Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята. Меня зовут, Татьяна Андреевна, урок математики, буду вести у вас я. Проверьте свою готовность к уроку. На парте должны лежать учебник, тетрадь, пенал, линейка. Все готовы? -Молодцы. Присаживайтесь. -Сегодня нас ждет необычный урок математики. Понять в чем необычность, нам поможет высказывание известного русского ученого-физика Александра Леонидовича Чижевского. Обратите внимание на экран. (учитель читает) «Самые простые вещи, встречающиеся на каждом шагу, могут стать источником научного открытия». -Как вы понимаете это высказывание? -А как вы думаете почему мы начали урок с этого высказывания? -Я вам желаю новых открытий и интересной, продуктивной работы на уроке. - А какие геометрические фигуры вам уже знакомы? - Знания, которые мы имеем с предыдущих уроков, они нам несомненно пригодятся | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку -да Внимание на экран Слушают учителя -Каждый из нас может открывать что-то новое, информация о новых понятиях может содержаться в объектах, которые находятся рядом - Потому что мы будем открывать самостоятельно что-то новое Слушают учителя - Куб, квадрат, треугольник, прямоугольник | Коммуникативные УУД: будут уметь вступать в диалог Личностные: будут проявлять интерес к предмету математики |
Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | -Итак, чтобы совершать открытия, нужно много знать. Вспомним, что нам уже известно. Посмотрит, пожалуйста, на слайд. - Что изображено? -Как можно разделить эти фигуры на группы? Объясните, по каким признакам можно это сделать? -Разделите эти фигуры, на плоские и объёмные. -Назовите фигуры, которые вы разделили по цвету. -Какие группы получились? Назовите 1-ю группы -Чем они похожи? -Чем они отличаются? -Спасибо, молодцы. -Как можно назвать эти фигуры одним словом? -Как называются объемные фигуры во 2-ю группе? -Расскажите все, что вы знаете о кубе. -Как вы думаете, для чего мы повторяли все это? -Что мы знаем о геометрических фигурах еще? -Зачем нам это все надо? -Для определения темы урока предлагаю посмотреть на экран. (показать ролик https://youtu.be/mLz4wPBsUbo) -Какая страна была показана в видеороолике? -В чем была суть данного видеоролика? -Верно. В ролике были показаны самые древнейшие архитектурные памятники Древнего Египта – Египетские пирамиды. -Как вы думаете, почему именно в Египте, Фараоны были заинтересованы в том, чтоб все постройки были сделаны в форме пирамиды? - А какие свойства вы знаете? -Возникло затруднение, что нужно сделать? - Где возникло затруднение? - Почему оно возникло? - Используя слова «Я не могу», «Я не смог» скажите, почему вы не смогли ответить на этот вопрос - Что нужно сделать, чтобы узнать свойства? | Слушают учителя - геометрические фигуры - Можно разделить на две группы - По цвету и по объему Делят фигуры на группы один ученик вслух - 1-группа-Треугольник, четырехугольник, пятиугольник - Они похожи тем, что это многоугольники - Они отличаются количеством сторон, вершин, углов - это многоугольники -2 группа-это кубы - Куб – это объемная геометрическая фигура, имеет 8 вершин, 6 граней, 12 ребер, все ребра куба равны между собой, грани являются квадратами ответы детей ответы детей - Это нам нужно для того, чтобы открыть что-то новое Слушают учителя Смотрят видеоролик -Египет - Случайная постройка пирамид Слушают учителя - Это связано со свойствами пирамиды У учащихся возникло затруднение - Остановится и подумать - Затруднение возникло в названии свойств - Оно возникло, потому что мы не знаем свойств - Я не смог это сделать, потому что не знаю свойств пирамиды - Нужно познакомиться с новой темой | Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение оформлять свои мысли в устной форме |
Построение и реализация проекта выхода из затруднения | -С какой цели мы начнем? -Верно. В математике часто новое знание открывается путем сравнения уже известного и нового. На столах у вас так же есть коробочки. Достаньте оттуда две фигуры: куб и пирамиду. -Какого цвета куб у 1 ряда? -У 2 ряда? -У 3 ряда? -А пирамида? 1 ряд? -2 ряд? -3 ряд? -Я предлагаю вам поработать в парах. Вам необходимо выявить признаки, сходства фигур. -Когда будете готовы в парах, дайте знак. (рассказывают свои мини-проекты) -Из каких элементов состоит пирамида? -Покажите их. -Вернемся к нашему рабочему листу и подпишем названные элементы пирамиды в задание №1. Возьмите ручки и подпишите название элементов пирамиды, которые мы с вами узнали, а также, которые соответственно имеются и у куба. -Посмотрите внимательно на слайд, у всех так получилось? -Что мы с вами узнали о кубе и пирамиде? -Какие это элементы? -Что мы сейчас с вами нашли у куба и пирамиды? -Верно. А какие различия есть между ними? -Посмотрите внимательно на пирамиду. Все грани ее сходятся в одной вершине. -А теперь посмотрите на куб. Что из себя представляют боковые стороны? -Верно. А теперь обратимся вновь к пирамиде. (учитель демонстрирует пирамиду-четырехугольную) -Посмотрите на ее грани, все они одинаковы? - Какую грань можно назвать «лишней»? -Верно. Это грань четырехугольник. (учитель показывает данную грань) - Интересную закономерность мы увидели сейчас. Не правда - ли? -Ребята, вы большие молодцы, умеет размышлять, выявлять отличия. Как вы думаете, что нам может помочь выявить правильность наших предположений/гипотез? -Верно. Давайте поработаем с учебником. -Откройте учебник на странице 80 найдите тему урока. Прочитайте ее. -Найдите и прочитайте текст в желтой рамочке. -Верны ли были наши предположения? -Что нового вы узнали о пирамиде? -Для того чтобы усвоить данный материал предлагаю вам, еще раз прочитать данный текст, и закрыть учебники. У вас, у каждого, на столах лежат карточки, положите их перед собой. Вам необходимо заполнить пропуски, восстановив текст. Всем понято задание? -Можете приступать к выполнению. Проверьте себя по учебнику. -Кто справился с данным заданием, поставьте себе знак «+». - Продолжаем работу. На столах, у каждого, лежат развертки пирамиды. Я предлагаю вам сконструировать модель пирамиды из развертки. Как вы думаете можно ли из данной развертки сделать модель пирамиды? -А из развертки, представленной на слайде можно сконструировать модель пирамиды? -Почему? - Вам необходимо из предложенной развертки, сложить пирамиду по линиям сгиба и получить модель данной фигуры. -Покажите грани пирамиды. -Покажите основание. -Какая еще геометрическая фигура может быть в основании? Прочитайте текст, после рамочки. -Ответьте на вопрос, какие еще геометрические фигуры могут быть в основании и какие названия будет иметь пирамида? -Посмотрите на свои пирамиды, какая фигура лежит в основании? -Обобщим все признаки пирамиды, которые мы узнали. Закончите высказывание в задании № 2 на листе. -Все боковые грани пирамиды это? -Записываем. А её основанием является, что? -Молодцы. Давайте, обратимся к нашим целям. - Какую цель мы достигли? Поставьте плюс справа рядом с ней. -Какая наша следующая цель? -Скажите, пожалуйста, все ли пирамиды одинаковые? - Чем они отличаться могут? - Что может быть в основании пирамиды? (заранее заготовлены модели пирамид с разными основаниями) Демонстрирует пирамиды с разными основаниями. -Посмотрите на эту пирамиду. Какая фигура в основании этой пирамиды? -Какая фигура в основании этой пирамиды? -Какая фигура в основании следующей пирамиды? На рабочих листах, обратите внимание на задние №3. Подпишите подходящее название для каждой пирамиды. Сверьтесь с экраном. - Объясните, от чего зависит название пирамиды? -Т.е. вид фигуры зависит от ее основания. Вновь вернитесь к нашим вопросам. Под схемой, продолжите предложение. Вид пирамиды зависит от чего? -Запишите. Посмотрите на наши цели. Что мы узнали? Поставьте плюс справа рядом с данной целью. -Какую следующую цель нам необходимо достичь? -Верно. | - Мы начнем с того, что же такое пирамида Слушают учителя - синего - красного -оранжевого -желтого цвета -зеленого -фиолетового Слушают учителя Работают в парах, высказывают мнения, показывают признаки, на соответствующих моделях Рассказывают свои мини-проекты -Из вершины, ребер и граней. одна пара у доски показывает их и называет, остальные на месте Слушают учителя - Да - Мы узнали, что у пирамиды и куба есть одинаковые элементы - Вершина, ребро и грань -Сходства - Боковые грани пирамиды – треугольники, и есть соответствующая грань, которая может отличаться от других Слушают учителя -Квадраты Слушают учителя, рассматривают пирамиду -Нет, не все -Есть грань – четырехугольник Слушают учителя - Да Слушают учителя -Учебник Тема урока: Пирамида читает каждый самостоятельно - Да -У пирамиды есть боковые грани и основание Слушают учителя Выполняют задание проверяют, получившийся текст по учебнику Оценивают работу Слушают учителя -Да -Нет - Потому что слишком много боковых граней конструируют модель пирамиды показывают показывают на моделях - Треугольник, четырехугольник, пятиугольник и т.д. читает один ученик вслух -Любой многоугольник - В основании лежит четырехугольник, треугольник, пятиугольник Слушают учителя -Треугольники -Многоугольник -Мы узнали, что такое пирамида, мы узнали ее элементы -Узнать какие виды пирамид существуют -Нет -Основанием -Треугольник, четырехугольник, пятиугольник и т.д. -Треугольник -Четырехугольник -Пятиугольник Слушают учителя - Название пирамиды зависит от фигуры основания Слушают учителя - От ее основания -Мы узнали виды пирамиды - Узнать, свойства пирамиды | Коммуникативные УУД: умение оформлять свою мысль в устной форме; умение вступать в диалог Познавательные УУД: построение логической цепочки рассуждений Личностные: будут проявлять интерес к предмету математики, быть трудолюбивыми. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Продолжаем работать над свойствами пирамиды. Попробуем сконструировать пирамиду из палочек и пластилина. Работаем в парах. -Первый ряд сконструирует четырехугольную пирамиду, второй ряд- пятиугольную, третий ряд- треугольную. -Какой элемент пирамиды будут представлять палочки? - Для чего нужен пластилин? - С чего лучше начать работу? - У 1 ряда треугольная пирамида. Что будет основанием у данной пирамиды? - У 2 ряда четырехугольная пирамида? Что будет основанием? - У 3 ряда пятиугольная? Что будет основанием? Верно. Можете приступать к конструированию. (конструируют модель пирамиды в парах) - Поставьте пирамиду перед собой на парте. Вспомните еще раз цель, которую нам необходимо достичь!? - Верно. Вернемся нашему листу. Обратите внимание на таблицу. -Вам необходимо заполнить количество вершин у получившихся пирамид, количество граней и ребер. Работать будете в парах. 1 ряд – треугольную пирамиду, второй ряд –четырехугольную, 3 ряд – пятиугольную. Вспомните правила работы в парах. Можете приступать к выполнению. Озвучьте свои ответы. 1 ряд. 2 ряд. 3 ряд. (ответы выводятся на слайд) -Обратите внимание на таблицу. -Какую закономерность вы увидели? Как изменяется количество вершин у пирамид? -Сравните название пирамиды и количество ее вершин? Что вы замечаете? -Как изменяется количество граней? -Сравните количество граней и вершин пирамиды. Какую закономерность вы обнаружили? -Обратимся к последнему столбцу. Прочитайте данную формулу. -1ряд. Какая запись получится у вас? -Чему равно значение? -2 ряд. Какая запись у вас получилась? -Чему равно значение? -3 ряд. Какая запись у вас получится? -Чему равно значение? -Какой вывод мы можем сделать? -Вот такое интересное свойство спрятано в формуле. Достигли ли мы поставленной цели? Поставьте плюс справа рядом с ней. -Вернемся к нашим целям. Какую цель нам предстоит достичь? -Обратите внимание на слайд. - Что вы видите? - На что похоже строение стихотворения? -Также бывают и интересные пирамиды в природе. Тибет. Этот край прекрасный, загадочный. Гора называется Кайлас. Также есть пирамиды в архитектуре. (вход в Лувр в Париже, Александрийский маяк) -А вы знали, что бывают и пирамиды в растениях? Обратите внимание на слайд. (Пирамидальные кипарисы в Крыме) -Где еще можно встретить в природе пирамиды? -Еще пирамиды могут встречаться в литературном чтении. Например, в стихотворении Валерия Брюсова «Пирамида-треугольник. -Прочитайте данное стихотворение вслух -Понравилось ли вам оно? -Вернемся к нашим рабочим листам. Достигли ли мы нашей цели? Поставьте плюс справа рядом с ней. -Замечательно. | Слушают учителя - Ребра -Шарики пластилина- вершины -С основания -Треугольник -Четырехугольник -Пятиугольник конструируют модель пирамиды в парах -Нам нужно узнать, свойства пирамиды Слушают учителя. Работа с рабочим листом. Слушаю учителя Называют правила работы в группе. (не перебивать друг другу, слушать точку зрения друг другу, работают оба, не мешать другим) - в-4, г-4, р-6 -в-5, г-5, р-8 -в-6, г-6, р-10 Слушают учителя -На 1 увеличивается - Вершины на 1 больше у каждого вида пирамид -Тоже увеличивается на 1 Слушают учителя - Их количество одинаково читает один ученик вслух -4+4-6 -2 -5+5-8 -2 -6+6-10 -2 -Какое бы количество вершин и граней не прибавляли и не вычитали количество ребер, мы будем получать число 2 -Да -Нам необходимо будет научиться находить предметы окружающего мира, имеющие форму пирамиды - Стихотворение - Похоже на пирамиду -нет ответы детей да да | Регулятивные УУД: умение действовать по плану; сохранять учебную задачу на протяжении всего урока Познавательные УУД: умение осознанно строить речевое высказывание в устном и письменном виде Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение Личностные: будут проявлять интерес к предмету математики, быть трудолюбивыми; понимать значение математики в повседневной жизни |
Самостоятельная работа | -А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. В качестве самостоятельно работы предлагаю вам выполнить следующие задания, на карточках. -Прочитайте задание. -Всем ли понятно задание? -Прочитайте следующее задание ниже. -Есть ли вопросы? -Прочитайте последнее задание. -Всем ли понятное данное задание? -Можете приступать к выполнению. -Давайте проверим. Задание 1. Какие элементы есть у пирамиды? Назовите их. -Все согласны? -Давайте проверим. Ответ на слайде. -Поставьте себе знак «+» у кого выполнено верно это задание. -Следующее задание. Какие фигуры являются пирамидами? -Все согласны? -Давайте проверим. Ответ на слайде. -Поставьте себе знак «+» у кого выполнено верно это задание. -Последнее задание. Что необходимо было сделать? -Какие утверждения являются верными? -Все согласны? -Давайте проверим. Ответ на слайде. -Поставьте себе знак «+» если все задания выполнены верно и «-», если были допущены ошибки. -Какие трудности у вас возникли? | Слушаю учителя читают задание про себя - да Читают задание самостоятельно про себя - нет Читают самостоятельно про себя да самостоятельно выполняют задания Проверяют задание 1. - Ребра, вершина, основание, боковые грани -Да Сверяют ответы со слайда Оценивают правильность, выполненной работы - 2 и 3 -да Оценивают правильность, выполненной работы -Выбрать верное утверждение - 1,2,4 -Да Сверяют ответы со слайда Оценивают правильность, выполненной работы ответы детей | Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Коммуникативные УУД: умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме |
Рефлексивно оценочные действия | -Наш урок подходит к концу. -Какая была тема урока? ПРИЕМ «КЛАСТЕР» СЛ.26 -Верно. Сейчас я предлагаю вам составить кластер по данной теме. Т.е. данную информацию, которую вы узнали на уроке, необходимо представить наглядно в виде схемы. Например, в центре тема нашего урока: Пирамида. Мы узнали о ней, что это геометрическая фигура, бывает треугольная и… -Посмотрите внимательно, всю ли информацию мы записали? -Вы большие молодцы. -А теперь, я предлагаю вам закончить следующие высказывания. СЛ.27 Я ставил цель… Я смог самостоятельно… Я пока затрудняюсь… Мне понравилось… -Напоследок, оценить вашу работу на уроке. На слайде высказывания. -Выберите то, высказывание, которое характеризует вашу деятельность на уроке. | -Тема урока: Пирамида» Слушают учителя продолжают дети, записывают на интерактивной доске-слова -Да Заканчивают высказывания Оценивают работу на уроке Слушают учителя | Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |