Цели: познакомить учащихся с биографией и творчеством Ф.И.Тютчева , выразительно читать стихотворение
Задачи :
- образовательные: обучать выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний
-развивающие: развивать мышление и речь, расширять знания учащихся о лексическом значении слова, расширять знания об окружающем мире; развивать умения детей работать со стихотворным текстом, развивать интерес к чтению
-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; чувство прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.
Орг. Момент
Речевая разминка
Актуализация знаний , проверка дз
Сообщение темы, постановка целей
Открытие нового знания
Физминутка
Первичное закрепление
Самостоятельная работа
Подведение итогов, рефлексия
Дз
(4) Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
- Очень многие художники, поэты и композиторы посвящали свои произведения весне.
- Как вы думаете, почему?
- Весна – это самое радостное время года, время пробуждения и обновления природы. Я предлагаю вам сейчас послушать произведение замечательного русского композитора П.И. Чайковского «Времена года. Март. Апрель». И одновременно познакомиться с картинами весны, написанными русскими художниками.
Среди них - Ф.И. Тютчев, со стихотворением которого мы и познакомимся сегодня.
Ребята, послушайте стихотворение.
Какие слова вам не знакомы?
Засуетилось – начало суетиться, действовать торопливо
Нудит – принуждает, заставляет
Пуще – сильнее.
Недаром - не напрасно.
Наперекор – назло, вопреки.
Подняли трезвон – звонко запели.
Хлопочет - занимается чем-то очень усердно
Взбесилась – очень сильно разозлилась
Какие времена года встречаются в стихотворении?
Как охарактеризовал их поэт?
Какие отношения между зимой и весной?
Как вы думаете, мог ли быть другой итог борьбы?
На чьей стороне автор?
Почему автор названия времен года пишет с заглавной буквы?
Подготовка к выразительному чтению.( паузы, ударение, темп, тон)
Сколько строф в стихотворении? 5
Сколько продолжительных пауз?4
1 строфа. Почему зима злится? Подберите синоним к слову недаром ( не зря)
(2 полс строчки) как вы понимаете ? ( весенняя пора совсем близко)
Какие слова главные в этой части?( недаром, прошла, весна, гонит)
2 строфа. Назовите признаки весны в стихотворении. Объясните высказывания «все засуетилось, все нудит»
Что подразумевает автор под все? ( солнце, ручьи, с крыш капель)
Какие сова главные? ( засуетилось, жаворонок, нудит)
3 строфа. Прочитайте слова, передающие настроение зимы и весны. ( хлопочет, ворчит, хохочет, шумит)
На какие слова падает логическое ударение? А как шумит весна? ( ручьями, шумом ветерка, птичьими криками)
Подберите синоним к слову пуще ( сильнее)
4-5 строфы читают самостоятельно.
Прочитайте слова, доказывающие противостояние Зимы ( взбесилась, пустила, убегая)
Как поэт называет зиму? Весну?
Как отреагировала весна на проказы зимы?
Подберите синоним к слову наперекор ( назло)
Какие слова надо выделять голосом? Каким тоном читать? ( бодро)
Почему весна молодая девушка, а зима старушка?
Подготовка к выраз.чтению
Представьте образ главных героев. Прочитайте стихотворение про себя. Прочитайте вслух стихотворение по очереди по четверостишиям.
Или
Анализ произведения
-На сколько частей разделили произведение? (5)
Посмотрите на первую часть.
-Почему злится зима? (она почувствовала, что наступает весна)
-Попробуйте заменить слово недаром близким по значению (неспроста, у нее есть причины злиться)
- Как вы понимаете последние 2 строчки в первой части? (ответы детей)
- Скажите, почему же начала злиться зима?
- Как будем читать эти строки? (радостно)
- Почему?
- Прочитайте выразительно
Найдите вторую часть
- О каких признаках весенней природы здесь говориться? (Жаворонки уже подняли звон, все засуетилось)
- Как вы понимаете выражение «все засуетилось»? (ответы детей) (побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы)
- В каком темпе мы будем читать эту часть? (в оживленном, радостном)
- Прочитайте эту часть выразительно
Посмотрите на третью часть
- Найдите слова, передающие настроение у Зимы и Весны? (Зима ворчит, Весна хохочет, шумит)
- Как шумит Весна? (пуще) ( Весна шумит ручьями, шелестом ветерка, птичьим криком).
- Что это значит? (Пуще – сильнее, больше)
- Прочитайте выразительно
Прочитайте 4 часть
- Как поэт называет Зиму? (ведьма злая)
- Как называет Весну? (прекрасное дитя)
- Расскажите, как взбесилась Зима и что она сделала?(взбесилась, взяла снег и запустила в Весну)
- Нарисуйте словами картинку, как взбесилась Зима. ( Она посылает метель на землю, дует холодом, сыплет колючим снегом. Солнце вдруг спрячется, повалит густой снег.
Прочитайте про себя 5 часть
- Как отреагировала Весна на проказы Зимы? (не расстроилась, не стала горевать)
- В стихотворении есть слово умылася. А как мы говорим? (умылась)
- Как вы думаете, что означает слово наперекор? (Наперекор – вопреки чему-то)
- Ребята, каким тоном надо читать эту строфу? (Бодрым, так как Весна всё равно побеждает.)