2. Актуализация знаний. Целеполагание | -Скажите какой раздел мы изучали? -С какими понятиями мы познакомились в этом разделе? -Сегодня мы начнём путешествие по новому разделу «Эта удивительная природа». -И с каждым нашим исследованием будем заполнять листок исследователя. Приём «Яркое пятно» Глобус, карта, тела, Равнина, вещества, гора, Природа, океан, частицы. -Посмотрите, на доску. С некоторыми словами вы уже знакомы. А с какими словами вы не знакомы? Назовите их? -Верно, как вы думаете какая у нас сегодня тема? -Хорошо. Какую цель мы поставим перед собой? | -Как устроен мир -царства, бактерии, психология и т.д -тела, вещества, частицы. -Тела, вещества и частицы -Изучить понятия тела, вещества и частицы. |
4.Открытие нового знания | -Скажите, что вы видите вокруг себя? -Как назвать это одним словом? -Ученые называют предметы телами. Странно, верно? Ведь, мы считаем, что тело есть у человека и животных. Оказывается, в науке телами называют все предметы, которые нас окружают. -Итак, тело это-… -Запишите в лист исследователя. -посмотрите перед вами карточки со словами, разделите их на две группы: Солнце, планеты, Луна тоже тела. Их называют небесными телами. -По какому принципу разделили слова на группы? Сделайте вывод. -Тела делятся на 2 группы - естественные тела (тела природы), искусственные тела- тела, созданные руками человека. -А как вы думаете из чего состоят тела? -Тела состоят из веществ. Например: кусок сахара тело, а сам сахар вещество; алюминиевая проволока –тело, алюминий вещество. -Есть тела, которые состоят из нескольких веществ. Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть сахар, крахмал, вода и другие вещества. Множеством разнообразных веществ образованы и тела животных, человека. -Вещество – это… - Проведем игру. Я буду называть тело и кидать вам мяч, а вы вещество. Снежинка, Мяч Стакан Гвоздь Кирпич Карандаш -Теперь поработаем в парах, разделите слова на три группы: молоко, чугун, дым, вода, воздух, сок, железо, стекло. -По каким признакам вы разделили? -Верно, все вещества делятся на три состояния: жидкие, твердые, газообразные. -Итак, тело состоит из вещества. А из чего состоит вещество? Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. В этом мы можем убедиться, проведя опыт. -У вас на столе стакан с водой и кусочек сахара. Положите сахар в стакан с водой, размешайте. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым. - Почему мы перестали видеть сахар? -Если мы не видим сахар, значит ли это, что он исчез? - Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте воду на вкус. Какая она? -Мы не видим его потому, что он распался на более мелкие частицы (растворился), и эти частицы перемешались с частицами воды. Этот опыт доказывает, что вещества, а значит и тела состоят из частиц. -Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размерам и форме отличаются от частиц других веществ. - Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твердых веществах эти промежутки совсем маленькие, в жидких побольше, а в газах еще больше. В любом веществе все частицы постоянно движутся. | -доска, окно, книга, мел и т.д. -предметы, тела - Любой предмет, любое живое существо 1 группа: стол, карандаш, книги, кресло 2 группа: солнце, облако, дерево, Камень. -вывод: Есть тела, которые созданы природой, а есть те, которые созданы руками человека. -Из веществ -то, из чего состоят тела. Вода Резина Стекло железо Глина Дерево, графит 1 группа – молоко, вода, сок 2 группа – чугун, железо, стекло 3 группа – дым, воздух -жидкие, твердые, газообразные. -Из частиц -он растворился -нет -сладкая, значит сахар не исчез |