Занятие 1. Итак, мы начинаем.
Цели: создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, психологической безопасности, раскрыть правила общения в группе.
Оборудование: мяч, игры на общение, разноцветные бумажные лепестки для каждого ребенка; Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки
Ход занятия.
Вступление. Ритуал приветствия.
Педагог приветствует школьников и поздравляет с днем рождения группы.
Приветствие. "Хорошее настроение": дети стоя в кругу приветствуют друг друга пожимая поочередно руки, передавая тем самым свое хорошее настроение соседу справа и так далее по кругу.
Разминка. Игра «Мяч».
Цель: знакомство детей друг с другом, создание положительной мотивации на работу в группе.
Педагог: «Внимание! В этой игре с помощью мяча мы попробуем познакомиться. Встаньте все в круг, лицом к центру круга. Пожалуйста, кто-нибудь, возьмите в руки мяч. По кругу, по ходу часовой стрелки, начиная от того, у кого мяч передавая его, назовите четко и громко свое имя. Передавая мяч, глядите в глаза соседу. Начали! А теперь, играя в мяч будем знакомиться. Тот, у кого мяч будет кидать его любому из стоящих в круге и называть при этом имя того, кому адресован мяч. Тот, кто перепутал имя адресата, называет все имена участников игры по кругу, начиная с себя и далее, по часовой стрелке. Итак, кидайте мяч друг другу, называя при этом имя того, кому вы адресуете мяч».
Основная часть
Упражнение: «Цветок общения».
Цель: создание благоприятного психологического климата, сплочение классного коллектива, создание атмосферы сотрудничества.
Педагог напоминает о том, что сегодня день рождения их коллектива. А на этот праздник положено дарить поздравительные открытки, и предлагает детям всем вместе сделать такую открытку и назвать ее «Цветок общения».
На заготовку форматом А-4 детям предлагается наклеить свои лепестки.
Педагог сообщает, что клей, который он нанес на заготовку не обычный, а «волшебный» и приклеит лепесток только в том случае, если ребенок скажет, что всем нам необходимо делать, чтобы рос наш цветок общения красивым и здоровым. Как правило, дети говорят, что для того, чтобы цветок общения рос красивым и здоровым, необходимо:
Педагог проходит по классу, дети создают открытку. После этого взрослый подводит итог: «Мы сейчас с вами выполнили первое совместное дело и рассказали о том, чему будем учиться на наших занятиях. Посмотрите, как красиво у нас получилось».
На детских праздниках принято играть, давайте и мы с вами поиграем.
Упражнение «Подарки».
Цель: содействие в установлении дружеских отношений в коллективе.
Упражнение выполняется в круге с мячом. Педагог предлагает всем встать в круг. Далее сообщает, что наступило время дарить и получать подарки. Он говорит: «Представьте себе, что это не мяч, а подарок, который вы хотите подарить на день рождения нашей группе. Сейчас покажите подарок, когда другие угадают, что вы загадали, по цепочке предавайте мяч друг другу.»
Упражнение «Мостик Дружбы»
Цель: развитие у детей социальных и коммуникативных умений, создание благоприятного психологического климата.
Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем "построить" мостик втроём, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая "Мост дружбы".
Чтение и анализ сказки «Создание «Лесной школы»» (Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки)
Заключительная часть. Ритуал прощания
Упражнение «Доброе животное».
Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.
Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.
Рефлексия
-Вам понравилось? Что понравилось? Для чего играли?
Занятие 2 «Чему учат в школе»
Цель: уточнить представления детей о том, зачем нужно учиться; развивать внимание, слуховую память, логическое мышление, воображение, конструкторские способности.
Оборудование: мяч
Педагог-психолог: Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о том, зачем ходят в школу и чему там учат.
Приветствие. "Хорошее настроение": дети стоя в кругу приветствуют друг друга пожимая поочередно руки, передавая тем самым свое хорошее настроение соседу справа и так далее по кругу.
Разминка. Игра «Мяч».
Цель: знакомство детей друг с другом, создание положительной мотивации на работу в группе.
Педагог: «Внимание! В этой игре с помощью мяча мы попробуем познакомиться. Встаньте все в круг, лицом к центру круга. Пожалуйста, кто-нибудь, возьмите в руки мяч. По кругу, по ходу часовой стрелки, начиная от того, у кого мяч передавая его, назовите четко и громко свое имя. Передавая мяч, глядите в глаза соседу. Начали! А теперь, играя в мяч будем знакомиться. Тот, у кого мяч будет кидать его любому из стоящих в круге и называть при этом имя того, кому адресован мяч. Тот, кто перепутал имя адресата, называет все имена участников игры по кругу, начиная с себя и далее, по часовой стрелке. Итак, кидайте мяч друг другу, называя при этом имя того, кому вы адресуете мяч».
Основная часть.
Отгадайте загадки.
Там дети знанья получают.
Они там пишут и читают,
Решают уравнения, задачи
И оттого умнеют, значит. (Школа.)
Его мы слышим каждый раз –
Ребят он созывает в класс.
Как только кончится урок –
Так снова зазвучит … (Звонок.)
Он учит детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать. (Учитель.)
Сорок пять минут. Звонок.
Вот и кончился … (Урок.)
Без копейки рубля не бывает –
Повторяем мы снова и снова.
А без неё, как бы мы ни старались,
Всё равно не получится слово. (Буква.)
Сорок восемь, двадцать шесть –
В этих числах знаки есть.
Каждый первоклассник
Их учится писать
И из знаков этих
Числа составлять. (Цифры.)
Есть в каждом классе,
Им пишут на доске,
Как на бумаге маркером
И прутом на песке. (Мел.)
Как вы думаете, зачем ходят в школу?
Я расскажу вам историю, которая однажды произошла в одном классе 1 сентября.
Когда первоклассники, вручив учительнице свои огромные букеты, наконец уселись за парты и наступила тишина, учительница спросила:
- Кто знает, зачем нужно ходить в школу?
Один мальчик с очень серьёзным видом сказал:
- Чтобы научиться читать.
Подняла руку девочка:
- Чтобы научиться писать, - волнуясь, громко произнесла она.
Её соседка по парте добавила:
- А ещё чтобы научиться считать.
- Молодцы, совершенно правильные ответы, - сказала учительница.
Тогда маленькая девочка с первой парты тихонько встала, взяла ранец и направилась к выходу.
- Ты далеко собралась? – задала ей вопрос учительница.
- Я домой, - ответила девочка. Я уже умею читать, писать и считать. Значит, мне не надо ходить в школу.
- Здорово, что ты так хорошо подготовилась к школе, - сказала учительница. – Но думаю, что ты рано собралась уходить и тебе ещё многое неизвестно. Например, правила поведения в классе. Прежде чем выйти, нужно поднять руку и спросить разрешения учителя. Судя по тому, что ты этого не сделала, напрашивается вывод: ты ещё многого не знаешь. Например, что такое площадь и периметр и как их вычислить, что такое члены предложения и части речи, какие бывают полезные ископаемые и где живут верблюды.
Девочка задумалась на мгновение.
- Тогда можно я сяду на своё место? - спросила девочка.
- Не можно, а нужно. И даже проучившись в школе одиннадцать лет, всё равно не успеешь узнать всего. Человек учится всю жизнь. И поверьте мне, это очень интересно!
А чему, ребята, хотите научиться в школе вы?
ПРАВИЛА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Учитель: «Ребята, вы обращали внимание на дорожные знаки? Они указывают водителям, где можно ездить, а где нельзя. Они говорят пешеходам, где нужно переходить дорогу. Дорожные знаки помогают нам, они подсказывают правила поведения на дороге. Если не обращать на них внимания — быть беде! А есть ли в школе правила поведения и какие они? Что можно делать, а что не всегда? Подскажите мне, чего нельзя делать на уроке? (Ученики отвечают.) А как надо вести себя во время урока? (Ученики отвечают.) Чтобы мы не забывали о правилах для учеников, школьных правилах, нам нужны свои знаки. Например, на уроке нельзя разговаривать друг с другом, иначе можно все прослушать и ничего не узнать, поэтому в нашем классе будет висеть вот такой знак: (показывает Знак 1). Мы с вами уже знаем, что когда все вместе кричат, ответов не слышно, поэтому о том, что нельзя кричать с места, даже если знаешь правильный ответ, нам будет напоминать такой знак: (показывает Знак 2). А можно подсказывать другим ребятам ответ, когда учитель спрашивает не вас? Конечно нет, если друг привыкнет к подсказкам, он разучится думать сам, а разве это помощь? О том, что в нашем классе нет места подсказкам, нам напомнит вот этот знак (показывает Знак 3). А что делать, если хочешь о чем-то спросить или ответить на вопрос? Конечно, для этого надо поднять руку и ждать, пока учитель попросит сказать. Вот знак, который говорит нам об этом школьном правиле (показывает Знак 4). Конечно, ребята, это не все школьные правила, их много, и постепенно вы их все узнаете. Сегодня мы постарались запомнить только несколько таких правил, но они очень важны для того, чтобы учиться в школе, и чтобы в классе был порядок.
А сейчас давайте займемся с вами развитием мышления, то есть умения думать и находить правильные ответы. Это очень важное качество ума.
Задание 1. «Я начну, а ты продолжи». Я буду начинать предложение, а вы должны его закончить. Для этого вам понадобиться всего одно слово, но это должно быть верное слово. Поэтому, прежде чем дать ответ, хорошенько подумайте.
Собака лает, а лошадь (ржёт).
Утром мы видим восход солнца, а вечером его … (закат).
Человек живёт в доме, а птица … (в гнезде).
Змея ползает, а стрекоза … (летает).
У человека руки, а у кошки … (лапы).
У футболки есть рукава, а у жилетки … (нет).
Кроссовки и тапки – обувь, а берет и шапка … (головные уборы).
У кресла есть спинка, а у табурета (нет).
Диван и стол – мебель, а яблоко и груша - … (фрукты).
Хлеб покупают в магазине, а лекарства … (в аптеке).
Для бабушки мамин сын – это внук, а мамина дочка – это … (внучка).
У ромашки белые лепестки, а у василька … (синие).
Май – весенний месяц, а сентябрь - … (осенний)
Тот, кто ходит пешком – пешеход, а кто ездит в общественном транспорте - … (пассажир)
Вслед за летом приходит осень, а вслед за осенью - … (зима).
У медведицы медвежонок, а у кролика - … (крольчонок).
Задание 2. О чём речь?
Я буду говорить о словах на школьную тематику.
Деревянный, простой, цветной, остро заточенный. (Карандаш).
Деревянная, металлическая, пластмассовая, с делениями. (Линейка).
Новый, яркий, вместительный, с несколькими отделениями. (Ранец).
Большая, металлическая, магнитная, разлинованная. (Классная доска).
Влажная, сухая, матерчатая, испачканная мелом. (Тряпка для стирания записей с доски).
Удобная, ученическая, двухместная, одноместная. (Парта).
Большой, светлый, уютный, наполненный учениками. (Класс).
Задание 3. Упражнения – физминутки
1. «Здравствуй, солнышко!». Поставь пятки вместе, носки врозь, руки опусти вдоль туловища. Разведи руки в стороны, подними их вверх и немного запрокинь голову – поздоровайся с солнышком. Опусти руки через стороны вниз. Повтори несколько раз.
2. «Учимся летать». Кисти рук поставь на плечи, локти разведи в стороны и покрути руками – четыре раза вперёд, четыре раза назад. Повтори упражнение несколько раз.
3. «Ножницы». Представь, что руки – это ножницы. Вытяни руки-ножницы вперед и резкими движениями скрещивай их так, как будто работаешь ножницами.
4. «Лодка на якоре». Поставь руки на пояс. Выполняй наклоны туловища вправо и влево.
5. «Дровосек». Поставь ноги шире плеч, руки сцепи в замок. Представь, что ты держишь топор. Подними руки вверх, резко наклонись вперёд, опусти руки – расколи полено! Повтори упражнение несколько раз.
Задание 4. Что нужно принести в школу?
Из предложенных предметов нужно выбрать те, которые нужны в школе.
«Подведём итог занятия». Вспомните, о чём мы говорили в начале занятия. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал» …