СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс. 21.04.24 Домашняя работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

решите тест

Просмотр содержимого документа
«10 класс. 21.04.24 Домашняя работа»

1.  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 1)   Закон Архимеда появился благодаря тому, что Архимед, принимая ванну, почувствовал, что в воде он становится легче.

2)   Суть закона Архимеда заключается в том, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость.

3)   Каждый, кто способен увидеть краски природы, её цвета, становится художником.

4)   Люди, которых ничто не удивляет, не знают закона Ньютона.

5)   Человек должен думать над словами, учиться выбирать самые точные и правильные слова, чтобы обогащать свою речь.

(1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. (2)Он и раньше садился в ванну, и многие до него делали то же самое. (3)Но до этого исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость. (4)Архимед удивился. (5)Когда он удивился  — он задумался. (6)А когда он задумался – он открыл великую тайну природы.

(7)Может быть, всё это происходило и не так. (8)Но факт остаётся фактом: закон Архимеда существует, и те, кто получает «двойки» за незнание его, могут это подтвердить.

(9)Мне кажется, что все открытия происходят оттого, что люди неравнодушны. (10)Что они умеют удивляться.

(11)Скажем, сидел себе Ньютон в саду. (12)Смотрит  — упало яблоко. (13)Ну, упало и упало. (14)Подыми и съешь. (15)Никого не удивляло это никогда. (16)А Ньютон удивился: «Почему это оно упало?» (17)Удивился, задумался и открыл закон всемирного тяготения.

(18)Конечно, всё это гораздо сложнее. (19)Всё это требовало огромного труда, огромных знаний. (20)Я рассказываю об этом так несложно потому, что это, наверно, тебе известно. (21)И потом я хочу сказать, что, если ты не умеешь удивляться, если ты равнодушен, скучно тебе будет жить на свете.

(22)Если бы люди не умели удивляться, я прямо не знаю, что с ними было бы. (23)Они ничего бы не придумали и ничего бы не открыли. (24)Они не умели бы выращивать хлеб, летать в космос. (25)И, кроме того, они не умели бы создавать музыку, сочинять стихи, рисовать картины.

(26)Вот идёт в лесу человек. (27)Слышит: поют птицы. (28)Ну, поют и поют, эка невидаль! (29)А иной удивится: очень необыкновенно и сладко поют. (30)И задумается...

(31)А другой человек удивится краскам и цветам природы. (32)И начнёт сам пробовать сочетать эти краски. (33)Получается картина.

(34)Третий, слушая человеческую речь, вникая в разговоры людей, вдруг удивится, как увлекательно и точно или, наоборот, нудно и неверно люди излагают свои мысли. (35)И сам начинает думать над словами, пробовать их в разных сочетаниях, строить из них предложения, примерять к действительности, искать самые точные и нужные слова.

(36)Конечно, есть люди, которых ничто не удивляет. (37)Они смотрят на мир как-то однобоко: чего бы покушать в этом мире или чего бы присвоить? (38)У них явные расхождения с Ньютоном. (39)Они бы это яблоко просто сжевали без всякого всемирного тяготения. (40)Они берут волшебный ковёр-самолёт и прибивают его на стенку, чтоб не летал. (41)Они цветами корову накормят, птицу и перья ощиплют, а что касается слов, так они ни разу не обратят внимания на то, о чём болтают.

(42)Очень скучные люди. (43)Прямо жалко их и даже как-то стыдно за них.

(44)А ты попробуй удивиться. (45)Всё в этом мире непросто. (46)Всё находится во взаимосвязи. (47)Поэтому существуют прекрасные вещи и прекрасные сказки. (48)Поэтому существуют мечты и реальность.

(49)Поэтому существуют дружба и борьба. (50)И настоящая музыка, и настоящая живопись, и настоящие стихи.

(51)И поэтому люди бывают счастливы.

(52)Жизнь удивительна. (53)И люди тоже удивительны. (54)И каждый, если бы захотел, мог бы увидеть и узнать в тысячу раз больше, чем знает и видит. (по Л.И. Лиходееву*)

* Леонид Израилевич Лиходеев (1921–1994) – русский писатель, автор очерков, фельетонов, романа-эпопеи «Семейный календарь, или Жизнь от конца до начала».

2.  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)   В предложениях 19–21 представлено повествование.

2)   Предложения 23–25 поясняют, раскрывают содержание предложения 22.

3)   В предложениях 38–41 представлено описание.

4)   Предложения 47–50 содержат следствие того, о чём говорится в предложениях 45–46.

5)   В предложениях 52–54 представлено повествование.

3.  Из предложений 1–4 выпишите фразеологизм.

4.  Среди предложений 1–6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим(-ими) с помощью союза и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

5.  «Представленный текст  — это гимн автора человеческому умению удивляться. Автор сплетает в единое целое сказку, основанную на способности удивляться, и науку, которая, казалось бы, далека от

фантазий и наивных догадок. Он стремится пробудить в читателе интерес к познанию и каждодневным открытиям. Избегая тяжеловесной назидательности, Л. И. Лиходеев обращается к своему читателю как

к другу, равному собеседнику, и это отражается на художественном своеобразии текста.

На синтаксическом уровне стоит отметить весьма часто используемое автором средство – (А)_____________ (предложения 17, 24, 50). Атмосферу непринуждённой беседы поддерживает и такой приём, как (Б)_______ (предложения 9–10). На протяжении всего текста Л. И. Лиходеев применяет такой приём, как (В)__________ ("когда он" в предложениях 5, 6). А понять мысль автора помогает троп (Г)_______ (предложения 37–39)».  

Список терминов:  

1)  фразеологизмы

2)  антитеза

3)  парцелляция

4)  эпифора

5)  ряды однородных членов предложения

6)  риторические обращения

7)  лексический повтор

8)  литота

9)  ирония 

6.  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Внешний вид страны, лицо страны должны быть предметом заботы государства.

2)  Пейзаж, ландшафт страны совершенно не зависят от представления человека о красоте.

3)  Хозяйственная деятельность человека во многом определяет ландшафт и пейзаж страны.

4)  Ландшафт страны многое рассказывает об отношении общества к человеку, природе.

5)  Ведомство по охране внешнего вида земли ранее существовало.

(1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. 

(2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города  — от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. (3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. (4)Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с ветлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте... (5)Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли. 

(6)Точно так же, как художник-пейзажист вкладывает в своё творение частицу души и творит пейзаж, в сущности говоря, по своему образу и подобию, так и в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живет. 

(7)Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится в летаргии. (8)Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. (9)Ландшафт остаётся ландшафтом, но он как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет холодом, отчуждённостью, равнодушием и вот именно пустотой. (10)Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? (11)Как будет выглядеть дом, деревня, река, долина, холмы, страна в целом? (12)Каково будет лицо страны? 

(13)Есть ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, по электрификации, по лёгкой, тяжёлой и автомобильной промышленности, но нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по её опрятности, прибранности, одухотворённости... (14)Думаем о прочности сооружений, о характере и объёме земляных работ, о количестве древесины, о центнерах и тоннах, о кубометрах и квадратных метрах, но не думаем о том, а как это будет выглядеть? (15)Как это будет выглядеть не только само по себе, но в сочетании с окружающим, с местностью, в согласовании с традициями и с проекцией в будущее. 

(16)Ландшафт во всей его сложности и совокупности  — это не просто лицо земли, лицо страны, но и лицо данного общества. (17)3амусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зелёные луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, стандартные дома, поля, заражённые сорняками, говорят о жителях той или иной деревни, того или иного района ничуть не меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о её жильцах.(По В. Солоухину*)

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924—1997), поэт, прозаик. Размышляя о современном человеке, В. Солоухин освещал проблемы его взаимодействия с землей, природой, культурой, наследием прошлого. 

7.  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  В предложениях 1—4 представлено рассуждение и описание.

2)  В предложениях 6—8 представлено повествование.

3)  Предложения 8—10 содержат элементы рассуждения.

4)  Предложение 17 содержит объяснение высказанного в предложении 16 суждения.

5)  В предложениях 13-14 содержится описание.

8.  Из предложения 7 выпишите термин.

9.  Среди предложений 1—5 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи определительного и указательного местоимений. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

10.  «Посвящая текст проблеме создания пейзажа и ландшафта страны, В. Солоухин уже в первом предложении, используя такой прием, как (А)_____ , сравнивает работу художника над пейзажной картиной с созданием ландшафта целым народом. Этот же приём повторяется в шестом предложении. Используя многочисленные  (Б)_____ (предложения 4, 7, 14, 17), автор старается точнее описать то или иное явление. Ключ к пониманию проблемы,поставленной автором, находится в предложениях 7—12. (В)_____ («душа спит, она мертва») в 7-м предложении заставляет читателя по-новому взглянуть на привычные вещи. Текст проникнут авторским пониманием проблемы. Неравнодушное отношение к тому, о чём пишет автор, постоянно подчёркивает точно выверенная лексика, например, «опрятность, прибранность, одухотворённость», а также (Г)_____ («конечно», «в первую очередь»)». 

Список терминов:

1)  сравнительный оборот

2)  литота

3)  контекстные антонимы

4)  ряды однородных членов

5)  олицетворение

6)  сопоставление

7)  вводные слова и конструкции

8)  просторечная лексика

9)  риторическое обращение 

11.  Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.

 1)  Николай Исаев, почувствовав, что Карасёв боится прыгать с парашютом, испытал глубокое отвращение к этому солдату, потому что сам он не боялся предстоящего прыжка.

2)  В детстве Николаю не раз доводилось прыгать с вершин деревьев на землю, но прыжки с самолёта его очень страшили.

3)  Чтобы скрыть свой страх перед прыжком с парашютом от сослуживцев, Исаев решил много улыбаться, поэтому никто даже предположить не мог, что испытывал солдат на самом деле.

4)  Слова генерала, который уже много раз прыгал с парашютом, но до сих пор испытывает страх перед прыжками, о том, что улыбка поможет преодолеть этот страх, помогали Коле справиться с волнением.

5)  Инструктор удивился тому, что солдату Исаеву может быть весело перед прыжком с парашютом, и назвал его смельчаком.

(1)Проснулся Николай Яковлевич Исаев и сразу вспомнил, что сегодня ему предстоит первый раз в жизни прыгать с парашютом. (2)Вспомнил и заволновался.

(3)Когда-то давно, в детстве, он храбро прыгал и со стула, и со стола, и даже со шкафа, прыгал с высокой ветки в пруд, с крыши своей избы в снежный сугроб, с сарая  — в сено, но с парашютом из-под самых облаков  — никогда. (4)И ему стало страшно!

(5)Чтобы никто не догадался о его страхе, Николай решил весь день перед прыжками улыбаться, но тут же почувствовал, что рядом с ним под шинелью дрожит солдат Карасёв, которого все называли Селёдкиным и который тоже сегодня должен будет первый раз в жизни прыгать с парашютом  — наверное, поэтому дрожит от страха.

(6)После подъёма все солдаты выбежали на зарядку. (7)И в то утро Николай особенно бодро бегал, так что никто из солдат или офицеров даже подумать не мог, что он боится прыгать. (8)А Селёдкин трусил за ним вялой трусцой и думал, какую бы ему придумать неправду, чтобы увильнуть от прыжков.

(9)Через час после укладки парашютов солдаты Исаев и Карасёв уже шагали по полевой дороге на прыжки. (10)За спиной у каждого на лямках висел уложенный парашют.

(11)Скоро они увидели, как из-за леса поднимается аэростат. (12)Десантники в шутку называли его «колбасой». (13)Он действительно был похож на большую толстую колбасу, только серебряного цвета, под которой на четырёх крепких канатах висела лёгонькая открытая кабинка.

(14)Как только Карасёв увидел в небе эту «колбасу» и выпрыгнувших оттуда трёх парашютистов, он тут же сказал:

— (15)У меня болит живот.

— (16)А прыжки?  — спросил Коля.

(17)Но Карасёв только руками развёл:

— (18)Если бы не живот, я бы целыми днями только и прыгал!  — и похлопал Николая по плечу.  — (19)Ты иди, Исаев, не бойся. (20)А я  — к доктору.

(21)«Струсил...»  — подумал Коля и, чтобы самому было не очень страшно, сложил губы трубочкой и засвистел песенку.

(22)И вот он шёл и смотрел, как за лесом спускаются белые парашюты. «(23)И я смогу так прыгнуть, не испугаюсь. (24)Что я  — рыжий?!»  — подумал Коля и засмеялся: он вспомнил, что волосы-то у него действительно рыжие.

(25)А примерно через час Коля Исаев совершил свой первый в жизни прыжок с парашютом.

(26)Конечно, всё получилось не так просто.

(27)Пока Коля подходил к серебристому аэростату, пока усаживался в тесную кабинку, ему не было страшно. (28)Но когда аэростат оказался вверху, а земля осталась далеко внизу  — страх вернулся.

— (29)Пристегнуть вытяжную фалу!  — скомандовал инструктор строго. (30)Коля пристегнул крючок-карабин за кольцо. (31)Теперь оставалось только ждать команды и прыгать.

(32)Коля вспомнил слова генерала, с которым виделся недавно, о том, что тот тоже боится прыгать, хотя делал это много раз, но страх можно победить улыбкой, и... улыбнулся.

— (33)Чему это вы улыбаетесь?  — спросил у Николая Яковлевича строгий инструктор.  — (34)Вам что  — весело?

— (35)Ага, – сказал Коля.  — (36)Очень!

— (37)Смельчак!  — удивился инструктор и распахнул перед Колей дверцу кабины.  — (38)Приготовиться!

(39)Коля встал со скамеечки, ступил на порог, глянул вниз, и у него даже дыхание перехватило: с такой высоты он никогда ещё не видел землю.

(40)Там внизу, далеко-далеко, лежало ровное зелёное поле, немного в стороне стояли малюсенькие, как игрушечные, дома деревни, на лугу паслись малюсенькие коровы, а за лугом рос малюсенький лес, по дороге ехал малюсенький грузовик и шли малюсенькие люди, и было очень-очень тихо, только слегка поскрипывали канаты над головой.

(41)Потом в этой тишине Коля услышал, как заработала какая-то машина: тук-тук, тук-тук, тук-тук...

(42)И вдруг он понял, что никакая это не машина, а его собственное сердце.

(43)В эту самую секунду инструктор за его спиной громко скомандовал:

— (44)Пошёл!

(45)Коля хотел прыгнуть, но его сапоги как будто приклеились к полу.

(46)Тогда инструктор совсем немного помог ему  — легонько толкнул в плечо.

(47)И Коля полетел вниз.(По Я. А. Сегелю*)

* Яков Александрович Сéгель (1923–1995)  — советский актёр, кинорежиссёр и сценарист, прозаик, народный артист РСФСР.

12.  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

1)  В предложениях 1—2 представлено рассуждение.

2)  Предложение 8 противопоставлено по содержанию предложению 7.

3)  В предложении 13 представлено описание.

4)  В предложениях 14—17 представлено описание.

5)  В предложениях 45—47 представлено повествование.

13.  Из предложений 22—28 выпишите антонимы (антонимическую пару).

14.  Среди предложений 22—28 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза, форм слова и однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

15.  «Описывая внутренний мир героя своей повести “Коля из села Снегири”, автор избегает прямых описательных характеристик: он стремится показать читателю персонажа через его взаимодействие с внешним миром и окружающими людьми. Для этого Я. А. Сегель использует множество средств художественной выразительности. Достаточно часто в тексте встречается такой приём, как (А)_________ (“вспомнил” в предложениях 1, 2, “прыгал” в предложении 3, “пока” в предложении 27), такие синтаксические средства, как (Б)____________ (предложения 2, 36) и (В) ____________(предложения 3, 39). А к такому лексическому средству, как (Г)______ (“увильнуть” в предложении 8), автор, напротив, прибегает редко, но именно благодаря использованию этого средства становится понятен характер другого персонажа  — солдата Карасёва».  

Список терминов

1)  лексический повтор

2)  метафора

3)  ряды однородных членов предложения

4)  контекстные антонимы

5)  разговорная лексика

6)  литота

7)  неполные предложения

8)  риторические обращения

9)  эпифора




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!