СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

26.01.2022. Дистанционное обучение. Тема: Анализ фенотипической изменчивости.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дистанционное обучение. Тема: Анализ фенотипической изменчивости.

Просмотр содержимого документа
«26.01.2022. Дистанционное обучение. Тема: Анализ фенотипической изменчивости.»

Практическая работа № 7.

Анализ фенотипической изменчивости.

Цель: ознакомиться с закономерностями фенотипической изменчивости, методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой.

Оборудование: семена фасоли, линейки.

Ход работы:

  1. Измерить длину 10 семян фасоли. Определить число образцов, сходных по рассматриваемому признаку и заполнить таблицу:


    Количество семян, шт.

    Длина семени, мм


  2. Построить вариационный ряд, расположив семена в порядке возрастания размеров. Для этого по горизонтали откладываете значения, соответствующие номеру семени, а по вертикали – длину семян. Ставите точки на пересечении этих значений и соединяете их.

  3. Построить вариационную кривую. Для этого по горизонтали откладываете длину семян, а по вертикали – значения, соответствующие частоте встречаемости каждого признака. Ставите точки на пересечении этих значений и соединяете их.

  4. Рассчитать среднюю величину признака по формуле:

М= Σ ( V x p)

n

где М – средняя величина, V – варианта, p – частота встречаемости вариант, Σ – знак суммирования и n – общее число вариант вариационного ряда.

5. Сравнив края и центр вариационной кривой, сделайте вывод: с какой длиной семян (минимальным, средним или максимальным) чаще встречаются семена фасоли и почему. В таблицу записываем данные, полученные после измерения семян фасоли. Лучше отражать их в порядке возрастания длины. Пользуясь данными таблицы, строим вариационный ряд.

Длина семян, мм



1 6

1 4

1 2 • • •

1 0 • •

8

6

4

2

0

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 № семени

Сначала берем семена с минимальной длиной. У нас это 10 мм. Следовательно, напротив цифры 1 по горизонтали и цифрой 10 по вертикали ставим точку. Т.к. у нас 2 семени по 10 мм., то напротив цифры 2 по горизонтали и цифрой 10 по вертикали тоже ставим точку. Затем 3 семени получились по 12 мм. Следовательно, напротив 3, 4, 5 номера по горизонтали и 12 по вертикали ставим точки. По данному принципу достраиваем точки и в конце соединяем их плавной линией. В 4 пункте нужно построить вариационную кривую. Берем верхние и нижние значения из таблицы и соединяем их на графике, ставя точки. В конце соединяем их плавной линией.

Кол-во семян, шт.



5

4

3 • •

2

1 ••

0

2 4 6 8 1012141618 Длина семян, мм

Рассчитываем среднюю величину признака по формуле:

М= Σ ( V x p)n

М = (10 х 2) + (12 х 3) + (15 х 3) + (16 х 1) + (17 х 1) = 13,4 (мм.)

6. Сравниваем края и центр вариационной кривой и делаем вывод.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!