. Пришвина, Д. Мамина-Сибиряка, А. Плещеева, Н. Рубцова, В. Бианки, К. Паустовского, Р. Киплинга, братьев Гримм.

Раздел 8. Зарубежные сказки (11 ч.): сказки народов мира, братьев Гримм, Дж. Харриса, Р. Киплинга.

Раздел 9. Произведения о семье (14 ч.): произведения фольклора, Л. Толстого, М. Лермонтова, А. Плещеева, А. Ахматовой, Л. Воронковой, В. Солоухина, С. Михалкова, С. Баруздина.

Раздел 10. Весна, весна красная... (24 ч.): произведения фольклора, произведения А. Пушкина, В. Жуковского, Ф. Тютчева, Е. Боратынского, А. Чехова, А. Куприна, М. Пришвина, А. Барто, Н. Сладкова, Г. Скребицкого, С. Маршака, Б. Заходера, Э. Шима.

Раздел 11. Волшебные сказки (9 ч.): русская народная сказка «Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, «Кот в сапогах» Ш. Перро.

Всего – 136 часов.


















  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


п./п.

Дата

Раздел. Название темы

Кол-во часов

УИТМ

Региональный компонент «Язык и литература коренных малочисленных народов Севера»

ИКТ - ресурсы

Основные виды учебной деятельности

Раздел 1. О нашей Родине (5 ч)


Ф. Савинов «Родина»

1


Любовь к Отчизне окрыляет сердца. Отношение народа ханты и манси к своей малой Родине.

АРМ

Пр

Учиться работать с учебной книгой. Самостоятельно знакомиться с произведением до чтения: находить и читать название произведения (фамилию автора и заголовок). Воспринимать на слух стихотворный текст. Работать с текстом произведения. Учиться читать выразительно стихотворение с опорой на алгоритм подготовки выразительного чтения (памятка 1). Выполнять задания в учебнике и тетради.


И. Никитин «Русь»

1



АРМ

Пр

Воспринимать на слух стихотворное произведение. Самостоятельно работать с отрывком из стихотворения.


С. Романовский «Русь»

1



АРМ

Пр

Читать рассказ, самостоятельно определять тему и жанр, моделировать обложку. Работать с текстом произведения. Формулировать высказывание


С. Романовский «Слово о Русской земле»

1




Воспринимать художественное произведение на слух, отвечать на вопросы по тексту.

Учиться читать вслух отрывок из летописи.


С. Прокофьев «Родина»

Дополнительное чтение. Н. Рубцов «Россия, Русь — куда я ни взгляну...»

1



АРМ

Пр

Сравнивать произведения (А. Прокофьева и Н. Рубцова) по теме и жанру, заполнять таблицу.

Раздел 2. Народная мудрость (4ч)


Народная песня «Я с горы на гору шла…»

1


Пословицы и поговорки народов Югры.


Воспринимать на слух текст песни, былины в пересказе, находить устаревшие слова, объяснять их значения, сравнивать с толкованием в словаре к тексту. Выделять особенности жанра былины и изображения героев.

Читать шутки, считалки, пословицы. Знакомиться с небылицами, докучными сказками, пословицами и поговорками. Читать и отгадывать загадки, выделять ключевые слова, объяснять выбор отгадки.


Былинный сказ «Как Илья из Мурома бога­тырем стал»

1





Былина «Три поездки Ильи Муромца»

1





Шутка, считалка, потешка, пословица. Дополнительное чтение. Песенки, приговорки, небылицы, докучные сказки, пословицы и поговорки, загадки.

1




Раздел 3. О детях и для детей (20ч)


А. Барто «Катя»

Дополнительное чтение. Б. Заходер «Перемена»

1



Д

АРМ

Читать самостоятельно художественное произведение. Формулировать ответы на вопросы по тексту. Находить в учебнике информацию об авторе. Выражать своё отношение к героям произведения, давать нравственную оценку поведения героини, делать выводы применительно к собственной жизни и поведению.


С. Баруздин «Стихи о человеке и его словах»

1


Известные писатели Югры.

ЕЦОР Словарь-справочник «Книгочей»

Воспринимать стихотворное произведение на слух: слушать, выделять ключевые слова, выражать своё мнение о прослушанном произведении. Определять главную мысль произведения, соотносить её с пословицей, выявлять позицию автора.


С. Баруздин «Как Алешке учиться надоело»

Знакомство с профессией учитель.

1



Д

АРМ

Читать по частям, озаглавли­вать части, прогнозировать раз­витие событий. Раскрывать нравственное значение поступков героев рассказа (Алёшки, мамы, папы). Выявлять позицию автора и выражать своё отношение к герою. Находить в тексте и читать диалоги мамы и Алёшки, Алёшки и папы.


Е. Пермяк «Смородинка»

Дополнительное чтение С. Михалков «Прогулка»


1



ЕЦОР Словарь-справочник «Книгочей»

Объяснять нравственное значение поступков героев. Воспринимать произведение на слух (читает учитель).


Н. Носов «Заплатка» Г. Сапгир «Рабочие руки»

Дополнительное чтение Нанайская народная сказка «Айога»

1




Работать с текстом произведения: выполнять задания в учебнике, отрабатывать основные виды чтения Формировать систему личностных смыслов через анализ отношений героев. Находить заголовок сказки, определять авторскую принадлежность (народная), работать в парах: находить и читать диалоги (матери и Айоги, матери и соседской девочки). Находить и читать описание Айоги.


И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

1



АРМ

Пр

Знакомиться с новым литературным жанром. Воспринимать на слух басню, выделять особенности произведения. Выявлять структурные элементы басни: мораль и основную часть. Сравнивать найденные признаки басни с определением жанра в учебнике


Л. Толстой «Страшный зверь»

Дополнительное чтение Я. Аким «Жадина»

1



ЕЦОР Словарь-справочник «Книгочей»

Работать в группах. Дополнять таблицу информацией о баснях Учиться пользоваться словарём - справочником «Книгочей».


М. Зощенко «Самое главное»

1



Д

АРМ

Читать рассказ вслух по частям, составлять план под руководством учителя.


М. Зощенко «Самое главное»

Дополнительное чтение А. Рубинов «Ступенька»; П. Воронъко «Мальчик Помогай»

1



ЕЦОР Словарь-справочник «Книгочей»

Пересказывать текст по составленному плану.


В. Сутеев «Кто лучше?»

Дополнительное чтение В. Осеева «Волшебная иголочка»

1




Учиться находить и читать фамилию автора и заголовок, предполагать тему произведения по заголовку. Читать, отвечать на вопросы и подтверждать ответы словами из текста. Читать по ролям


А. Митта «Шар в окошке»

Дополнительное чтение В. Берестов «Прощание с другом»

1



ЕЦОР Словарь-справочник «Книгочей»

Анализировать поведение героев, формулировать своё отношение к ним. Делить произведение на части по готовому плану в учебнике.


Е. Пермяк «Две пословицы»

1




Объяснять смысл пословиц, соотносить их с главной мыслью произведения.

Ориентироваться в личностных смыслах поведения героев: объяснять и подтверждать словами из текста.


Л. Пантелеев «Две лягушки»

Дополнительное чтение В. Катаев « Цветик - семицветик»

1




Читать по абзацам. Работать в группах: пересказывать сказку подробно. Слушать чтение одноклассников, следить по тексту, отвечать на вопросы к тексту.


В. Беспальков «Совушка»

1




Воспринимать на слух художественное произведение. Читать вслух по частям, отвечать на вопросы о прочитанном. Характеризовать героев.


В. Сутеев «Снежный зайчик»

Дополнительное чтение Н. Носов «На горке»

1




Делить текст на части, озаглавливать их. Определять главную мысль произведения, выполнять задания в учебнике и тетради.


Русская народная сказка «У страха глаза велики»

1




Воспринимать на слух народную сказку .


Братья Гримм «Маленькие человечки». Стартовый контроль.

1




Читать сказку по частям, слушать чтение одноклассников и следить по тексту. Отвечать на вопросы к тексту, дополнять ответы одноклассников.


Братья Гримм «Маленькие человечки».

Дополнительное чтение Братья Гримм «Три брата».

1



Д

АРМ

Учиться пересказывать текст сказки кратко. Работать с текстом: находить и читать отдельные эпизоды (о мастерстве одного из сыновей


Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»

Дополнительное чтение Х.-К. Андерсен «Принцесса на горошине»

1



Д

АРМ

Объяснять заголовок. Работать с текстом: читать, отвечать на вопросы, выполнять задания. Определять главную мысль сказки, раскрывать образы горошин. Рассказывать об одной из героинь.


Братья Гримм «Семеро храбрецов»

Дополнительное чтение

Б. Заходер «Серая Звездочка»

1




Первичное чтение сказки по абзацам. Читать произведения, объяснять смысл заголовка. Выделять национальные особенности сказки (имена героев, описание внешнего вида героев, названия вещей).


Братья Гримм «Семеро храбрецов»

1




Читать произведение, отвечать на вопросы.

Раздел 4. Уж небо осенью дышало (6 ч)


А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...» Г. Скребицкий «Осень»

Дополнительное чтение М. Пришвин «Осеннее утро»

1




Работать с текстом произведения: читать текст, отвечать на вопросы в учебнике, выполнять задания в тетради. Самостоятельно работать с новым произведением. Учиться самопроверке и самооценке.


Э. Шим «Белка и Ворон» Е. Трутнева «Осень»

1




Самостоятельно работать с произведением. Выполнять задания в учебнике и тетради, наблюдать за формой текста, читать по ролям, показывая при чтении характер героя.


Н. Сладков «Эхо»

1


Поэты Югры о родной природе.


Читать произведение, распределять роли, читать по ролям. Работать с текстом произведения, выполнять задания в учебнике и тетради.


Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...».Загадки.

1




Читать и выполнять задания к тексту, отвечать на вопросы. Выполнять задания в тетради, проверять и оценивать свою работу. Читать загадки вслух, выделяя ключевые для отгадывания слова. Называть признаки, читать определение жанра «загадка».


М. Пришвин «Грибы тоже ходят»; «Недосмотренные грибы»

1




Воспринимать на слух рассказ. Работать с текстом произведения, выполнять задания в учебнике и тетради.


Э.Шим «Храбрый опенок». К. Бальмонт «Осень»

Дополнительное чтение А. Майков «Осень»

1



ЕЦОР Словарь-справочник «Книгочей»

Воспринимать на слух художественное слово. Отвечать на вопросы, выражать своё впечатление. Выполнять задания в учебнике и тетради, подтверждая ответы текстом произведения. Учиться пользоваться словарём - справочником «Книгочей».

Раздел 5. Снежок порхает, кружится (19ч)


3. Александрова «Зима»

1



Д

АРМ

Знакомиться с новым разделом, его содержанием, читать вступительную статью.

Воспринимать художественное слово: слушать чтение учителя и следить по тексту, выполнять задания в учебнике и тетради.


С. Иванов «Каким бывает снег»

Дополнительное чтение С. Есенин «Пороша»

1




Слушать чтение одноклассников, следить по тексту. Учиться воспринимать художественный текст, объяснять заголовок, моделировать обложку.


И. Соколов- Микитов «Зима в лесу»

1




Самостоятельно работать с новым произведением. Составлять план произведения и пересказывать подробно.


Э. Шим «Всем вам крышка»

1




Воспринимать произведение на слух, читать, слушать чтение учителя и одноклассников, следить по тексту. Отвечать на вопросы к тексту, задавать вопросы по содержанию, дополнять ответы одноклассников. Читать по частям. Выполнять задания в тетради, составлять план, учиться пересказывать кратко.


К. Ушинский «Мороз не страшен»

1




Воспринимать произведение на слух, читать, следить по тексту. Отвечать на вопросы к тексту. Выполнять задания в тетради, составлять план, учиться пересказывать кратко.


Народная сказка «Дети Деда Мороза»

Дополнительное чтение Немецкая сказка «Бабушка Мете­лица»

1



ЕЦОР Словарь-справочник «Книгочей»

Читать произведение по ролям, объяснять заголовок, пересказывать подробно по готовому плану.


М. Пришвин «Деревья в лесу»

Дополнительное чтение Е. Пермяк «Четыре брата»

1




Самостоятельно работать с новым произведением, выполнять задания в учебнике и тетради. Доказать, что снег, лёд, туман и дождь - родные братья, аргументировать ответ.


М. Пришвин «Деревья в лесу»

1



АРМ Презентация

Выполнять творческую работу «Краски зимнего леса» (в группах) Слушать чтение одноклассников, выполнять задания к тексту.


И. Суриков «Детство»

1




Самостоятельно работать с произведением: найти и про читать название (фамилию автора и заголовок), читать текст, моделировать обложку. Учиться читать выразительно. Работать с текстом и иллюстрацией.


В.Даль «Девочка Снегурочка»

1




Воспринимать произведение на слух (читает учитель), участвовать в беседе по произведению, выражать свои впечатления. Моделировать обложку. Читать сказку по частям, составлять эскизно-модельный план с «заместителями» героев.


В.Даль «Девочка Снегурочка»

1




Выполнять задания в учебнике и тетради, работать со словарём. Выделять особенности начала и конца сказки. Читать диалог Снегурочки и зверей. Разыгрывать сказку по ролям.


Русская народная сказка «Снегурочка»

Дополнительное чтение Японская народная сказка «Журавлиные перья»

1




Доказывать, что сказка «Журавлиные перья» волшебная — с превращениями и запретами. Сравнивать русскую и японскую сказки: выделять сходство и различия, сравнивать поведение героев.


Русская народная сказка «Снегурочка»

1



АРМ

Пр

Выполнять творческую работу (сочинить сказку о Снегурочке). Читать вслух и молча, рассказывать сказку по частям. Рассказывать о Снегурочке.


Промежуточный контроль.

1




Чтение вопросов к тексту и поиск ответов. Учиться самостоятельно, выполнять задания теста. Самоконтроль и самопроверка.


Н. Некрасов «Саша»

Дополнительное чтение В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза»

1




Составлять эскизно-модельный план и озаглавливать каждую часть. Выполнять задания в учебнике и тетради.


Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует»

1




Самостоятельно работать с произведением, читать текст, моделировать обложку и проверять по готовому образцу. Читать вслух по абзацам, выполнять задания в учебнике и тетради.


И. Соколов -Микитов «Узоры на снегу»

1




Читать вслух по абзацам, следить по тексту. Выполнять задания в учебнике. Выделять в тексте описание леса, сравнивать описание с иллюстрацией. Работать со словарём, объяснять значения слов и выражений.


И. Беляков «О чем ты думаешь, снегирь?»

1




Наблюдать за построением текста: выделять диалог. Упражняться в выразительном чтении, обращая внимание на знаки препинания.


Дополнительное чтение В. Одоевский «Мороз Иванович»

1




Делить текст на смысловые части, читать по частям. Выполнять задания к тексту в учебной хрестоматии.

Раздел 6. Здравствуй, праздник новогодний (9ч)


С. Михалков «В снегу стояла елочка»

1



АРМ

Пр


Знакомиться с новым разделом, его содержанием. Читать про себя, моделировать обложку. Выделять строфы, читать стихотворение по строфам. Работать с текстом произведения. Учиться читать выразительно.


Рассказы для детей. А. Гайдар «Елка в тайге»

1



АРМ

Пр

Слушать чтение учителя и одноклассников, следить по тексту произведения. Рассматривать структуру текста, выделять части и озаглавливать каждую часть.


А. Гайдар «Елка в тайге»

1




Читать по частям, следить по тексту произведения. Выполнять самостоятельно задания в тетради, проверять и оценивать свою работу.


Книги А. Гайдара.

1




Читать произведения, выполнять самостоятельно задания в тетради.


С. Маршак «Декабрь»

1



Д

АРМ

Читать молча и вслух, слушать чтение одноклассников. Моделировать обложку.


Книги С. Маршака

1




Читать произведения, выполнять самостоятельно задания в тетради.


«Книги Х.-К. Андерсена» Проверка техники чтения.

1




Знакомиться с книгами Х.-К. Андерсена для детей. Выбирать книгу и самостоятельно знакомиться с ней. Читать вслух незнакомый текст, отвечать на вопросы.


Дополнительное чтение Х.-К. Андерсен «Штопальная игла», «Ель»

1




Слушать чтение учителя и одноклассников, следить по тексту произведения, выполнять самостоятельно задания в тетради.


«Идет волшебница-зима»

1




Моделировать обложку: указывать фамилию автора и заголовок, определять тему и жанр. Выполнять задания в учебнике и тетради.

Раздел 7. Произве­дения о животных (15 ч)


Народная песня «Буренушка». В. Жуковский «Птичка»

Дополнительное чтение Е. Чарушин «Перепелка»

1




Работать с новым разделом. Воспринимать на слух фольклорное, выделять особенности. Читать песню выразительно. Отвечать на вопросы, выполнять задания в учебнике и тетради. Работать с новым произведением, моделировать обложку и сравнивать с готовой моделью. Учиться читать выразительно


К. Ушинский «Кот Васька». Произведе­ния фольклора (считалки, загадки)

Е. Благинина «Голоса леса»

Дополнительное чтение М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой»

1



ЕЦОР Словарь-справочник «Книгочей»

Понимать отношение автора к герою, называть признаки, по которым определяется авторская позиция.


М. Пришвин «Старый гриб»

Дополнительное чтение Н. Рубцов «Про зайца»

1




Слушать чтение учителя, понимать содержание, выражать своё мнение о прослушанном. Работать с произведением: читать вслух по абзацам, находить и читать описание сыроежки.


П. Комаров «Олененок»





Учиться самостоятельно работать с новым произведением: читать молча, моделировать обложку и сравнивать с готовой моделью. Выполнять задания в учебнике и тетради. Объяснять своё впечатление о стихотворении, отношение к герою.


К. Ушинский «Лиса Патрикеевна». Пословицы, загадки, скороговорки

1




Читать рассказ-описание вслух по абзацам, следить по тексту Выполнять задания в учебнике и тетради. Называть народные сказки о ли се. Выполнять творческое задание «Придумать сказку о лисе». Читать скороговорки, называть жанровые признаки.


В. Бианки «Еж-спаситель»

Дополнительное чтение М. Пришвин «Журка»

1




Самостоятельно читать по абзацам, определять жанр и тему, составлять модель. Работать со словарём, выполнять задания в учебнике и тетради. Пересказывать подробно по готовому картинному плану.


М. Дудин «Тары-бары...»

Дополнительное чтение В. Бианки «Хвосты»

1



ЕЦОР Словарь-справочник «Книгочей»

Ознакомительное чтение: читать по частям, слушать чтение одноклассников и следить по тексту. Составлять план в виде блок- схемы. Учиться пользоваться словарём - справочником «Книгочей».


К. Ушинский «Плутишка кот»

Дополнительное чтение К. Паустовский «Барсучий нос»

1




Учиться рассказывать сказку кратко и читать выразительно диалоги героев. Самостоятельно работать с новым произведением. Сравнивать произведения.


Русская на­родная сказка «Журавль и цапля»

Дополнительное чтение Африканская народная сказка «О том, как лиса

обманула гиену»

1



АРМ

Пр

Читать выразительно отдельные эпизоды, учиться работать в парах, пользоваться словарём - справочником «Книгочей».


Русская на­родная сказка «Журавль и цапля»

1




Читать вслух по абзацам, слушать чтение одноклассников и следить по тексту. Выделять особенности сказки.


Русская на­родная сказка «Зимовье зверей»

Дополнительное чтение Ненецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь»

1




Знакомиться со сказкой до чтения. Читать по частям вслух, определять вид сказки.



Д. Мамин - Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»

Дополнительное чтение Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка»

1



ЕЦОР Словарь-справочник «Книгочей»

Определять особенности построения сказки (сказка-диалог). Читать вслух и слушать чтение одноклассников (работа в группах).


Д. Мамин - Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»

1




Учиться читать выразительно. Определять тип сказки (народ­ная или литературная). Аргумен­тировать свой ответ.


Д. Мамин - Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»

1




Учиться читать выразительно диалог героев по ролям. Выполнять задания в учебнике и тетради.


Русская на­родная сказка «Белые перышки»

1




Воспринимать на слух худо­жественное произведение. Выражать своё впечатление. Читать выразительно по абза­цам, объяснять и давать оценку поведению лебедей и глухаря.

Раздел 8. Зарубеж­ные сказки (11ч)


Украинская народная сказка «Колосок». Знакомство с профессией пекарь.


1



Д

АРМ

Знакомиться с новым разделом: читать название, вступительную статью, определять учебную задачу. Воспринимать произведение на слух (читает учитель), выражать своё первое впечатление. Называть произведение правильно.

Работать с произведением: моделировать обложку.


Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать»

Дополнительное чтение Французская сказка «Волк, улитка и осы»

1



ЕЦОР Словарь-справочник «Книгочей»

Работать с текстом произведения: читать, выделять эпизоды, выполнять задания в учебнике и тетради. Самостоятельно работать с новым произведением: читать, выполнять задания в учебной хрестоматии и тетради. Учиться пользоваться словарём - справочником «Книгочей».


Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать»

1




Читать сказку по ролям, инсценировать эпизоды (работа в группах). Самостоятельно сочинять небольшие произведения (творческое задание «Весёлая история о мышатах» или «Как появилась булочка»).


Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»

Дополнительное чтение Сказка американских индейцев «Как кролик взял

койота на испуг»

1




Учиться работать со сказкой, которая состоит из разных историй. Самостоятельно работать с новым произведением: читать молча, моделировать обложку, выделять особенности американской сказки (герои — необычные животные — койот, кролик), выполнять задания в учебной хрестоматии и тетради.


Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»

1



АРМ

Пр

Читать каждую историю, определять национальные особенности норвежской сказки, выделять начало и конец. Выполнять задания в учебнике и тетради.


Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»

1




Называть произведение правильно. Учиться выразительно читать диалоги героев.


Братья Гримм «Бременские музыканты»

1



АРМ

Пр

Воспринимать на слух чтение учителя, отвечать на вопросы по тексту. Работать с текстом произведения: читать вслух.


Братья Гримм «Бременские музыканты»

1




Воспринимать на слух чтение учителя, задавать вопросы, дополнять ответы (развитие восприятия художественного текста). Работать с текстом произведения.


Братья Гримм «Бременские музыканты»

1




Читать вслух по смысловым частям, рассматривать иллюстрации и читать соответствующие им отрывки. Самостоятельно выполнять задания в тетради.


Английская народная сказка «Сказка про трех поросят»

Дополнительное чтение Дж. Харрис «Как повстречались Братец Лис и братец Черепаха»

1



ЕЦОР Словарь-справочник «Книгочей»

Воспринимать на слух художественное произведение, следить по тексту. Самостоятельно моделировать обложку. Делить произведение на части, читать по частям, озаглавливать части, составлять план. Определять главную мысль сказки, выполнять задания к тексту произведения в учебнике и тетради. Учиться пользоваться словарём - справочником «Книгочей».


Английская народная сказка «Сказка про трех поросят»

1




Читать сказку вслух по частям (работа в группах). Понимать значение слов. Давать нравственную оценку поведения героев сказки. Моделировать обложку. Соотносить иллюстрации с текстом. Работать в парах: читать диалоги Волка и поросят.

Раздел 9. Произведения о семье (14 ч)


Л. Толстой «Лучше всех».

1



АРМ

Пр

Воспринимать художественное произведение на слух (читает учитель), отвечать на вопросы по тексту, высказывать первое впечатление. Выполнять задания в учебнике и в тетради.

Выявлять отношение автора к героине, находить слова, в которых выражено это отношение. Определять главную мысль рассказа, находить в тексте ключевое предложение.


Произведения фольклора: пословицы, колыбельная песенка

1




Читать пословицы, объяснять их смысл, подбирать пословицы по изучаемой теме. Учить пословицы наизусть. Создавать модель обложки. Преобразовывать текстовую информацию в форму таблицы. Читать выразительно колыбельную песню.


Е. Пермяк «Случай с кошельком»

1



АРМ

Пр

Самостоятельно читать произведение, отвечать на вопросы к тексту. Моделировать обложку. Читать выразительно, показывая своё отношение к героям


С. Аксаков «Моя сестра»

1




Самостоятельно работать с новым произведением: моделировать обложку (указывать фамилию автора и заголовок), выполнять задания в учебнике и тетради. Подробно пересказывать текст; находить слова, которые подтверждают любовь брата к маленькой сестрёнке.


М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный...» В. Осеева «Сыновья»

А. Майков «Колыбельная песня»

1




Сравнивать песню народную и авторскую. Работать с текстом произведения; читать по абзацам, отвечать на вопросы к тексту произведения. Ориентироваться в системе личностных отношений героев произведения: выявлять позицию автора и высказывать своё отношение. Оценивать поведение мальчиков, матерей и старика с позиции нравственно-этических норм. Читать выразительно диалог (разговор) героев произведения. Сравнивать изученные колыбельные песни. Заполнять таблицу.


Л. Толстой «Отец и сыновья»

Дополнительное чтение И. Панькин «Легенда о матерях»

1




Читать выразительно произведения.

Воспринимать на слух художественное произведение Учиться пользоваться словарём - справочником «Книгочей».


А. Плещеев «Дедушка»

1




Воспринимать на слух художественный текст (читает учитель или хорошо читающие дети). Работать с текстом произведения: читать по строфам, работать над выразительностью чтения, выполнять задания в учебнике и тетради.


Л. Воронкова «Катин подарок» Ю. Коринец «Март». Дополнительное чтение Б. Заходер «Сморчки»

1




Читать выразительно. Самостоятельно читать рассказ, отвечать на вопросы к тексту. Моделировать обложку с помощью «заместителей» жанра, темы; указывать фамилию автора и заголовок, сравнивать модель с готовой. Оценивать поступок героини рассказа (задания в учебнике и тетради), делать выводы применительно к собственной жизни и поведению.


А. Плещеев «Песня матери»

1




Работать самостоятельно со стихотворением. Сравнивать колыбельные песни (М. Лермонтова, А. Майкова и А. Плещеева), работать со схемой.


А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...»

1




Воспринимать на слух художественный текст (читает учитель или хорошо читающие дети). Работать с текстом произведения, выполнять задания в учебнике и тетради.


Татарская сказка «Три сестры»

Дополнительное чтение С. Михалков «А что у вас?»

1



АРМ

Пр

Воспринимать на слух фольклорное произведение. Выполнять задания в учебнике и тетради. Раскрывать нравственное значение поступков героев. Оценивать поступки героев с позиций морально-этических норм, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Учиться определять главную мысль сказки, формулировать её.


В. Солоухин «Деревья»

1




Воспринимать на слух художественный текст (читает учитель), высказывать своё мнение о произведении. Объяснять главную мысль стихотворения.


С. Михалков «Быль для детей»

1



АРМ

Пр

Исследовательская работа: находить пословицы о Родине в учебной хрестоматии и фольклорных сборниках.


С. Баруздин «Салют»

1



Д

АРМ

Раскрывать нравственное значение подвига героев Великой Отечественной войны. Объяснять понятия: «Родина», «победа», «героизм», «мужество».

Раздел 10. Весна, весна красная… (24 ч)


Народная песня «Весна, весна красная!»

А. Чехов «Весной»

1



АРМ

Пр

Воспринимать на слух народную песню (читает учитель), следить по тексту, выражать своё отношение к произведению. Самостоятельно моделировать обложку.


А. Пушкин Гонимы вешними лучами...»

1




Определять настроение произведения, характеризовать эмоциональное воздействие произведения на читателя. Читать выразительно, выполнять задания в учебнике и тетради.


Г. Скребицкий «Весна - художник»





Находить и читать описания картин оживающей природы. Выявлять особенности отношения авторов к природе, описываемому времени года.


Н. Сладкое «Снег и ветер»

Дополнительное чтение

Н. Сладков Из цикла «Лесные шорохи»

1



ЕЦОР Словарь-справочник «Книгочей»

Учиться пользоваться словарём - справочником «Книгочей».


С. Маршак «Весенняя песенка»

Дополнительное чтение В. Маяковский «Тучкины штучки»

1




Самостоятельно работать с новым произведением: читать, определять жанр и тему, моделировать обложку, практически знакомиться с литературоведческим понятием «юмор». Учиться находить нужную информацию и дополнять таблицу.


Э.Шим «Чем пахнет весна»

1




Читать вслух, слушать чтение одноклассников и учителя, следить по тексту. Читать выразительно диалог героев рассказа.


Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!»

1



АРМ

Пр

Слушать чтение учителя, формулировать первое впечатление о стихотворении. Моделировать обложку (выделять фамилию автора и заголовок, определять жанр и тему). Формулировать ответы на вопросы.


Произведения о Дне Победы. Экскурсия в Зал Боевой славы.

1




Раскрывать нравственное значение подвига героев Великой Отечественной войны, объяснять значение праздника 9 Мая для всего народа.


Ф. Тютчев «Зима недаром злится...». Дополнительное чтение К. Ушинский «Проказы старухи - зимы»

1




Моделировать обложку, формулировать ответы на вопросы, задавать вопросы, участвовать в обсуждении произведения. Определять главную мысль, доказывать своё мнение.


А. Куприн «Скворцы» Н. Сладков «Скворец - молодец». Дополнительное чтение Н. Сладков «Проталина»

1



АРМ

Пр

Сопоставлять свою модель с готовой, находить и исправлять ошибки (если они есть). Читать произведение вслух по частям, составлять план под руководством учителя (озаглавливать каждую часть). Читать диалог в парах. Сравнивать модель с образцом (самоконтроль и самооценка).


Н. Сладков «Апрельские шутки» А. Барто «Апрель»

1




Моделировать обложку, сравнивать модель с готовым образцом, исправлять ошибки, оценивать свою работу (самопроверка и самооценка).


Г. Скребицкий «Жаворонок»

Дополнительное чтение К. Коровин «Баран, заяц и еж»

1



Д

АРМ

Воспринимать произведение на слух, читать про себя самостоятельно, выражать своё мнение о произведении.


Малые жанры фольклора. Песенка - закличка. Загадки.

Экскурсия в библиотеку.

1


Сказки и загадки народов ханты и манси.

АРМ

Пр

Работать с новыми произведениями: выразительно читать заклички, выполнять задания в учебнике и тетради, выделять рифмы. Работать в группах: готовить выразительное чтение одной из закличек – веснянок.


В. Жуковский «Жаворонок»

Дополнительное чтение В. Бианки «Что увидел жаворонок, когда вернулся на родину»

1




Выражать своё впечатление о стихотворении. Читать стихотворения вслух в темпе, соответствующем интонационному рисунку стихотворения.


О. Высотская «Одуванчик»

1


Малые фольклорные формы.

АРМ

Пр

Находить рифмующиеся строки, образные выражения - метафоры.


М. Пришвин «Золотой луг»

1




Работать с текстом: выполнять задания в учебнике и тетради. Пересказывать подробно по плану.


П. Дудочкин «Почему хорошо на свете»

Дополнительное чтение Э. Шим «Муравейник»

1




Читать по смысловым частям и составлять эскизно - модельный план с использованием «заместителей» героев. Читать выразительно диалоги героев. Инсценировать сказку (творческая работа). Объяснять поведение героя, определять и формулировать главную мысль сказки. Учиться объяснять своё отношение к героям, формулировать свою точку зрения.


Н. Сладков «Весенний гам»

Дополнительное чтение Р. Сеф «Чудо»

1




Читать вслух в соответствии с орфоэпическими нормами, находить слова - действия, объяснять их смысл, подбирать синонимы.


А. Барто «Воробей»

1



Д

АРМ

Учиться самостоятельно работать с новым произведением: читать название и текст произведения молча, определять жанр и тему, основную мысль, находить в словаре непонятные слова. Определять тон и темп чтения, читать стихотворение вслух выразительно.


М. Пришвин «Ребята и утята»

Дополнительное чтение Н. Сладков «Весенний разговор»

1




Читать вслух и молча отдельные части, читать выразительно диалог автора-рассказчика и ребят. Работать самостоятельно: выполнять задания в тетради


Б. Заходер «Птичья школа»

Дополнительное чтение М. Горький «Воробьишко»

1




Моделировать обложку, используя «заместители» жанра, темы, сравнивать составленную модель с готовой.


Б. Заходер «Птичья школа»

1




Читать выразительно последнюю строфу, наблюдать за знаками препинания и объяснять их функцию в тексте. Выполнять задания в тетради.


К. Ушинский «Утренние лучи»

Дополнительное чтение М. Пришвин «Лесная капель»

1



АРМ

Пр

Делить текст на части, составлять эскизно-модельный план произведения. Пересказывать по модельному плану, выполнять задания в учебнике и тетради.


А. Барто «Весна, весна на улице...»

1


Народный календарь Югры.


Характеризовать прослушанное произведение: определять жанр и тему, высказывать первое впечатление. Объяснять смысл заголовка. Придумывать свои варианты заголовка.

Раздел 11. Волшебные сказки (9 ч)


Русская народная сказка «Хаврошечка»

Дополнительное чтение Русские народные сказки «Чудо- чудное, Диво-дивное»

1




Упражняться в чтении вслух и молча, рассказывать понравившийся эпизод.


Русская народная сказка «Хаврошечка»

Дополнительное чтение Русские народные сказки «Царевна-ля­гушка»

1




Читать текст по частям вслух (в парах). Выделять особенности волшебной сказки, знакомиться с литературоведческими понятиями «волшебная сказка», «зачин», «присказка». Определять положительных и отрицательных героев, формулировать главную мысль сказки, характеризовать поступки героев сказки с позиций нравственности, объяснять связь между их поступками и тем, как сложилась их судьба.


А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Дополнительное чтение А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

1



ЕЦОР Словарь-справочник «Книгочей»

Выражать своё впечатление, отвечать на вопросы по тексту, дополнять ответы одноклассников. Объяснять и формулировать главную мысль (чему учит сказка), делать выводы применительно к собственной жизни (плохо быть жадным).


А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1



Д

АРМ

Самостоятельно работать с тетрадью: читать задания, находить ответы в тексте учебника, учиться выражать своё отношение к героям произведения.


Итоговый контроль.

1




Чтение вопросов к тексту и поиск ответов. Учиться самостоятельно, выполнять задания теста. Самоконтроль и самопроверка.


Ш. Перро «Кот в сапогах»

Дополнительное чтение Индийская народная сказка «Золотая рыба»

1



АРМ

Пр

Читать произведение вслух по частям, слушать чтение одноклассников и учителя. Объяснять смысл заголовка, определять главных героев. Озаглавливать части, составлять план. Выполнять задания в тетради.


Ш. Перро «Кот в сапогах» Проверка техники чтения.

1




Определять главную мысль сказки, характеризовать главного героя сказки. Читать вслух незнакомый текст, отвечать на вопросы.


Дополнительное чтение Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»

1




Слушать чтение учителем первой главы «Вниз по кроличьей норе», следить по тексту. Читать вслух главу «Море слёз». Выполнять задания в учебной хрестоматии и тетради. Оформление дневника читателя по разделам:

— произведения русских писателей;

— народные волшебные сказки в обработке писателей;

— стихи и рассказы о Родине, семье, детях;










  1. Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса

Литература для учителя:


  1. Ефросинина Л.А. «Литературное чтение во 2 кл. Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана – Граф, 2012.

  2. Ефросинина. Л. А. Методическое пособие. Оценка знаний по литературному чтению в двух частях. – М.: Вентана – Граф, 2012.

  3. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: программа 1-4 классы – М.: Вентана – Граф, 2012.

Литература для обучающихся:

  1. Учебник «Литературное чтение. 2 класс» в 2 ч. Л.А. Ефросинина. — М.: Вентана-Граф, 2012.

  2. Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 2 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2012.

  3. Рабочая тетрадь «Литературное чтение», ч. 1,2, 2 кл., авт. Ефросинина Л.А. – М.: Вентана – Граф, 2013.

Материально-техническое обеспечение:

Материально-техническое обеспечение:

  • Компьютер.

  • Мультимедийный проектор.

  • Интерактивная доска.

  • Документ - камера

  • Доска маркерная

  • Специализированная учебная мебель.

  • Компьютерный стол.

Цифровые образовательные ресурсы:

      1. Образовательный портал. - Режим доступа: www.uroki.ru

      2. Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

      3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: www.festival.1september.ru

      4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru


Приложение № 1

Практическая часть рабочей программы

пп

Название работы

Количество часов

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

1

Техника чтения


1


1

2

2

Контрольные работы:






- стартовая контрольная работа

1




1

- контрольная работа в рамках промежуточного контроля


1



1

- контрольная работа в рамках итоговой аттестации




1

1

4

Учебные экскурсии

1

1


1

3

5

Проектные работы


«Почему я люблю читать»



1









Приложение 2

Работа с текстом

2 класс - обучение детей работать с текстом:

- читать и понимать прочитанное;

- пересказывать прочитанное;

- делить на части и составлять план прочитанного текста (произведения);

- выделение опорных слов (словосочетаний);

- определять героев и давать характеристику им и их поступкам.


Обязательно при работе с текстами научить детей ставить перед собой серию вопросов:


1 серия (вопросы к себе и к тексту перед чтением):

- О чём ты мне расскажешь?

- Хочу ли я тебя прочитать?

2 серия (при чтении):

- Я понимаю, что читаю?

- Трудно мне читать или легко? Почему?

- Зачем мне нужно прочитать этот текст?

- Что узнаю из него нового?

3 серия вопросов (после чтения):

- О чём же всё-таки я прочитал?

- Зачем писатель именно так мне об этом рассказал?

- Хочу ли я ещё что-нибудь узнать и рассказать об этом другим детям или учителю?

- Как мне об этом интереснее и понятнее рассказать другим и добавить другую полезную информацию?

- Для чего и в каких случаях мне поможет (пригодится) прочитанный текст.


Для обучения работе с текстами, нужно соблюдать и некоторые условия:

  1. Для развития умения находить информацию желательно использовать тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.

  2. Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, необходимо тексты подбирать разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова и В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

  3. Попутно должна вестись работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).

  4. При работе над данным направлением (с текстами) необходимо учитывать мотивацию учащихся и их способность быть читателем.


Работа с текстами ведётся не только на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»). Дети непосредственно учатся осмысленной работе с текстом для его полного понимания и умения использовать в различных учебных и жизненных ситуациях. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающее-познавательным характером. Это позволяет воздействовать на 3 показатель (умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры). А также совершенствуются знания об окружающем мире. Текст предъявляется детям в незавершённом виде. Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Школьники сначала прочитывают текст, отвечают на вопросы по содержанию, т.е. проводят анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д). Дети проводят восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, записывают своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).

Немаловажное значение уделяется и работе над словом. Учащиеся совместно с учителем и с помощью родителей заводят словари по разным разделам учебного курса: синтаксис, орфография, лексика, морфология. В них они записывают незнакомые слова, их значения, приводят примеры разных стилей текстов, уместное употребление слов в предложениях. На специально организованных уроках по развитию речи ведется обучение писать тексты, темы которых определяются интересами и возрастом детей класса.

Приведём для примера несколько заданий, использующих умения детей обрабатывать текст и получать из него нужную информацию (2 класс):


а) Представь себе, что у тебя появился друг, который живёт в Америке. В своём последнем письме он написал, что летом хочет приехать к тебе в гости. Но ему нужен твой точный адрес, чтобы он смог тебя найти. Составь своему зарубежному другу письмо, в котором точно опиши, где ты живёшь.


б) 1. Прочитай текст. Подумай, о каком цветке здесь говорится:


Солнечный цветок.

Сначала из земли вылезли нежно – зелёные разрезные листья и раскрылись тарелочкой. Из середины зелёной этой тарелочки показался тёмный комочек – бутон. Он вырос, вытянулся на тоненьком, просвечивающем на солнце, стебельке, тянулся вверх и вверх – к солнцу. И однажды утром… Яркое, жёлтое, круглое солнышко цветка загорелось в траве…. (Ю. Акрачеев)

2. Напиши, что ты можешь добавить об этом цветке.


в) Став немного постарше, ты ещё больше узнаешь о различных видах транспорта, о его истории. Но уже сейчас ты можешь объяснять и доказывать своё мнение. Прочитай внимательно текст и выполни к нему задания.

Появления автомобиля вызвало большие споры среди людей. Ещё на заре его рождения у него было много врагов – одним мешал шум, другим – грязь, летевшая из – под колёс. Первым автомобилям запрещалось ехать со скоростью больше 3км/час. В Англии был издан закон «о человеке с красным флагом». Он должен был бежать впереди автомобиля.

Подумай и ответь на вопрос, зачем человек бежал впереди автомобиля?


Обучение работе с текстами, продуманная и поэтапно реализуемая, даёт свои реальные результаты. В начале и в конце учебного года у школьников проверяется состояние читательских умений, где большинство заданий ориентировано на работу с текстом.

Такое обучение требует от учителя безошибочно отбирать тексты и в системе вести обучение, воспитывать в учащихся чувства при чтении, переживать вместе с учениками, побуждать их к творчеству, самому иметь желание меняться и быть «в ногу со временем» и подготовить детей к обучению в основной школе.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.


Приложение 3

Отчет по экскурсии

Ученика _________ класса от «_____» __________________20_____г.

Тема экскурсии:_____________________

Учебный предмет, курс, в рамках которого организована экскурсия:______________

Вид экскурсии__________________

Цель экскурсии (цель ученика):___________________________________

Информация, подтверждающая достижение цели:

1 вариант:

Перечень вопросов, которые были предложены учителей ученику перед экскурсией или после ее.

Ответы на вопросы





2 вариант (в случае, если отчет оформляется творческой работой)

  • Тезисы, краткие выводы по итогам выполненной творческой работы (реферата, проекта, сочинения и пр.), с приложением подтверждающих материалов (реферата, проекта, сочинения, фото-, видеоматериалов, рисунков, поделок и пр.)

Отчет подготовил: обучающийся _____ класса / Фамилия И/________________/

Отчет проверил: учитель: ____________________ , «_____» __________20___Г.

Оценка :_________(______________) / Фамилия . И.О. /________________/








Методические рекомендации по проведению учебной экскурсии:


Экскурсии проводятся в связи с изучением на уроках определенных разделов программы

Основные функции учебной экскурсии:

реализуется принцип наглядности обучения (непосредственное знакомство с изучаемыми предметами и явлениями)

повышается уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.

способствуют техническому обучению,

играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности и сельского хозяйства.

Виды экскурсий (в зависимости от содержания):

производственные экскурсии (помогают изучению основ современного производства и способствуют расширению технического кругозора и трудовому воспитанию учащихся)

естественно-научные экскурсии (для углубления знаний по таким предметам, как ботаника, зоология, география, и др. Это экскурсии в поле, в лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк и т.д. )

историко-литературные экскурсии ( предполагают выходы в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов и т.д)

краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.

Комплексные (проводятся по нескольким предметам одновременно)

Виды экскурсий зависимости от целей

ознакомительные (обзорные),

тематические,

профессиографические,

комплексные.

Классификация экскурсий в зависимости от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения:

Экскурсии служат средством изучения нового материала учащимися,

экскурсии используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе. Б

В общем плане методика проведения экскурсии включает в себя:

а) подготовку экскурсии: формулирование цели и задач (желательно в письменной форме) и определение формы отчета по экскурсии (рисунки, фоторяд, презентация, проектная работа, реферат, сообщение, ответы на сформулированные накануне экскурсии учителем вопросы и пр.) Задания могут быть одно на всех или разные, в зависимости от характера и объема экскурсионного материала. проведение инструктажа по технике безопасности.

б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий и участие в экскурсии

в) обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов.

Приложение № 4

Требования к проектной работе.

Проектная деятельность – это способы решения проблем. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и, собственно, деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства.

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и в обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использовании на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.


Примерная последовательность проектной деятельности

  1. Выявление проблемы (выбор темы проекта), определение цели проектной деятельности.

  2. Определение путей решения проблемы, изучение требований, условий, необходимых для решения проблемы.

  3. Сбор информации, изучение социальной литературы (в том числе в сети Интернет), опрос взрослых, друзей.

  4. Выработка идей, вариантов выполнения проекта.

  5. Выбор оптимальной идеи, ее развитие. Из трех – четырех вариантов выбирают лучший и менее дорогой. Для этого подсчитывают примерную себестоимость каждого из вариантов проекта, определяют требования к будущему изделию, наиболее важные для вас.

  6. Планирование проектной деятельности (изготовление изделия, проведение праздника и др.) . На этом этапе определяют сроки, последовательность и график проектной деятельности.

  7. Выполнение проекта (изготовление изделия, организация и проведение праздника): подбор материалов, оборудования для изготовления изделия), организация рабочего места. Определение последовательности выполнения (технологических) операций, подбор или разработка необходимой технической документации, контроль каждого этапа технологического процесса.

  8. Анализ результатов проектной деятельности, контроль и испытание изделия, сопоставление результатов, анализ успехов и допущенных ошибок, предложения по изменению технологического процесса в случае повторного изготовления изделия, подсчет материальных затрат и сравнение их с проектируемыми расходами.

  9. Оформление проекта в виде пояснительной записки. Формирование цели проекта, идеи его выполнения, расчет себестоимости, оформление технологической документации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!