СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

25 билет зима недаром злится

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«25 билет зима недаром злится»

  1. Цели: познакомить учащихся с биографией и творчеством Ф.И.Тютчева , выразительно читать стихотворение

Задачи :

- образовательные: обучать выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний

-развивающие: развивать мышление и речь, расширять знания учащихся о лексическом значении слова, расширять знания об окружающем мире; развивать умения детей работать со стихотворным текстом, развивать интерес к чтению

-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; чувство прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.

  1. Орг. Момент

  2. Речевая разминка

  3. Актуализация знаний , проверка дз

  4. Сообщение темы, постановка целей

  5. Открытие нового знания

  6. Физминутка

  7. Первичное закрепление

  8. Самостоятельная работа

  9. Подведение итогов, рефлексия

  10. Дз



(4) Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

- Очень многие художники, поэты и композиторы посвящали свои произведения весне.

- Как вы думаете, почему?

- Весна – это самое радостное время года, время пробуждения и обновления природы. Я предлагаю вам сейчас послушать произведение замечательного русского композитора П.И. Чайковского «Времена года. Март. Апрель». И одновременно познакомиться с картинами весны, написанными русскими художниками.

Среди них - Ф.И. Тютчев, со стихотворением которого мы и познакомимся сегодня.

Ребята, послушайте стихотворение.

Какие слова вам не знакомы?

Засуетилось – начало суетиться, действовать торопливо

Нудит – принуждает, заставляет

Пуще – сильнее.

Недаром - не напрасно.

Наперекор – назло, вопреки.

Подняли трезвон – звонко запели.

Хлопочет - занимается чем-то очень усердно

Взбесилась – очень сильно разозлилась

Какие времена года встречаются в стихотворении?

Как охарактеризовал их поэт?

Какие отношения между зимой и весной?

Как вы думаете, мог ли быть другой итог борьбы?

На чьей стороне автор?

Почему автор названия времен года пишет с заглавной буквы?

Подготовка к выразительному чтению.( паузы, ударение, темп, тон)

Сколько строф в стихотворении? 5

Сколько продолжительных пауз?4

1 строфа. Почему зима злится? Подберите синоним к слову недаром ( не зря)

(2 полс строчки) как вы понимаете ? ( весенняя пора совсем близко)

Какие слова главные в этой части?( недаром, прошла, весна, гонит)

2 строфа. Назовите признаки весны в стихотворении. Объясните высказывания «все засуетилось, все нудит»

Что подразумевает автор под все? ( солнце, ручьи, с крыш капель)

Какие сова главные? ( засуетилось, жаворонок, нудит)

3 строфа. Прочитайте слова, передающие настроение зимы и весны. ( хлопочет, ворчит, хохочет, шумит)

На какие слова падает логическое ударение? А как шумит весна? ( ручьями, шумом ветерка, птичьими криками)

Подберите синоним к слову пуще ( сильнее)

4-5 строфы читают самостоятельно.

Прочитайте слова, доказывающие противостояние Зимы ( взбесилась, пустила, убегая)

Как поэт называет зиму? Весну?

Как отреагировала весна на проказы зимы?

Подберите синоним к слову наперекор ( назло)

Какие слова надо выделять голосом? Каким тоном читать? ( бодро)

Почему весна молодая девушка, а зима старушка?

Подготовка к выраз.чтению

Представьте образ главных героев. Прочитайте стихотворение про себя. Прочитайте вслух стихотворение по очереди по четверостишиям.

Или

Анализ произведения

-На сколько частей разделили произведение? (5)

Посмотрите на первую часть.

-Почему злится зима? (она почувствовала, что наступает весна)

-Попробуйте заменить слово недаром близким по значению (неспроста, у нее есть причины злиться)

- Как вы понимаете последние 2 строчки в первой части? (ответы детей)

- Скажите, почему же начала злиться зима?

- Как будем читать эти строки? (радостно)

- Почему?

- Прочитайте выразительно

Найдите вторую часть

- О каких признаках весенней природы здесь говориться? (Жаворонки уже подняли звон, все засуетилось)

- Как вы понимаете выражение «все засуетилось»? (ответы детей) (побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы)

- В каком темпе мы будем читать эту часть? (в оживленном, радостном)

- Прочитайте эту часть выразительно

Посмотрите на третью часть

- Найдите слова, передающие  настроение у Зимы и Весны? (Зима ворчит, Весна хохочет, шумит)

- Как шумит Весна? (пуще) ( Весна шумит ручьями, шелестом ветерка, птичьим криком).

- Что это значит? (Пуще – сильнее, больше)

- Прочитайте выразительно

Прочитайте 4 часть

- Как поэт называет Зиму? (ведьма злая)

- Как называет Весну? (прекрасное дитя)

- Расскажите, как взбесилась Зима и что она сделала?(взбесилась, взяла снег и запустила в Весну)

Нарисуйте словами картинку, как взбесилась Зима. ( Она посылает метель на землю, дует холодом, сыплет колючим снегом. Солнце вдруг спрячется, повалит густой снег.

Прочитайте про себя 5 часть

- Как отреагировала Весна на проказы Зимы? (не расстроилась, не стала горевать)

- В стихотворении есть слово умылася. А как мы говорим? (умылась)

- Как вы думаете, что означает слово наперекор(Наперекор – вопреки чему-то)

- Ребята, каким тоном надо читать эту строфу? (Бодрым, так как Весна всё равно побеждает.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!