Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Донская средняя общеобразовательная школа
Зерноградского района
РАССМОТРЕНА
На заседании ШМО
Естественно-математического цикла протокол № 1
от 27.08. 2012г
руководитель ШМО
________ Остапенко И.О.
СОГЛАСОВАНА
На заседании методсовета
протокол №1
от29.08. 2012
председатель методсовета
_____________ Тарасенко И.А.
УТВЕРЖДЕНА
Приказ №179 от 31.08.2012
Директор школы
____________ Гордиенко С.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмет математика
класс 5-б класс
учитель Левашкина В.В.
образовательная область математика
ШМО естественно-математическое
учебный год 2012-2013 уч.год
х. Донской
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Программа составлена на базе авторской программы Н.Я. Виленкина и др. в соответствии с требованиями
Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст.7, ст. 32);
Приказа Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
Приказа Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказа Минобрнауки России от 27.12.2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе
в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказа № 610 от 14.07.2011г Министерства образования РО «Примерное региональное положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».
Данная учебная программа и учебно-методический комплект выбраны согласно основной образовательной программы школы. Программа ориентирована на использование учебника Н.Я. Виленкина , В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда(М.: Мнемозина). Рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Цели изучения математики в основной школе
Целью изучения курса математики в 5 классе является систематическое развитие понятие числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Для выработки вычислительных навыков и умений и для адаптации ребенка к курсу математики среднего звена на каждом уроке математики выделяется 8-10 минут для развития и совершенствования вычислительных навыков. Для отработки вычислительных навыков у детей заведены специальные тетради, в которых они работают, как дома, так и в классе (на время ).
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно- индуктивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Вводятся элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Примеры решения простейших комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения, представление данных в виде таблиц, диаграмм, а также понятие и примеры случайных событий.
Основная цель обучения математики в 5 классе:
Выявить и развивать математические и творческие способности учащихся;
Обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений;
Обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
Сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету.
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Математической речи;
Сенсорной сферы; двигательной моторики;
Внимания; памяти;
Навыков само и взаимопроверки.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание:
Место предмета в базисном учебном плане
Математику изучают в 5-6 классах основной школы, предмет является логическим продолжением математики начальной школы и пропедевтическим и подготавливающим к курсу алгебры и геометрии 7-9 классах основной школы. На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 175 часов за учебный год.
Рабочая программа рассчитана на 173 часа с учетом выпадения 2-х праздничных дней(8.03.2013, 1.05.2013). Т.О. была проведена корректировка календарно-тематического планирования. Программа выполняется за счет уплотнения темы «Повторение».
Результаты изучения предмета
Обязательные результаты обучения в 5 классе
Составлены в соответствии с Государственными образовательными стандартами среднего полного и основного общего образования РФ
Теоретические знания | Практические умения | Приобретенные навыки |
1. Натуральные числа и шкалы |
Систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, классах и разрядах натуральных чисел, сравнение натуральных чисел, отрезок, длина отрезка, треугольник и многоугольник и их элементы, периметр многоугольника плоскость, прямая, луч, понятие координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. | Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот; Умение начертить координатный луч и отмечать на нем точки с заданными координатами, определять координаты точки на луче | Уметь читать и записывать многозначные числа, сравнивать натуральные числа, Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости навыки построения и измерения отрезков, умение чертить прямую, луч, координатный луч и отмечать на нем точки с заданными координатами, определять координаты точки на луче |
2. Сложение и вычитание натуральных чисел |
Компоненты действия сложения и вычитания- Свойства сложения и вычитания в буквенном выражении. Правила нахождения неизвестных компонентов при решении уравнений. | Уметь выполнять устно арифметические действия: сложения и вычитания двузначных чисел. Уметь применять алгоритм арифметических действий над многозначными числами, составлять буквенные выражения по условию задач, решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий сложения и вычитания, решать текстовые задачи. | Навыки сложения и вычитания натуральных чисел. Применение свойств сложения и вычитания при вычислениях. Составление буквенных выражений по условию задач. Понимание смысла отношений «больше на…», «меньше на…»Навыки решения несложных практических расчетных задач, устной прикидки и оценки результата вычислений. |
3. Умножение и деление натуральных чисел |
Компоненты умножения и деления. Свойства умножения и деления в буквенном выражении. Правила нахождения неизвестных компонентов при решении уравнений. Понятие квадрата и куба числа. Знать порядок выполнения действий | Применение свойств действий над числами при вычислениях. Уметь находить квадрат и куб числа, , решать текстовые задачи арифметическим и алгебраическим способом. Понимание смысла отношений «больше в...», «меньше в...», уметь упрощать буквенные выражения, соблюдать порядок выполнения действий. | Навыки арифметических действий с натуральными числами и нулем, умножения однозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел, решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий, соблюдения порядка выполнения действий. |
4. Площади и объемы |
Геометрические фигуры. Понятие площади. Понятие объема. Единицы измерения. Формулы для вычисления площади и периметра прямоугольника и квадрата. Формулы для вычисления объема куба и прямоугольного параллелепипеда. | Умение пользоваться основными единицами площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот, решать задачи на нахождение сторон прямоугольника и параллелепипеда, если известны площадь или объем.. | Навыки вычисления по формулам при решении геометрических и текстовых задач, уметь переходить от одних единиц измерения к другим. Уметь вычислять площади и объемы. |
5. Обыкновенные дроби |
Окружность и круг. Доли. Понятие дроби. Правильные и неправильные дроби Действия над дробями. Смешанные числа и действия над ними. | Умение сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, а также умение складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями. Вычитание из 1. Переход от неправильной дроби к смешанному числу и обратно уметь записать деление виде дроби и обратно. Изображать дроби на числовом луче. Уметь решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями | Выработать навык читать, записывать, сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, а также умение складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями. Вычитание из 1. Переход от неправильной дроби к смешанному числу и обратно. |
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей |
Десятичная запись дробных чисел. Десятичные разряды чисел. Действия сложения и вычитания над десятичными числами. Округление чисел, понятие «приближенное значение числа» | Умение представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей, используя уравнивание знаков после запятой, применять переместительный и сочетательный законы при сложении десятичных дробей. Уметь решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. | Навыки представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умения читать, записывать, сравнивать, округлять целые числа и десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей, используя уравнивание знаков после запятой |
7. Умножение и деление десятичных дробей |
Умножение и деление на натуральное число. Умножение и деление десятичной дроби на десятичную дробь. Знание алгоритма, выполнения умножения и деления десятичных дробей. Среднее арифметическое. | Умение умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями, постановки запятой в результате действия, используя соответствующий алгоритм вычисления, нахождения среднего арифметического нескольких чисел.. | Навыки умножения и деления десятичных дробей, выполнения задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями, постановки запятой в результате действия, используя соответствующий алгоритм вычисления |
8. Инструменты для вычислений и измерений |
Микрокалькулятор. Проценты. Угол. Прямой и развернутый угол. Измерение углов. Транспортир. Круговые диаграммы. | Понимать смысл термина «процент» уметь решать простейшие задачи на проценты и решать три вида задач на проценты. Использовать микрокалькулятор при выполнении отдельных арифметических действий. Уметь изображать распределение отдельных частей какой–нибудь величины с помощью круговых диаграмм. | Навыки представления процентов — в виде дроби и дроби – в виде процентов. Навыки решения простейших задач на проценты. Навыки измерения и построения углов, |
9. Теория вероятностей |
Знать виды событий: достоверные, невозможные, случайные, понятие вероятности события.. Иметь представление о простейших комбинаторных задачах. | Уметь на конкретных примерах определять достоверные, невозможные и случайные события. Уметь решать простейшие комбинаторные задачи с помощью правил умножения и дерева вариантов | Уметь на конкретных примерах определять достоверные, невозможные и случайные события. Уметь строить дерево вариантов для решения простейших комбинаторных задач. Уметь представлять данные в виде таблиц диаграмм. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Повторение курса математики 1-4 классов.
Арифметические действия с натуральными числами от 0 до 1 000 000. Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Цель – проведение стартовой к/р и организация повторения курса начальной школы по ее результатам. Проверить уровень обученности учащихся по математике перед обучением в основной школе.
2. Натуральные числа и шкалы.
Обозначение натуральных чисел. Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Плоскость, прямая, луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше.
Цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
Задачи – восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Ввести понятие координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Понятия шкалы и делений, координатного луча.
3.Сложение и вычитание натуральных чисел .
Сложение и вычитание натуральных чисел и его свойства. Вычитание. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнение.
Цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Задачи – уделить внимание закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, т.к. они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. Составлять буквенные выражения по условию задач, решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).
4. Умножение и деление натуральных чисел .
Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление. Деление с остатком. Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Квадрат и куб числа.
Цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
Задачи – целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводится понятие квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.
5.Площади и объёмы .
Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника, квадрата. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.
Цель – расширить представление учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, систематизировать известные им сведения об единице измерения.
Задачи – отработать навыки решения задач по формулам. Уделить внимание формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
6.Обыкновенные дроби .
Окружность и круг. Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
Задачи – изучить сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Уметь сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, выделять целые части дроби.
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей .
Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближенные значения чисел. Округление чисел.
Цель – выработать умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
Задачи – четко представлять разряды рассматриваемого числа, уметь читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.
8.Умножение и деление десятичных дробей.
Умножение десятичных дробей на натуральное число. Деление десятичных дробей на натуральное число. Умножение десятичных дробей. Деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое.
Цель – выработать умение умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Задачи – основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
9.Инструменты для вычисления и измерения .
Микрокалькулятор. Проценты. Угол. Прямой и развернутый углы. Чертежный треугольник. Измерение углов. Транспортир. Круговые диаграммы.
Цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
Задачи – понимать смысл термина «проценты». Учиться решать задачи на проценты; находить проценты от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Формировать умения проводить измерения и строить углы. Учиться строить круговые диаграммы. Учить пользоваться калькулятором при вычислениях.
10.Первое знакомство со статистикой, комбинаторикой и элементами теории вероятностей.
Чтение и составление таблиц и диаграмм. Определение события. Случайные, достоверные и невозможные события. Решение комбинаторных задач методом перебора вариантов.
Цель - сформировать умения решать простейшие комбинаторные задачи.
Задачи – учитывая возрастающую роль статистических и вероятностных подходов к решению широкого круга проблем в современной жизни, в 5-м классе начинаются формироваться некоторые представления комбинаторики.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ.
Оценка устных ответов учащихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
· полно раскрыл содержание материала в объёме», предусмотренном программой учебников;
· изложил материал грамотным языком а определённой логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
· правильно выполнил рисунки, чертежи, графика, сопутствующие ответу;
· показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами» применять их в новой: ситуации при выполнении практического задания;
· продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе навыков и умений;
· отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
· возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
· в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
· допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
· допущены ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
· неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определённые «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
· имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятие, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
· ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
· при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умении и навыков».
Отметке "2" ставится в следующих случаях:
· не раскрыто основное содержание учебного материала;
· обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важное части учебного материала;
· допущены ошибки в определении понятий» при использовании математическое терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка письменных контрольных работ учащихся
Отметка «5» ставится, если:
· работа выполнена полностью;
· в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и
ошибок;
· в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
· работа выполнена полностью» но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
· допущена одна ошибка или два-три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
· допущены более одна ошибки или более двух-трёх недочётов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме;
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательные умениями по данной теме в полной мере;
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
п/п | Раздел, название урока в поурочном планировании | Дидактические единицы образовательного процесса | Контроль знаний учащихся | Кол-во часов | Дата | Корректи- ровка |
| I четверть 40часов |
| Повторение | | | 7 | | |
1 | Сложение и вычитание чисел | Основная цель: Восстановить навыки сложения, вычитания, умножения и деления двузначных чисел провести стартовый контроль и организация повторения курса начальной школы. Проверить уровень обученности учащихся по математике перед обучением в основной школе. | | 1 | 3.09 | |
2 | Умножение и деление чисел | | 1 | 4.09 | |
3 4 | Числовые выражения. Решение текстовых задач | | 2 | 5.09 6.09 | |
5 6 | Сравнение величин. Задачи на вычисление площади и периметра | | 2 | 7.09 10.09 | |
7 | Диагностическая контрольная работа(входной контроль) | | 1 | 11.09 | |
| ГЛАВА I. Натуральные числа | | | 75 | | |
| §1. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ШКАЛЫ. | Основная цель: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков. Знать и понимать: Понятия натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов. Таблицу классов и разрядов. Обозначение разрядов. Общепринятые сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа. Понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка, значение отрезков. Единицы измерения длины (массы) и соотношения между ними. Общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы). Измерительные инструменты. Понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение. Понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение. Понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки. Понятия большего и меньшего натурального числа. Неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство. Уметь: Читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные. Составлять числа из различных единиц. Строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам. Выражать длину (массу) в различных единицах. Показывать предметы, дающие представление о плоскости. Определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков. Чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам. Сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча. Читать и записывать неравенства, двойные неравенства. (Владеть способами познавательной деятельности). | Изучение и первичное закрепление новых знаний (беседа); Групповой контроль. Игровой урок, изложение новых знаний и закрепление. | 13 | 12.09 – 28.09 | |
8 9 10 | Обозначение натуральных чисел, п.1. | 3 | 12.09 13.09 14.09 | |
11 12 13 | Отрезок, длина отрезка. Треугольник, п.2. | Изучение и первичное закрепление новых знаний (беседа); практическая работа ; МД. Взаимный и индивидуальный контроль. | 3 | 17.09 18.09 19.09 | |
14 15 | Плоскость. Прямая. Луч. п.3. | Урок – практикум. Работа с моделями (частично-поисковая деятельность: сравнение, анализ, обобщение, выводы). Групповой контроль, самоконтроль. | 2 | 20.09 21.09 | |
16 17 | Шкалы и координаты, п.4. | Обучающий урок. Урок практикум. Самостоятельная работа обучающая. | 2 | 24.09 25.09 | |
18 19 | Сравнение. (Сравнение натуральных чисел), п.5. | Объяснения и теоретические обобщения. Самостоятельная работа проверочная. | 2 | 26.09 27.09 | |
20 | Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа и шкалы», п.1-5. | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль. | 1 | 28.09 | |
| §2. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ. | Основная цель: закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел. Знать: Понятия действий сложения и вычитания. Компоненты сложения и вычитания. Свойства сложения и вычитания натуральных чисел. Понятие периметра многоугольника. Алгоритм арифметических действий над многозначными числами. Уметь: Складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча. Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания. Использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений. Решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания. Раскладывать число по разрядам и наоборот. | | 23 | 1.10- 8.11 | |
21 22 | Сложение натуральных чисел, свойства сложения, п.6. | Усвоение изученного материала в процессе решения задач. Самоконтроль, ИК | 2 | 1.10 2.10 | |
23 | Сложение натуральных чисел. (Разложение числа по разрядам), п.6. | Игровой урок. Работа в группах. | 1 | 3.10 | |
24 | Сложение натуральных чисел. (Зависимость суммы от изменения компонентов), п.6. | Решение задач. С/Р обучающего характера. Индивидуальный контроль. | 1 | 4.10 | |
25 26 | Сложение натуральных чисел. Решение текстовых задач. (Периметр многоугольника), п.6. | Обучающий, тест. | 2 | 5.10 8.10 | |
27 | Вычитание натуральных чисел, п.7. | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. | 1 | 9.10 | |
28 | Вычитание натуральных чисел. (Свойства вычитания), п.7. | Урок практических самостоятельных работ (исследовательского типа). Тематический контроль. | 1 | 10.10 | |
29 | Вычитание натуральных чисел. Решение текстовых задач, п.7. | Закрепление пройденного материала | 1 | 11.10 | |
30 | Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел», п.6-7. | Уметь применять теоретический материал при решении задач. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный тематический контроль. | 1 | 12.10 | |
31 32 | Сложение и вычитание натуральных чисел. Решение текстовых задач, п.6-7. | Закрепить в процессе решения задач, полученные ЗУН, подготовиться к контрольной работе. | Урок обобщения и систематизации знаний. Практикум по решению задач. Групповой, устный контроль. | 2 | 15.10 16.10 | |
33 | Числовое выражение, п.8. (Повторение) | Знать и понимать: Понятия числового и буквенного выражений. Буквенную запись свойств сложения и вычитания. Понятия уравнения, его корня. Понимать, что значит решить уравнение. Уметь: Читать и записывать числовые выражения, находить значения выражений. Читать и записывать буквенные выражения, выполнять подстановку числа вместо буквы. · Составлять числовые или буквенные выражения по условию задачи. Составлять числовые и буквенные выражения для нахождения периметра многоугольника и находить его значение. Упрощать буквенные выражения, используя свойства сложения и вычитания. Находить длину отрезка по его частям и находить часть отрезка, зная величину всего отрезка и других его частей (записывать это с помощью числовых или буквенных выражений). Решать линейные уравнения на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание), выполнять проверку. Решать текстовые задачи с помощью составления линейных уравнений. | Урок – игра. Групповой контроль и взаимоконтроль. | 1 | 17.10 | |
34 35 | Буквенное выражение и его числовое значение, п.8. | Урок лекция с необходимым минимумом задач. | 2 | 18.10 19.10 | |
36 | Буквенное выражение. (Буквенная запись свойств сложения), п.9. | Практикум по решению задач. Проверочная С/Р. Индивидуальный контроль. | 1 | 22.10 | |
37 38 39 | Буквенное выражение. (Буквенная запись свойств сложения и вычитания), п.9. | Обучающий урок. Самостоятельная работа | 3 | 23.10 24.10 25.10 | |
40 | Решение линейных уравнений, п.10. (повторение) | Обучающий урок. Самостоятельная работа | 2 | 26.10 | |
41 42 | Решение линейных уравнений. Решение текстовых задач (с помощью составления уравнений), п.10. | Закрепление пройденного материала | 2 | 6.11 7.11 | |
II четверть 40часов |
43 | Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения», п.8-10. | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль. | 1 | 8.11 | |
| §3. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ. | Основная цель: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами. | | 27 | 9.11-17.12 | |
44 45 | Умножение натуральных чисел, свойства умножения, п.11. (Повторение) | Знать и понимать: | Комбинированный урок: лекция, практическая работа. | 2 | 9.11 12.11 | |
46 47 48 | Умножение натуральных чисел. Решение текстовых задач, (уравнений),п.11. | Понятия программы вычислений и команды. Таблицу умножения. Понятия действий умножения и деления. Компоненты умножения и деления. Свойства умножения и деления натуральных чисел. | Усвоение нового материала в процессе решения задач. С/Р обучающего характера с проверкой на уроке. Усвоение нового материала в процессе решения задач. Самоконтроль. | 3 | 13.11 14.11 15.11 | |
49 50 | Деление натуральных чисел. (Свойства деления), п.12. (Повторение) | Игровой урок. Работа в группах. | 2 | 16.11 19.11 | |
51 52 | Деление натуральных чисел. Решение текстовых задач, (уравнений), п.12. | Обучающий урок. Самостоятельная работа | 2 | 20.11 21.11 | |
53 54 55 | Деление натуральных чисел. Решение текстовых задач, (уравнений), п.12. | Уметь: Заменять действие умножения сложением и наоборот. Находить неизвестные компоненты умножения и деления. Умножать и делить многозначные числа столбиком. Выполнять деление с остатком. Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление). | Усвоение изученного материала в процессе решения задач. С/Р обучающего характера с проверкой на уроке. Самоконтроль. | 3 | 22.11 23.11 26.11 | |
56 57 58 | Деление натуральных чисел. (Деление с остатком), п.13. (Повторение) | Усвоение нового материала в процессе решения задач. | 3 | 27.11 28.11 29.11 | |
59 | Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения», п.11-13. | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль. | 1 | 30.11 | |
60 61 62 63 64 | Упрощение выражений, п.14. | Знать и понимать: Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел). Разложение числа на множители, приведение подобных слагаемых. Деление с остатком, неполное частное, остаток. Понятия квадрата и куба числа. | Усвоение изученного материала в процессе решения задач. Проверочная С/Р. Индивидуальный контр. | 5 | 3.12 4.12 5.12 6.12 7.12 | |
65 66 67 | Умножение и деление натуральных чисел. (Порядок действий), п.15. | Уметь: Упрощать выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных членов выражения, используя свойства умножения. Решать уравнения, которые сначала надо упростить. Решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на … (в…); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части). Изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования. Составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений. Вычислять квадраты и кубы чисел. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.Тематический индивидуальный контроль. | 3 | 10.12 11.12 12.12 | |
68 69 | Квадрат и куб, п.16. | Практический урок + объяснение. Проверочная работа | 2 | 13.12 14.12 | |
70 | Контрольная работа №5 по теме «Упрощение выражений», п.14-16. | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль. | 1 | 17.12 | |
| §4. ПЛОЩАДИ И ОБЪЕМЫ. | Основная цель: расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения. | | 12 | 18.12-15.01 | |
71 72 | Формулы, п.17. | Знать и понимать: | Усвоение изученного материала в процессе решения зад. | 2 | 18.12 19.12 | |
73 74 | Площадь. Прямоугольник. Площадь сложной фигуры. Равные фигуры и их свойства), п.18. | Понятия прямоугольника, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба. Измерения прямоугольного параллелепипеда. Формулу площади прямоугольника, квадрата, треугольника. Формулу объема прямоугольного параллелепипеда, куба. Равные фигуры. Свойства равных фигур. Единицы измерения площадей и объемов. Уметь: Читать и записывать формулы. Вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь прямоугольника, квадрата, треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, куба. Вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней. Вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней. Решать задачи, используя свойства равных фигур. Переходить от одних единиц площадей (объемов) к другим. | Комбинированные уроки: лекция, практикум, проверочная С/Р. | 2 | 20.12 21.12 | |
75 76 77 | Единицы измерения площадей, п.19. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Фронтальный письменный контроль. | 3 | 24.12 25.12 26.12 | |
78 | Вычисления по формулам. Прямоугольный параллелепипед, куб, п.20. | Практический урок + объяснение. Самостоятельная работа. | 1 | 27.12 | |
79 80 81 | Вычисления по формулам. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. (Объем куба), п.21. | Закрепление пройденного материала | 3 | 28.12 11.01 14.01 | |
III четверть 52часа |
82 | Контрольная работа №6 по теме «Площади и объемы», п.17-21. | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль. | 1 | 15.01 | |
ГЛАВА II. Дробные числа |
| §5. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ. | Основная цель: познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей. | | 23 | 16.01-13.02 | |
83 84 | Окружность и круг, п.22. | Знать и понимать: Понятия окружности, круга и их элементов. Понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби. Основные виды задач на дроби. Правило сравнения дробей. | Усвоение изученного материала в процессе выполнения практической работы, обучающая С/Р. | 2 | 16.01 17.01 | |
85 86 87 | Доли, обыкновенные дроби, п.23. | Усвоение изученного материала в процессе решения задач. | 3 | 18.01 | |
88 | Основные задачи на дроби, п.23. | Уметь: Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы. Читать и записывать обыкновенные дроби. Называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают. Изображать дроби, в том числе равные на координатном луче. Распознавать и решать три основные задачи на дроби. Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями. Сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом. Складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем. Записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных дробей. Записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби. Выделять целую часть из неправильной дроби. Представлять смешанное число в виде неправильной дроби. Складывать и вычитать смешанные числа. | Усвоение изученного материала в процессе решения задач. | 1 | 21.01 | |
89 90 91 | Сравнение обыкновенных дробей, п.24. | Практический урок + объяснение. | 3 | 22.01 23.01 24.01 | |
92 93 | Правильные и неправильные дроби, п.25. | Изучение нового материала. | 2 | 25.01 28.01 | |
94 | Контрольная работа №7 по теме «Обыкновенные дроби», п.22-25. | Урок с частично- поисковой деятельностью Проверочная С/Р. | 1 | 29.01 | |
95 96 97 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, п.26. | Урок обобщения и систематизации знаний. Практикум по решению задач. Групповой, устный и письменный контроль. | 3 | 30.01 31.01 1.02 | |
98 99 | Деление и дроби,п.27. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Фронтальный контроль. | 2 | 4.02 5.02 | |
100 101 | Смешанные числа, п.28. | Урок – игра. Групповой контроль. | 2 | 6.02 7.02 | |
102 103 104 | Сложение и вычитание смешанных чисел, п.29. | Закрепление пройденного материала | 3 | 8.02 11.02 12.02 | |
105 | Контрольная работа №8 по теме «Смешанные числа», п.26-29. | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.Тематический индив. контроль. | 1 | 13.02 | |
| §6. ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ. | Основная цель: познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей. | | 13 | 14.02-4.03 | |
106 107 | Десятичная запись дробных чисел, п.30. | Знать и понимать: Понятие десятичной дроби, его целой и дробной части. Правило сравнения десятичных дробей. Правило сравнения десятичных дробей по разрядам. Понятия равных, меньшей и большей десятичных дробей. Правило сложения и вычитания десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия). Свойства сложения и вычитания десятичных дробей. Понятия приближенного значения числа, приближенного значения числа с недостатком (с избытком). Понятие округления числа. Правило округления чисел, десятичных дробей до заданных разрядов. Уметь: Иметь представление о десятичных разрядах. Читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби. Выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей. Изображать десятичные дроби на координатном луче. Складывать и вычитать десятичные дроби. Раскладывать десятичные дроби по разрядам. Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. Округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда. | Усвоение изученного материала в процессе решения задач. | 2 | 14.02 15.02 | |
108 109 110 | Сравнение десятичных дробей, п.31. | Обучающий, тест. | 3 | 18.02 19.02 20.02 | |
111 112 113 114 115 | Сложение и вычитание десятичных дробей, п.32. | Игровой урок. Работа в группах. Усвоение изученного материала в процессе решения задач. Закрепление пройденного материала | 5 | 21.02 22.02 25.02 26.02 27.02 | |
116 117 | Приближенные значения чисел. Округление чисел, п.33. | Усвоение изученного материала в процессе решения задач. | 2 | 28.02 1.03 | |
118 | Контрольная работа №9 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей», п.30-33. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль. | 1 | 4.03 | |
| §7. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ. | Основная цель: выработать умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей. | | 27 | 5.03 -19.04 | |
119 | Умножение десятичных дробей (на натуральные числа), п.34. | Знать и понимать: | Усвоение изученного материала в процессе решения зад. | 1 | 5.03 | |
120 121 | Умножение десятичных дробей (на натуральные числа, упрощение выражений), п.34. | Правило деления числа на десятичную дробь (правило постановки запятой в результате действия). Правило деления на 10, 100, 1000 и т.д. Правило деления на 0,1; 0,01; 0,001;и т.д. Свойства умножения и деления десятичных дробей. Понятие среднего арифметического нескольких чисел. Понятие средней скорости движения, средней урожайности, средней производительности. | Практикум по решению задач. Групповой, устный и письменный контроль. | 2 | 6.03 7.03 | |
122 | Умножение десятичных дробей (на натуральные числа). Решение текстовых задач, (уравнений), п.34. | Игровой урок. Работа в группах. | 1 | 11.03 | |
123 | Деление десятичных дробей (на натуральные числа), п.35. | Уметь: Умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь. Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями. Применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений. Вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби. Решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями. Находить среднее арифметическое нескольких чисел. Находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д. | Урок блок. | 1 | 12.03 | |
124 | Деление десятичных дробей (на натуральные числа, упрощение числовых и буквенных выражений), п.35. | Усвоение изученного материала в процессе решения задач. С/р обучающего характера. | 1 | 13.03 | |
125 126 | Деление десятичных дробей (на натуральные числа). Решение текстовых задач, (уравнений), п.35. | Урок с частично- поисковой деятельностью Проверочная С/Р. | 2 | 14.03 15.03 | |
127 | Умножение и деление десятичных дробей (на натуральные числа), п.34-35. | Игровой урок. Работа в группах. Закрепление пройденного материала | 1 | 18.03 | |
128 | Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число», п.34-35. | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль. | 1 | 19.03 | |
129 130 131 132 133 | Умножение десятичных дробей, п.36. | | Изучение нового материала. | 5 | 20.03 21.03 22.03 2.04 3.04 | |
134 135 136 137 138 | Деление десятичных дробей, п.37. | Комбинированный урок | 5 | 4.04 5.04 8.04 9.04 10.04 | |
| IV четверть 42часа |
139 140 | Деление десятичных дробей, п.37. | Находить среднее арифметическое нескольких чисел. Находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д. | Комбинированный урок | 2 | 11.04 12.04 | |
141 142 143 144 | Среднее арифметическое, п.38. | Комбинированный урок | 4 | 15.04 16.04 17.04 18.04 | |
145 | Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей», п.36-38. | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль. | 1 | 19.04 | |
| §8. ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЙ И ИЗМЕРЕНИЙ. | Основная цель: сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов. | | 17 | 22.04-16.05 | |
146 147 | Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. (Микрокалькулятор),п.39. | Знать и понимать: Понятие процента. Знак, обозначающий «процент». Правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот. Основные виды задач на проценты. Понятие угла и его элементов, обозначение углов, виды углов. Знак, обозначающий «угол». Свойство углов треугольника. Измерительные инструменты. Понятие биссектрисы угла. Алгоритм построения круговых диаграмм. Уметь: | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. | 2 | 22.04 23.04 | |
148 149 | Проценты, п.40. | Комбинированный урок | 2 | 24.04 25.04 | |
150 151 152 | Основные задачи на проценты, п.40. | Урок учебный практикум | 3 | 26.04 29.04 30.04 | |
153 | Контрольная работа №12 по теме «Проценты. Основные задачи на проценты», п.39-40. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль. | 1 | 2.05 | |
154 155 156 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник, п.41. | отдельных арифметических действий с натуральными числами и десятичными дробями. Обращать десятичную дробь в проценты и наоборот. Вычислять проценты с помощью калькулятора. Распознавать и решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов, от какой либо величины. | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. | 3 | 3.05 6.05 7.05 | |
157 158 159 | Измерение углов. Транспортир, п.42. | Обучающий урок. Урок практикум. Самостоятельная работа обучающая. | 3 | 8.05 10.05 13.05 | |
160 161 | Круговые диаграммы, п.43. | Изучение и первичное закрепление новых знаний (беседа). | 2 | 14.05 15.05 | |
162 | Контрольная работа №13 по теме «Угол. Транспортир», п.41-43. | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль. | 1 | 16.05 | |
| Итоговое повторение | | | 11 | 17.05-31.05 | |
163 | Натуральные числа. | Знать и понимать: Основные математические понятия, термины, формулы, свойства, способы решения уравнений и задач, преобразования выражений, изучаемых в курсе математики 5 класса. Уметь: Читать и записывать натуральные числа и десятичные дроби, сравнивать два числа. Выполнять письменно сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей. Выполнять простейшие устные вычисления. Определять порядок действий и находить значения числовых выражений. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Распознавать на рисунках и моделях геометрические фигуры (линии, прямоугольный параллелепипед, куб), соотносить геометрические формы с формой окружающих предметов. Владеть практическими геометрическими навыками. | Урок «занимательных задач» | 1 | 17.05 | |
164 | Площади и объемы. | Решение задач. С/Р обучающего характера. Индивидуальный контроль. | 1 | 20.05 | |
165 | Обыкновенные дроби. | Обучающий урок. Урок практикум. Самостоятельная работа обучающая. | 1 | 21.05 | |
166 | Десятичные дроби. | Урок – практикум. | 1 | 22.05 | |
167 | Проценты. | Урок – практикум. | 1 | 23.05 | |
168 | Углы. | Урок обобщения и систематизации знаний. Практикум по решению задач. Групповой, устный и письменный контроль. | 1 | 24.05 | |
169 | Контрольная работа №14 «Итоговая контрольная работа за курс математики 5-го класса». | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль. | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы. | 1 | 27.05 | |
170-173 | Практические занятия | | Урок обобщения и систематизации знаний. Практикум по решению задач. | 4 | 28.05 29.05 30.05 31.05 | |
Учебно-методическое обеспечение
Математика 5. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. - Мнемозина, 2011.
Дидактические материалы по математике для 5 кл. Чесноков А.С. и др. - Просвещение, 2010 и последующие года изданий.
Рудницкая В.Н. Тесты по математике. – «Экзамен», М, 2013
Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по математике. - «Экзамен», М, 2012
Электронные учебные пособия – Интернет-ресурсы
Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС»,, 2002.
Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.
Медиа-продукты автора рабочей программы – тесты и презентации в программах PowerPoint, Excel
http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.matematika-na.ru/index.php - он-лайн тесты по математике
КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Диагностическая контрольная работа(входной контроль)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая контрольная работа по математике нацелена на оценку уровня подготовки выпускника начальной школы в соответствии с требованиями к уровню подготовки федерального компонента государственного стандарта начального образования. Ведь знания, полученные в начальной школе, являются базой, фундаментом всего последующего обучения.
Данная контрольная работа предполагает проверку следующих умений:
умение находить неизвестный компонент;
умение записывать числа в пределах миллиона;
умение сравнивать числа в пределах миллиона;
умение записывать и решать уравнение;
умение решать составную задачу;
умение выполнять действия с 0 и 1;
умение выполнить письменное сложение и вычитание многозначных чисел;
умение установить порядок выполнения действий в числовом выражении без скобок;
умение выполнить письменное умножение и деление многозначных чисел;
умение выполнять преобразование величин;
умение сравнивать единицы измерения величин;
умение измерять длину отрезка;
умение находить периметр прямоугольника;
умение находить площадь прямоугольника.
Инструкция для учащихся.
Перед вами текст контрольной работы по математике, которую вам предлагается выполнить за урок. В работе 7 заданий. Внимательно читайте каждое задание. В № 1 надо записать числа и сравнить их. В № 2 нужно записать ответы. В 3 задании действия записываются столбиком. Решение задачи № 4 можно записать любым способом. № 5 – уравнение, не забудьте про проверку. В № 6 нужно заполнить пропуски: в 1 столбике преобразовать величины, во 2 столбике сравнить величины. № 7 – геометрическая задача. Внимательно читайте задание, правильно измеряйте стороны. Задания выполняйте по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернетесь к пропущенным заданиям. После того, как будут выполнены все задания, не забудьте проверить работу. Желаю успехов.
Примечание:
Схема анализа и ее оценивание
При проверке контрольной работы каждое задание оценивается согласно критериям оценки заданий.
Баллы заносятся в таблицу. В таблице указаны умения, номера заданий и количество максимальных (max) баллов за каждое задание.
После того, как результаты занесены в таблицу, в ней подводятся итоги по горизонтали (по каждому ребенку) и по вертикали (по классу в целом).
По горизонтали подсчитываются:
определяется общее количество баллов, набранных каждым учеником;
процент выполнения учеником каждого задания;
определяется процент выполнения всех заданий учеником.
По вертикали высчитывается качество (в %) по каждому умению по формуле: , где М - количество учеников, набравших максимальный балл по умению, К - количество учеников выполнявших работу
Тематический блок | Объект проверки в задании | № задания | Оценивание |
Нумерация | Умение записывать числа в пределах миллиона | № 1 | 1 балл |
Умение сравнивать числа в пределах миллиона | 1 балл |
Компоненты арифметических действий и взаимосвязь между ними | Умение находить неизвестный компонент | № 5 | 1 балл за верный ход решения уравнения |
Умение записывать и решать уравнение | 1 балл за правильное оформление уравнения и вычисления |
Решение задач | Умение решать составную задачу | № 4 | 6 балла (5 баллов за правильно решенную задачу и 1 балл за правильно записанный ответ) |
Вычислительные навыки | Умение выполнять действия с 0 и 1 | № 2 | 4 балла (по 1 баллу за каждый правильный ответ) |
Умение выполнить письменное сложение и вычитание многозначных чисел | № 3 | 2 балла (по 1 баллу за каждый правильный ответ) |
Умение установить порядок выполнения действий в числовом выражении без скобок | 1 балл |
Умение выполнить письменное умножение и деление многозначных чисел | 2 балла (по 1 баллу за каждый правильно записанный ответ) |
Величины | Умение выполнять преобразование величин | № 6 | 3 балла(по 1 баллу за каждый правильный ответ) |
Умение сравнивать единицы измерения величин | 3 балла(по 1 баллу за каждый правильный ответ) |
Геометрический материал | Умение измерять длину отрезка | № 7 | 1 балл |
Умение находить периметр прямоугольника | 2 балл |
Умение находить площадь прямоугольника | 2 балл |
| | Итого | 30 баллов |
Интерпретация результатов
Оценивание по баллам. Оценивание в %
30 – 29 б. – 5 100 – 95% – 5
28 – 23 б. – 4 94 – 75% – 4
22 – 14 б. – 3 74 – 50% – 3
13 – 0 б. – 2 49 – 0% – 2
Диагностическая контрольная работа за курс начальной школы.
Вариант 1
Запиши числа: двести сорок тысяч сто восемнадцать, двадцать четыре тысячи восемнадцать. Сравни их.
Вычисли:
3080 · 1 19605 · 0
20999 + 1 36100 – 1
Найди значение выражения.
600200 – 123321 : 303 + 2458 ∙ 26
Решите задачу.
Из двух сёл навстречу друг другу выехали два велосипедиста и встретились через 2 часа. Первый велосипедист ехал со скоростью 14 км/ч, второй велосипедист со скоростью 16 км/ч. Найди расстояние между сёлами.
Реши уравнение.
25 ∙ 5 – x = 123
Заполни пропуски.
3 ч 28 мин = ….мин 5 км 4м …5 км 40дм
370 дм =….м 6 т 200 кг ….6200 кг
16284 кг = …т…ц…кг 3 сут 10 ч … 190 ч
Геометрическая задача.
Измерь длины сторон прямоугольника в миллиметрах и вычисли его периметр и площадь.
Вариант 2
Запиши числа: сто двадцать тысяч пятьсот, сто двадцать тысяч пятьдесят. Сравни их.
Вычисли:
4070 · 1 18509 · 0
80999 + 1 42100 – 1
Найди значение выражения:
800010 – 11520 : 288 + 1879 ∙ 79
Реши задачу.
Из двух посёлков одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода. Расстояние между посёлками 18 км. Первый пешеход шёл со скоростью 3 км/ч, а второй – со скоростью 6 км\ч. Через сколько часов они встретились?
Реши уравнение:
х : 64 = 2000 – 1999
Заполни пропуски:
6 м 84 см =….см 5 т 300 кг … 5 т 3 ц
2ч 18 мин = ……мин 20 км 400 м … 2400 м
14826 кг = …т….ц….кг 245 ч … 4 сут 5 ч
Геометрическая задача.
Измерь дины сторон прямоугольника в миллиметрах и вычисли его периметр и площадь.
Контрольная работа № 2. Сложение
и вычитание натуральных чисел
Вариант 1
Выполните действия:
562 987 + 34 267;
56 008 — 4789;
(64 231+45 989) — 5989.
Сравните значения выражений:
14 534 — (5765+ 3610) и 14 534 — (5769+ 3610).
Решите задачу.
Одна сторона треугольника равна 28 см, вторая на 8 см меньше первой, а третья на 2 см меньше второй. Найдите периметр треугольника.
Решите задачу.
В автобусе было 98 пассажиров. На первой остановке вышли 15 и вошли 27 пассажиров, на второй остановке вышли 24 и вошли 18 пассажиров. Сколь ко пассажиров находилось в автобусе после второй остановки?
Найдите число, которое при увеличении втрое увеличивается на 24.
Контрольная работа № 2. Сложение
и вычитание натуральных чисел
Вариант 2
Выполните действия:
671 980 + 27 651;
67 021 — 5396;
(65 895+ 4334) — 5895.
Сравните значения выражений:
53 107— (3409 - 2537) и 53 107 — (3409 + 2533).
Решите задачу.
Одна сторона треугольника равна 34 см, вторая на 2 см больше первой, а третья на 4 см меньше первой. Найдите периметр треугольника.
Решите задачу.
В автобусе было 98 пассажиров. На первой остановке вышли 27 и вошли 14 пассажиров, на второй остановке вышли 17 и вошли 25 пассажиров. Сколько пассажиров находилось в автобусе после второй остановки.
Найдите число, которое при уменьшении на 24 уменьшается вдвое.
12