СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

12 урок. А.С. Пушкин. Лицейские годы. Послание "И.И. Пущину". 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«12 урок. А.С. Пушкин. Лицейские годы. Послание "И.И. Пущину". 6 класс»

А.С. Пушкин. Лицейские годы. Послание «И.И. Пущину»

А.С. Пушкин. Лицейские годы. Послание «И.И. Пущину»

19 октября 2023 г. Царскосельскому Лицею – 212 лет. Хотя, конечно, поистине всероссийскую славу Лицею составил один его выпускник – Пушкин. Если бы не он, о Царскосельском лицее знал, быть может, узкий круг специалистов, занимающихся историей образования России. Но сегодня о Царскосельском лицее знают все в нашей стране.

19 октября 2023 г. Царскосельскому Лицею – 212 лет. Хотя, конечно, поистине всероссийскую славу Лицею составил один его выпускник – Пушкин. Если бы не он, о Царскосельском лицее знал, быть может, узкий круг специалистов, занимающихся историей образования России. Но сегодня о Царскосельском лицее знают все в нашей стране.

Слово «лицей» происходит от греческого «ликей» – древнегреческая школа в Афинах, основанная Аристотелем в 335 году до н.э. и просуществовавшая около восьми столетий. Свое название она получила от храма Аполлона Ликейского, возле которого и размещалась. Позже лицеи появились во многих странах Западной Европы.

Слово «лицей» происходит от греческого «ликей» – древнегреческая школа в Афинах, основанная Аристотелем в 335 году до н.э. и просуществовавшая около восьми столетий. Свое название она получила от храма Аполлона Ликейского, возле которого и размещалась. Позже лицеи появились во многих странах Западной Европы.

Первый в России лицей был открыт в 1811 году в Царском Селе . Инициатива создания лицея принадлежала министру народного просвещения А. К. Разумовскому и товарищу министра юстиции М. М. Сперанскому. На открытии присутствовали: царь Александр I, царская семья, члены Государственного Совета, министры, придворные. На открытии лицея выступили директор В.Ф.Малиновский и профессор А.П.Куницын. Воспитанниками стали 30 мальчиков 11–14 лет из дворянских семей.

Первый в России лицей был открыт в 1811 году в Царском Селе . Инициатива создания лицея принадлежала министру народного просвещения А. К. Разумовскому и товарищу министра юстиции М. М. Сперанскому. На открытии присутствовали: царь Александр I, царская семья, члены Государственного Совета, министры, придворные. На открытии лицея выступили директор В.Ф.Малиновский и профессор А.П.Куницын. Воспитанниками стали 30 мальчиков 11–14 лет из дворянских семей.

Система обучения в лицее Обучение было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года в каждом . Первый курс назывался начальным и включал в себя следующие предметы: грамматическое изучение языков (российского, латинского, французского и немецкого), науки нравственные (закон Божий, философия и основы логики), науки математические и физические, науки исторические, изящные искусства и гимнастические упражнения (рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание). Второй курс (окончательный) охватывал следующие разделы: науки нравственные, физические, математические, исторические, словесность, изящные искусства и гимнастические упражнения.

Система обучения в лицее

Обучение было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года в каждом . Первый курс назывался начальным и включал в себя следующие предметы: грамматическое изучение языков (российского, латинского, французского и немецкого), науки нравственные (закон Божий, философия и основы логики), науки математические и физические, науки исторические, изящные искусства и гимнастические упражнения (рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

Второй курс (окончательный) охватывал следующие разделы: науки нравственные, физические, математические, исторические, словесность, изящные искусства и гимнастические упражнения.

Принципиальное значение имело комплектование лицея, куда принимались лучшие представители дворянского происхождения. Первый список учащихся утвердил лично император. Внутреннее управление в лицее осуществлял директор, кандидатуру которого также утверждал сам император. Первым директором был статский советник В. Ф. Малиновский. Директор был обязан постоянно проживать в здании Лицея и находиться в курсе всех важных дел.

Принципиальное значение имело комплектование лицея, куда принимались лучшие представители дворянского происхождения. Первый список учащихся утвердил лично император.

Внутреннее управление в лицее осуществлял директор, кандидатуру которого также утверждал сам император. Первым директором был статский советник В. Ф. Малиновский. Директор был обязан постоянно проживать в здании Лицея и находиться в курсе всех важных дел.

Граф А. К. Разумовский официально именовался главой лицея со званием его главнокомандующего. Он знал по фамилии и имени каждого лицеиста, бывал на занятиях и участвовал в приеме экзаменов.

Граф А. К. Разумовский официально именовался главой лицея со званием его главнокомандующего. Он знал по фамилии и имени каждого лицеиста, бывал на занятиях и участвовал в приеме экзаменов.

Наставники лицея Учебно-воспитательный процесс в Царскосельском лицее организовывали директор, семь профессоров, два адъюнкта (помощники профессоров), один священник — преподаватель закона Божьего, шесть учителей изящных искусств и гимнастических упражнений, три надзирателя и три гувернера. Кроме того, в штате лицея находились врач, бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, несколько сторожей, кухарок, прачек и других вспомогательных работников.

Наставники лицея

Учебно-воспитательный процесс в Царскосельском лицее организовывали директор, семь профессоров, два адъюнкта (помощники профессоров), один священник — преподаватель закона Божьего, шесть учителей изящных искусств и гимнастических упражнений, три надзирателя и три гувернера. Кроме того, в штате лицея находились врач, бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, несколько сторожей, кухарок, прачек и других вспомогательных работников.

Русский язык и словесность преподавал выпускник Московского университета, доктор философии и свободных наук, профессор Н. Ф. Кошанский. Дополнительной обязанностью Николая Федоровича было обучение лицеистов латинскому языку. Выпускники лицея свободно читали в подлинниках произведения Цицерона, Вергилия и других мировых классиков.

Русский язык и словесность преподавал выпускник Московского университета, доктор философии и свободных наук, профессор Н. Ф. Кошанский. Дополнительной обязанностью Николая Федоровича было обучение лицеистов латинскому языку. Выпускники лицея свободно читали в подлинниках произведения Цицерона, Вергилия и других мировых классиков.

Приглашенный из Швейцарии профессор Д. И. де-Будри вел занятия по французскому языку и словесности. Уроки по этому предмету проводили ежедневно, кроме того, лицеистам рекомендовалось в свободное время читать литературу Франции в подлинниках. Директор лицея требовал, чтобы воспитанники обращались к преподавателям и общались между собой по-французски.

Приглашенный из Швейцарии профессор Д. И. де-Будри вел занятия по французскому языку и словесности. Уроки по этому предмету проводили ежедневно, кроме того, лицеистам рекомендовалось в свободное время читать литературу Франции в подлинниках. Директор лицея требовал, чтобы воспитанники обращались к преподавателям и общались между собой по-французски.

Немецкому языку и словесности лицеистов обучал профессор Ф.-Л. де-Гауеншильд, уроженец Трансильвании. Его отличали методическое мастерство, дисциплинированность и требовательность к обучаемым. Заслуженный профессор И. К. Кайданов преподавал в Царскосельском лицее исторические науки. Он был автором нескольких учебников и пособий для лицеистов.

Немецкому языку и словесности лицеистов обучал профессор Ф.-Л. де-Гауеншильд, уроженец Трансильвании. Его отличали методическое мастерство, дисциплинированность и требовательность к обучаемым. Заслуженный профессор И. К. Кайданов преподавал в Царскосельском лицее исторические науки. Он был автором нескольких учебников и пособий для лицеистов.

Профессором нравственных наук был А. П. Куницын, выпускник Петербургского педагогического института. Он читал логику, психологию, нравственность, различные отрасли права, политическую экономию и финансы. Профессор Куницын был в числе лучших преподавателей своего времени.

Профессором нравственных наук был А. П. Куницын, выпускник Петербургского педагогического института. Он читал логику, психологию, нравственность, различные отрасли права, политическую экономию и финансы. Профессор Куницын был в числе лучших преподавателей своего времени.

Занятия лицеистов Лицеисты с большим интересом занимались изящными искусствами, гимнастическими упражнениями и фехтованием. Обучение юношей верховой езде началось с 1816 года. Занятия проводились три раза в неделю посменно, без посторонних зрителей и непременно при гувернере. Занятия по плаванию начались с лета 1817 года и проводились специально назначенными двумя-тремя матросами. Местом для упражнений была большая купальня в царском саду.

Занятия лицеистов

Лицеисты с большим интересом занимались изящными искусствами, гимнастическими упражнениями и фехтованием. Обучение юношей верховой езде началось с 1816 года. Занятия проводились три раза в неделю посменно, без посторонних зрителей и непременно при гувернере.

Занятия по плаванию начались с лета 1817 года и проводились специально назначенными двумя-тремя матросами. Местом для упражнений была большая купальня в царском саду.

Распорядок дня лицеистов В 6 часов утра объявлялся общий подъем, затем воспитанники шли на утреннюю молитву. С 8 до 9 часов проводился урок в классах, а с 10 до 11-ти — завтрак (чай с белой булкой) и прогулка в парке. С 11 до 12 часов в лицее предусматривался второй урок в классах, а с 13 часов — обед из трёх блюд и короткий перерыв. В 14 часов у лицеистов начинались занятия по чистописанию и рисованию, с 15 до 17 часов проходили уроки в классах. После этого был короткий отдых, полдник, прогулка, игры и гимнастические упражнения. С 20 часов лицеисты шли на ужин, состоящий из двух блюд, потом были прогулка в парке и повторение уроков. После вечерней молитвы, в 22 часа, все воспитанники ложились спать.

Распорядок дня лицеистов

В 6 часов утра объявлялся общий подъем, затем воспитанники шли на утреннюю молитву. С 8 до 9 часов проводился урок в классах, а с 10 до 11-ти — завтрак (чай с белой булкой) и прогулка в парке. С 11 до 12 часов в лицее предусматривался второй урок в классах, а с 13 часов — обед из трёх блюд и короткий перерыв.

В 14 часов у лицеистов начинались занятия по чистописанию и рисованию, с 15 до 17 часов проходили уроки в классах. После этого был короткий отдых, полдник, прогулка, игры и гимнастические упражнения. С 20 часов лицеисты шли на ужин, состоящий из двух блюд, потом были прогулка в парке и повторение уроков. После вечерней молитвы, в 22 часа, все воспитанники ложились спать.

Форма лицеистов Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды. Мундир лицея состоял из однобортного кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем. Пуговицы были гладкие, позолоченные, подкладка синяя. Камзол и нижнее платье — из белого сукна.

Форма лицеистов

Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды. Мундир лицея состоял из однобортного кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем. Пуговицы были гладкие, позолоченные, подкладка синяя. Камзол и нижнее платье — из белого сукна.

Как выглядел лицей В нижнем этаже флигеля располагались правление лицея и больница, на втором этаже были классы младшего курса, а на третьем — старшего курса; верхний этаж занимали спальни. Парадный зал находился на третьем этаже. Рядом с дворцом в отдельном строении находился служебный блок и квартира директора лицея. Во дворе располагалась церковь, а за ней был большой сад.

Как выглядел лицей

В нижнем этаже флигеля располагались правление лицея и больница, на втором этаже были классы младшего курса, а на третьем — старшего курса; верхний этаж занимали спальни. Парадный зал находился на третьем этаже. Рядом с дворцом в отдельном строении находился служебный блок и квартира директора лицея. Во дворе располагалась церковь, а за ней был большой сад.

В парадном зале лицея стояла дорогая мебель, было много картин, помещение освещали хрустальные люстры, на окнах были шторы. В классных комнатах столы покрывались алым сукном. В столовой посуда была английского фаянса, сервизы — из петербургского Гостиного двора. Каждому лицеисту полагалась отдельная комната, классный стол (конторка), комод и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной.

В парадном зале лицея стояла дорогая мебель, было много картин, помещение освещали хрустальные люстры, на окнах были шторы. В классных комнатах столы покрывались алым сукном. В столовой посуда была английского фаянса, сервизы — из петербургского Гостиного двора.

Каждому лицеисту полагалась отдельная комната, классный стол (конторка), комод и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной.

Огромное значение в жизни Царскосельского лицея имела его библиотека. Первоначально фонд библиотеки лицея сформировался из книг, переданных в дар хозяевами Александровского дворца (1670 единиц). Затем в библиотеку стали поступать практически все лучшие отечественные и зарубежные книги. Наибольшим спросом в библиотеке пользовались учебные пособия штатных профессоров лицея.

Огромное значение в жизни Царскосельского лицея имела его библиотека. Первоначально фонд библиотеки лицея сформировался из книг, переданных в дар хозяевами Александровского дворца (1670 единиц). Затем в библиотеку стали поступать практически все лучшие отечественные и зарубежные книги. Наибольшим спросом в библиотеке пользовались учебные пособия штатных профессоров лицея.

А еще в лицее была так называемая Газетная комната со стенами, расписанными под зелёный мрамор. Посередине стоял круглый стол. На нём свежие газеты, журналы: «Вестник Европы», «Московские ведомости», «Северная почта», журналы немецкие, французские… Наступил 1812 г., и политические известия с каждым днём становились всё тревожнее. В Газетной комнате появилась большая карта, и лицеисты внимательно следили по ней за ходом военных действий.

А еще в лицее была так называемая Газетная комната со стенами, расписанными под зелёный мрамор. Посередине стоял круглый стол. На нём свежие газеты, журналы: «Вестник Европы», «Московские ведомости», «Северная почта», журналы немецкие, французские…

Наступил 1812 г., и политические известия с каждым днём становились всё тревожнее. В Газетной комнате появилась большая карта, и лицеисты внимательно следили по ней за ходом военных действий.

Испытания лицеистов Существенное воспитательное значение имела Табель об успехах, прилежании и дарованиях воспитанников лицея, которая составлялась на основании ведомостей, подававшихся профессорами, адъюнктами и учителями каждые полгода. 8 января 1815 года состоялись первые переводные испытания лицеистов младшего курса. На экзамен по российской словесности приехали великий поэт Г. Р. Державин и другие любители просвещения. «Воспоминания в Царском Селе», присланные ему Пушкиным, Державин подшил в особую тетрадь вместе с программой лицейских испытаний. Приезжавшим к нему не уставал рассказывать, что «скоро явится свету второй Державин: это Пушкин, который ещё в Лицее перещеголял всех писателей».

Испытания лицеистов

Существенное воспитательное значение имела Табель об успехах, прилежании и дарованиях воспитанников лицея, которая составлялась на основании ведомостей, подававшихся профессорами, адъюнктами и учителями каждые полгода.

8 января 1815 года состоялись первые переводные испытания лицеистов младшего курса. На экзамен по российской словесности приехали великий поэт Г. Р. Державин и другие любители просвещения. «Воспоминания в Царском Селе», присланные ему Пушкиным, Державин подшил в особую тетрадь вместе с программой лицейских испытаний. Приезжавшим к нему не уставал рассказывать, что «скоро явится свету второй Державин: это Пушкин, который ещё в Лицее перещеголял всех писателей».

Дружба лицеистов Дельвиг Антон.   В Лицее он отличался только познаниями в российской словесности. Все остальные занятия и лекции проходили для него как бы в тумане: он дремал. Он не любил шумные игры, возню. О его лени в Лицее ходили легенды. Но эта манера поведения не помешала мне стать одним из первых лицейских поэтов. Е.А. Энгельгардт (второй директор Лицея) попросил написать прощальную песнь для выпуска. Он просьбу исполнил, написал гимн Лицея, который знали все, кому в разные годы довелось учиться в этом заведении.

Дружба лицеистов

Дельвиг Антон.   В Лицее он отличался только познаниями в российской словесности. Все остальные занятия и лекции проходили для него как бы в тумане: он дремал. Он не любил шумные игры, возню. О его лени в Лицее ходили легенды. Но эта манера поведения не помешала мне стать одним из первых лицейских поэтов. Е.А. Энгельгардт (второй директор Лицея) попросил написать прощальную песнь для выпуска. Он просьбу исполнил, написал гимн Лицея, который знали все, кому в разные годы довелось учиться в этом заведении.

Кюхельбекер  Вильгельм . Кюхля! Так называли его все. Он был предметом для шуток, но все уважали его за трудолюбие и упорство, с которыми он шел к поставленной цели. Пушкин ценил в нём любовь к поэзии, литературный вкус и широкую эрудицию. Когда весной 1820 года Пушкину грозила царская расправа, он, как мог, ринулся на защиту друга.

Кюхельбекер Вильгельм . Кюхля! Так называли его все. Он был предметом для шуток, но все уважали его за трудолюбие и упорство, с которыми он шел к поставленной цели. Пушкин ценил в нём любовь к поэзии, литературный вкус и широкую эрудицию. Когда весной 1820 года Пушкину грозила царская расправа, он, как мог, ринулся на защиту друга.

Пущин Иван. С хорошими дарованиями. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью. Очень близок был ему будущий пароль декабристов: «Честь, польза, Россия». 14 декабря был на Сенатской площади. Осуждён. Приговорён к 31 году тюрьмы и ссылки. Пущин, как сосед, часто, когда все уже засыпали, толковал с Пушкиным вполголоса через перегородку о каком-нибудь вздорном случае того дня.

Пущин Иван. С хорошими дарованиями. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью. Очень близок был ему будущий пароль декабристов: «Честь, польза, Россия». 14 декабря был на Сенатской площади. Осуждён. Приговорён к 31 году тюрьмы и ссылки. Пущин, как сосед, часто, когда все уже засыпали, толковал с Пушкиным вполголоса через перегородку о каком-нибудь вздорном случае того дня.

Пушкин. Прозвища Егоза, Француз. Самолюбивый и задорный, легко воспламенявшийся, но скоро остывавший. Он всегда готов судить себя так же строго, как и другого. Он был, конечно, тяжелым человеком и для других, и для себя. Иногда до поздней ночи, когда весь Лицей уже покоился сном, он болтал о неудачах прожитого дня и доверял свои муки соседу по комнате, Пущину.

Пушкин. Прозвища Егоза, Француз. Самолюбивый и задорный, легко воспламенявшийся, но скоро остывавший. Он всегда готов судить себя так же строго, как и другого. Он был, конечно, тяжелым человеком и для других, и для себя. Иногда до поздней ночи, когда весь Лицей уже покоился сном, он болтал о неудачах прожитого дня и доверял свои муки соседу по комнате, Пущину.

Первый выпуск лицеистов В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Царскосельского лицея в государственную службу. С чином IX класса были выпущены 9 человек, с чином Х класса — 8 человек, 7 человек стали офицерами гвардии и 5 — офицерами армии. Расставаясь, лицеисты поклялись ежегодно отмечать день Лицея – 19 октября. Так и было. Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен - Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.

Первый выпуск лицеистов

В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Царскосельского лицея в государственную службу. С чином IX класса были выпущены 9 человек, с чином Х класса — 8 человек, 7 человек стали офицерами гвардии и 5 — офицерами армии. Расставаясь, лицеисты поклялись ежегодно отмечать день Лицея – 19 октября. Так и было.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ В шестидесятилетие первого выпуска – 19 октября 1877 г. телеграмму Горчакову подписал от имени семи курсов Сергей Комовский. Их осталось двое от первого выпуска. В годовщину 1880 г. из первых лицеистов в живых остался один Горчаков. В 1883 г. А.М.Горчаков скончался. У него было 35 правительственных наград. Всего же 29 лицеистов получили 200 русских и иностранных орденов. А Пущин, Кюхельбекер и Пушкин – ни одного. Наградой Пушкину стали вечная память народная и слава великого русского национального поэта.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

В шестидесятилетие первого выпуска – 19 октября 1877 г. телеграмму Горчакову подписал от имени семи курсов Сергей Комовский. Их осталось двое от первого выпуска. В годовщину 1880 г. из первых лицеистов в живых остался один Горчаков. В 1883 г. А.М.Горчаков скончался. У него было 35 правительственных наград. Всего же 29 лицеистов получили 200 русских и иностранных орденов. А Пущин, Кюхельбекер и Пушкин – ни одного. Наградой Пушкину стали вечная память народная и слава великого русского национального поэта.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!