СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2023 ОГЭ Январь Биология Вариант 3

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Тип 1 № 12145 

В опыте экспериментатор наблюдал за развитием проростка в трубке. Как только органы проростка вышли за границы трубки, его корень изогнулся вниз, а стебель принял вертикальное положение.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

2. Тип 2 № 35149 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  тритон гребенчатый

Б)  стафилококк золотистый

В)  ламинария японская

Г)  маслёнок летний

 

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Животные

2)  Растения

3)  Грибы

4)  Бактерии

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г

3. Тип 3 № 1374 

Установите последовательность таксономических единиц в классификации ржи, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  отдел Цветковые

2)  царство Растения

3)  порядок Злаковые

4)  семейство Злаки

5)  класс Однодольные

6)  род Рожь

4. Тип 4 № 19532 

Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа (по оси x отложена концентрация углекислого газа (%), а по оси y  — относительная скорость фотосинтеза (усл. ед.)).

 

Какие два из приведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

Скорость фотосинтеза

1)  растёт в интервале концентрации углекислого газа от 0 до 0,06%

2)  постоянно растёт во всём диапазоне концентраций углекислого газа

3)  сначала растёт, а потом снижается

4)  убывает после достижения концентрации углекислого газа 0,08%

5)  постоянна после достижения концентрации углекислого газа 0,08%

5. Тип 5 № 1888 

Расположите пункты инструкции по изучению микропрепарата ткани в правильном порядке. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Переведите микроскоп на большое увеличение.

2)  Настройте на микроскопе свет.

3)  Поставьте микроскоп перед собой.

4)  Сфокусируйте микроскоп на клетках при малом увеличении.

5)  Рассмотрите и зарисуйте особенности строения клеток.

6)  Положите препарат на предметный столик.

6. Тип 6 № 35113 

В экспериментах по изучению микроорганизмов используются питательные среды, которые разливают в (см. рисунок)

 

1)  воронки

2)  чашки Петри

3)  мерные стаканы

4)  мерные цилиндры

7. Тип 7 № 1982 

Известно, что Карл Линней - выдающийся ботаник, креационист, создатель единой системы классификации растительного и животного мира. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  К. Линней одним из первых начал вести научные фенологические наблюдения в природе.

2)  В своих работах учёный писал, что «видов столько, сколько их создало Бесконечное существо (Бог)».

3)  К. Линней заложил основы современной бинарной номенклатуры в биологии.

4)  Учёным было описано около полутора тысяч новых видов растений.

5)  У себя на родине учёного ценят как путешественника, который открыл для шведов их собственную страну.

6)  К. Линней родился 23 мая 1707 года в Южной Швеции  — в деревне Росхульт в провинции Смоланд.

8. Тип 8 № 375 

Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:

 

 

Целое Часть
Майский жук Трахеи
Гадюка обыкновенная ...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  трахеи

2)  жабры

3)  лёгкие

4)  кожа

9. Тип 9 № 1584 

Из перечисленного списка выберите паразитические организмы. Выберите три верных организма из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  дрожжи

2)  бледная спирохета

3)  цианобактерия

4)  палочка Коха

5)  трутовик

6)  мукор

10. Тип 10 № 572 

Вставьте в текст «Мхи» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

МХИ

Мхи  — это ___________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах  — ___________ (Б). В наших лесах встречаются зелёные мхи, например кукушкин лён, и белые мхи, например ___________ (В). Для жизнедеятельности мхов крайне важна вода, поэтому они часто встречаются около лесных стоячих водоёмов: озёр и болот. Многовековые отложения мхов на болотах образуют залежи ___________ (Г)  — ценного удобрения и топлива.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) низшее 2) коробочка 3) семенное 4) сорус
5) споровое 6) сфагнум 7) торф 8) цветковое

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г

11. Тип 11 № 602 

Установите соответствие между признаком и видом клетки, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

A)  наличие клеточной стенки из хитина

Б)  наличие пластид

В)  наличие клеточной стенки из целлюлозы

Г)  наличие запасного вещества в виде крахмала

Д)  наличие запасного вещества в виде гликогена

 

 

 

ВИД КЛЕТКИ

 

1)  растительная клетка

2)  грибная клетка

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

12. Тип 12 № 2983 

Верны ли следующие суждения о клетках растений? А. Все живые клетки растений имеют вакуоли. Б. Все живые клетки растений имеют цитоплазму и ядро.

 

    1) 

верно только А

    2) 

верно только Б

    3) 

оба суждения верны

    4) 

оба суждения неверны

13. Тип 13 № 893 

Рассмотрите фотографию листа крапивы двудомной. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Тип листа

 

1) черешковый 2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

 

1) параллельное 2) дуговидное
3) пальчатое 4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

14. Тип 14 № 35193 

Под каким номером изображён тонкая кишка человека?

15. Тип 15 № 40 

К древнейшим людям учёные относят

 

1)  австралопитека

2)  неандертальца

3)  питекантропа

4)  кроманьонца

16. Тип 16 № 35313 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение скелета передней конечности человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  плечевая кость

2)  таранная кость

3)  лучевая кость

4)  локтевая кость

5)  кость пясти

6)  фаланги пальцев

17. Тип 17 № 825 

Какие виды деятельности человека осуществляются при участии мозжечка? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  чихание

2)  письмо

3)  мигание

4)  ходьба

5)  мышление

6)  подводное плавание

18. Тип 18 № 282 

Установите соответствие между признаком и слоем кожи, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

A)  расположены рецепторы

Б)  расположены сальные и потовые железы

В)  при ультрафиолетовом облучении в клетках синтезируется меланин

Г)  клетки постоянно слущиваются и обновляются

Д)  слой пронизан многочисленными кровеносными и лимфатическими сосудами

 

 

 

СЛОЙ КОЖИ

 

1)  эпидермис

2)  дерма

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

19. Тип 19 № 35216 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания моллюсков.

Список характеристик:

 

1)  редуцент

2)  консумент

3)  плотоядное животное

4)  детритофаг

5)  паразит

6)  бентосные организмы

 

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

 

20. Тип 20 № 35196 

Составьте пищевую цепь из четырёх уровней, в которую входит детрит. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

21. Тип 21 № 35236 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность жуков плавунцов и крупных рыб, если в течение нескольких лет шло сокращение численности мелких рыб? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность жуков плавунцов Численность крупных рыб

 

22. Тип 22 № 12463 

Рассмотрите рисунок с изображением схемы сердца человека. Как называют нарушение, изображённое на рисунке справа? Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.

23. Тип 23 № 20965 

Учёные изучали процессы жизнедеятельности растений. В колбу с водой поместили побег с листьями, на поверхность воды налили слой растительного масла. Вторую пробирку с таким же количеством воды и масла, но без побега оставили в качестве контроля. На следующий день уровень воды в пробирке с побегом значительно снизился, а уровень воды в контрольной пробирке остался прежним.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Какие структуры растения повлияли на результат исследования?

24. Тип 24 № 511 

Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1)  Чем живая вакцина отличается от инактивированной?

2)  К какой группе относят заболевания, перечисленные в первом абзаце текста?

3)  В чём заключается недостаток использования живых вакцин?

 

 

СОВРЕМЕННЫЕ ВАКЦИНЫ И СЫВОРОТКИ

 

С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в 14 веке погибла четверть всего населения. Ещё в середине 17 века почти каждый человек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал.

 

В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где центральным звеном является вакцинация. В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеет определённые достоинства и недостатки. В качестве живых вакцин обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как для иммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается в заражённом организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммунной системой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания.

 

Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин – необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определённой периодичностью.

 

Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным.

 

Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитныеантитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.

 

Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть направлены на определённое заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячному токсину.

25. Тип 25 № 1638 

Проанализируйте данный таблицы: «Зависимость между числом инфузорий в желудке барана и сроками его голодания». Ответьте на вопросы к таблице.

1)  Как зависит число инфузорий в желудке барана от сроков голодания?

2)  Почему изменяется количество инфузорий за 4 дня голодания?

3)  Зачем нужны инфузории и бактерии жвачному животному?

 

Зависимость между числом инфузорий в желудке барана и сроками его голодания

 

 

Сроки голодания Число инфузорий

в 1 мм2

До голодания 1266
1-й день голодания 536
2-й день голодания 128

 

3-й день голодания 33
4-й день голодания 8

 

26. Тип 26 № 12943 

Наталья съела на второй завтрак омлет с ветчиной и чай с сахаром.

1)  Какова энергетическая ценность завтрака?

2)  Соответствует ли энергетическая ценность завтрака Натальи нормам для 15-летнего подростка, если за весь день с 4 приёмами пиши она получила 2900 ккал?

3)  Какие питательные вещества начинают расщепляться в желудке?

 

Таблица 1

 

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

 

Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г)
Бутерброд с мясом 425 39 33 41
Бутерброд с курицей 355 13 15 42
Бутерброд с ветчиной 380 19 18 35
Жареный картофель 225 3 12 29
Омлет с ветчиной 350 21 14 35
Салат овощной 60 3 0 10
Салат с курицей 250 14 12 15
Мороженое шоколадное 325 6 11 50
Вафельный рожок 135 3 4 22
Лимонад 170 0 0 42
Апельсиновый сок 225 2 0 35
Чай без сахара 0 0 0 0
Чай с сахаром (две чайные ложки) 68 0 0 14

 

Таблица 2

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

 

Возраст, лет Белки, г/кг Жиры г/кг Углеводы, г Энергетическая потребность, ккал
7−10 2,3 1,7 330 2550
11−15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

Таблица 3

 

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

 

 

Первый завтрак Второй завтрак Обед Ужин
14% 18% 50% 18%

Просмотр содержимого документа
«2023 ОГЭ Январь Биология Вариант 3»

ариант № 2642896

1. Тип 1 № 12145 

В опыте экспериментатор наблюдал за развитием проростка в трубке. Как только органы проростка вышли за границы трубки, его корень изогнулся вниз, а стебель принял вертикальное положение.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

2. Тип 2 № 35149 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  тритон гребенчатый

Б)  стафилококк золотистый

В)  ламинария японская

Г)  маслёнок летний

ЦАРСТВА

1)  Животные

2)  Растения

3)  Грибы

4)  Бактерии

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3. Тип 3 № 1374 

Установите последовательность таксономических единиц в классификации ржи, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  отдел Цветковые

2)  царство Растения

3)  порядок Злаковые

4)  семейство Злаки

5)  класс Однодольные

6)  род Рожь

4. Тип 4 № 19532 

Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа (по оси x отложена концентрация углекислого газа (%), а по оси y  — относительная скорость фотосинтеза (усл. ед.)).

 

Какие два из приведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

Скорость фотосинтеза

1)  растёт в интервале концентрации углекислого газа от 0 до 0,06%

2)  постоянно растёт во всём диапазоне концентраций углекислого газа

3)  сначала растёт, а потом снижается

4)  убывает после достижения концентрации углекислого газа 0,08%

5)  постоянна после достижения концентрации углекислого газа 0,08%

5. Тип 5 № 1888 

Расположите пункты инструкции по изучению микропрепарата ткани в правильном порядке. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Переведите микроскоп на большое увеличение.

2)  Настройте на микроскопе свет.

3)  Поставьте микроскоп перед собой.

4)  Сфокусируйте микроскоп на клетках при малом увеличении.

5)  Рассмотрите и зарисуйте особенности строения клеток.

6)  Положите препарат на предметный столик.

6. Тип 6 № 35113 

В экспериментах по изучению микроорганизмов используются питательные среды, которые разливают в (см. рисунок)

 

1)  воронки

2)  чашки Петри

3)  мерные стаканы

4)  мерные цилиндры

7. Тип 7 № 1982 

Известно, что Карл Линней - выдающийся ботаник, креационист, создатель единой системы классификации растительного и животного мира. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  К. Линней одним из первых начал вести научные фенологические наблюдения в природе.

2)  В своих работах учёный писал, что «видов столько, сколько их создало Бесконечное существо (Бог)».

3)  К. Линней заложил основы современной бинарной номенклатуры в биологии.

4)  Учёным было описано около полутора тысяч новых видов растений.

5)  У себя на родине учёного ценят как путешественника, который открыл для шведов их собственную страну.

6)  К. Линней родился 23 мая 1707 года в Южной Швеции  — в деревне Росхульт в провинции Смоланд.

8. Тип 8 № 375 

Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:

 

Целое

Часть

Майский жук

Трахеи

Гадюка обыкновенная

...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  трахеи

2)  жабры

3)  лёгкие

4)  кожа

9. Тип 9 № 1584 

Из перечисленного списка выберите паразитические организмы. Выберите три верных организма из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  дрожжи

2)  бледная спирохета

3)  цианобактерия

4)  палочка Коха

5)  трутовик

6)  мукор

10. Тип 10 № 572 

Вставьте в текст «Мхи» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

МХИ

Мхи  — это ___________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах  — ___________ (Б). В наших лесах встречаются зелёные мхи, например кукушкин лён, и белые мхи, например ___________ (В). Для жизнедеятельности мхов крайне важна вода, поэтому они часто встречаются около лесных стоячих водоёмов: озёр и болот. Многовековые отложения мхов на болотах образуют залежи ___________ (Г)  — ценного удобрения и топлива.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) низшее

2) коробочка

3) семенное

4) сорус

5) споровое

6) сфагнум

7) торф

8) цветковое

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11. Тип 11 № 602 

Установите соответствие между признаком и видом клетки, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

A)  наличие клеточной стенки из хитина

Б)  наличие пластид

В)  наличие клеточной стенки из целлюлозы

Г)  наличие запасного вещества в виде крахмала

Д)  наличие запасного вещества в виде гликогена

ВИД КЛЕТКИ

1)  растительная клетка

2)  грибная клетка

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

12. Тип 12 № 2983 

Верны ли следующие суждения о клетках растений?
А. Все живые клетки растений имеют вакуоли.
Б. Все живые клетки растений имеют цитоплазму и ядро.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

оба суждения верны

  

 4) 

оба суждения неверны

13. Тип 13 № 893 

Рассмотрите фотографию листа крапивы двудомной. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14. Тип 14 № 35193 

Под каким номером изображён тонкая кишка человека?

15. Тип 15 № 40 

К древнейшим людям учёные относят

 

1)  австралопитека

2)  неандертальца

3)  питекантропа

4)  кроманьонца

16. Тип 16 № 35313 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение скелета передней конечности человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  плечевая кость

2)  таранная кость

3)  лучевая кость

4)  локтевая кость

5)  кость пясти

6)  фаланги пальцев

17. Тип 17 № 825 

Какие виды деятельности человека осуществляются при участии мозжечка? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  чихание

2)  письмо

3)  мигание

4)  ходьба

5)  мышление

6)  подводное плавание

18. Тип 18 № 282 

Установите соответствие между признаком и слоем кожи, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

A)  расположены рецепторы

Б)  расположены сальные и потовые железы

В)  при ультрафиолетовом облучении в клетках синтезируется меланин

Г)  клетки постоянно слущиваются и обновляются

Д)  слой пронизан многочисленными кровеносными и лимфатическими сосудами

СЛОЙ КОЖИ

1)  эпидермис

2)  дерма

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

19. Тип 19 № 35216 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания моллюсков.

Список характеристик:

 

1)  редуцент

2)  консумент

3)  плотоядное животное

4)  детритофаг

5)  паразит

6)  бентосные организмы



Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

20. Тип 20 № 35196 

Составьте пищевую цепь из четырёх уровней, в которую входит детрит. В ответе запишите последовательность букв.

 



21. Тип 21 № 35236 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность жуков плавунцов и крупных рыб, если в течение нескольких лет шло сокращение численности мелких рыб? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность жуков плавунцов

Численность крупных рыб



22. Тип 22 № 12463 

Рассмотрите рисунок с изображением схемы сердца человека. Как называют нарушение, изображённое на рисунке справа? Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.

23. Тип 23 № 20965 

Учёные изучали процессы жизнедеятельности растений. В колбу с водой поместили побег с листьями, на поверхность воды налили слой растительного масла. Вторую пробирку с таким же количеством воды и масла, но без побега оставили в качестве контроля. На следующий день уровень воды в пробирке с побегом значительно снизился, а уровень воды в контрольной пробирке остался прежним.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Какие структуры растения повлияли на результат исследования?

24. Тип 24 № 511 

Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1)  Чем живая вакцина отличается от инактивированной?

2)  К какой группе относят заболевания, перечисленные в первом абзаце текста?

3)  В чём заключается недостаток использования живых вакцин?



СОВРЕМЕННЫЕ ВАКЦИНЫ И СЫВОРОТКИ

 

С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в 14 веке погибла четверть всего населения. Ещё в середине 17 века почти каждый человек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал.

 

В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где центральным звеном является вакцинация. В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеет определённые достоинства и недостатки. В качестве живых вакцин обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как для иммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается в заражённом организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммунной системой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания.

 

Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин – необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определённой периодичностью.

 

Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным.

 

Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитныеантитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.

 

Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть направлены на определённое заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячному токсину.

25. Тип 25 № 1638 

Проанализируйте данный таблицы: «Зависимость между числом инфузорий в желудке барана и сроками его голодания». Ответьте на вопросы к таблице.

1)  Как зависит число инфузорий в желудке барана от сроков голодания?

2)  Почему изменяется количество инфузорий за 4 дня голодания?

3)  Зачем нужны инфузории и бактерии жвачному животному?

Зависимость между числом инфузорий в желудке барана и сроками его голодания

 

Сроки голодания

Число инфузорий

в 1 мм2

До голодания

1266

1-й день голодания

536

2-й день голодания

128

3-й день голодания

33

4-й день голодания

8

26. Тип 26 № 12943 

Наталья съела на второй завтрак омлет с ветчиной и чай с сахаром.

1)  Какова энергетическая ценность завтрака?

2)  Соответствует ли энергетическая ценность завтрака Натальи нормам для 15-летнего подростка, если за весь день с 4 приёмами пиши она получила 2900 ккал?

3)  Какие питательные вещества начинают расщепляться в желудке?

 

Таблица 1

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Бутерброд с мясом

425

39

33

41

Бутерброд с курицей

355

13

15

42

Бутерброд с ветчиной

380

19

18

35

Жареный картофель

225

3

12

29

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат с курицей

250

14

12

15

Мороженое шоколадное

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

Лимонад

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 2

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г/кг

Жиры г/кг

Углеводы, г

Энергетическая потребность, ккал

7−10

2,3

1,7

330

2550

11−15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Таблица 3

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

Первый завтрак

Второй завтрак

Обед

Ужин

14%

18%

50%

18%




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!