СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

316 группа (практическая работа по теме "Обращение") 17.04.2024

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

дистанционное обучение

Просмотр содержимого документа
«316 группа (практическая работа по теме "Обращение") 17.04.2024»

Практическая работа «Знаки препинания при обращении»

1. Повторить правила

При обращении ставятся запятые или восклицательный знак в зависимости от места расположения и интонации.

Выясним, какие знаки препинания ставятся при обращении согласно правилу пунктуации русского языка. Приведем примеры предложений.

В предложении могут быть слова, которые грамматически не связаны ни с одним его членом. Такие слова не соединены с членами предложения сочинительными союзами или перечислительной интонацией, не связаны с ними по способу согласования, управления, примыкания. Они не являются членами предложения, то есть к таким словам от других членов предложения нельзя поставить вопрос. К грамматически не связанными с членами предложения относятся

вводные слова и конструкции;

обращения.

Согласно правилам пунктуации обращения и вводные слова отделяются от остальной части предложения знаками препинания. Рассмотрим, какие знаки препинания употребляются при обращении и в каких случаях их необходимо поставить.

Запятые при обращении

Чтобы отличить обращение от членов предложения и правильно расставить знаки препинания, напомним, что называют этим термином в русском языке.

Обращение — это слово или сочетание слов, обозначающие лицо или предмет, к которому обращена речь.

Андрей, помоги мне решить эту задачу.

Золотая рожь, ты раскинулась как бескрайнее море!

Во втором предложении обращение является распространенным, так как имеет пояснительное слово в виде прилагательного.

В роли обращения чаще всего используется существительное в форме именительного падежа или слово другой части речи в значении существительного.

Смелые, только вам подвластны горы!

Чтобы отличить обращение от подлежащего, имеем в виду, что глагол, выполняющий роль сказуемого, как правило, используется в грамматической форме второго лица, а не третьего.

Сравним:

Настенька, хочешь горячего чая?

Настенька хочет горячего чая.

Для обращения характерна особая звательная интонация. Оно произносится более высоким и напряженным тоном голоса, чем другие слова в предложении, причем после обращения делается небольшая интонационная пауза, которая укажет, что после него необходимо поставить знак препинания.

Напомним, что обращение не является членом предложения, поэтому чаще всего оно отделяется от остальной части предложения запятой. Обращение может располагаться

в начале,

в середине,

в конце предложения.

Знаки препинания при обращении

Пунктуация с обращением в начале предложения

Рассмотрим случай, когда обращение находится в начале предложения и произносится спокойным тоном голоса. Согласно правилу пунктуации после него обязательно ставится запятая.

Света, расскажи нам эту историю еще раз.

Обособление обращения в середине предложения

Обращение может располагаться в середине высказывания. В этом случае в предложении оно обособляется с двух сторон запятыми.\

Тебе, Наташа, следует прочитать эту статью более внимательно.

Пунктуация с обращением в конце предложения

Перед обращением, находящимся в конце предложения, ставится запятая.

Мы очарованы вашей суровой красотой, горы.

После распространенного или нераспространенного обращения, стоящего в конце предложения, ставится тот пунктуационный знак, который подсказывается смыслом и интонацией всего предложения.

Куда бежишь, быстрый ручей?

Пойдем со мной, Сережа!

Пунктуация в предложении с двумя обращениями

В предложении может быть не одно, а два обращения, находящиеся в разных местах. Каждое из них отделяется запятыми от всего предложения.

Саша, вернись домой, сыночек, поскорей!

Два обращения, присоединенные с помощью сочинительного союза, рассматриваются как одно обращение, после которого ставится запятая.

Мальчики и девочки, пойдем играть в прятки!

Пунктуация в предложениях с обращением и междометиями, частицами, повтором слов

Для передачи эмоциональности и выразительности речи в предложениях с обращением нередко используются междометия, частицы, повтор слов. Если перед обращением употребляется частица «о», то запятая не ставится после неё.

О солнце, как красив твой багряный закат!

При повторе обращения с использованием частицы «а», запятая ставится перед ней и после повторяющегося обращения, а не между ними.

Девочка, а_девочка, где тут школа?

Согласно правилу пунктуации в предложении междометие отделяется от обращения запятой.

Ах, Слава, как ты меня напугал!

Обращение и восклицательный знак

В зависимости от интонации после обращения, начинающего высказывание, используется также восклицательный знак.

Друзья! Как хорошо, что мы снова встретились здесь!

В таких случаях оно произносится взволнованным, напряженным, более громким голосом.

В речи обращение нередко используется в качестве призыва к окружающим.

Пассажиры! Отойдите от края платформы!

Учтем, что обращение с восклицательным знаком не является самостоятельным предложением. Остальная часть предложения после него пишется с прописной буквы.


2. Ответить на вопросы

 

1. Одно из утверждений неверно. Найдите его.

1) Обращение — это конструкция, называющая человека (лицо), к которому обращена речь.

2) Обращение, привлекая внимание собеседника, является мощным средством поддержания речевого контакта.

3) В роли обращения обычно употребляются одушевленные существительные в форме именительного падежа, одиночные или с зависимыми словами.

4) В предложении обращения обычно являются подлежащими.

 

2. С чем нельзя согласиться?

1) Обращение может быть выражено неодушевленным существительным в форме именительного падежа.

2) Обращение не связано синтаксически с членами предложения.

3) Обращение может стоять в любой части предложения.

4) Обращение не может быть выделено на письме знаками препинания.

 

3. Выберите ошибочное утверждение.

1) Обращение может быть распространено определениями и придаточными предложениями.

2) Обращение, где бы оно ни стояло, отделяется от других членов предложения запятыми.

3) Если обращение окрашено особыми эмоциями и произнесено с восклицательной интонацией, оно оформляется восклицательным знаком.

4) В роли обращения в редких случаях могут выступать личные местоимения ТЫ и ВЫ.

 

4. Найдите предложения, в которых обращения выражены одушевленным существительным.

1) Здравствуй, солнце да утро веселое!

2) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

3) Ускорь шаги, прекрасная весна, поторопи свой радостный приход.

4) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, — все ваша музыка плоха.

 

5. Найдите предложения, в которых обращения выражены неодушевленным существительным.

1) Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять.

2) Свет Родионовна, забуду ли тебя?

3) Ты хочешь меду, сын? — Так жала не страшись.

4) Плачь, душа моя, плачь, моя милая!

 

6. Найдите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания.

1)  Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

2) Внемлите ж, братья, слову брата, пока мы полны юных сил.

3) Умру я скоро. Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе.

4)  Опять я в Москве, любезнейший, Пушкин, действую снова в суде.

 

7. Установите соответствие:

1) Подлежащее.

2) Обращение.

А. Входит в грамматическую основу предложения. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему.

Б. Не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.

 

8. Установите соответствие:

1) «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?»

2) Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.

3) «Вот что, князь, тебя смущает?»

4) Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

А. Гости - подлежащее.

Б. Князь - подлежащее.

В. Гости - обращение.

Г. Князь - обращение.

 

9. Родилась я, милые внуки мои, под Киевом, в тихой деревне. (Н. Некрасов) Это предложение осложнено

1) обращением и вводным словом.

2) вводным словом и словом-предложением.

3) обращением и уточняющим обстоятельством.

4) словом-предложением и обособленным приложением.

 

10. Нераспространенным обращением осложнено предложение

1) Ты, солнце святое, гори! (А. С. Пушкин)

2) Вы откуда будете, молодые люди? (А. Фадеев)

3) Вперед чужой беде не смейся, голубок. (И. Крылов)

4) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. С. Пушкин)

 

11. Распространенным обращением осложнено предложение

1) Петр, куда ты спрятался? (И. С. Тургенев)

2) Он был, о море, твой певец. (А. С. Пушкин)

3) Расскажи свою биографию, Артем! (Н. Островский)

4) Дорогие товарищи, мы спаяны неразрывной дружбой. (Н. Островский)

 

12. Знаки препинания расставлены правильно в предложении

1) Вы, дядечка помолчите. (А. Чехов)

2) Здравствуй, солнце, да утро веселое! (С. Никитин)

3) Отпусти меня родная, на простор широкий. (Н. Некрасов)

4) Петр Андреевич, Максимыч отведет вас на вашу квартиру. (А. С. Пушкин)

 

13. Знаки препинания расставлены правильно в предложении

1) Простите, вольные страницы, и край отцов, и тихий Дон. (А. С. Пушкин)

2) Дружная идешь, ты, с нами осень. (С. Щипачев)

3) Я люблю тебя жизнь за весну и за страх, и за ярость. (О. Сулейменов)

4) Так вот судьба твоих сынов, о, Рим, о, грозная держава. (А. С. Пушкин)

 

14. Для привлечения внимания слушающего к сообщению в устной речи употребляется

1) обращение.

2) вводное слово.

3) слово-предложение.

4) обособленное приложение.

5) уточняющие члены предложения.

 

15. В каком предложении нет обращения?

I) Зачем ты, Балда. к нам залез?

2) Воротись, поклонися рыбке.

3) Постой, бабушка, постой немножко.'

4) Здравствуй, солнце да утро веселое!

 

16. В каком предложении нет обращения?

1) Ребята, вероятно, уже все в оборе?

2) Взвейтесь кострами, синие ночи!

3) Ты, видимо, меня не услышал.

4) Пишите нам, уважаемые радиослушатели.

 

17. В каком предложении есть обращение?

1) Откуда ты идешь?

2) Мой друг, я пишу эти строки в надежде на скорую встречу.

3) Тот, кого любила я, уже слишком далеко.

4) Тебе, великому русскому поэту, я посвящаю эти юношеские стихи.

 

18. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Однако я господа, кажется, мешаю вам заниматься.

2) А знаете, Клавочка, я должен вам кое-что сообщить.

3) Кем бы вы тогда стали, Александр Петрович?

4) Ты письмо мое, милый, не комкай.   

 

19. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Лидия Николаевна, в кухню входить боялась, да и вообще была тихая, пугливая особа.

2) Так что будьте осторожны, дамы и девицы.

3) Брат мой, как я рад тебя видеть!

4) Читатель, любишь ли ты книги?

 

20. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Помоги мне, солнце красное.

2) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы.

3) Итак, вы в Москве родные мои?

4) Он был, о море, твой певец.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!