СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

20 вопросов взаимодействия дошкольного и начального общего образования детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«20 вопросов взаимодействия дошкольного и начального общего образования детей»

20 вопросов взаимодействия дошкольного и начального общего образования детей

Т.Н. Зверева

МБДОУ «ДСКВ № 86»

Вопросы преемственности между дошкольным и начальным образованием обсуждались во все времена. Понятие преемственности раскрывается – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на законы школы, формирование таких знаний, умений и навыков, которые будут востребованы для дальнейшего обучения в школе. А преемственность с точки зрения школы – это опора на те знания, умения и навыки, которые уже есть у дошкольника, пройденные и осмысленные на более высоком уровне.

Таким образом, преемственность – это постепенный переход с одного уровня образования на другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм и методов обучения и воспитания. Л. С. Выготский говорил: «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».

Цель преемственности - обеспечение постепенного перехода детей с ОВЗ в школу, помощь в адаптации к новым условиям обучения и воспитания, сохранение физиологического и психологического благополучия с опорой на предыдущий опыт. Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.

Одна из главных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом должно стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разными возможностями. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ дошкольного образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 7 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии.

Как известно, к детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:

- с нарушением слуха (неслышащие и слабослышащие);

- с нарушением зрения (незрячие и слабовидящие);

- с тяжелыми нарушениями речи;

- с нарушениями опорно – двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом;

- с задержкой психического развития;

- с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями). Дефекты могут иметь разное качество и степень выраженности, что может привести к инвалидности. Поэтому в число детей с ограниченными возможностями здоровья входят и дети – инвалиды.

Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. Главным итогом психического развития в период дошкольного детства является готовность к школьному обучению. С самых первых дней первоклассника в школе меняется привычный образ жизни ребенка, он привыкает к новым социальным условиям, знакомится со сверстниками, ему трудно осмыслить свое новое положение. Если не научить детей в дошкольном учреждении главным приемам учебной деятельности, невозможно будет достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии. Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни дошкольника. Имеющиеся знания сами по себе не определяют успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок мог самостоятельно их добывать и применять на практике. В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности)который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.

Вот почему необходимо рассмотреть организацию преемственности дошкольного и школьного инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно в направлении инклюзивного образования, включая методическую преемственность, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых.

Организуя работа по преемственности, рекомендуем начать ее с составления договора «Социального партнёрства», на уровне директор образовательного учреждения и заведующий ДОУ.

Пути преемственности содержания дошкольного и начального образования:

1) развитие любознательности как основы познавательной активности;

2) развитие индивидуальных способностей ребенка как залога его успешности;

3) формирование творческого воображения как направле­ния интеллектуально- личностного развития;

4) развитие коммуникативности;

5) формирование умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Формы организации преемственности, ее составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, осуществляемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов и специалистов дошкольных групп, учителей начальных классов и специалистов школы по созданию условий для эффективного и постепенного перехода детей в начальную школу. Формы осуществления преемственности могут быть различными, и их выбор зависит от степени взаимосвязи, содержания взаимоотношений.

В дошкольных образовательных учреждениях с целью создания наиболее эффективных условий, которые обеспечивают механизм компенсации нарушений у детей с ОВЗ, необходимо организовать логопедическое и психолого-педагогическое сопровождение детей. Главную роль в обеспечении помощи детям с ОВЗ играет деятельность психолого-педагогического консилиума (ППк).

Цель коррекционно-развивающей работы – это коррекция недостатков в психо-речевом развитии, необходимом для полноценного усвоения образовательной программы ДОУ и социализации в социуме.

Основными задачами являются:

  • Своевременное выявление воспитанников, которым необходима профилактическая и коррекционная помощь через диагностику.

  • Определение и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом структуры, степени тяжести и клинической обусловленности нарушения, а также их индивидуально-личностных особенностей.

  • Своевременное и систематическое проведение профилактической и коррекционной работы с детьми.

  • Проведение информационно-просветительской работы с педагогами и родителями (законными представителями) по использованию специальных методов и приёмов осуществления помощи детям, имеющим нарушения в развитии.

  • Обеспечение интеграции детей с ОВЗ в общеразвивающие группы.

  • Проведение индивидуальных мониторинговых исследований с целью выявления результатов коррекционной работы с каждым ребёнком.

Преемственность - это одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения и школы, как важнейшее условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.

В системе образования дошкольное образование и начальное общее образование – это уровни общего образования. Если ребенок не готов к школе - это влечёт за собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь изменяется его социальная позиция, ребенок включается в другой режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и дошкольного учреждения, осуществляющего необходимую подготовку детей к обучению в школе, необходимо осуществлять преемственность. Встречи, экскурсии детей, беседы оказывают необходимое влияние на организацию преемственности в использовании методов и приемов в воспитании и обучении, в организации здорового образа жизни, понять индивидуальные особенности детей, поступающих в 1-й класс, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.

Таким образом, организованные единые формы и методы в работе с детьми по воспитанию и обучению, помогут детям уcпешно адаптироваться к условиям школы, овладеть нужными навыками.


Литература:

  1. Должикова Р. А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.

  2. Кондрашова Н. Г. Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

  3. Кузнецова В.К. «Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно-воспитательного комплекса» // Нач.школа. –1996 No8.

  4. Лехнер Н. А. Доклад «Проблемы преемственности детского сада и школы, пути их решения» // Материалы городской конференции работников образования «Преемственность муниципальной системы образования в условиях модернизации» 2005 г. Омск.

  5. Просвиркин В. Н. Новый взгляд на преемственность в системе непрерывного образования // Вестник Университета Российской академии образования. 2008.-No 3.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!