СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс. 19.04.24 Домашняя работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решите тест

Просмотр содержимого документа
«10 класс. 19.04.24 Домашняя работа»

1.  Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 

1)  мЕстностей

2)  газопрОвод

3)  сОрит

4)  плодоносИть

5)  мозаИчный

2.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.  

Объектом исследования является процесс анализа, разбора произведений различных жанров в старшей школе.

3.  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 

ИДЯ по бульвару

ПРИВЕДШИЙ к успеху

несколько ДЖИНСОВ

бежит намного БЫСТРЕЕ

на ДВУХСОТ третьем километре

4.  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.  

пара ДЖИНСОВ

более СВЕТЛЫЙ

ЗАПРЕТЯЩИЙ игры

более ПОЛУТОРАСТА зрителей

около трех АРШИН

5.  Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  неправильное построение предложения с косвенной речью

Б)  нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

В)  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д)  неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Те, кто обращался к поэзии Б. Пастернака, ошеломлены неожиданными метафорами, выразительностью антитез, сцеплением антонимов.

2)  Задержавшись у дверей, сестра ещё раз помахала рукой и сказала, что «я буду рада всех вас видеть в воскресенье у себя на даче».

3)  Исполняя эту роль, у зрителей возникло двойственное чувство от игры актёра.

4)  Все, кто присутствовал на заседании Учёного совета, убедился в обоснованности отклонения диссертации.

5)  В поэме А. Блока «Двенадцати» неожиданный финал.

6)  Ночь опускается на город и скрыла его во мраке.

7)  Школьники нашего села охотно помогали группе археологов, приехавших из Новгорода.

8)  Именно поэтому поэзию считают образцом краткой и выразительной речи, которая оказывает на читателя сильное воздействие.

9)  С большой сердечной любовью относились к А. П. Чехову простые люди: слуги, разносчики, носильщики, странники, почтальоны.

6.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  вызв..лить, вым..кнуть, вып..лоть

2)  г..ена, г..гиена, г..потеза

3)  дез..ртир, дет..ктив, дел..гация

4)  р..стовая (кукла), оп..здать, (салфеткой) пром..кнуть

5)  щ..лкнуть, *трущ..ба, тяж..лый 

*труднопроходимое место (напр., лесные трущ..бы)

7.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1)  просв..щение, п..тербургский, поб..лить

2)  (местный) ст..рожил, ср..внять (счёт), к..варство

3)  д..ректор, разм..гчить, предв..щать

4)  ор..ентация (в пространстве), ош..ломить, (не) прид..рёшься

5)  подск..чить, спл..титься, т..ропиться

8.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.  

1)  пр..глушить, пр..дставить, пр..творить (дверь);

2)  и..гнать, не..гораемый, и..менить;

3)  пред..нвестиционный, под..тожить, за..скрить;

4)  непр..будный, в..скликнуть, в..ткнуть;

5)  на..треснутый, по..крадываться, по..расти.

9.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.  

1)  бе..крайний, ни..вергать, чере..чур;

2)  пр..одолевать, пр..даточный, (негде) пр..моститься;

3)  об..скать, под..грать, без..нициативный;

4)  вз..браться, пр..махнуться, п..ложиться;

5)  в..юнок, в..едливый, двух..ярусный.

10.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1)  (он) обездвиж..н (из-за травмы), микротрещ..на

2)  чешуйч..тый, червоточ..на

3)  ситц..вый, реч..вые (навыки)

4)  дотанц..вался, книж..чка

5)  занов.. (прочесть), бег..тня

11.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.  

1)   удоста..вать, масл..це

2)  отво..вав, плать..це

3)  локт..вой, ключ..к

4)  угр..ватый, досто..н

5)  дешев..нький, баш..нка

12.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1)  встрет..шься, дви́ж..мый

2)  беспоко..шься, омыва..мый

3)  пол..шь (грядки), перестро..нный

4)  выруч..шь, ран..ный (боец)

5)  ссор..щиеся (ребята), отча..нный (крик)

13.  Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.  

1)  кол..тся (орех), почита..мый

2)  кача..щий, поко..щийся

3)  самокле..щиеся, просе..нная

4)  дремл..щий, всевид..щий

5)  (он) наве..т, (он) обид..т

14.  Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов. 

1)  Мой (НЕ)ДОГАДЛИВЫЙ попутчик ничего не заподозрил.

2)  (НЕ)ДОСКАЗАННОСТЬ делает финал романа открытым.

3)  Молчание длилось очень (НЕ)ДОЛГО, однако нам обоим оно было тягостно.

4)  Видимых причин для беспокойства (НЕ)БЫЛО.

5)  Листва берёз висит, (НЕ)ШЕЛОХНУВШИСЬ, роса стекает по белым стволам.

15.  Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО

1)  Мы шли по узкой, до сих пор (НЕ)СЖАТОЙ полосе золотой ржи.

2)  Когда автору (НЕ)ДОСТАЁТ веских аргументов, он прибегает к ссылке на авторитеты.

3)  Русский восемнадцатый век он изучил во всех его мельчайших подробностях и знал его основательно, (НЕ)КАК дилетант.

4)  Я мечтал (НЕ)ПРОСТО спеть, а выступить на большой сцене.

5)  Каждый считал жизненной необходимостью попасть в Большой театр, а (НЕ)ВОЗМОЖНОСТЬ сделать это была равносильна несчастью.

16.  Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов. 

1)  (С)УТРА после праздника повторилось всё ТО(ЖЕ): явились художники и два поэта, все поехали в театр на генеральный прогон новой пьесы.

2)  Словно (В)НАСМЕШКУ меня заставили (В)ДОВОЛЬ покружить: торговцы Старгорода адресов не называют, они либо указывают рукой, либо лукаво и подробно объясняют дорогу.

3)  (И)ТАК, результатом многовековой деятельности человека явилось то, что (В)РОДЕ цитрусовых теперь есть не только всем известные апельсины, лимоны, грейпфруты, но и лаймы, померанцы, бергамоты, клементины.

4)  В конце концов я встал (НА)ПОДОБИЕ сцены перед воротами, и неожиданно ворота начали подниматься (В)ВЕРХ.

5)  ЧТО(БЫ) ни случилось, ВСЁ(РАВНО) надо и дальше делать своё дело  — опасное и тяжёлое, завещанное дедами и отцами.

17.  Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов. 

1)  Костя много лет работал (ЗА)РУБЕЖОМ, (ПО)ЭТОМУ знал несколько иностранных языков.

2)  После того как соперники забрасывали свои бутылки, ватага ребятишек, расположившихся (В)НИЗУ на помосте для пловцов, бросалась в воду (НА)ПЕРЕГОНКИ и доставала их со дна.

3)  (В)ПОСЛЕДСТВИИ выяснилось ТАК(ЖЕ), что Иван собирался переехать к матери в деревню.

4)  Мы сразу поняли, что дом покидали (В)ТОРОПЯХ, в соседнем доме ТО(ЖЕ) царил беспорядок и не было ни одной живой души.

5)  (НА)КОНЕЦ знаменитый лектор поблагодарил слушателей, и ТО(ЖЕ) самое сделали остальные докладчики.

18.  Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН. 

Народ-патриот выступил на поле Бородина, где французы потеряли убитыми и ране(1)ыми более 58 тысяч солдат и офицеров, подли(2)ым творцом истории и убедительно доказал всему миру, что нет на земле большей силы, чем народные массы, сплочё(3)ые народными вождями для достижения величестве(4)ой, понятной и близкой их сердцу цели.

19.  Укажите все цифры, на месте которых пишется НН? 

Одинаково построе(1)ые, краше(2)ые одной и той же лиловой краской домики пансионата разброса(3)ы небольшими группами среди вековых сосен.

20.  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке.

 

1)  Люди с древних времён считали, что познание окружающего мира дороже жизни.

2)  В 1979 году впервые  —без использования транспортных средств—группа под руководством Дмитрия Шпаро достигла полюса.

3)  Поход дался членам экспедиции достаточно легко.

4)  История не помнит всех, кто совершал открытия.

5)  Члены экспедиции знают, что на Южном полюсе будет теплее.

(1)– Здесь полюс, поздравляю вас, ребята! – именно эти слова сказал начальник полярной экспедиции Дмитрий Шпаро, когда в белёсой мгле ненадолго сверкнуло солнце и штурман Юрий Хмелевский определил: цель достигнута. (2)Несколько секунд друзья ещё стояли, пошатываясь, плотно прижавшись друг к другу. (3)И вдруг они кинулись обниматься, поздравлять друг друга, радуясь нелегко доставшейся победе. (4)Северный полюс столбиком не отмечен, на нём ничего нет, кроме льда и снега. (5)Это всего лишь символ, математическая точка, где сходятся меридианы и сходят на нет параллели. (6)На Южном полюсе исследователи, единожды вычислив точку, отметили её флагом и кругом из бочек. (7)На Севере из-за льда, постоянно перемещаемого течением, полюс всякий раз надо вычислять заново. (8)Этой точки Земли не раз достигали на собачьих упряжках, на мотосанях, дирижабле, на самолётах, на ней всплывали подводные лодки, сюда дошёл отечественный ледокол «Арктика», а после него ещё более шестидесяти ледоколов из разных стран. (9)А вот пешим ходом на лыжах полюса впервые достигла экспедиция из семерых человек под руководством Дмитрия Шпаро в 1979 году. (10)Печать большой и необычной дороги лежала теперь на этой семёрке. (11)Палатка выцвела – из оранжевой стала прозрачно-жёлтой, до дыр износились бахилы, лыжи были источены до предела. (12)Ну и, конечно, на лицах запечатлелось всё, что пришлось испытать. (13)Выросшие бороды, порыжевшие носы, обожжённые морозом, облупленные щёки. (14)Но это не были люди, до предела растратившие свои силы: они радовались, как дети, шутили, смеялись. (15)И в один голос готовы были сказать, что могли бы пройти ещё столько же.

(16)Среди множества писем, приходивших в редакцию в те дни, писем с горячей поддержкой экспедиции и пониманием её задач, был и такой вопрос: (17)«Зачем?» (18)Вопрос этот столь же старый, как и вся история человечества. (19)Всегда кто-то шёл по земле, обрекая себя на лишения, даже на гибель. (20)А кто-то, сидя в спокойном тепле у костра в пещере или у телевизора в квартире, говорил: (21)«Зачем?»

(22)Вопрошающих никто не помнит, так как они не совершили ничего значимого для будущих поколений. (23)Тех же, кто шёл, история знает. (24)Усилиями легиона смельчаков были открыты на Земле материки, острова, глубины, проливы, полюса, покорены горы, нанесены на карту мельчайшие очертания лика Земли. (25)«Плавать по морю необходимо, жить не так уж необходимо», – гласит древнее латинское изречение. (26)Людям хочется открывать неизведанное, хотя это всегда рискованно. (27)Человек с колыбели своей истории сознательно рисковал своей жизнью, чтобы совершать открытия. (28)Иначе мы не знали бы очертаний материков, глубин океана, пространства пустынь, высоты гор и толщи снегов. (29)Точка полюса – лишь некий итоговый символ. (30)Главное состоит в преодолении пространства до полюса, в преодолении полутора тысяч труднейших на всей земле километров, отделяющих остров Генриетты (точку старта) от полюса. (31)Степень трудности перехода наивысшая, она требует предела человеческих сил. (32)Мороз под сорок. (33)Торосы, разводья, которые надо преодолеть на лодках.

(34)Постоянное напряжение, риск.

(35)И вот он под ногами – полюс. (36)Величественный белый мир. (37)Чуть шевелится флаг на мачте, будто во сне. (38)Под ним на льду – шар-контейнер с такими дорогими для нас символами родной земли. (39)Это останется на полюсе. (40)Остаются у флага и портреты легендарных полярников: Седова, Русанова, Толля. (41)Володя Леденёв снимает на плёнку эти следы посещения полюса. (42)Снимает он и ледяной столбик, вокруг которого сегодня начерчены сажей параллели и меридианы.

— (43)Ну вот всё и кончилось – дошли... (44)А Земля продолжает вертеться, – говорит Володя.  — (45)Друзья, а как там, интересно, на Южном полюсе… потеплее будет? 

(По В.М. Пескову*)

21.  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов в порядке возрастания. 

1)  Предложения 11–13 содержат описание.

2)  Предложения 19–21 раскрывают суждение, высказанное в предложении 18 текста.

3)  В предложениях 22–24 представлено рассуждение.

4)  В предложениях 36–38 представлено повествование.

5)  В предложении 2-3 содержится рассуждение.

22.  Выпишите из предложения 10 слово в переносном значении

23.  Среди предложений 35–40 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

24.  Предложенный для анализа фрагмент отличается простотой и доступностью языка, характерными для публицистического стиля речи. В. М. Песков достаточно широко применяет здесь синтаксические средства выразительности, к примеру (А)_____ (предложения 8, 24, 28) и (Б)_____ («ребята» в предложении 1, «друзья» в предложении 45). В тексте изредка встречаются тропы, в том числе (В)_____ (« горячая поддержка» в предложении 16, «величественный белый мир» в предложении 36). Кроме того, в отрывке нашёл применение такой стилистический приём, как (Г)_____ (предложения 6—7, 19—21). 

Список терминов

1)  парцелляция 2)  эпитет(-ы)

3)  ряд(-ы) однородных членов 4)  разговорная лексика

5)  обращение(-я) 6)  антитеза

7)  сравнение(-я)

8)  вводные слова

9)  книжная лексика




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!