СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

1. Структура педагогической технологии (концептуальная часть, содержательная часть, процессуальная часть).

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«1. Структура педагогической технологии (концептуальная часть, содержательная часть, процессуальная часть).»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова»




Факультет педагогики и психологии

Кафедра дошкольного и начального общего образования






Доклад по дисциплине: «Педагогические технологии в начальном образовании»

Студентки 4 курса заочной формы обучения

группы НОз-19


Конантьевой Ксении Игоревны















Ульяновск , 2023 год

  1. Структура педагогической технологии (концептуальная часть, содержательная часть, процессуальная часть).

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям — критериям технологичности, которыми являются:

• концептуальность;

• системность;

• управляемость;

• эффективность;

• воспроизводимость.

Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя:

- концептуальная основа;

- содержательный компонент обучения;

- процессуальная часть - технологический процесс.

Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. В концептуальную часть педагогических технологии входит название технологии, целевые ориентации

Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала

Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:

- организация учебного процесса;

- методы и формы учебной деятельности учащихся;

- методы и формы работы преподавателя;

- деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;

- диагностика учебного процесса.

- сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней

2. Цель и особенности профессиональной деятельности педагога. Модели взаимодействия учителя и учеников (учебно-дисциплинарная; личностная).

Структурными элементами профессиональной деятельности педагога являются субъект и объект, цели и задачи, предмет, средства и результаты обучения.

Под субъектами педагогической деятельности понимаются собственно педагоги, а также родители, группа/коллектив обучающихся. Под объектом – тот, кого воспитывают, формируют как личность. Важно отметить, что в случаях самообразования субъект и объект совпадают.

Ключевой целью профессиональной деятельности педагога является приобщение обучающегося к ценностям культуры, формирование разносторонне развитой личности. Обозначенная цель предполагает решение таких социально-педагогических задач, как: 1) формирование воспитательной среды; 2) организация деятельности воспитанников; 3) создание воспитательного коллектива; 4) развитие индивидуальности личности.

В качестве предмета выступает разноплановое развитие индивида: физическое, психическое, духовное, интеллектуальное и др. Помимо этого, в рамках конкретного этапа педагогической деятельности предметом являются отдельные направления развития.

К группе средств педагогической деятельности относят: 1) содержание педагогического процесса; 2) различного рода носители информации (литература, средства массовой информации, технические средства и др.).

Результатом профессиональной деятельности педагога является развитие обучающегося (интеллектуальное совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности).

Таким образом, деятельность педагога рассматривается как непрерывный процесс решения множества задач всевозможных типов, классов и уровней.

Профессионализм формируется в трех направлениях:

1) иерархическое построение системы деятельности (в процессе формирования трудовых умений и навыков осуществляется продвижение личности по уровням педагогического мастерства, формируется личностный стиль деятельности);

2) трансформация личности субъекта: а) внешнее выражение (язык, эмоциональность, форма общения); б) внутренняя сфера (профессиональное внимание, перцепция, мышление, эмоционально-волевая сфера);

3) соотношение установок субъектов и объекта деятельности, которое проявляется: а) в когнитивной сфере (уровень информированности о субъекте деятельности, степени осознанности его значимости); б) в эмоциональной сфере (интерес к объекту, стремление к взаимодействию с ним и удовлетворенность от этого); в) в практической сфере (осознание своих реальных возможностей, влияние на объект).

В специализированной литературе профессиональная деятельность учителя характеризуется следующими признаками:

1) сфера педагогической деятельности;

2) предметы и средства труда;

3) профессионально-педагогические задачи и способы их решения;

4) уровень сформированности педагогических умений;

5) общественные, социокультурные, педагогические требования к личности педагога.

Профессиональная педагогическая деятельность осуществляет такие функции, как:

1) управление (организация и реализация педагогической деятельности);

2) воспитание (формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в социуме);

3) обучение (формирование у людей знаний, навыков и умений, учитывая запросы современной жизни и деятельности);

4) развитие (процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности людей согласно требованиям их деятельности и условиям жизни);

5) психологическая подготовка (процесс формирования у людей внутренней готовности к преодолению трудностей, встречающихся на их пути).

Стоит сказать, что среди задач современного учителя числится не только процесс обучения, но и создание подходящих условий для следующих типов деятельности: 1) самообразования; 2) самовоспитания; 3) совершенствования личности; 4) самоопределения; 5) познания своих учеников.

Помимо вышеперечисленных, неотъемлемым компонентом деятельности педагога является процесс взаимодействия. В частности, взаимодействие педагога и родителей обучающегося:

1) создание благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организация активной жизни человека, ведущего достойную жизнь;

2) базирование деятельности учителя на основе принципов взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Различают такие формы взаимодействия педагога и родителей обучающихся, как: совместные праздники, выставки и фотовыставки, оформление наглядного материала, конкурсы, родительские собрания, дни открытых дверей, анкетирование родителей, индивидуальные консультации.

Немаловажным в профессиональной педагогической деятельности является систематическое повышение своего профессионального уровня, которое достигается с помощью:

1) повышения предметной квалификации в системе курсовой подготовки;

2) повышения предметной квалификации в системе научно-методической работы учебного заведения;

3) повышения предметной квалификации путем самообразования.

Таким образом, педагогическая деятельность – это непрерывный процесс решения дидактических и воспитательных задач

Учебно-дисциплинарная модель обучения

Для учебно-дисциплинарной модели характерны знаниевый подход и авторитарный стиль педагогического управления. Суть знаниевого подхода к обучению состоит в том, что главной ценностью учебного процесса являются знания, а содержанием обучения – формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков (ЗУН). Поэтому при такой модели успешность ученика определяется объёмом усвоенных знаний, его умения и навыки отражают опыт применения знаний, все ученики подгоняются под стандартную систему подлежащих усвоению ЗУНов.

Индивидуальные особенности учитываются в той мере, в какой они способствуют либо препятствуют усвоению материала. Так, учебные задания могут дифференцироваться в зависимости от способностей ученика, учитель может индивидуально работать с отстающими над устранением пробелов в их знаниях, давать сильным ученикам задания повышенной сложности и т.д.

Дисциплинарная в названии данной модели можно трактовать в двух значениях.


 

Во-первых, активность учащихся поддерживается в рамках жёстко установленной дисциплины, учебные действия выполняются, потому что «так надо», «таков порядок». Необходимым условием такой дисциплины является авторитарный стиль педагогического управления, который в учебно-дисциплинарной модели реализуется посредством постоянного контроля педагогом учебной деятельности, четко выстроенной системы учебных заданий, требующих обязательного выполнения. Ученик выступает исполнителем предписаний учителя. Инициатива со стороны учеников нежелательна, т.к. она нарушает установленный порядок, «мешает дисциплине».

 

Во-вторых, ЗУНы «привязаны» к конкретным учебным дисциплинам. В учебно-дисциплинарной модели не предусматривается развитие междисциплинарных (общеучебных) умений и индивидуальных качеств, выходящих за рамки определённых программой ЗУНов: инициативности, самостоятельности, нестандартного мышления и т.д.


Как правило, в учебно-дисциплинарной модели слабо реализуется принцип связи обучения с жизнью, поскольку в ней несущественно, пригодятся ли ученику в дальнейшем усваиваемые знания.

Такая модель весьма эффективна в рамках знаниевого подхода. Однако сегодня знаниевый подход устарел, ему на смену пришел личностно-деятельностный подход, в котором главной ценностью выступает активная развивающаяся личность, и на первый план выходит способность ученика к правильным действиям в контексте реально существующих условий, а не имеющийся у него объем знаний.
 

Личностно ориентированная модель обучения

В личностно ориентированной модели обучения реализуется личностно-деятельностный подход. Главной ценностью выступает личность ученика, а доминирующим стилем педагогического управления является демократический стиль. Обучение строится как взаимодействие обучающего и обучаемых, инициатива которых приветствуется и поддерживается. Учитель стимулирует самостоятельность учеников за счёт развития их познавательного интереса, организует разнообразные формы учебной работы, стараясь выявить и максимально развить индивидуальные способности.

При демократическом управлении педагог действует совместно с обучающимися, они участвуют в планировании, организации, анализе и оценивании результата учебной деятельности. Их самостоятельная работа носит не репродуктивный (воспроизводящий) характер, как в первой модели, она становится продуктивной, поскольку обучающиеся сами находят информацию, осмысливают её, создают новый «продукт» (например, при использовании метода проектов).

Личностно ориентированная модель эффективно формирует у обучающихся общеучебные умения, способствует развитию их самостоятельности, инициативности, творчества, становлению активной развивающейся личности.



3. Профессионально-значимые качества педагога.

Состав профессионально значимых характеристик личности учителя довольно обширен — он включает наряду с несколькими десятками социальных характеристик несколько десятков психологических. Анализ исследований (Ф.Н.Гоноболин, В. Н. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская и др.) позволяет выделить следующие основные профессиональные качества личности учителя:

  1. умственные;

  2. дидактические (способность и умение перерабатывать материал науки в материал учебного предмета, доступный учащимся; применять  и развивать систему эффективных методов обучения; обеспечивать обратную связь и т. д.);

  3. перцептивные качества (умение и способность проникать в душевный мир учащихся, развитая психологическая наблюдательность);

  4. организаторские качества;

  5. волевые профессиональные качества (умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность,    требовательность и др.);

  6. коммуникативные;

  7. тактичность;

  8. педагогическое воображение, способность к распределению внимания;

  9. динамизм личности — способность к волевому воздействию и логическому убеждению;

  10. эмоциональная устойчивость (способность владеть собой);

  11. оптимистическое прогнозирование;

  12. креативность.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!