Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников (авторы А.О. Прохоров, Г.Н. Генинг).
Цвето-рисуночный тест предназначен для диагностики психических состояний младших школьников в ходе учебной деятельности.
Он доступен и удобен в применении как учителем в процессе обучения, так и психологом в условиях психологического консультирования.
Необходимые материалы:
- лист белой бумаги для каждого испытуемого (на листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50 х 50 мм. (правая сторона будет предназначена для рисунка);
- цветные карандаши: красный, жёлтый, синий, зеленый, чёрный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый.
Процедура проведения:
Инструкция №1:
«Ребята! Перед каждым из вас лежит листок бумаги и цветные карандаши. На листке бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вы должны будете в этом квадрате цветом нарисовать ваше настроение. Если нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и закрасьте его различными цветами.»
(При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, горизонтальной линией, двумя перпендикулярами на четыре части, горизонталью и перпендикуляром к ней на три части и т.д.).
Если у детей возникнут вопросы, то инструкцию следует объяснить индивидуально.
После того как школьники справится с заданием, экспериментатор дает инструкцию №2:
«Ребята! Сейчас каждый из вас нарисовал свое настроение цветом, а теперь подумайте, на что похоже оно, в виде какого образа вы могли бы его представить и нарисовать. Это могут быть и окружающие вас предметы: парта, доска, ваш класс, а могут быть и предметы, которых здесь нет.
(Например, цветок, мяч, солнце, дождь и т.д.)
Если вы затрудняетесь нарисовать одним предметом или образом, то нарисуйте целый рисунок.
Рисовать нужно на правой стороне листа.
Время для проведения теста не должно ограничиваться!
Ключ к обработке результатов:
Цвет в квадрате
|
Рисунок
|
Состояние
|
Красный
|
Тетрадь, парта, класс, доска и другие школьные атрибуты
|
Активация
|
Красный, сочетание красного и желтого
|
Радуга, Новый год, елка, торт, мороженое, конфеты, подарок, горка, «5», солнце, воздушные шары
|
Радость
|
Зеленый
|
Светофор, машина, телевизор, беговая дорожка, жонглер в цирке, классная доска
|
Внимание, сосредоточенность (в 1 классе это состояние может быть изображено красным)
|
Розовый
|
Робот, компьютер, машина, принцесса, кукла
|
Мечтательность, мечтание, фантазирование
|
Чёрный
|
Дождь, клякса, ребенок спит за партой
|
Утомление, усталость
|
Оранжевый
|
Цветы, дети играют, животные, ребенок помогает старушке
|
Дружелюбие, доброжелательность
|
Жёлтый
|
Разбитая ваза, ребенок с учительницей, мамой
|
Искренность
|
Голубой
|
Душ, бассейн, море
|
Бодрость
|
Синий
|
Скакалка, волейбол, футбол, поднятая рука
|
Азарт
|
Синий
|
Дети с учительницей, со старшими
|
Уважение
|
Коричневый
|
Поле, скорая помощь, могилка, ребенок упал, мама гладит по голове ребенка
|
Сочувствие, сострадание
|
В таблице представлены не все, а только основные психические состояния детей мл.школьного возраста, отмеченные как наиболее часто встречающиеся в учебной деятельности
При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном психическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры часто говорят об обратном.
Источник: «Методики диагностики и измерения психических состояний личности»/ Автор и составитель А.О.Прохоров. — М.: ПЕР СЭ, 2004 год.
Просмотр содержимого документа
«2- 4 класс.Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников.»
Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников (авторы А.О. Прохоров, Г.Н. Генинг).
Цвето-рисуночный тест предназначен для диагностики психических состояний младших школьников в ходе учебной деятельности.
Он доступен и удобен в применении как учителем в процессе обучения, так и психологом в условиях психологического консультирования.
Необходимые материалы:
лист белой бумаги для каждого испытуемого (на листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50 х 50 мм. (правая сторона будет предназначена для рисунка);
цветные карандаши: красный, жёлтый, синий, зеленый, чёрный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый.
Процедура проведения:
Инструкция №1:
«Ребята! Перед каждым из вас лежит листок бумаги и цветные карандаши. На листке бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вы должны будете в этом квадрате цветом нарисовать ваше настроение. Если нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и закрасьте его различными цветами.»
(При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, горизонтальной линией, двумя перпендикулярами на четыре части, горизонталью и перпендикуляром к ней на три части и т.д.).
Если у детей возникнут вопросы, то инструкцию следует объяснить индивидуально.
После того как школьники справится с заданием, экспериментатор дает инструкцию №2:
«Ребята! Сейчас каждый из вас нарисовал свое настроение цветом, а теперь подумайте, на что похоже оно, в виде какого образа вы могли бы его представить и нарисовать. Это могут быть и окружающие вас предметы: парта, доска, ваш класс, а могут быть и предметы, которых здесь нет.
(Например, цветок, мяч, солнце, дождь и т.д.)
Если вы затрудняетесь нарисовать одним предметом или образом, то нарисуйте целый рисунок.
Рисовать нужно на правой стороне листа.
Время для проведения теста не должно ограничиваться!
Ключ к обработке результатов:
Цвет в квадрате | Рисунок | Состояние |
Красный | Тетрадь, парта, класс, доска и другие школьные атрибуты | Активация |
Красный, сочетание красного и желтого | Радуга, Новый год, елка, торт, мороженое, конфеты, подарок, горка, «5», солнце, воздушные шары | Радость |
Зеленый | Светофор, машина, телевизор, беговая дорожка, жонглер в цирке, классная доска | Внимание, сосредоточенность (в 1 классе это состояние может быть изображено красным) |
Розовый | Робот, компьютер, машина, принцесса, кукла | Мечтательность, мечтание, фантазирование |
Чёрный | Дождь, клякса, ребенок спит за партой | Утомление, усталость |
Оранжевый | Цветы, дети играют, животные, ребенок помогает старушке | Дружелюбие, доброжелательность |
Жёлтый | Разбитая ваза, ребенок с учительницей, мамой | Искренность |
Голубой | Душ, бассейн, море | Бодрость |
Синий | Скакалка, волейбол, футбол, поднятая рука | Азарт |
Синий | Дети с учительницей, со старшими | Уважение |
Коричневый | Поле, скорая помощь, могилка, ребенок упал, мама гладит по голове ребенка | Сочувствие, сострадание |
В таблице представлены не все, а только основные психические состояния детей мл.школьного возраста, отмеченные как наиболее часто встречающиеся в учебной деятельности
При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном психическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры часто говорят об обратном.
Источник: «Методики диагностики и измерения психических состояний личности»/ Автор и составитель А.О.Прохоров. — М.: ПЕР СЭ, 2004 год.