В основе программы обучения литературе в 7 классе лежит программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы под редакцией Г.С.Меркина, С.А Зинина, В.А.Чалмаева, 2010 года.
- воспитание духовно развитой личности, формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;
-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, овладение умениями чтения и анализа художественных произведений и грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
На данном этапе литературного образования выдвигаются воспитательные и образовательные задачи.
Воспитательные задачи курса предназначены для того, чтобы сформировать устойчивый интерес к чтению и воспитать через постижение прочитанного важнейшие качества личности: доброту, сердечность и сострадание, чтобы отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения.
Образовательные задачи должны способствовать формированию умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
-содержание изученных художественных произведений, основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов, изучаемых в 7 классе; изученные теоретико-литературные понятия.
-воспринимать и анализировать художественный текст, выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-определять род и жанр произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль выразительных средств;
-выделять и формулировать тему, идею, проблему изученного произведения, давать характеристику героев произведения; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении; пользоваться справочным аппаратом учебника и школьным словарём литературоведческих терминов.
п/п | Наименование раздела и тем | Сроки прохождения | Планируемые результаты | |
план | факт | Предметные | Личностные | Метапредметные | | Теория литературы |
| Введение | | | | | | | Тема 1. Введение. |
| Знакомство с литературой и особенностями учебника. Литературные роды (эпос, лирика, драма). Жанр и жанровое своеобразие. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество. | | | Знакомство с учебником. Выявить основные умения, которыми необходимо овладеть: умение определять тему, проблему, находить ключевые слова и т. д. | Выделение нравственной проблематики фольклорных текстов как основы для развития представлений о нравственном идеале русского народа. Формирование представления о русском национальном характере. | Знакомство с видами учебной и внеучебной работы; приёмами работы с научной и учебной информацией. | | |
| Из устного народного творчества | | | | | | | Литератур. роды |
| Былины. «Святогор и Микула Селянинович». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа. | | | Овладение теоретическими понятиями «эпические жанры в фольклоре», «былина», «тематика былин», «своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием)». | Понимание поучительного смысла былины. Овладение фоновыми знаниями, важными для общекультурного развития и более точного понимания текстов | Поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью. Умение распределять роли в работе в группе. Групповая работа по сбору необходимой информации. | | |
| Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». А.К. Толстой «Илья Муромец». Конфликт былины, поучительная речь, отражение народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость). | | | Адекватное восприятие прочитанных и воспринятых на слух художественных произведений, умение находить постоянные гиперболы, отмечать особенности ритма, лексики былины | Постижение красоты и богатства, выразительности русского слова. Выделение нравственной проблематики фольклорных текстов как основы для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирование представлений о русском национальном характере. | Развитие умения осмысленного поискового чтения, оценивания правильности выполнения учебной задачи. Извлечение необходимой информации из различных источников. | | Эпические жанры в фольклоре, былина, тематика былин Тематика былин, своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине |
| Русские народные песни. Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!.., «Наша Масленица дорогая…», «Говорили – сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая...», лиро-эпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка. Многозначность поэтического образа. Быт, нравственные представления и судьба народа в песне. | | | Знание терминов из теории литературы «песенные жанры в фольклоре», «обрядовая поэзия», «лироэпическая песня». Выразительное чтение песен. | Выделение нравственной проблематики фольклорных текстов как основы для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере. | Формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | | |
| Из древнерусской литературы | | | | | | | |
| Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего…»), Поучительный характер древнерусской литературы, мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности. | | | Усвоение основных теоретических понятий, связанных с изучением историческх произведений: «эпические жанры», «летопись», «поучение», «наставление», «путешествие», «повесть». | Формирование представлений о патриотизме: понимание поучительного смысла древнерусской литературы, мудрости, преемственности поколений, любви к родине. | Формирование умений подробно пересказывать эпизод из древнерусской литературы, владеть контекстной речью, воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпетировать прочитанное. | | Литературная баллада, фольклорные мотивы |
| «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Мудрость, твёрдость духа, религиозность как народные идеалы древнерусской литературы. . | | | Усвоение основных понятий, связанных с изучением образа человека в древнерусской литературе: «святой», «нравственность», «благочестивый», «праведный», «преподобный», «блаженный», «смиренный», «милосердный». Подготовка развёрнутого рассказа об одном из героев «Повести о Петре и Февронии Муромских». | Развитие представления об образе человека в древнерусской литературе. Формирование представлений о об идеале и идеальном образе человека и человеческих отношений в литературе Древней Руси. | Формирование умений подробно рассказывать об одном из героев древнерусской литературы, владеть контекстной речью, воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпетировать прочитанное. | | Песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, песня лироэпическая |
| Из русской литературы XVIII века | | | | | | | |
| М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. « Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Особенности поэтического языка оды и лирического стихотворения, поэтические образы. | | | Усвоение основных понятий, связанных с изучением литературы 18 века: «литературное направление», «классицизм», «ода». «силлабическое стихосложение», «тема и мотив». Формирование представлений о неповторимой, уникальной личности М.В. Ломоносова, о человеке определённой эпохи, системы взглядов, обусловленных исторически, об основных жанрах поэтического творчества М.В. Ломоносова, | Развитие представления об образе человека в русской литературе 18 века. Формирование представлений о познании как гуманистической ценности, о творчестве и творческом процессе, просвещении, вере в творческие способности народа. Воспитание интереса к личности и творчеству М.В. Ломоносова. | Формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | | |
| Теория о «трёх штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы. Входной контроль | | | Знание основных положений и значения теории о стилях художественной литературы. | Формирование представлений о роли науки в жизни государства. | Развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений | | Теория о «трех штилях |
| Г.Р. Державин. Биография Г.Р. Державина (по страницам книги В.Ходасевича «Державин»).Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения. Своеобразие стихотворений Державина в сравнении со стихотворениями Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении. Р.р. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом. | | | Знакомство с биографией и творчеством Державина и материалом о жизни и творчестве поэта на Новгородчине. Знание терминов из теории литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики. | Формирование представлений о гражданственности, гражданской лирике. | Формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | | Ода, тема, мотив Лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики |
| Д.И.Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения. | | | Знание терминов из теории литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм. | Умение выявлять основные проблемы прочитанного текста, обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений, инсценировать в группе. | Развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений | | Драма как литературный род, классицизм |
| Основной конфликт пьесы «Недоросль» и её проблематика. Проблема образования и образованности, воспитания и семьи. Социальные вопросы в комедии. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии. Позиция писателя. | | | Умение анализировать произведение с учетом его проблематики, идейно-художественного своеобразия, определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка. | Освоение социальных норм, правил поведения через осмысление основного конфликта произведения. | Развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений | | Общественная комедия |
| «Недоросль». Образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли и язык героев). | | | Знание терминов из теории литературы: «говорящие» фамилии. Умение выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения , определение нравственной позиции автора и авторской оценки героя. | Осознание значимости чтения и анализа проблемных произведений для личного развития и становления характера. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | | |
| А.С.Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…»), «Во глубине сибирских руд…» Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам...». Человек и природа: «Туча». Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». | | | Знание фактов биографии А.С.Пушкина: имена лицейских педагогов и товарищей, быта лицеистов Знание терминов из теории литературы: жанровое своеобразие – дружеское послание Знание терминов из теории литературы: тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора, аллегория). | Осознание значимости фактов биографии великого поэта (крепкая дружба, верные друзья, верность идеалам молодости, свободолюбие, определении их роли в духовном становлении поэта ) для личного развития и становления характера. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста | | Художественный образ и прототип. Тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора) Дружеское послание |
| «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение, провидение; вера и суеверие. Р.р. Судьба Олега в летописном тексте и балладе А.С. Пушкина. | | | Знание терминов из теории литературы: художественный образ и прототип. Совершенствование навыка анализа литературного текста, умения характеризовать героев по их речи, поступкам. | Осмысление философских мотивов: судьбы, предсказания, предзнаменования. Вера и суеверие. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми ре- зультатами. Сопоставление текстов разных жанров, поиск сходства и отличия. | | Поэма, отличие поэмы от баллады Стилизация как литературно -художественный приём, вымысел и верность исторической правде |
| Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка Р.р. Образ Петра и тема России в поэме. | | | Знание терминов из теории литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов. Определение авторского отношения к героям, к назначению поэта; внимания автора к судьбе маленького человека» и искреннее сочувствие ему. | Формирование интереса к историческому страны прошлому через показ интереса поэта к истории, к деятельности полководцев. | Развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений | | Жанры лирики. Углубление и расширение понятия о лирическом сюжете и композиции лирического произведения |
| Р.р. Классное сочинение «О чем заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А. С. Пушкина?» | | | Написание сочинения на тему, связанную с проблематикой изученного произведения | Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью. | | Фольклорные элементы в авторском произведении |
16-17 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: «Три пальмы», «Родина». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» | | | Знание терминов из теории литературы: градация. Анализ идейно-художественного содержания стихотворения Лермонтова «Родина»; показ новаторства поэта в разработке темы. | Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству М. Ю. Лермонтова. Осмысление философской темы «родина», гражданское воспитание. | Развитие умения анализировать произведение; соотносить с другими видами искусства. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей; | | Сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие фамилии» |
18-19 | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Центральные образы поэмы и художественные приемы их создания; речевая характеристика героя | | | Знание терминов из теории литературы: стилизация как литературно-художественный прием. Углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения | Воспитание эмоциональной отзывчивости на события исторические и литературные. | Развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений | | Сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии |
| «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...». | | | Умение определять тему, проблематику и идею произведения, характеризовать персонажей и сравнивать их между собой; определять атмосферу действия на основе пейзажа; Знание терминов из теории литературы: фольклорные элементы. | Размышление над вопросами о судьбе и правах человеческой личности через восприятие художественного текста | Умение в чтении интонационно передавать настроение героев и их отношение друг к другу, определять отношение автора к персонажам и событиям, соотносить начало и финал произведения и его название с его идеей. | | Портрет и характер, персонаж, авторская позиция |
20 | Н.В.Гоголь. Гоголь в Петербурге. Новая тема – изображение чиновничества и «маленького человека». Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. | | | Знание терминов из теории литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии; фантастика. | Формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию | Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | | Стихотворение в прозе, образ-персонаж, авторская позиция |
21 | Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. | | | Знание терминов из теории литературы: “сквозная тема в русской литературе”, “маленький человек” | Развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста | Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата | | Диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы Развитие представлений о жанре поэмы, диалоговая речь |
22 | Повесть «Шинель». Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла. | | | Усвоить теоретико-литературные понятия: сатирическая повесть, фантастика, маленький человек. Подбирать убедительные аргументы при ответе на проблемный вопрос. | Развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста | Формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения | | Диалоговая речь |
23 | И.С.Тургенев. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калинин» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева) | | | Усвоить теоретико-литературные понятия: цикл, портрет и характер, эпилог. Различать образы лирического героя и автора в лирике. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских писателей. | Формировать понимание важности процесса обучения | Развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах | | Пафос поэмы |
24 | «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий», тематика; художественное богатство произведения. | | | Знание терминов из теории литературы: стихотворение в прозе (углубление представлений). | Развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста | Развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии | | Устное словесное рисование, анализ эпизода |
25-26 | Н.А.Некрасов. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. | | | Знание терминов из теории литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы. Понимание своеобразия поэтической музы Н.А. Некрасова, новые типы героев и персонажей. Умение определять тематику творчества; определять худож. особенности поэзии Н.А. Некрасова. | Совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения | Формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения | | Сатира, сатирический образ, своеобразие выразит. средств |
27 | Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, достоинство; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе. | | | Знание терминов из теории литературы: Диалоговая речь Развитие представлений о жанре поэмы. Знакомство с поэмой «Русские женщины». | Совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения | Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата | | Рассказ, сюжет, композиция, особенности языка писателя |
28 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о писателе. Сказка: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Своеобразие сюжета. Проблематика сказки: труд, власть, справедливость. Р.р. Словесное иллюстрирование | | | Знание терминов из теории литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория). Умение доказать, какова авторская позиция в изобличении мужика. | Совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения | Развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах | | Сказочный характер прозы Своеобразие стиля, сказ, рассказчик, речь |
29 | Сказка: «Дикий помещик». Приёмы создания образа помещика. Позиция писателя. Промежуточный контроль | | | Знание терминов из теории литературы: приёмы создания образа героя, позиция писателя. Работа с иллюстрациями. | Развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста | Формировать умение использовать различные способы поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература» | | Лирика, тропы, фигуры. Их роль в лирическом тексте. |
30 | Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. | | | Знание терминов из теории литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений). Умение исследовать тему истории в творчестве Толстого, связь с его биографией. Составление текста-рассуждения | Развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом | Формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения | | Психологический портрет, авторская позиция |
31 | Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек на войне, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. | | | Знание терминов из теории литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений), подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение. | Развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста | Формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории | | Инверсия, риторический вопрос, восклицание, обращение |
32 | Н.С.Лесков. Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего» (Л.Н. Толстой). Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Фольклорные традиции и образы талантливых людей в сказах русских писателей. Р.р. Цитатный план | | | Знание терминов из теории литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы. | Формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию | Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата | | Тема 7. Из литературы 20 века. |
33 | Р.р. Классное сочинение по повести Н. С. Лескова «Левша» | | | Знание терминов из теории литературы: жанра сказа. Умение определять художественные особенности произведения. | Формировать понимание важности процесса обучения | Развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах | | Развитие представлений об автобиографической прозе |
34 | А.А.Фет. Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом...», «Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация. | | | Знание терминов из теории литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие). Умение выразительно читать стихи, определять тему, идею стихотворения; находить тропы. | Совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения | Формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения | | Темы и мотивы в лирическом пр-нии, поэтический образ, худож. роль бессоюзия в поэтическом тексте |
35 | А.П.Чехов «Хамелеон»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия. Своеобразие сюжета | | | Умение выразительно читать рассказ, определять тему, идею. | Формировать понимание важности процесса обучения | Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата | | Развитие представлений о сюжете, авторская позиция |
36 | «Смерть чиновника»: разоблачение чинопочитания, самоуничижения. Способы создания образов. Социальная направленность рассказов. Позиция писателя | | | Формирование представления о творческой манере Чехова, психологизме его рассказов; выявить средства раскрытия характеров персонажей | Развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста | Формировать умение использовать различные способы поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература» | | Развитие представлений о рассказе, диалог в рассказе, деталь, мотив |
| Произведения русских поэтов XIX века о России | | | | | | | |
37 | Н.М. Языков «Песня»; И.С. Никитин «Русь»; А.Н. Майков «Нива»; А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!..» | | | Знакомство со стихотворениями поэтов, подчеркнуть их любовь к Родине, народу, русской природе; отметить поэтичность языка; повторить понятия «эпитеты», «метафора», «сравнение». | Совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения | Развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием изучаемых произведений | | Автобиографические мотивы в лирических произведениях Образ-пейзаж, тропы (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис) |
| Из русской литературы ХХ века | | | | | | | |
38 | М. Горький. Повесть «Детство» (выборочные главы). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе. | | | Знание терминов из теории литературы: автобиографическая проза, герой – романтик, приём контраста. | Формировать понимание важности процесса обучения | Формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения | | Рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза |
39 | М. Горький. Повесть «Детство» (выборочные главы). Становление характера юного героя | | | Различать образы рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении. Соотносить образы автора и биографического автора. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Определять жанровые разновидности эпических произведений. | Совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения | Формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории | | Рассказчик и его роль в повествовании |
40 | «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль») Проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, непокорность, гордость, жалость). Авторская позиция. Контраст как основной приём раскрытия замысла. Р.р. Художественный пересказ легенды | | | Знание терминов из теории литературы: лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста. Знакомство с содержанием легенды, определение основной мысли. | Развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста | Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата | | Подтекст, выразительные средства художественной речи, градация, образ рассказчика |
41 | И.А.Бунин. Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И.А. Бунина. Размышления о своеобразии поэзии: «Как я пишу». | | | Знание терминов из теории литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа. | Формировать понимание важности процесса обучения | Развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием изучаемых произведений | | Эпитеты, метафоры, олицетворения |
42 | Рассказ «Кукушка». Смысл названия, доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение. Образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа. | | | Знание терминов из теории литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественная роль бессоюзия. | Развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом | Формировать умение использовать различные способы поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература» | | Выразительно-художественные средства речи(риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений) |
43 | Рассказ «Аllez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея. | | | Знание терминов из теории литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе | Развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом | Формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории | | Рассказчик и его роль в повествовании |
44 | А.С. Грин. Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Своеобразие образного мира повести. | | | Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. | Развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста | Развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах | | Развитие представлений о рассказе и способах создания характера |
45 | Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Экранизация повести. | | | Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. | Развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом | Формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории | | Автобиографичность, образ автора, творческий путь |
46 | В.В.Маяковский Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения. | | | Знание терминов из теории литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения). | Формировать понимание важности процесса обучения | Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата | | |
47-48 | С.А.Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная...», «Каждый труд благослови, удача...».«Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта. | | | Знание терминов из теории литературы: образ-пейзаж, эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис, лирический герой, точность и образность языка, емкость эпитетов и сравнений. | Развивать морально-эстетические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей | Формировать умение использовать различные способы поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература» | | Фабульные элементы баллады |
49 | Р.р. Классное сочинение образ Родины в стихах С.А.Есенина | | | Знание терминов из теории литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис). | Формировать в процессе чтения нравственную развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения | Развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием изучаемых произведений | | |
| И.С.Шмелев | | | | | | | Лирическая проза (развитие представлений) правда и вымысел |
50 | И.С.Шмелёв Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. | | | Знание терминов из теории литературы: рассказчик и его роль в произведении; рассказ с элементами очерка; антитеза | Развивать морально-эстетические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей | Формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории | |
51 | М.М.Пришвин Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика. | | | Знание терминов из теории литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация. | Формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию | Формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения | Тропы |
52 | К.Г.Паустовский. Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов | | | Знание терминов из теории литературы: проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор. | Развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом | Формировать умение использовать различные способы поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература» | Пейзаж |
53 | Н.А.Заболоцкий. Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, труд — основные нравственные достоинства человека. | | | Знание терминов из теории литературы: риторическое восклицание, метафора; морфологические средства выразительности: роль глаголов и местоимений | Развивать морально-эстетические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей | Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата | Тропы |
54-55 | А.Т.Твардовский «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Сыновняя память – основные мотивы военной лирики поэта. Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга. | | | Знание терминов из теории литературы: композиция лирического стихотворения, поэтический синтаксис (риторические фигуры). знакомство с поэзией поэта по теме Великой Отечественной войны | Развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей | Формировать умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха | Изобразительно-выразительные средства |
56 | Р.р. Классное сочинение «Каким я увидел Василия Теркина в поэме «Василий Теркин» | | | Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Усвоить теоретико-литературное понятие – рефрен. | Формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию | Формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории | Поэма, глава, сюжет |
| Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны | | | | | | |
57 | Н.П. Майоров «Творчество», Б.А. Богатков «Повестка»; М. Джалиль «Последняя песня»; В.Н. Лобода «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов-участников войны. | | | Формировать читательский вкус. Формулировать цели деятельности, планировать ее. Осуществлять библиографический поиск. Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. | Развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей | Формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения | Тропы |
58-59 | Б.Л. Васильев «Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль в раскрытии художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия. | | | Знание терминов из теории литературы: рассказчик и его роль в повествовании. Художественные особенности рассказов Шукшина. | Развивать морально-эстетические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей | Развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии | Рассказ, герой, повествователь |
60 | В.М.Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя. | | | Знание терминов из теории литературы: способы создания характера. Художественные особенности рассказов Шукшина, деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер). | Развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом | Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата | Рассказ, кульминация, сюжет |
| Поэты ХХ века о России | | | | | | |
61 | Русские поэты ХХ века о России. (Ахматова, Цветаева, Смеляков и др.) Своеобразие раскрытия темы России | | | Знание терминов из теории литературы: идея стихотворения | Развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей | Формировать умение использовать различные способы поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература» | Эпитет, метафора, метонимия |
| Из зарубежной литературы | | | | | | |
62 | У.Шекспир. Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира. | | | Знание терминов из теории литературы: Сонет. Особенности перевода. С.Я.Маршак как переводчик | Формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию | Развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием изучаемых произведений | Сонет, катрен |
63 | Мацу Басё. Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой, своеобразием образов и структуры. | | | Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Усвоить теоретико-литературное понятие – хокку. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. | Развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом | Развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии | Японские хокку, танка |
64 | Р.Бёрнс. Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе. | | | Знание терминов из теории литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория; перевод стихотворений. | Развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей | Формировать умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха | Эпитет, метафора. олицетворение |
65 | Р.Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя. | | | Знание терминов из теории литературы: приключенческая литература. История создания романа. | Развивать морально-эстетические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей | Формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Роман, автор, персонаж |
66 | А.Де Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении) | | | Знание терминов из теории литературы: лирическая проза, правда и вымысел, начальное представление о «вечных» вопросах в литературных произведениях. | Формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию | Формировать умение использовать различные способы поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература» | Жанры эпического рода |
67 | Сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора. Р.р. Исследовательская работа с текстом «Афоризмы в сказке». | | | Знание терминов из теории литературы: лирическая проза, правда и вымысел, начальное представление о «вечных» вопросах в литературных произведениях. | Развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей | Формировать умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха | Литературная сказка |
| Р. Брэдбери | | | | | | |
68 | Р. Брэдбери. Рассказ «Все лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем. Образы детей. Смысл противопоставления Венеры и Земли. | | | Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Определять жанровые разновидности эпических произведений. Сопоставлять персонажей литературного произведения. | Развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом | Развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием изучаемых произведений | Рассказ,очерк |