Тема: «Синтаксис. Простые и сложные предложения»
Цели:
- создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями простые и сложные предложения;
-сформировать представления о простых и сложных предложениях.
Планируемые результаты:
Предметные:
-различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу;
-применять правила правописания, знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.
Личностные:
- ценить и понимать позицию другого, освоение личностного смысла учения, выбор образовательного маршрута.
Формируемые УУД:
Познавательные:
-анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков;
-отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
-формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности,
-сотрудничать в совместном решении проблемы;
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
Ход урока:
Организационный момент:
- Внимательно проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте?
Всё ли в порядке?
Ручка, учебник и тетрадка?
Все дружно беритесь скорей за работу.
Актуализация знаний. Самоопределение деятельности.
а) Словарная работа.(по лексическому значению угадывают и записывают слово)
Салют (стрельба и фейерверк в ознаменование торжественной даты, события)
Интерес (Особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять)
Ноябрь (Одиннадцатый месяц календарного года)
Телефон (Система связи для передачи речевой информации на расстояние при помощи электрических сигналов по проводам или по радио)
Аллея (Дорога в саду, парке с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам)
Костер (Горящие дрова, сучья, хворост, сложенные в кучу)
Сейчас (В настоящее время, теперь)
Инженер (Специалист с высшим техническим образованием)
Столица (Главный город государства)
- Составьте слово из первых букв данных словарных слов (СИНТАКСИС)
- Что такое синтаксис? (раздел языка, который изучает словосочетания и предложения)
б) Работа над предложением.
Молодая берёзка склонилась у дороги.
- Запишем предложение с комментированием.
- Докажите, что мы записали именно предложение(Состоит из слов, слова связаны между собой по смыслу)
- Так что же такое предложение?
- Какие опознавательные признаки предложения вы знаете? (Смысл, знаки препинания в конце предложения)
- Какое предложение по цели высказывания составили и записали? (повествовательное) Почему?
- Какие ещё предложения по цели высказывания знаете? (вопросительное, восклицательное)
- Прочитайте данное предложение с разной интонационной окраской.
3) Игра «Договори предложение»
Глаза боятся, а руки (делают). пословица
Белые бараны ( били в барабаны). скороговорка
Унылая пора (очей очарованье). стихотворение
Мартышка к старости (слаба глазами стала) басня
- Запишите пословицу. Как понимаете смысл пословицы?
- Выполним разбор предложения по членам.
- Чем интересна эта пословица, (две грамматические основы)
- Как можно назвать предложение, которое состоит из нескольких грамматических основ (частей)? (многосоставное, сложное) А как мы называем предложение, в котором одна грамматическая основа? (простое)
- Кто догадался, какова тема нашего урока? Мы будем говорить о простых и сложных предложениях.
Работа по теме урока:
- В чём будем упражняться (узнавать простое и сложное предложения)
- Зачем? (Чтобы грамотно оформлять их на письме)
- Почему важно говорить и писать грамотно? (Чтобы нас понимали)
- Слово профессору Ивану Ивановичу Самоварову
Работа по учебнику с 75 упр. 118 - коллективно
-Прочитайте строки из стихотворения А. Пушкина.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман.
- Обратите внимание: это все оно предложение. Сколько в нем частей? Найдите главные члены предложения в каждой его части. Запишите их по образцу.
Образец: Небо ( что делало?) дышало, солнышко (что делало?) блистало….
День (что делал?) становился, сень лесов (что делала?) обнажалась, туман( что делал?) ложился.
! Значит: сложное предложение состоит из простых предложений, связанных по смыслу. Вывод: сложные предложения могут состоять из двух или несколько грамматических основ.
Физкультминутка
Игра «Определи предложение по структуре» (показывают руками, стоя. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор)
• Поют птицы.
• Ярко светит солнце, поют птицы.
• Краб крабу сделал грабли.
• В долине пар белеет тонкий.
• Наступили осенние дни, по небу поплыли серебристые облака.
• Ослепительно светит солнце, на реке блестит лед.
Продолжение работы по теме урока:
Работа по учебнику:
- А сейчас откройте учебники на стр.77 упр. 124
-Закончите предложения так , чтобы они получились сложными выбери один из союзов из скобок . Запиши предложения ,верно расставив знаки препинания.
1.Урок закончился и началась перемена.2.Мама подарила мне красивую книгу,а в ней поучительные рассказы.3.Люда и Сергей дружат,но впереди долгие годы учёбы.4.В классе установили новый компьютер и теперь дети получают полные знания.5.Я хорошо знаю правила орфографии и не допускаю ошибок.6.На улице стоит прекрасная погода,но гулять некогда. 7.Папа купил мне билет на спектакль в Театре юного зрителя,но жаль я иду без друга.8.Брат любит читать книги и учится по ним.
Применение новых знаний:
Наступил ноябрь. [ ___ ‗ ]
Дуют ветра. [ __ ‗ ]
Птицы попрятались. [ __ ‗ ]
.– Дайте характеристику предложениям.
- Работают с предложением: Наступил ноябрь, дуют ветра, птицы попрятались.
(сложное, состоит из трех простых, между частями ставим запятые)
[ __ ‗ ] , [ __ ‗ ], [ __ ‗ ].
- Так как же мы будем определять, какое предложение: простое или сложное?
- Чтобы определить простое или сложное предложение, составим алгоритм наших действий.
- Выстраивают алгоритм работы с предложениями.
1. Прочитать предложение.
2. Найти грамматическую основу.
3. Определить сложное или простое.
4. Если сложное, то поставить знаки препинания.
Подведение итогов урока:
-Итак, ребята какова была наша тема урока?
- Как на письме показана граница этих предложений? (запятой)
- Из чего состоят сложные предложения? (из простых, которые….на письме отделяются запятой и связаны между собой по смыслу)
- Обобщая наши рассуждения: простые предложения, входящие в состав сложных, связаны между собой по смыслу и отделяются запятой (первая цель достигнута)
Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
Прокомментируйте свой результат:
- я старался, но не всё получилось;
- со всеми заданиями я справился;
Домашнее задание:
Стр. 76 упр. 121