СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс Солнечный свет на Земле

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткий план-конспект урока географии

Класс 5, учитель Иваненко Е.А.

 

Тема: Солнечный свет на Земле.

1. Содержание урока (перечень дидактических единиц)

Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Причина смены дня и ночи, времен года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь. Пояса освещенности.

2. Деятельность обучающихся.

Виды:

- определяют границы знания/незнания

- читают текст параграфа и анализируют его

- осуществляют само- и взаимопроверку работ

Формы:

- работа с текстом учебника

- участие в обсуждении новых терминов и понятий

3. Планируемые результаты

Предметные

- уметь описывать географические следствия вращения Земли вокруг своей оси, движения вокруг Солнца,

- объяснять, что происходит на Земле в дни солнцестояний и равноденствий,

- называть пояса освещенности

Метапредметные

- формировать действия целеполагания,

- уметь планировать пути достижения цели,

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы,

- уметь объяснять содержание совершаемых действий,

- самостоятельно распределять свое время,

- строить логические рассуждения,

- уметь аргументировать свою точку зрения,

- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач,

- участвовать в коллективном обсуждении проблем, в дискуссии,

- делать аргументированные заключения и выводы.

Личностные

- уметь вести диалог на основе взаимного уважения,

- корректно отстаивать свою позицию.

4. Диагностический инструментарий

- текст диктантов,

- раздаточный лист с таблицами

- параграф 7 учебника.

5. Ресурсное обеспечение

- презентация для урока,

- листы с таблицами на каждого ученика,

- учебники

 

 

 

Сценарий урока.

 

1 этап – географический диктант – проверка домашнего задания и усвоения за прошлый урок. Задача – проанализировать знания и сопоставить с самооценкой за прошлый урок.

2 этап – Стихотворение В. Берестов «Как хорошо уметь читать» позволяет перейти к новой теме и определить задачи урока – научиться читать и понимать научные тексты на примере теста параграфа учебника.

3 этап – «Мозговой штурм» - отвечая на вопросы учителя, познакомиться с текстом «в первом приближении».

4 этап – «Знаю ли  я?»  ДО прочтения текста ученики в листах самооценки отмечают термины и понятия, с которыми уже знакомы. Обязателен выборочный контроль!!!  Намечаются границы знания/незнания.

5 этап – чтение текста вслух по два предложения по цепочке. Учителю – обращать внимание учеников на «нужные» слова и моменты.

6 этап - «Знаю ли  я?»  ПОСЛЕ  прочтения текста ученики в листах самооценки отмечают термины и понятия, с которыми теперь  знакомы. Обязателен выборочный контроль!!!  Определяются границы знания/незнания. ВАЖНО!!! По окончании работы отметить прогресс и задаться вопросом – «Где и как искать информацию?»

7 этап – поиск недостающей информации. Класс разделить на три группы по источникам информации. В одной группе – снова читают учебник. Во второй – обращаются за помощью к «консультантам»- одноклассникам. Третья группа – идёт за информацией к присутствующим учителям. (Время на работу не более 7 минут) По окончании устно подведении итогов.

8 этап – ДОСТОВЕРНОСТЬ информации. Учитель обращает внимание на видеофрагмент, где ошибочно объясняется причина смены времен года. Задаёт вопросы. Совместно приходят  к выводу о необходимости проверки любой информации.

9 этап – работа с графической информацией. На доске рисунок из учебника 7 класса «Тепловые пояса». Ученики сравнивают рисунок из своего учебника, с тем, что на доске. Должны придти к выводу, что тема будет изучаться в 7 классе более подробно.

10 этап – домашнее задание – задается учителем.

 

Приложение1.

Знаю ли  я? (до изучения)

Знаю ли  я? (после изучения)

Прогресс

1

Земная ось,

Полярная звезда,

орбита,

полюс,

полушарие,

сутки,

эллипс,

юг и север,

365 суток и 6 часов,

високосный год

Земная ось,

Полярная звезда,

орбита,

полюс,

полушарие,

сутки,

эллипс,

юг и север,

365 суток и 6 часов,

високосный год

 

2

Экватор,

Тропик,

Полярный круг,

Северное полушарие,

Южное полушарие,

Земная орбита,

Угол наклона оси

Африка,

Евразия,

Австралия

Экватор,

Тропик,

Полярный круг,

Северное полушарие,

Южное полушарие,

Земная орбита,

Угол наклона оси

Африка,

Евразия,

Австралия

 

 

Приложение 2.

Диктант «Движения Земли»

1. Воображаемая линия, вокруг которой вращается Земной шар

2. Точка небесной сферы, на которую направлен северный конец земной оси.

3. Точка, в которой земная ось выходит на поверхность в центре Антарктиды.

4.  Отрезок времени в 24 часа.

5. Путь Земли вокруг Солнца.

6.  Половина Земли, которая находится севернее экватора.

7.  Геометрическая форма орбиты Земли.

8.  Год, в котором 366 дней, а в феврале - 29 дней.

9.  Линия, которая делит Земной шар на северное полушарие и южное.

10. Линии, проходящие параллельно экватору у самых полюсов Земли.

 

Приложение 3.

Рисунок «тепловые пояса Земли» из учебника 7 класса.

 

 

 

 

 

Приложение 4

Мозговой штурм.

Краткий план-конспект урока географии

Класс 5, учитель Иваненко Е.А.

 

Тема: Солнечный свет на Земле.

1. Содержание урока (перечень дидактических единиц)

Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Причина смены дня и ночи, времен года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь. Пояса освещенности.

2. Деятельность обучающихся.

Виды:

- определяют границы знания/незнания

- читают текст параграфа и анализируют его

- осуществляют само- и взаимопроверку работ

Формы:

- работа с текстом учебника

- участие в обсуждении новых терминов и понятий

3. Планируемые результаты

Предметные

- уметь описывать географические следствия вращения Земли вокруг своей оси, движения вокруг Солнца,

- объяснять, что происходит на Земле в дни солнцестояний и равноденствий,

- называть пояса освещенности

Метапредметные

- формировать действия целеполагания,

- уметь планировать пути достижения цели,

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы,

- уметь объяснять содержание совершаемых действий,

- самостоятельно распределять свое время,

- строить логические рассуждения,

- уметь аргументировать свою точку зрения,

- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач,

- участвовать в коллективном обсуждении проблем, в дискуссии,

- делать аргументированные заключения и выводы.

Личностные

- уметь вести диалог на основе взаимного уважения,

- корректно отстаивать свою позицию.

4. Диагностический инструментарий

- текст диктантов,

- раздаточный лист с таблицами

- параграф 7 учебника.

5. Ресурсное обеспечение

- презентация для урока,

- листы с таблицами на каждого ученика,

- учебники

 

 

 

Сценарий урока.

 

1 этап – географический диктант – проверка домашнего задания и усвоения за прошлый урок. Задача – проанализировать знания и сопоставить с самооценкой за прошлый урок.

2 этап – Стихотворение В. Берестов «Как хорошо уметь читать» позволяет перейти к новой теме и определить задачи урока – научиться читать и понимать научные тексты на примере теста параграфа учебника.

3 этап – «Мозговой штурм» - отвечая на вопросы учителя, познакомиться с текстом «в первом приближении».

4 этап – «Знаю ли  я?»  ДО прочтения текста ученики в листах самооценки отмечают термины и понятия, с которыми уже знакомы. Обязателен выборочный контроль!!!  Намечаются границы знания/незнания.

5 этап – чтение текста вслух по два предложения по цепочке. Учителю – обращать внимание учеников на «нужные» слова и моменты.

6 этап - «Знаю ли  я?»  ПОСЛЕ  прочтения текста ученики в листах самооценки отмечают термины и понятия, с которыми теперь  знакомы. Обязателен выборочный контроль!!!  Определяются границы знания/незнания. ВАЖНО!!! По окончании работы отметить прогресс и задаться вопросом – «Где и как искать информацию?»

7 этап – поиск недостающей информации. Класс разделить на три группы по источникам информации. В одной группе – снова читают учебник. Во второй – обращаются за помощью к «консультантам»- одноклассникам. Третья группа – идёт за информацией к присутствующим учителям. (Время на работу не более 7 минут) По окончании устно подведении итогов.

8 этап – ДОСТОВЕРНОСТЬ информации. Учитель обращает внимание на видеофрагмент, где ошибочно объясняется причина смены времен года. Задаёт вопросы. Совместно приходят  к выводу о необходимости проверки любой информации.

9 этап – работа с графической информацией. На доске рисунок из учебника 7 класса «Тепловые пояса». Ученики сравнивают рисунок из своего учебника, с тем, что на доске. Должны придти к выводу, что тема будет изучаться в 7 классе более подробно.

10 этап – домашнее задание – задается учителем.

 

Приложение1.

Знаю ли  я? (до изучения)

Знаю ли  я? (после изучения)

Прогресс

1

Земная ось,

Полярная звезда,

орбита,

полюс,

полушарие,

сутки,

эллипс,

юг и север,

365 суток и 6 часов,

високосный год

Земная ось,

Полярная звезда,

орбита,

полюс,

полушарие,

сутки,

эллипс,

юг и север,

365 суток и 6 часов,

високосный год

 

2

Экватор,

Тропик,

Полярный круг,

Северное полушарие,

Южное полушарие,

Земная орбита,

Угол наклона оси

Африка,

Евразия,

Австралия

Экватор,

Тропик,

Полярный круг,

Северное полушарие,

Южное полушарие,

Земная орбита,

Угол наклона оси

Африка,

Евразия,

Австралия

 

 

Приложение 2.

Диктант «Движения Земли»

1. Воображаемая линия, вокруг которой вращается Земной шар

2. Точка небесной сферы, на которую направлен северный конец земной оси.

3. Точка, в которой земная ось выходит на поверхность в центре Антарктиды.

4.  Отрезок времени в 24 часа.

5. Путь Земли вокруг Солнца.

6.  Половина Земли, которая находится севернее экватора.

7.  Геометрическая форма орбиты Земли.

8.  Год, в котором 366 дней, а в феврале - 29 дней.

9.  Линия, которая делит Земной шар на северное полушарие и южное.

10. Линии, проходящие параллельно экватору у самых полюсов Земли.

 

Приложение 3.

Рисунок «тепловые пояса Земли» из учебника 7 класса.

 

 

 

 

 

Приложение 4

Мозговой штурм.

Просмотр содержимого документа
«5 класс Солнечный свет на Земле»

Африка, Южная Америка, Евразия, Тихий, Атлантический, Австралия, Антарктида, Северный Ледовитый, Северная Америка, Индийский

Африка,

Южная Америка,

Евразия,

Тихий,

Атлантический,

Австралия,

Антарктида,

Северный Ледовитый,

Северная Америка,

Индийский

Как Земля движется вокруг своей оси и вокруг Солнца? Мозговой штурм!!! Это большой текст? Это трудный текст? Каков стиль текста? Кто автор текста? Движения Земли Зачем нам текст? О чем текст?

Как Земля движется вокруг

своей оси и вокруг Солнца?

Мозговой штурм!!!

Это большой текст?

Это трудный текст?

Каков стиль текста?

Кто автор текста?

Движения Земли

Зачем нам текст?

О чем текст?

Знаю ли я???? Земная ось, Слова и выражения, которые Вы знаете, Полярная звезда, орбита, отметить знаком «++», полюс, подсчитать, полушарие, внести в таблицу сутки, число эллипс, юг и север, 365 суток и 6 часов, високосный год Слова и выражения, которые Вы знаете, отметить знаком «++», подсчитать, внести в таблицу число

Знаю ли я????

Земная ось,

Слова и выражения,

которые Вы знаете,

Полярная звезда,

орбита,

отметить знаком «++»,

полюс,

подсчитать,

полушарие,

внести в таблицу

сутки,

число

эллипс,

юг и север,

365 суток и 6 часов,

високосный год

Слова и выражения,

которые Вы знаете,

отметить знаком «++»,

подсчитать,

внести в таблицу

число

Работа с рисунком Мозговой штурм!!! Это красивый рисунок? Это сложный рисунок? Каков стиль рисунка? Кто автор рисунка? Шаг за шагом Зачем нам рисунок? Что изображено?

Работа с рисунком

Мозговой штурм!!!

Это красивый рисунок?

Это сложный рисунок?

Каков стиль рисунка?

Кто автор рисунка?

Шаг за шагом

Зачем нам рисунок?

Что изображено?

Знаю ли я???? Экватор, Слова и выражения, которые Вы знаете, Тропик, Полярный круг, отметить знаком «++», Северное полушарие, подсчитать, Южное полушарие, внести в таблицу Земная орбита, число Угол наклона оси Африка, Евразия, Австралия Слова и выражения, которые Вы знаете, отметить знаком «++», подсчитать, внести в таблицу число

Знаю ли я????

Экватор,

Слова и выражения,

которые Вы знаете,

Тропик,

Полярный круг,

отметить знаком «++»,

Северное полушарие,

подсчитать,

Южное полушарие,

внести в таблицу

Земная орбита,

число

Угол наклона оси

Африка,

Евразия,

Австралия

Слова и выражения,

которые Вы знаете,

отметить знаком «++»,

подсчитать,

внести в таблицу

число

Домашнее задание:

Домашнее задание:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!