Иван Александрович Гончаров
Роман «Обломов»
Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова (1812 – 1891)
- Я писал только то,
- что мыслил, чувствовал,
- что любил, что близко
- видел и знал, - словом,
- писал и свою жизнь и то,
- что к ней пристало.
- И.А.Гончаров
- 1812 г. – родился в Симбирске в купеческой семье.
- 1821 г. – смерть отца.
- 1822-1830гг. – учёба в Московском коммерческом училище.
- 1831-1834гг. - студент Московского университета словесного отделения.
- 1835г.-начало службы в Петербурге в качестве переводчика в министерстве финансов.
- 1844-1847гг. – работа над романом «Обыкновенная история».
- 1852-1854гг. – кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» под начальством вице-адмирала Е.В.Путятина. Результат путешествия –двухтомная книга Гончарова «Фрегат «Паллада»
- 1856 -1860 гг. – работа в должности цензора.
- 1859г.- появление в печати романа «Обломов».
- 1869 г. – выход в свет романа «Обрыв», над которым Гончаров трудился около двадцати лет.
1870-1891гг. – замкнутая
жизнь Гончарова в Петербурге
появление в печати очерков и
статей: «В университете», «На
родине», «Лучше поздно, чем
никогда», «Мильон терзаний»
(о комедии Грибоедова «Горе
от ума»).
27 сентября 1891 года – умер
в Петербурге, похоронен на клад-
бище Александро-Невской лавры на
краю обрыва.
Общая характеристика романа «Обломов»
История создания
- В 1849г. в журнале «Современник» была опубликована одна глава из романа «Сон Обломова».
- В 1857г. роман был закончен (за границей).
- С 1847г. Гончаров стал работать над романом.
- 1859 г – полностью напечатан в журнале «Отечественные записки». (Это время накануне отмены крепостного права, того уклада, который родил главного героя романа – Обломова)
Главная тема романа – судьба молодого поколения, ищущего своё место в жизни, в обществе, но не сумевшего найти верный путь.
Идейную направленность романа определил сам автор : «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».
Композиция романа соответствует идее: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу.
Все действия происходят вокруг гл. героя – Ильи Ильича Обломова.
Действия в романе мало (особенно в 1 части), внимание автора сосредоточено на тончайшей отделке характеров. Место действия – Петербург (кроме 9 гл)
- Экспозиция -первая часть романа и 1-2 главы второй части.(Условия формирования личности Обломова)
- Завязка -3-5 гл. второй части (знакомство Обломова С Ольгой).
- 6-11 гл –развитие действия.
- Кульминация - 12 гл. (объяснение с Ольгой).
- Развязка – 11-12 гл. третьей части (несостоятельность Обломова)
- Постпозиция – четвёртая часть, дальнейшее угасание героя, окончательное крушение героя
- Эпилог- 11гл. четвёртой части (объяснение смысла «обломовщины»).
Сюжет романа
- Первая точка зрения – две сюжетные линии: Обломов – Ольга
Штольц – Ольга.
- Вторая точка зрения профессора А.Г. Цейтлина – одна сюжетная линия .
Одна цель: показать постепенное превращение Обломова в «мёртвую душу».
Образ Обломова в романе (1 глава)
… капитальная вещь, какой
равных давно не было.
Л.Н.Толстой Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут
помнить «Обломова».
И.С.Тургенев
Кто такой Илья Ильич Обломов?
- 1. Портрет
- 2. Квартира
- 3. Интерьер
- 4. Жизнь в Петербурге
- 5. Образование
Обломов и Захар
- 1.Кто такой Захар? Его
- характер, отношение к
- Обломову.
- 2. Каковы обязанности
- Захара?
- 3.В чём похожи Обломов
- и Захар? Можно ли их
- представить друг без друга?
«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенёс нас сон Обломова?»
Сон Обломова
зарисовки (утро,полдень,
вечер)
Страна.
13-14 лет.
Корни «обломовщины»
1.Какими предстают перед
нами Обломовка и её жители?
2. В чём корни «обломовщины»?
3. Какую роль играет глава
«Сон Обломова» во всём романе?
Вывод : « обломовщина» - символ
отсталости и застоя, бездействия
и лени.
Художественные особенности романа «Обломов»
- Композиция
- Психологизм
- Художественные детали
- Музыка
- Жанр
Композиция
Построение романа задумано по принципу изображения двух противоположных жизненных судеб: Обломова и Штольца. Их соединяет образ Ольги, они переживают испытание любовью к одной женщине.
Написаны «части» по-разному. Где действует Обломов – преобладает юмор в соединении с лирическим элементом, где Штольц – строгий повествовательный тон.
«Обломовский роман» имеет собственную композицию: сон – пробуждение – сон.
Психологизм
- Роман относится к психологическому направлению в литературе. Не случайно автор изменил первоначальное название ( с «Обломовщины» на «Обломов»), подчёркивая тем самым, что в центре внимания находится человек, а не социальные проблемы.
- Многие особенности психологизма Гончарова идут от Гоголя: в характере Обломова выделяется одна черта(лень, апатия); в главе «Сон Обломова» прослеживается влияние соц. Среды на героя; состояние внутреннего мира Обломова раскрывается с помощью детали
Что такое художественная деталь?
- Художественная деталь – это особо значимая, выразительная «подробность» произведения.
- Функции детали различны:
- Выделить характерную черту внешности героя.
- Подчеркнуть особенности его психологического состояния.
- Описать нравы общества.
- Художественная деталь может передавать авторское отношение к герою или явлению
Художественные детали в романе «Обломов»
Пытаясь спрятаться от жизни , Обломов кутается в халат. После знакомства с Ольгой он решает, что нужно идти вперёд. Для него это значит «сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души ума». В конце романа Обломов не замечает, как Захар опять накидывает на него старый халат, починенный Агафьей Матвеевной
- Туфли. Штольц пытается пробудить в друге стремление к новой жизни. Его слова вносят смятение в сознание Обломова: «Быть или не быть, теперь или никогда», - думает он, опускает ноги с кресла, но не попадает ногами в туфли и садится опять.
- Сирень. В начале знакомства с Ольгой цветущая сирень говорит Обломову о возможности изменений к лучшему. Но проходит весна, отцветает сирень, и Обломов думает, что любовь уходит в прошлое, «отцветает». В конце романа сирень появляется снова – уже на могиле Обломова.
Вывод. Таким образом, детали отражают душевное состояние героя, его борьбу с самим собой и историю его падения.
Музыка
- Большую роль в романе играет «музыка».
Любовь Обломова к Ольге развивается по законам музыкального произведения. В истории их отношений есть «унисоны», «диссонансы», «контрапункты». Погрузившись в сон, Обломов не может забыть арию из оперы «Норма» В.Беллини, которую умеет чудесно исполнять Ольга и сюжет которой «предугадывает»трагический конец её любви.
Жанр
- По своим жанровым особенностям роман близок к художественной биографии: его содержание направлено на осмысление жизни личности, поиск истоков общественно значимой деятельности в индивидуальном биографическом опыте.
Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина?» (1859г.)
Критик заметил, что сама по себе история Обломова не так
уж интересна, однако « в ней
сказалось новое слово нашего
общественного развития…
Слово это- обломовщина…»
По мнению Добролюбова, главная
черта обломовского характера, -
«совершеннейшая инертность, происходящая от апатии ко всему на свете», - присуща каждому русскому человеку. «В каждом из нас сидит значительная часть Обломова… Обломовка есть наша прямая родина».
Собираясь написать роман«Обломовщина», Гончаров думал о явлении, характерном для русского общества 50-60 гг. 19 века: «…всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти».
- В типе Обломова и во всей этой обломовщине
мы видим нечто более,
нежели просто удачное
создание сильного таланта;
мы находим в нём
произведение русской жизни,
знамение времени.
Н.Добролюбов