Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Камышлинка
муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО учителей ______________ ________/_____________ Протокол №__от_______г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______Стодольникова О.В. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы: _____ Стодольникова Ф.А. Приказ № ___ от ________г. |
| | |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
в 5-6 классе
Краеведение «Флора и фауна района»
Разработал учитель истории и обществознания: Еремеев Эдуард Евгеньевич
2021 год
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 с изменениями);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009г. № 373»; Федерального перечня учебников, утвержденного МО РФ от 31.03.2014г. №253.
Примерной основной образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ с. Камышлинка.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа курса «Флора и фауна района» направлена на углубление знаний о природе родного края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе и обществе, знакомство с принципами и способами охраны природы и способах самостоятельного получения знаний о фактах и явлениях. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учебного материала и оказывает большое воспитывающее воздействие.
Общаясь с природой, учащиеся развиваются духовно, появляется чувство сопереживания, собственной причастности к природным процессам.
Основные цели курса – создание условий для формирования познавательной потребности в освоении краеведческого материала;
развития у учащихся любви и бережного отношения к природе, формирования экологической культуры, навыков исследовательской деятельности, развитие творческих способностей детей.
Задачи программы:
Образовательные
- расширить и углубить знания учащихся о природе родного края: знакомство с флорой и фауной, культурными растениями родного края;
- овладение начальными навыками исследовательской работы;
- развитие представлений о природе как о единой целостной системе.
2.Воспитательные:
- развитие гражданских качеств, любви к природе родного края;
- воспитание у учащихся понимания личной ответственности за природные объекты;
- воспитание инициативы, ответственности;
- расширение стилей и способов взаимодействия с окружающими людьми;
3. Развивающие:
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
- стимулирование стремления учащихся знать как можно больше о природе родного края, повышение интереса к краеведению.
- формирование умений: формулировать проблему, определять тему, цель и задачи, методы исследования; делать выводы и предложения; претворять предложения в жизнь.
- формирование умений и навыков общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические: беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа.
2) практические: экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, музее, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями.
Межпредметные связи:
с уроками с географии: работа с картами;
с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, из текстов изучаемых произведений;
с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ;
с уроками математики: статистическая обработка данных исследований;
с уроками истории: знание основных исторических событий в стране и мире;
с уроками технологии: применение трудовых и технологических навыков при проведении практических работ и природоохранных акций.
Предполагаемые результаты реализации программы
Должны научиться | Сформировать действия |
видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать свою деятельность; моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); проявлять инициативу при поиске способа решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Личностные и метапредметные результаты
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные | формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты |
регулятивные | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
познавательные | умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | |
коммуникативные | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Содержание учебного предмета
Тема 1. Моя Родина – Башкортостан
Башкортостан - страна, в которой мы живём. Территория Башкортостан, столица Башкортостан, глава Башкирского государства, народы - населяющие республику Башкортостан, конституция - основной закон страны.
Тема 2. Моя семья.
Семейные традиции. Мои родители. Моя родословная. Мое имя. Что оно означает? Мои обязанности в семье. Семейные праздники. Семейная библиотека. Профессии моих родителей.
Конкурс на лучшую краеведческую находку из семейного архива «Семейная реликвия».
Тема 3. Моя школа.
Учащиеся продолжают знакомиться с традициями, историей своей школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям.
Практические занятия: экскурсии, конкурсы, игра путешествие, разработка правил классного сообщества, выпуск газет, подготовка лекторских групп.
Тема 4. Мое село.
Что я знаю о своем районе? Кармаскалинский район, с.Камышлинка. Обращается внимание на название района, историю его названия, значение.
Улица, на которой я живу. История улиц района: исторические объекты на улице, интересные люди, проживающие на улице, мемориальные доски. История заводов. Памятники района. Почетные граждане нашего района. Культурные учреждения. Их история. Правила поведения в общественных местах.
Практические занятия: экскурсии, конкурсы, встречи со старожилами, фотоконкурсы, викторины, заочные путешествия, презентации классных коллективов.
Тема 5. В гармонии с природой.
Территория и географическое положение республики Башкортостан. Знакомство с картой республики Башкортостан. Природа района.
Тема 6. Растения нашего края
Ознакомление на занятиях с основными заповедными зонами республики Башкортостан. Красная книга республики Башкортостан.
Практические занятия: работа с источниками в библиотеке, просмотр фильмов.
Тема 7. Животные нашего края.
Знакомство с животным миром Башкортостана. Красная книга республики Башкортостан. Практические занятия: работа с источниками в библиотеке, просмотр фильмов.
Тема 8. Культурное наследие Башкортостана
Знакомство с народными умельцами, местными поэтами, интересными людьми, краеведами. Выясняется, кто из деятелей культуры и науки был связан с родным краем.
Практические занятия: конкурсы, посещение музеев, театров, дома художников.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Моя Родина – Башкортостан | 4 |
2 | Моя семья | 4 |
3 | Мое село | 2 |
4 | Моя школа | 2 |
5 | В гармонии с природой | 5 |
6 | Растения нашего края | 9 |
7 | Животные нашего края | 5 |
8 | Культурное наследие Башкортостана | 4 |
| Итого | 35 |