СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

12345678914еу54н5н

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«12345678914еу54н5н»

Пояснительная записка



В основе программы обучения литературе в 7 классе лежит программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы под редакцией Г.С.Меркина, С.А Зинина, В.А.Чалмаева, 2010 года.

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;

-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, овладение умениями чтения и анализа художественных произведений и грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

На данном этапе литературного образования выдвигаются воспитательные и образовательные задачи.

Воспитательные задачи курса предназначены для того, чтобы сформировать устойчивый интерес к чтению и воспитать через постижение прочитанного важнейшие качества личности: доброту, сердечность и сострадание, чтобы отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения.

Образовательные задачи должны способствовать формированию умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Учебно-тематический план





Тема

Количество часов

По программе

Корректировка

С учётом

корректировки

1

Введение

1

-

1

2

Из устного народного творчества

5

-

5

3

Из древнерусской литературы

2

-

2

4

Из литературы 18 века

5

-

5

5

Из литературы 19 века

28

-

28

6

Из литературы 20 века

22

-

22

7

Из зарубежной литературы

5

-

5


Итого

68

-

68


Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе

Обучающиеся должны знать:

-содержание изученных художественных произведений, основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов, изучаемых в 7 классе; изученные теоретико-литературные понятия.

Обучающиеся должны уметь:

-воспринимать и анализировать художественный текст, выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

-определять род и жанр произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль выразительных средств;

-выделять и формулировать тему, идею, проблему изученного произведения, давать характеристику героев произведения; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировать свою;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении; пользоваться справочным аппаратом учебника и школьным словарём литературоведческих терминов.




































п/п


Наименование раздела и тем

Сроки прохождения

Планируемые результаты


план

факт

Предметные

Личностные

Метапредметные


Теория литературы


Введение





Тема 1. Введение.

Знакомство с литературой и особенностями учебника. Литературные роды (эпос, лирика, драма). Жанр и жанровое своеобразие. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

Знакомство с учебником. Выявить основные умения, которыми необходимо овладеть: умение определять тему, проблему, находить ключевые слова и т. д.

Выделение нравственной проблематики фольклорных текстов как основы для развития представлений о нравственном идеале русского народа.

Формирование представления о русском национальном характере.

Знакомство с видами учебной и внеучебной работы; приёмами работы с научной и учебной информацией.




Из устного народного творчества





Литератур. роды

Былины. «Святогор и Микула Селянинович». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа.

Овладение теоретическими понятиями «эпические жанры в фольклоре», «былина», «тематика былин», «своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием)».



Понимание поучительного смысла былины.

Овладение фоновыми знаниями, важными для общекультурного развития и более точного понимания текстов

Поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью.

Умение распределять роли в работе в группе.

Групповая работа по сбору необходимой информации.



Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». А.К. Толстой «Илья Муромец».

Конфликт былины, поучительная речь, отражение народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).



Адекватное восприятие прочитанных и воспринятых на слух художественных произведений,

умение находить постоянные гиперболы,

отмечать особенности ритма, лексики былины

Постижение красоты и богатства, выразительности русского слова.

Выделение нравственной проблематики фольклорных текстов как основы для развития представлений о нравственном идеале русского народа,


формирование представлений о русском национальном характере.


Развитие умения осмысленного поискового чтения, оценивания правильности выполнения учебной задачи.

Извлечение необходимой информации из различных источников.


Эпические жанры в фольклоре, былина, тематика былин

Тематика былин, своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине


Русские народные песни. Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!.., «Наша Масленица дорогая…», «Говорили – сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая...», лиро-эпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка. Многозначность поэтического образа. Быт, нравственные представления и судьба народа в песне.




Знание терминов из теории литературы «песенные жанры в фольклоре», «обрядовая поэзия», «лироэпическая песня».

Выразительное чтение песен.

Выделение нравственной проблематики фольклорных текстов как основы для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере.


Формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих




Из древнерусской литературы






Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего…»), Поучительный характер древнерусской литературы, мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности.



Усвоение основных теоретических понятий, связанных с изучением историческх произведений: «эпические жанры», «летопись», «поучение», «наставление», «путешествие», «повесть».


Формирование представлений о патриотизме: понимание поучительного смысла древнерусской литературы, мудрости, преемственности поколений, любви к родине.


Формирование умений подробно пересказывать эпизод из древнерусской литературы, владеть контекстной речью,

воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпетировать прочитанное.


Литературная баллада, фольклорные мотивы


«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Мудрость, твёрдость духа, религиозность как народные идеалы древнерусской литературы.

.



Усвоение основных понятий, связанных с изучением образа человека в древнерусской литературе: «святой», «нравственность», «благочестивый», «праведный», «преподобный», «блаженный», «смиренный», «милосердный».

Подготовка развёрнутого рассказа об одном из героев «Повести о Петре и Февронии Муромских».


Развитие представления об образе человека в древнерусской литературе.

Формирование представлений о

об идеале и идеальном образе человека и человеческих отношений в литературе Древней Руси.


Формирование умений подробно рассказывать об одном из героев древнерусской литературы, владеть контекстной речью,

воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпетировать прочитанное.


Песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, песня лироэпическая





Из русской литературы XVIII века






М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. « Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Особенности поэтического языка оды и лирического стихотворения, поэтические образы.

Усвоение основных понятий, связанных с изучением литературы 18 века: «литературное направление», «классицизм», «ода». «силлабическое стихосложение», «тема и мотив».

Формирование представлений о неповторимой, уникальной личности М.В. Ломоносова, о человеке определённой эпохи, системы взглядов, обусловленных исторически, об основных жанрах поэтического творчества М.В. Ломоносова,

Развитие представления об образе человека в русской литературе 18 века.


Формирование представлений о познании как гуманистической ценности, о

творчестве и творческом процессе, просвещении, вере в творческие способности народа.

Воспитание интереса к личности и творчеству М.В. Ломоносова.

Формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих



Теория о «трёх штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы. Входной контроль



Знание основных положений и значения теории о стилях художественной литературы.


Формирование представлений о роли науки в жизни государства.

Развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений


Теория о «трех штилях

Г.Р. Державин. Биография Г.Р. Державина (по страницам книги В.Ходасевича «Державин»).Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения. Своеобразие стихотворений Державина в сравнении со стихотворениями Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении. Р.р. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом.




Знакомство с биографией и творчеством Державина и материалом о жизни и творчестве поэта на Новгородчине.

Знание терминов из теории литературы:

лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.


Формирование представлений о гражданственности, гражданской лирике.

Формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих


Ода, тема, мотив

Лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики


Д.И.Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения.



Знание терминов из теории литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.

Умение выявлять основные проблемы прочитанного текста, обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений, инсценировать в группе.

Развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений


Драма как литературный род, классицизм

Основной конфликт пьесы «Недоросль» и её проблематика.

Проблема образования и образованности, воспитания и семьи.

Социальные вопросы в комедии. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии. Позиция писателя.



Умение анализировать произведение с учетом его проблематики, идейно-художественного своеобразия, определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка.

Освоение социальных норм, правил поведения через осмысление основного конфликта произведения.



Развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений


Общественная комедия

«Недоросль». Образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли и язык героев).



Знание терминов из теории литературы: «говорящие» фамилии.

Умение выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения , определение нравственной позиции автора и авторской оценки героя.

Осознание значимости чтения и анализа проблемных произведений для личного развития и становления характера.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.



А.С.Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…»), «Во глубине сибирских руд…» Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам...». Человек и природа: «Туча». Тема власти, жестокости, зла: «Анчар».

Знание фактов биографии А.С.Пушкина: имена лицейских педагогов и товарищей, быта лицеистов

Знание терминов из теории литературы:

жанровое своеобразие – дружеское послание

Знание терминов из теории литературы: тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора, аллегория).

Осознание значимости фактов биографии великого поэта (крепкая дружба, верные друзья, верность идеалам молодости, свободолюбие, определении их роли в духовном становлении

поэта ) для личного развития и становления характера.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста


Художественный образ и прототип.

Тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора)

Дружеское послание


«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение, провидение; вера и суеверие. Р.р. Судьба Олега в летописном тексте и балладе А.С. Пушкина.

Знание терминов из теории литературы:

художественный образ и прототип.

Совершенствование навыка анализа литературного текста, умения характеризовать героев по их речи, поступкам.

Осмысление философских мотивов: судьбы, предсказания, предзнаменования. Вера и суеверие.

Умение самостоятельно планировать

пути достижения

целей, в том числе

альтернативные,

осознанно выбирать

наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Умение соотносить

свои действия с

планируемыми ре-

зультатами. Сопоставление текстов разных жанров, поиск сходства и отличия.


Поэма, отличие поэмы от баллады

Стилизация как литературно -художественный приём, вымысел и верность исторической правде

Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка Р.р. Образ Петра и тема России в поэме.



Знание терминов из теории литературы:

поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов.

Определение авторского отношения к героям, к назначению поэта; внимания автора к судьбе маленького человека» и искреннее сочувствие ему.

Формирование интереса к историческому страны

прошлому через показ интереса поэта к истории, к деятельности полководцев.

Развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений


Жанры лирики. Углубление и расширение понятия о лирическом сюжете и композиции лирического произведения

Р.р. Классное сочинение «О чем заставляет
задуматься одно из прочитанных произведений А. С. Пушкина?»



Написание сочинения на тему, связанную с проблематикой изученного произведения


Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма.


Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью.



Фольклорные элементы в авторском произведении

16-17 М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: «Три пальмы», «Родина». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...»

Знание терминов из теории литературы:

градация.

Анализ идейно-художественного содержания стихотворения Лермонтова «Родина»; показ новаторства поэта в разработке темы.


Пробуждение осознанного интереса к личности

и творчеству М. Ю. Лермонтова. Осмысление философской темы «родина», гражданское воспитание.

Развитие умения анализировать произведение; соотносить с другими видами искусства. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;


Сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие фамилии»

18-19 «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Центральные образы поэмы и худо­жественные приемы их создания; речевая характеристика героя

Знание терминов из теории литературы: стилизация как литературно-художественный прием.

Углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения

Воспитание эмоциональной отзывчивости

на события исторические и литературные.

Развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений


Сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии


«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».




Умение определять тему, проблематику и идею произведения,

характеризовать персонажей и сравнивать их между собой; определять атмосферу действия на основе пейзажа;

Знание терминов из теории литературы: фольклорные элементы.


Размышление над вопросами о судьбе и правах человеческой личности через восприятие художественного текста

Умение в чтении интонационно передавать настроение героев и их отношение друг к другу, определять отношение автора к персонажам и событиям, соотносить начало и финал произведения и его название с его идеей.


Портрет и характер, персонаж, авторская позиция

20

Н.В.Гоголь. Гоголь в Петербурге. Новая тема – изображение чиновничества и «маленького человека». Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности.



Знание терминов из теории литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии; фантастика.


Формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию

Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий


Стихотворение в прозе, образ-персонаж, авторская позиция

21

Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое.



Знание терминов из теории литературы:

“сквозная тема в русской литературе”, “маленький человек”

Развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста

Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата


Диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы

Развитие представлений о жанре поэмы, диалоговая речь


22

Повесть «Шинель». Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла.




Усвоить теоретико-литературные понятия: сатирическая повесть, фантастика, маленький человек. Подбирать убедительные аргументы при ответе на проблемный вопрос.

Развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста Формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения


Диалоговая речь

23 И.С.Тургенев. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калинин» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отно­шения в деревне в изображении Тургенева)

Усвоить теоретико-литературные понятия: цикл, портрет и характер, эпилог. Различать образы лирического героя и автора в лирике. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских писателей.

Формировать понимание важности процесса обучения

Развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах


Пафос поэмы

24

«Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий», тематика; художественное богатство произведения.



Знание терминов из теории литературы:

стихотворение в прозе (углубление представлений).


Развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста

Развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии


Устное словесное рисование, анализ эпизода

25-26

Н.А.Некрасов. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей.



Знание терминов из теории литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.

Понимание

своеобразия

поэтической музы Н.А. Некрасова,

новые типы героев и персонажей. Умение определять тематику творчества; определять худож. особенности поэзии Н.А. Некрасова.

Совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения

Формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения


Сатира, сатирический образ, своеобразие выразит. средств

27

Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, достоинство; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.




Знание терминов из теории литературы: Диалоговая речь

Развитие представлений о жанре поэмы.

Знакомство с поэмой «Русские женщины».


Совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения

Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата


Рассказ, сюжет, композиция, особенности языка писателя

28 М.Е.Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о писателе. Сказка: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Своеобразие сюжета. Проблематика сказки: труд, власть, справедливость. Р.р. Словесное иллюстрирование

Знание терминов из теории литературы: сатира, сатирический образ, сатириче­ский персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатири­ческих сказок; мораль; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Умение доказать, какова авторская позиция в изобличении мужика.

Совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения

Развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах


Сказочный характер прозы Своеобразие стиля, сказ, рассказчик, речь


29

Сказка: «Дикий помещик». Приёмы создания образа помещика. Позиция писателя.

Промежуточный контроль



Знание терминов из теории литературы: приёмы создания образа героя, позиция писателя.

Работа с иллюстрациями.

Развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста

Формировать умение использовать различные способы поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература»


Лирика, тропы, фигуры. Их роль в лирическом тексте.

30

Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история.



Знание терминов из теории литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

Умение исследовать тему истории в творчестве Толстого, связь с его биографией.

Составление текста-рассуждения
Развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом Формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения


Психологический портрет, авторская позиция

31

Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек на войне, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.




Знание терминов из теории литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений), подбор материалов для ответа по плану, со­ставление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.


Развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста

Формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории


Инверсия, риторический вопрос, восклицание, обращение

32

Н.С.Лесков. Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего» (Л.Н. Толстой). Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Фольклорные традиции и образы талантливых людей в сказах русских писателей. Р.р. Цитатный план



Знание терминов из теории литературы:

своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

Формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию

Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата


Тема 7. Из литературы 20 века.

33

Р.р. Классное сочинение по повести Н. С. Лескова «Левша»



Знание терминов из теории литературы: жанра сказа.

Умение определять художественные особенности произведения.
Формировать понимание важности процесса обучения Развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах


Развитие представлений об автобиографической прозе

34

А.А.Фет. Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом...», «Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.




Знание терминов из теории литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бес­союзие).

Умение выразительно читать стихи, определять тему, идею стихотворения; находить тропы.

Совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения

Формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения


Темы и мотивы в лирическом пр-нии,

поэтический образ, худож. роль бессоюзия в

поэтическом тексте

35

А.П.Чехов «Хамелеон»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия. Своеобразие сюжета



Умение выразительно читать рассказ, определять тему, идею.



Формировать понимание важности процесса обучения

Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата


Развитие представлений о сюжете, авторская позиция

36

«Смерть чиновника»: разоблачение чинопочитания, самоуничижения. Способы создания образов. Социальная направленность рассказов. Позиция писателя



Формирование представления о творческой манере Чехова, психологизме его рассказов; выявить средства раскрытия характеров персонажей Развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста Формировать умение использовать различные способы поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература»


Развитие представлений о рассказе, диалог в рассказе, деталь, мотив


Произведения русских поэтов XIX века о России








37

Н.М. Языков «Песня»; И.С. Никитин «Русь»; А.Н. Майков «Нива»; А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!..»




Знакомство

со стихотворениями поэтов, подчеркнуть их любовь к Родине, народу, русской природе; отметить поэтичность языка; повторить понятия «эпитеты», «метафора», «сравнение».

Совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения Развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием изучаемых произведений


Автобиографические мотивы в лирических произведениях Образ-пейзаж, тропы (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис)







Из русской литературы ХХ века






38 М. Горький. Повесть «Детство» (выборочные главы). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе.

Знание терминов из теории литературы: автобиографическая проза, герой – романтик, приём контраста.


Формировать понимание важности процесса обучения

Формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения


Рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза

39 М. Горький. Повесть «Детство» (выборочные главы). Становление характера юного героя

Различать образы рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении. Соотносить образы автора и биографического автора. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Определять жанровые разновидности эпических произведений.

Совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения

Формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории


Рассказчик и его роль в повествовании

40

«Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»)

Проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, непокорность, гордость, жалость). Авторская позиция. Контраст как основной приём раскрытия замысла. Р.р. Художественный пересказ легенды


Знание терминов из теории литературы: лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.

Знакомство с содержанием легенды, определение основной мысли.

Развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата


Подтекст, выразительные средства художественной речи, градация, образ рассказчика

41 И.А.Бунин. Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И.А. Бунина. Размышления о своеобразии поэзии: «Как я пишу».

Знание терминов из теории литературы: темы и мотивы в лирическом стихо­творении, поэтический образ, образ природы; образы животных и зверей и их значение для понима­ния художественной идеи рассказа. Формировать понимание важности процесса обучения Развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием изучаемых произведений


Эпитеты, метафоры, олицетворения

42 Рассказ «Кукушка». Смысл названия, доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение. Образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

Знание терминов из теории литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественная роль бессоюзия.


Развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом Формировать умение использовать различные способы поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература»


Выразительно-художественные средства речи(риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений)

43 Рассказ «Аllez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.

Знание терминов из теории литературы:

рассказ (развитие представлений), ди­алог в рассказе

Развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом

Формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории


Рассказчик и его роль в повествовании

44

А.С. Грин. Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Своеобразие образного мира повести.




Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста Развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах


Развитие представлений о рассказе и способах создания характера

45

Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Экранизация повести.




Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом Формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории


Автобиографичность, образ автора, творческий путь

46

В.В.Маяковский Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.



Знание терминов из теории литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).


Формировать понимание важности процесса обучения Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата



47-48

С.А.Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная...», «Каждый труд благослови, удача...».«Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.




Знание терминов из теории литературы:

образ-пейзаж, эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис, лирический герой, точность и образность языка, емкость эпитетов и сравнений.


Развивать морально-эстетические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей Формировать умение использовать различные способы поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература»


Фабульные элементы баллады

49

Р.р. Классное сочинение образ Родины в стихах С.А.Есенина




Знание терминов из теории литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпи­тет, оксюморон, поэтический синтаксис).


Формировать в процессе чтения нравственную развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения Развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием изучаемых произведений




И.С.Шмелев





Лирическая проза (развитие представлений) правда и вымысел

50 И.С.Шмелёв Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы.

Знание терминов из теории литературы:

рассказчик и его роль в произведении; рассказ с элементами очерка; антитеза
Развивать морально-эстетические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей

Формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории


51

М.М.Пришвин Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.




Знание терминов из теории литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.


Формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию

Формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения

Тропы

52 К.Г.Паустовский. Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов

Знание терминов из теории литературы: проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.


Развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом

Формировать умение использовать различные способы поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература»

Пейзаж

53

Н.А.Заболоцкий. Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, труд — основные нравственные достоинства человека.




Знание терминов из теории литературы: риторическое восклицание, метафора; морфологические средства выразительности: роль глаголов и местоимений


Развивать морально-эстетические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей

Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

Тропы

54-55

А.Т.Твардовский «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Сыновняя память – основные мотивы военной лирики поэта. Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга.



Знание терминов из теории литературы: композиция лирического стихотворения, поэтический синтаксис (риторические фигуры). знакомство с поэзией поэта по теме Великой Отечественной войны


Развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей

Формировать умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха

Изобразительно-выразительные средства

56

Р.р. Классное сочинение «Каким я увидел Василия Теркина в поэме «Василий Теркин»



Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Усвоить теоретико-литературное понятие – рефрен. Формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию

Формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории

Поэма, глава, сюжет


Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны





57

Н.П. Майоров «Творчество», Б.А. Богатков «Повестка»; М. Джалиль «Последняя песня»; В.Н. Лобода «Начало».

Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов-участников войны.




Формировать читательский вкус. Формулировать цели деятельности, планировать ее. Осуществлять библиографический поиск. Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей

Формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения

Тропы

58-59

Б.Л. Васильев «Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль в раскрытии художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.




Знание терминов из теории литературы: рассказчик и его роль в повествовании. Художественные особенности рассказов Шукшина.


Развивать морально-эстетические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей Развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии Рассказ, герой, повествователь
60

В.М.Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя.




Знание терминов из теории литературы: способы создания характера. Художественные особенности рассказов Шукшина, деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер). Развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата Рассказ, кульминация, сюжет

Поэты ХХ века о России





61 Русские поэты ХХ века о России. (Ахматова, Цветаева, Смеляков и др.) Своеобразие раскрытия темы России

Знание терминов из теории литературы: идея стихотворения


Развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей Формировать умение использовать различные способы поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература» Эпитет, метафора, метонимия

Из зарубежной литературы








62

У.Шекспир. Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.



Знание терминов из теории литературы: Сонет. Особенности перевода. С.Я.Маршак как переводчик


Формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию Развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием изучаемых произведений Сонет, катрен
63

Мацу Басё. Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой, своеобразием образов и структуры.




Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Усвоить теоретико-литературное понятие – хокку. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом Развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии Японские хокку, танка
64

Р.Бёрнс. Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.




Знание терминов из теории литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория; перевод стихотворений.


Развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей Формировать умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха Эпитет, метафора. олицетворение
65

Р.Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.




Знание терминов из теории литературы: приключенческая литература. История создания романа.


Развивать морально-эстетические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей Формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Роман, автор, персонаж
66 А.Де Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении)

Знание терминов из теории литературы:

лирическая проза, правда и вымысел,

начальное представление о «вечных» вопросах в литературных произведениях.
Формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию Формировать умение использовать различные способы поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература» Жанры эпического рода
67

Сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора. Р.р. Исследовательская работа с текстом «Афоризмы в сказке».




Знание терминов из теории литературы:

лирическая проза, правда и вымысел,

начальное представление о «вечных» вопросах в литературных произведениях.


Развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей Формировать умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха Литературная сказка

Р. Брэдбери





68

Р. Брэдбери. Рассказ «Все лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем. Образы детей. Смысл противопоставления Венеры и Земли.




Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Определять жанровые разновидности эпических произведений. Сопоставлять персонажей литературного произведения. Развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом Развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием изучаемых произведений Рассказ,очерк



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!