СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

10 класс Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

Просмотр содержимого документа
«10 класс Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

10 КЛАСС

Максимальный балл за 1 и 2 тур — 100 баллов (80+20)

Регламент:

2 час. 30 мин. для 9–11 классов (два тура)

Распределение времени для выполнения заданий первого и второго тура участник олимпиады (9–11 класс) определяет самостоятельно.

Задания I тура (максимальный балл 80)


1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. По 2 балла за правильный ответ. (Всего 12 баллов)


1.1. К прямому регулированию экономики в РФ относятся:

а) фискальная политика

б) правовое регулирование

в) монетарная политика


1.2. К факторам производства в экономике не относятся:

а) земля

б) водоемы

в) прибыль

г) капитал

д) труд


1.3. Члены Закрытых акционерных обществ в РФ:

а) могут пускать в свободную продажу акции общества

б) обязаны отвечать по всему размеру обязательств (долгов) общества

в) несут риск убытков только в пределах стоимости принадлежащих им акций


1.4. Что характерно для эмпирической формы познания?

а) описание

б) закон

в) идея

г) гипотеза


1.5. Причинами инфляции в условиях рыночной экономики являются:

а) расширение государственных заказов

б) уменьшение государственных заказов

в) уменьшение покупательной способности населения


1.6. К особенностям духовного производства относятся:

а) Наличие объективного предела роста, связанного с численностью населения Земли.

б) То, что произведенный продукт не отчуждается от непосредственного исполнителя.

в) Возможность насильственного создания принципиально нового человека как духовного существа.


1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6








2. Найдите понятие, общее для приведенных ниже слов, объединяющее их.

Напишите его и обоснуйте свой выбор. (2 балла за правильный ответ)

Государство, партнер, предприниматель, потребитель, наемный работник


Ответ:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


3. Исправьте ошибки, допущенные в тексте. (Всего 10 баллов)


Сословия были частью только европейской феодальной системы. Феодальные сословия состояли из страт, обладавших различными правами и обязанностями, некоторые из которых устанавливались законом. В Европе высшее сословие состояло из аристократии и джентри (мелкопоместного дворянства). К другому сословию относились священнослужители. Его статус был несколько ниже, зато оно пользовалось особыми привилегиями. Те же, кого позже стали называть “третьим сословием”, принадлежали к простому народу. Это были крепостные, свободные крестьяне, купцы и ремесленники. Как и касты, сословия были замкнутыми, и не допускались межсословные браки. Простолюдин не мог быть возведен в рыцари в награду за какие-либо заслуги или услуги, а купцам запрещалось покупать титул. Некоторые отголоски сословной системы сохранились в сегодняшней Великобритании, правда с существенными изменениями. Там по-прежнему наследуются и пользуются почетом дворянские титулы, но крупные бизнесмены, правительственные чиновники и другие лица могут, в награду за особые заслуги, получить звание пэров или быть возведенными в рыцари.

В прошлом сословия возникали там, где существовала традиционная аристократия и понятие благородного происхождения. Хотя сословия в средневековой Европе были связаны с местными феодальными сообществами — но в каждом из них формировалась общенациональная система стратификации. Сословные различия в средневековой Европе оправдывались не религиозными убеждениями, но только происхождением.


Ответ:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


4. Работа с графиком. Проанализируйте графическое изображение экономического процесса и ответьте на вопросы, данные ниже. Максимально 8 баллов.


D


4.1 – сформулируйте закон, который отображен на графике, если OW – это цена товаров, а OD – это количество товаров на рынке – 2 балла

4.2 – помимо цены, действуют и другие факторы, сдвигающие кривую влево или вправо. Назовите не менее 3 факторов – по 2 балла за правильный фактор. (Максимально 8 баллов)


Ответ:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5.1 Кого из представленных философов и экономистов можно отнести к течению, которое называется «классической политической экономии». (Правильный ответ – 1 балл)


а) Джон Лоу, б) Давид Рикардо, в) в) Франсуа Кэне, г) Макс Вебер


5.2 Сформулируйте не менее 3 трех основных положений этого течения.

(По 3 балла за правильный ответ)

(Всего за задание 5.1 и 5.2 - 10 баллов)


Ответ:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Решите логическую задачу. (Всего 4 балла)

Вы попали на остров, обитатели которого делятся на две категории: рыцарей (всегда говорящих правду) и лжецов (которые всегда лгут). Вы повстречали трёх островитян – Жана, Джона и Ивана. Они сделали следующие заявления:

Жан: Все мы лжецы.

Джон: По крайней мере, один из нас лжец.

Иван: Джон всегда говорит правду.

Кто из островитян рыцарь, а кто лжец?


Ответ:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Запишите буквенные обозначения вставляемых понятий под соответствующими порядковыми номерами в таблице. (По 2 балла за пропущенное слово, всего 16 баллов)

«Религия – один из способов освоения мира одна из форм индивидом, обществом в целом, и представляет собой форму 1) ____. В структуре этой формы освоения мира особое значение и роль в жизни общества имеют 2) ­­­­______. Религиозное сознание предполагает веру в существование влияющих на деятельность индивида и общества 3) ______, в возможность общения с этими силами и воздействия на них, как скажем обращение к 4)­­______. Благодаря религиозной вере определенные персоны, действия, предметы, тексты наделяются 5) ______ и включаются в культ. Например, 6) ______.
    Учёные выделяют политеистические и монотеистические религии. Политеизм это в сущности 7) ______. Различают также племенные или архаические религии, например 8) ______, национальные религии, например, 9) ______ и мировые религии, например, 10) ______».


А) иконы; Б) символический смысл; В) буддизм, христианство, ислам. Г) многобожие; Д) духовная жизнь; Е) шаманизм; Ж) религиозные организации; З) индуизм, иудаизм; И) святые; К) сверхъестественные силы;


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











8. Хасидская притча. (По 2 балла за ответ на каждый вопрос. Всего 6 баллов)

Когда ребе Ицхак Меир был еще ребенком, мама повела его к ребе Исраэлю. В приемной ребе собралось немало учеников, ждавших встречи с наставником. И мать с сыном заняли очередь. Вдруг один из ожидавших обратился к мальчику.

- Твоя мама говорила нам, что ты очень смышленый мальчик, но меня берут сомнения. Я хочу испытать тебя. Дам тебе целый гульден, если скажешь мне, где живет Бог! Все засмеялись. А когда смех утих, Ицхак поднял взгляд на шутника и сказал:

- А я тебе дам целых два, если скажешь, где ….

Хасиды засмеялись пуще прежнего и пропустили Ицхака с мамой в самое начало очереди.


8.1. Как Вы думаете, что спросил Ицхак?

8.2. Обоснуйте свой ответ.

8.3. С какой религиозно-философской идеей связан возможный вопрос Ицхака?

Ответ:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________



9. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. (По 2 балла за правильный ответ. Всего 12 баллов)


9.1. Критерий прогресса не применим:

а) научно-технической деятельности людей

б) духовным достижениям (искусство, религия)

в) социальной системе общества

г) экономической системе


9.2. Понимание линейного прогресса в истории как смены общественных систем присутствовало в идеях следующих ученых (правильное отметьте соответствующей буквой):

а) Вольтер

б) Монтескье

в) Тюрго

г) Кант

9.3 Какой подход к истории более согласуется с представлениями о неизбежности гибели современной цивилизации, противопоставлением Востока и Запада:

а) «системный» подход, основывающийся на единстве исторического процесса,

б) «плюралистический» подход, основывающийся на идее существования отдельных цивилизаций


9.4 Плата за использование капитала называется:

а) авансом

б) процентом

в) акцизом

г) ссудой


9.5 Первая теория, а не окончательная формулировка концепции географического детерминизма принадлежит:

а) Ф. Бэкону

б) Р. Декарту

в) Ж. Бодену

г) М.Ф. Вольтеру

д) Ш. Монтескье


9.6 Исторические законы это (правильное отметьте соответствующей букой):

а) обобщения на уровне причинно-следственных связей данного события.

б) обобщения связанные с пониманием хода истории в целом, но на основе конкретно-исторических условий.

в) обобщения, сформулированные философией, т.е. вне времени и пространства


9.1.

9.2

9.3.

9.4

9.5

9.6










Задание


1

2

3

4

5

6

7

8

9

Итого

Оценка













Члены жюри:



11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!