1.Пояснительная записка.
Изучение иностранного языка в 4 а классе направлено на достижение следующих целей:
формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной и письменной формах;
приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка.
Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, даёт возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные умения и навыки.
Основная цель обучения в 4 классе - дальнейшее развитие способности и готовности обучающихся осуществлять элементарное общение на немецком языке в рамках ограниченного числа наиболее распространённых стандартных ситуаций общения, а также их воспитание и развитие средствами учебного предмета: их речевое и интеллектуальное развитие, развитие мотивации к изучению немецкого языка, интереса к всё ещё небольшой страноведческой информации, развитие чувств и эмоций, ценностных ориентаций и творческого потенциала.
С учётом сформулированных целей изучение предмета «Иностранный язык» направлено на решение следующих задач:
формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
расширение лингвистического кругозора; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;
обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;
приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счёт проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
духовно-нравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение им таких нравственных устоев семьи, как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших;
развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта, умением работать в паре, группе.
Учебно - методический комплекс:
Учебник «Немецкий язык» ( в двух частях). Первые шаги.4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений И.Л.Бим, Л.И. Рыжова М.:Просвещение,2018г.
Планируемые предметные результаты.
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки);
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
» использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, анализа и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями обучения;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения на доступном младшим школьникам уровне; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме с учётом возможностей младших школьников; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение работать в группе и определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
• умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).
Предметные результаты:
А. В коммуникативной сфере:
языковые представления и навыки (фонетические, орфографические, лексические и грамматические);
говорение (элементарный диалог этикетного характера, диалог в доступных ребёнку типичных ситуациях, диалог с вопросами и побуждением к действию, монологические высказывания с описаниями себя, семьи и других людей, предметов, картинок и персонажей);
аудирование (понимание на слух речи учителя и других учащихся, восприятие основного содержания несложных аудиотекстов и видеофрагментов на знакомом учащимся языковом материале);
чтение (восприятие текстов с разной глубиной понимания ограниченного объёма, соответствующих изученному тематическому материалу и интересам учащихся с соблюдением правил чтения и осмысленного интонирования);
письмо (техника написания букв и соблюдение орфографических правил, опора на образец, письменное заполнение пропусков и форм, подписи под предметами и явлениями, поздравительные открытки, личное письмо ограниченного объёма);
социокультурная осведомлённость (немецкоговорящие страны, литературные персонажи, сказки народов мира, детский фольклор, песни, нормы поведения, правила вежливости и речевой этикет).
Б. В познавательной сфере:
• формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке (звукобуквенный состав, слова и словосочетания, утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения, порядок слов, служебные слова и грамматические словоформы);
• умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных диалогических и монологических высказываний по изученной тематике;
• перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на немецком языке, предполагающие прогнозирование содержания текста по заголовку и изображениям, выражение своего отношения к прочитанному, дополнение содержания текста собственными идеями в элементарных предложениях;
умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей, таблиц и схем для выполнения заданий разного типа;
осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми;
ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями других народов и своей страны, известными героями, важными событиями, популярными произведениями, а также нормами жизни;
перспектива использования изучаемого языка для контактов с представителями иной культуры, возможность рассказать друзьям о новых знаниях, полученных с помощью иностранного языка, вероятность применения начальных знаний иностранного языка в зарубежных турах с родными.
Г. В эстетической сфере:
знакомство с образцами родной и зарубежной детской литературы, поэзии, фольклора и народного литературного
формирование эстетического вкуса в восприятии фрагментов родной и зарубежной детской литературы, стихов, песен и иллюстраций;
развитие эстетической оценки образцов родной и зарубежной детской литературы, стихов и песен, фольклора и изображений на основе образцов для сравнения.
Д. В трудовой сфере:
умение сохранять цели познавательной деятельности и следовать её задачам при усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении;
готовность пользоваться доступными возрасту современными учебными технологиями, включая ИКТ, для повышения эффективности своего учебного труда;
начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы для самостоятельного поиска недостающей информации, ответа на вопросы и выполнения учебных заданий.
3. Содержание учебного предмета.
Первой содержательной линией являются коммуникативные умения, второй – языковые знания и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные знания и умения. Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными знаниями.
Предметное содержание речи
Любимое домашнее животное. Мой дом/квартира/комната. Праздники: день рождения, Новый год. Мои друзья (имя, возраст, внешность, характер, увлечения, семья). Времена года, погода. Любимое время года. Мои увлечения. Каникулы Моя школа / классная комната. Школьные принадлежности, учебные предметы Страна/страны изучаемого языка и родная страна (общие сведения: название, столица, крупные города. Речевые умения
Говорение. Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным произведением детского фольклора: диалог этикетного характера - уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться ; диалог-расспрос- уметь задавать вопросы: кто? что? когда? где? куда?; диалог-побуждение к действию - уметь обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить, используя побудительные предложения. Объем диалогического высказывания - 2-3 реплики с каждой стороны.
Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.
Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку. Объем монологического высказывания – 5-6 фраз.
Слушание (аудирование). Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке; небольших простых сообщений; основного содержания несложных сказок, рассказов (с опорой на иллюстрацию, языковую догадку). Время звучания текста для аудирования – до 1 минуты.
Чтение. Чтение вслух небольших текстов, построенных на изученном языковом материале; соблюдение правильного ударения в словах, фразах, интонации в целом. Чтение про себя и понимание текстов, содержащих только изученный материал, а также несложных текстов, содержащих отдельные новые слова; нахождение в тексте необходимой информации (имени главного героя; места, где происходит действие). Использование двуязычного словаря учебника. Объем текстов – примерно 100 слов (без учета артиклей).
Письмо и письменная речь. Списывание текста; вписывание в текст и выписывание из него слов, словосочетаний. Написание с опорой на образец поздравления, короткого личного письма.
Языковые знания и навыки (практическое усвоение)
Графика и орфография. Все буквы алфавита, основные буквосочетания и звукобуквенные соответствия. Основные правила чтения и орфографии (например, функции буквы h, e в качестве знаков долготы). Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и основных звукосочетаний немецкого языка. Соблюдение норм произношения гласных и согласных звуков: долгота и краткость гласных, твердый приступ, оглушение согласных в конце слога, слова, отсутствие палатализации согласных перед гласными переднего ряда. Ударение в слове, особенно в сложных словах, и в предложении. Интонация утвердительного, вопросительного (с вопросительным словом и без него) и побудительного предложений.
Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения: простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка. Начальное представление о способах словообразования: аффиксация (например, суффиксы существительных: -chen (das Häuschen), -in (от существительных мужского рода с суффиксом –er: die Lehrerin); словосложение (das Lehrbuch); конверсия (образование существительных от неопределенной формы глагола - lesen – das Lesen). Интернациональные слова: das Kino, die Fabrik и др.
Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное. Общий и специальный вопрос. Вопросительные слова (wer, was, wie, warum, wo, wohin, wann). Порядок слов в предложении. Утвердительное и отрицательное предложения. Предложения с простым глагольным сказуемым (Ich wohne in Berlin.), составным именным (Meine Familie ist gross.) и составным глагольным сказуемыми (Ich lerne Deutsch sprechen.). Безличные предложения (Es ist kalt. Es regnet.). Конструкция Es gibt… . Нераспространенные и распространенные предложения. Сложносочиненные предложения с союзами und и aber.
Спряжение слабых и некоторых сильных глаголов в Präsens, использование наиболее употребительных глаголов в Perfect (преимущественно рецептивно, т.е. для понимания в речи учителя, в рифмовках и считалках). Спряжение модальных глаголов wollen, können, müssen, sollen в Präsens. Неопределенная форма глаголов. Повелительное наклонение наиболее распространенных глаголов в утвердительной и отрицательной форме (Imperativ: Sprich! Wеine nicht!).
Существительные мужского и женского рода единственного и множественного числа с определенным и неопределенным артиклем. Склонение существительных.. Местоимения личные, притяжательные, указательные (dieser, jener). Качественные прилагательные. Количественные числительные от 1 до 100. Порядковые числительные до 30. Отрицания kein, nicht. Наиболее употребительные предлоги (in, auf, neben, mit, über, nach, zwischen).
Утверждаю:
директор МБОУСОШ №86
с.Шаблиевка
____________Д.Э. Жордочкин
Годовой календарно-тематический план по немецкому языку
в 4а классе.
№ | Раздел программы, темы | Кол-во часов | Сроки | Контрольная работа |
1 | Мы уже много знаем и умеем. Повторение. | 6 | 01.09.20-21.09.18 | 21.09.20- Контрольная работа № 1 по теме «Мы уже много знаем и умеем» (Чтение) |
2 | Как было летом ? | 12 | 22.09.20-09.11.20 | 05.10.20-Контрольная работа № 2 по теме «Как было летом ?» (Говорение) 26.10.20- Контрольная работа №3 по теме «Здесь летнее письмо» (Письмо) |
3 | А что нового в школе ? | 12 | 10.11.20-21.12.20 | 30.11.20- Контрольная работа №4 по теме «А что нового в школе ? » (Письмо) 08.12.20- Контрольная работа №5 по теме «А что нового в школе ? » (Чтение) 21.12.20 Контрольная работа №6 по теме «Рождество в Германии ? » (Говорение) |
4 | У меня дома… что там ? | 12 | 22.12.20-08.02.21 | 18.01.21- Контрольная работа №7 по теме «У меня дома…что там ?» (Письмо) |
5 | Свободное время. Что мы делаем? | 11 | 09.02.21-16.04.21 | 15.02.21- Контрольная работа №8 по теме «А как проводят выходные дни животные ?» (Чтение) 02.03.21- Контрольная работа №9 по теме «Свободное время» (Аудирование) |
6 | Скоро наступят каникулы. | 18 | 29.03.21-25.05.21 | 12.04.21- Контрольная работа № 10 по теме «Погода в апреле переменчива» (Говорение). 27.04.21- Контрольная работа № 11 по теме «Погода в апреле переменчива» (Письмо). 17.05.21- Итоговый тест за 4 класс № 12 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
4 КЛАССА.
№ раздела/темы | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Всего кол-во часов | Теоретические занятия | | Кол-во контрольных |
1 | Мы уже много знаем и умеем. Повторение. | 6 | 5 | | 1 |
2 | Как было летом ? | 12 | 10 | | 2 |
3 | А что нового в школе ? | 12 | 9 | | 3 |
4 | У меня дома… что там ? | 12 | 11 | | 1 |
5 | Свободное время. Что мы делаем? | 11 | 9 | | 2 |
6 | Скоро наступят каникулы. | 18 | 15 | | 3 |
| Всего | 71 | 59 | | 12 |
4.Календарно- тематическое планирование.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Контроль |
| 1.Мы уже много знаем и умеем. Повторение-6 часов. Что мы можем рассказать о наших друзьях ? | 1 | 01.09.20 | |
| Что мы можем рассказать о нас самих? | 1 | 07.09.20 | |
| Что мы можем рассказать о начале учебного года? | 1 | 08.09.20 | |
| Я и мои друзья . | 1 | 14.09.20 | |
| Что бы вы еще хотели повторить ? | 1 | 15.09.20 | |
| Контрольная работа № 1 по теме «Мы уже много знаем и умеем» (Чтение) | 1 | 21.09.20 | № 1 |
| 2. Как было летом ?- 12 часов .Что обычно делают наши немецкие друзья на летних каникулах ? | 1 | 22.09.20 | |
| Есть ли летние каникулы у животных ? | 1 | 28.09.20 | |
| Какая погода была летом ? | 1 | 29.09.20 | |
| Контрольная работа № 2 по теме «Как было летом ?» (Говорение) | 1 | 05.10.20 | № 2 |
| Мы играем и поем. Развитие навыков чтения. | 1 | 06.10.20 | |
| Мы играем и поем. Развитие грамматических навыков | 1 | 12.10.20 | |
| Здесь летнее письмо. | 1 | 13.10.20 | |
| Летом у многих детей день рождение. Повторение лексики. | 1 | 19.10.20 | |
| Летом у многих детей день рождение. А у тебя ? | 1 | 20.10.20 | |
| Контрольная работа №3 по теме «Здесь летнее письмо» (Письмо) | 1 | 26.10.20 | № 3 |
| Что бы вы еще хотели повторить ? | 1 | 27.10.20 | |
| Анализ контрольной работы. | 1 | 09.11.20 | |
| 3. А что нового в школе ? -12 часов .У наших немецких друзей новый кабинет. | 1 | 10.11.20 | |
| Что же мы делаем в классе ? | 1 | 16.11.20 | |
| У Сабины и Свена новое расписание уроков. | 1 | 17.11.20 | |
| А какие любимые предметы у наших друзей ? | 1 | 23.11.20 | |
| Что бы вы еще хотели повторить ? | 1 | 24.11.20 | |
| Контрольная работа №4 по теме «А что нового в школе ? » (Письмо) | 1 | 30.11.20 | №4 |
| Анализ контрольной работы. | 1 | 01.12.20 | |
| Расписание уроков –домашнее чтение. | 1 | 07.12.20 | |
| Контрольная работа №5 по теме «А что нового в школе ? » (Чтение) | 1 | 08.12.20 | №5 |
| Немецкие друзья готовятся к Рождеству. | 1 | 14.12.20 | |
| Мы играем и поем. | 1 | 15.12.20 | |
| Контрольная работа №6 по теме «Рождество в Германии ? » (Говорение) | 1 | 21.12.20 | №6 |
| 4. У меня дома… что там ?-12 часов. Сабина живет в уютном доме. | 1 | 22.12.20 | |
| А где живут Кевин и Свен ? | 1 | 28.12.20 | |
| В квартире. Где что стоит ? | 1 | 29.12.20 | |
| Мой дом. | 1 | 11.01.21 | |
| Что бы вы еще хотели повторить? | 1 | 12.01.21 | |
| Контрольная работа №7 по теме «У меня дома… что там ?» (Письмо) | 1 | 18.01.21 | №7 |
| Анализ контрольной работы. | 1 | 19.01.21 | |
| Сабина рисует свою детскую комнату. | 1 | 25.01.21 | |
| Марлиз в гостях у Сандры. | 1 | 26.01.21 | |
| Я и моя квартира. Развитие навыков монологической речи | 1 | 01.02.21 | |
| Чтение. Сказка «Сладкая каша» | 1 | 02.02.21 | |
| Мы играем и поем. Повторение темы «Мой дом» | 1 | 08.02.21 | |
| 5.Свободное время. Что мы делаем? -11 часов. Что делают наши друзья в выходные дни ? | 1 | 09.02.21 | |
| Контрольная работа №6 по теме «А как проводят выходные дни животные ?» (Чтение) | 1 | 15.02.21 | №8 |
| Что делает на выходных семья Свена ? | 1 | 16.02.21 | |
| Что наши немецкие друзья делают в свободное время ? А мы? | 1 | 22.02.21 | |
| Лексическая работа по теме: Свободное время | 1 | 23.02.21 | |
| Что могли бы ещё делать наши друзья в своё свободное время? А вы | 1 | 01.03.21 | |
| Контрольная работа №7 по теме «Свободное время» (Аудирование) | 1 | 02.03.21 | №9 |
| Анализ контрольной работы. | 1 | 08.03.21 | |
| Пикси охотно рисует животных. | 1 | 09.03.21 | |
| Что делают дети на выходных? | 1 | 15.03.21 | |
| Чтение. Сказка «Три поросёнка» | 1 | 16.03.21 | |
| 6. Скоро наступят каникулы-18 часов. Какая погода весной ? | 1 | 29.03.21 | |
| Апрель, апрель! Он делает, что он хочет! | 1 | 30.03.21 | |
| Части тела. Систематизация лексики по теме | 1 | 05.04.21 | |
| Что празднуют наши друзья весной? А мы? | 1 | 06.04.21 | |
| Контрольная работа № 10 по теме «Погода в апреле переменчива» ( Говорение). | 1 | 12.04.21 | № 10 |
| Скоро наступят каникулы. | 1 | 13.04.21 | |
| Мы готовимся к празднику. | 1 | 19.04.21 | |
| Что мы делаем на праздниках ? | | 20.04.21 | |
| Как мы готовимся к праздникам? А наши немецкие друзья? | 1 | 26.04.21 | |
| Контрольная работа № 11 по теме «Погода в апреле переменчива» ( Письмо). | 1 | 27.04.21 | № 11 |
| Мы играем и поем. Повторение темы «Погода» | 1 | 03.05.19 | |
| Степени сравнения прилагательных | 1 | 04.05.19 | |
| Будущее время | 1 | 10.05.19 | |
| Грамматическая работа по теме: Степени сравнения прилагательных. Будущее время | 1 | 11.05.21 | |
| Итоговый тест за 4 класс № 12 | 1 | 17.05.21 | № 12 |
| Анализ контрольной работы. | 1 | 18.05.21 | |
| Наш классный праздник . | 1 | 24.05.21 | |
| Повторение изученного за курс 4 класса | 1 | 25.05.21 | |