Ход урока:
Организационный момент:
-Здравствуйте ребята! Садитесь.
- Повторим правила поведения на уроке:
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … (внимательным).
Всё пиши не отставая,
Слушай не … (перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … (понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья!
-Чему мы учимся на уроке математики?
(рассуждать, вычислять, исследовать, доказывать ,терпению, трудолюбию и т.д.)
- А как бы вы назвали человека, который много знает, много читает, умеет рассуждать, решает трудные задачи, вдумчиво отвечает? (умный, мудрый человек)
Я желаю вам провести урок с пользой и в конце урока я спрошу – стали ли вы умнее, мудрее?
- Предлагаю начать урок.
Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
-Сейчас проведем устный счет.
Верно ли, что 11-3=8 (да)
12-2=10 (да)
14-5=8 (нет)
10-3=7 (да)
13-7=7 (нет)
15-6=9 (да)
12-4=7 (нет)
14-5=9 (да)
- Сколько хвостиков у 4 щенят?
- Назовите второй день недели.
- Сколько месяцев длится лето?
- Что общего у снега и одеяла? (мягкие)
-Какое число стоит перед цифрой 5?
- а какое число стоит после 5?
-какое число стоит между числами 5 и 7,
-перед числом 4,
-после числа 6,
-после числа 2.
-назовите число, предшествующее числу 7; (6) Предшествующее число, это число которое стоит перед определённым числом
-предшествующее числу 3; (2)
В садике гулял павлин,
Подошел еще один,
Два павлина за кустами,
Сколько их? Считайте сами.(4)
-Какое действие позволяет уменьшать числа (вычитание)
Минутка чистописания
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.
-Ребята, отгадайте загадку. А отгадав, узнаете, с каким числом будем работать.
«Я - цифра, меньше десяти.
Меня легко найти.
Но, если букве «я» прикажешь рядом встать,
Я всё: отец, и ты, и дедушка, и мать…»
-Пропишите теперь число 7 до конца строчки, через клетку.
-Дайте характеристику числа 7.
(Однозначное, нечётное, стоит между 6и8)
-А какие интересные сведения вы можете сообщить о числе 7?
(В неделе – 7 дней, в музыке – 7 нот, в радуге- 7 цветов.)
Число 7 – символ обновления. Через 7 месяцев прорезываются зубы у младенца, в 7 лет обновляются зубы у ребёнка.
-В названиях каких сказок встречается число 7? (Белоснежка и 7 гномов, Волк и 7 козлят, Цветик-семицветик, Сказка о Мертвой Царевне и 7 богатырях)
- С числом 7 связано много пословиц и поговорок. Какие вы знаете пословицы и поговорки с числом 7?
(Семь раз отмерь, один - отрежь. Семеро одного не ждут. Семь пятниц на неделе.)
Смысл пословицы заключается в том, что перед тем как сделать, решить что-л. ответственное, серьезное, тщательно обдумай, все предусмотри.
На доске примеры:
6+ =7
5+ =7
4+ =7
-Ребята, что надо сделать с примерами? (Надо вставить пропущенные числа)
-Что интересного заметили?
(Все примеры с ответом 7)
-Какие знания нам потребовались, чтобы выполнить это задание? Вспомнили состав числа 7.
-Для чего нужно знать состав числа 7?
Складывать и вычитать числа.
-На доске выражения: Соединить выражения с их значением.
5+6= 7
4+8= 11
12-3= 10
9-4= 12
11-5= 6
7+3= 5
13-6= 9
12-7=
Для какого выражения не нашли значения? Почему?
-Какая тема урока? (Вычитание числа 7)
-Какую цель поставим на уроке?
Научиться вычитать число 7.
Работа по теме урока:
-А сейчас давайте вспомним, то, что мы уже знаем №1 с.115 Теперь приступил к теме нашего урока.
(Учебник на с.115 №2 (устно)
-Кто сможет объяснить, как вычитали число7? (2 ученика) Дети объясняют.
-Кому было понятно, как объясняли ваши товарищи?
С.115 №3 (делают у себя в тетрадях самостоятельно)
Физкульминутка
Мы 7 раз в ладоши хлопнем. Столько же ногами топнем. И потянемся сейчас. Ровно столько же раз.
Продолжение работы по теме урока:
-Откройте рабочую тетрадь на с. 76 №1. Прочитайте задание.
-Кто сможет объяснить, как вычитали? (с помощью алгоритма)
-Рассмотрим второй способ вычитания числа 7 (с помощью таблицы сложения)
12-7=
12=7+5
12-7=5
-Какие знания понадобятся при решении второго способа вычитания числа 7? (Знание таблицы сложения)
Ребята, посмотрите №4.
12 это сумма чисел 7 и 5. Если из 12 вычитаем 7, то остается 5; а если вычитаем 5, то остается 7.
-С помощью таблицы сложения решим два столбика примеров на с. 115 №5. Решаем примеры в тетради с объяснением:
9-7 (по таблице сложения 9 – это 7 да 2, значит из 9-7 =2)
-Поднимите руку, кому было удобнее решать первым способом – с помощью алгоритма?
-Кому – вторым с помощью таблицы сложения?
-Попробуйте самостоятельно решить следующие 2 столбика любым способом.
(Дети решают самостоятельно)
Подведение итогов урока:
-Вернёмся к целям нашего урока. Какую цель мы ставили перед собой?
Научиться вычитать число7
- Достигли ли мы цели?