Краткий план-конспект урока географии
Класс 5, учитель Иваненко Е.А.
Тема: Солнечный свет на Земле.
1. Содержание урока (перечень дидактических единиц)
Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Причина смены дня и ночи, времен года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь. Пояса освещенности.
2. Деятельность обучающихся.
Виды:
- определяют границы знания/незнания
- читают текст параграфа и анализируют его
- осуществляют само- и взаимопроверку работ
Формы:
- работа с текстом учебника
- участие в обсуждении новых терминов и понятий
3. Планируемые результаты
Предметные
- уметь описывать географические следствия вращения Земли вокруг своей оси, движения вокруг Солнца,
- объяснять, что происходит на Земле в дни солнцестояний и равноденствий,
- называть пояса освещенности
Метапредметные
- формировать действия целеполагания,
- уметь планировать пути достижения цели,
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы,
- уметь объяснять содержание совершаемых действий,
- самостоятельно распределять свое время,
- строить логические рассуждения,
- уметь аргументировать свою точку зрения,
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач,
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, в дискуссии,
- делать аргументированные заключения и выводы.
Личностные
- уметь вести диалог на основе взаимного уважения,
- корректно отстаивать свою позицию.
4. Диагностический инструментарий
- текст диктантов,
- раздаточный лист с таблицами
- параграф 7 учебника.
5. Ресурсное обеспечение
- презентация для урока,
- листы с таблицами на каждого ученика,
- учебники
Сценарий урока.
1 этап – географический диктант – проверка домашнего задания и усвоения за прошлый урок. Задача – проанализировать знания и сопоставить с самооценкой за прошлый урок.
2 этап – Стихотворение В. Берестов «Как хорошо уметь читать» позволяет перейти к новой теме и определить задачи урока – научиться читать и понимать научные тексты на примере теста параграфа учебника.
3 этап – «Мозговой штурм» - отвечая на вопросы учителя, познакомиться с текстом «в первом приближении».
4 этап – «Знаю ли я?» ДО прочтения текста ученики в листах самооценки отмечают термины и понятия, с которыми уже знакомы. Обязателен выборочный контроль!!! Намечаются границы знания/незнания.
5 этап – чтение текста вслух по два предложения по цепочке. Учителю – обращать внимание учеников на «нужные» слова и моменты.
6 этап - «Знаю ли я?» ПОСЛЕ прочтения текста ученики в листах самооценки отмечают термины и понятия, с которыми теперь знакомы. Обязателен выборочный контроль!!! Определяются границы знания/незнания. ВАЖНО!!! По окончании работы отметить прогресс и задаться вопросом – «Где и как искать информацию?»
7 этап – поиск недостающей информации. Класс разделить на три группы по источникам информации. В одной группе – снова читают учебник. Во второй – обращаются за помощью к «консультантам»- одноклассникам. Третья группа – идёт за информацией к присутствующим учителям. (Время на работу не более 7 минут) По окончании устно подведении итогов.
8 этап – ДОСТОВЕРНОСТЬ информации. Учитель обращает внимание на видеофрагмент, где ошибочно объясняется причина смены времен года. Задаёт вопросы. Совместно приходят к выводу о необходимости проверки любой информации.
9 этап – работа с графической информацией. На доске рисунок из учебника 7 класса «Тепловые пояса». Ученики сравнивают рисунок из своего учебника, с тем, что на доске. Должны придти к выводу, что тема будет изучаться в 7 классе более подробно.
10 этап – домашнее задание – задается учителем.
Приложение1.
№
|
Знаю ли я? (до изучения)
|
Знаю ли я? (после изучения)
|
Прогресс
|
1
|
Земная ось,
Полярная звезда,
орбита,
полюс,
полушарие,
сутки,
эллипс,
юг и север,
365 суток и 6 часов,
високосный год
|
Земная ось,
Полярная звезда,
орбита,
полюс,
полушарие,
сутки,
эллипс,
юг и север,
365 суток и 6 часов,
високосный год
|
|
2
|
Экватор,
Тропик,
Полярный круг,
Северное полушарие,
Южное полушарие,
Земная орбита,
Угол наклона оси
Африка,
Евразия,
Австралия
|
Экватор,
Тропик,
Полярный круг,
Северное полушарие,
Южное полушарие,
Земная орбита,
Угол наклона оси
Африка,
Евразия,
Австралия
|
|
Приложение 2.
Диктант «Движения Земли»
1. Воображаемая линия, вокруг которой вращается Земной шар
2. Точка небесной сферы, на которую направлен северный конец земной оси.
3. Точка, в которой земная ось выходит на поверхность в центре Антарктиды.
4. Отрезок времени в 24 часа.
5. Путь Земли вокруг Солнца.
6. Половина Земли, которая находится севернее экватора.
7. Геометрическая форма орбиты Земли.
8. Год, в котором 366 дней, а в феврале - 29 дней.
9. Линия, которая делит Земной шар на северное полушарие и южное.
10. Линии, проходящие параллельно экватору у самых полюсов Земли.
Приложение 3.
Рисунок «тепловые пояса Земли» из учебника 7 класса.
Приложение 4
Мозговой штурм.
Краткий план-конспект урока географии
Класс 5, учитель Иваненко Е.А.
Тема: Солнечный свет на Земле.
1. Содержание урока (перечень дидактических единиц)
Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Причина смены дня и ночи, времен года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь. Пояса освещенности.
2. Деятельность обучающихся.
Виды:
- определяют границы знания/незнания
- читают текст параграфа и анализируют его
- осуществляют само- и взаимопроверку работ
Формы:
- работа с текстом учебника
- участие в обсуждении новых терминов и понятий
3. Планируемые результаты
Предметные
- уметь описывать географические следствия вращения Земли вокруг своей оси, движения вокруг Солнца,
- объяснять, что происходит на Земле в дни солнцестояний и равноденствий,
- называть пояса освещенности
Метапредметные
- формировать действия целеполагания,
- уметь планировать пути достижения цели,
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы,
- уметь объяснять содержание совершаемых действий,
- самостоятельно распределять свое время,
- строить логические рассуждения,
- уметь аргументировать свою точку зрения,
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач,
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, в дискуссии,
- делать аргументированные заключения и выводы.
Личностные
- уметь вести диалог на основе взаимного уважения,
- корректно отстаивать свою позицию.
4. Диагностический инструментарий
- текст диктантов,
- раздаточный лист с таблицами
- параграф 7 учебника.
5. Ресурсное обеспечение
- презентация для урока,
- листы с таблицами на каждого ученика,
- учебники
Сценарий урока.
1 этап – географический диктант – проверка домашнего задания и усвоения за прошлый урок. Задача – проанализировать знания и сопоставить с самооценкой за прошлый урок.
2 этап – Стихотворение В. Берестов «Как хорошо уметь читать» позволяет перейти к новой теме и определить задачи урока – научиться читать и понимать научные тексты на примере теста параграфа учебника.
3 этап – «Мозговой штурм» - отвечая на вопросы учителя, познакомиться с текстом «в первом приближении».
4 этап – «Знаю ли я?» ДО прочтения текста ученики в листах самооценки отмечают термины и понятия, с которыми уже знакомы. Обязателен выборочный контроль!!! Намечаются границы знания/незнания.
5 этап – чтение текста вслух по два предложения по цепочке. Учителю – обращать внимание учеников на «нужные» слова и моменты.
6 этап - «Знаю ли я?» ПОСЛЕ прочтения текста ученики в листах самооценки отмечают термины и понятия, с которыми теперь знакомы. Обязателен выборочный контроль!!! Определяются границы знания/незнания. ВАЖНО!!! По окончании работы отметить прогресс и задаться вопросом – «Где и как искать информацию?»
7 этап – поиск недостающей информации. Класс разделить на три группы по источникам информации. В одной группе – снова читают учебник. Во второй – обращаются за помощью к «консультантам»- одноклассникам. Третья группа – идёт за информацией к присутствующим учителям. (Время на работу не более 7 минут) По окончании устно подведении итогов.
8 этап – ДОСТОВЕРНОСТЬ информации. Учитель обращает внимание на видеофрагмент, где ошибочно объясняется причина смены времен года. Задаёт вопросы. Совместно приходят к выводу о необходимости проверки любой информации.
9 этап – работа с графической информацией. На доске рисунок из учебника 7 класса «Тепловые пояса». Ученики сравнивают рисунок из своего учебника, с тем, что на доске. Должны придти к выводу, что тема будет изучаться в 7 классе более подробно.
10 этап – домашнее задание – задается учителем.
Приложение1.
№
|
Знаю ли я? (до изучения)
|
Знаю ли я? (после изучения)
|
Прогресс
|
1
|
Земная ось,
Полярная звезда,
орбита,
полюс,
полушарие,
сутки,
эллипс,
юг и север,
365 суток и 6 часов,
високосный год
|
Земная ось,
Полярная звезда,
орбита,
полюс,
полушарие,
сутки,
эллипс,
юг и север,
365 суток и 6 часов,
високосный год
|
|
2
|
Экватор,
Тропик,
Полярный круг,
Северное полушарие,
Южное полушарие,
Земная орбита,
Угол наклона оси
Африка,
Евразия,
Австралия
|
Экватор,
Тропик,
Полярный круг,
Северное полушарие,
Южное полушарие,
Земная орбита,
Угол наклона оси
Африка,
Евразия,
Австралия
|
|
Приложение 2.
Диктант «Движения Земли»
1. Воображаемая линия, вокруг которой вращается Земной шар
2. Точка небесной сферы, на которую направлен северный конец земной оси.
3. Точка, в которой земная ось выходит на поверхность в центре Антарктиды.
4. Отрезок времени в 24 часа.
5. Путь Земли вокруг Солнца.
6. Половина Земли, которая находится севернее экватора.
7. Геометрическая форма орбиты Земли.
8. Год, в котором 366 дней, а в феврале - 29 дней.
9. Линия, которая делит Земной шар на северное полушарие и южное.
10. Линии, проходящие параллельно экватору у самых полюсов Земли.
Приложение 3.
Рисунок «тепловые пояса Земли» из учебника 7 класса.
Приложение 4
Мозговой штурм.