№ п./п | Дата | Название раздела Тема урока | Планируемые результаты | Виды деятельности учащихся |
П | Ф | Метапредметные | Предметные | Личностные |
| | | 1 четверть О языке и речи |
1 | 3.09 | | Зачем человеку нужен язык. | Осознавать роль русского языка в жизни человека как языка русского народа и носителя русской культуры | Понимать, что язык – универсальное средство общения. Уметь читать и понимать текст. | Уметь слушать, понимать устную и письменную речь | Слушание, беседа, работа с книгой |
2 | 4.09 | | Что мы знаем о русском языке. | | Осознавать русский язык как один из развитых языков мира, видеть его изменение и обогащение | Развивать выразительность речи учащихся, формировать культуру владения русским языком | Опрос, беседа, чтение и пересказ параграфа |
3 | 5.09 | | Что такое речь. | | Сформировать понятие о речевом общении, уметь определять его виды | Развивать умение владеть различными видами общения в соответствии с речевой ситуацией | Беседа, ,опрос, работа с книгой |
4 | 6.09 | | Речь монологическая и диалогическая. Речь письменная и устная. | Формировать готовность к речевому взаимодействию | Иметь представление об устной и письменной речи, использовать монологи и диалоги | Уметь выслушать мнение участника речевого общения, находить компромисс | Наблюдения, практикум |
| Фонетика и графика. Повторение изученного в начальной школе |
5 | 7.09 | | Звуки и буквы. Алфавит. | | Уметь разграничивать понятия «буква» и «звук», правильно называть буквы | | Опрос, конкурс знатоков |
6 | 10.09 | | Что обозначают буквы Е,Е,Ю,Я. | | Знать особенности букв е,ё,ю,я, уметь использовать транскрипцию | | Объяснительное письмо |
7 | 11.09 | | Фонетический и орфоэпический разбор слова. | Уметь правильно ставить ударение, произносить гласные и согласные звуки, формировать орфоэпическую культуру | Уметь производить фонетический разбор, изучить схему орфоэпического разбора слова | Сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры | Разборы слов |
| Текст |
8 | 12.09 | | Что такое текст (повторение). Тема текста. | Создавать собственные письменные и устные высказывания на определенную тему | Закреплять понятие «текст», определять темы текста (узкие и широкие) | Воспитывать чувство доброты, ответственности и других нравственных качеств посредством текста; формировать внутреннюю позицию школьника, точное выражение своих мыслей | Анализ текста |
9 | 13.09 | | Основная мысль текста. | | Уметь определять основную мысль текста, подбирать соответствующий заголовок | Уметь определять основную и второстепенную информацию, строить логическую цепь рассуждений | Работа с текстом |
| | Письмо. Орфография |
10 | 14.09 | | Зачем людям письмо. Орфография. Нужны ли правила? | Осознавать необходимость знания орфографических правил | Определять понятия «орфограмма», знать роль орфографических правил | Развивать познавательную инициативу учащихся, уметь выдвигать гипотезы и их обосновывать | Предупредительное письмо, работа у компьютера |
11 | 17.09 | | Вводный (диагностический) диктант | Выполнять работу в соответствии с ранее изученными учебными действиями | Контроль за усвоением знаний, полученных в начальной школе | Уметь оценивать собственный результат учебных достижений | диктант |
12 | 18.09 | | Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков. | Выполнять работу в соответствии с ранее изученными учебными действиями | Уметь различать проверяемые и непроверяемые гласные, подбирать проверочные слова | Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности, выбирать эффективные способы решения задач | Опрос, беседа, письмо |
13 | 19.09 | | Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков. | Выполнять работу в соответствии с ранее изученными учебными действиями | Уметь различать согласные в корнях слов: проверяемые и непроверяемые; непроизносимые и удвоенные | Развивать интеллектуальные способности учащихся | Объяснительное письмо, с.р. |
14 | 20.09 | | Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу; нч, чн, чк, нщ, щн, рщ. | Выполнять работу в соответствии с ранее изученными учебными действиями | Обобщить и закрепить навыки правописания гласных после шипящих | Развивать познавательную инициативу | Комментированное письмо, инд. работа |
15 | 21.09 | | Ь после шипящих в конце имен существительных и глаголов. | Выполнять работу в соответствии с ранее изученными учебными действиями | Закрепить навык правописания ь после шипящих на конце слова; уметь определять склонение существительных; | Уметь искать и выделять необходимую информацию; | Тест, выборочное письмо |
16 | 24.09 | | Разделительные Ь и Ъ. | Выполнять работу в соответствии с ранее изученными учебными действиями | Знать условия употребления ь и ъ. | | Выборочное письмо, сам.р. |
17 | 25.09 | | Правописание НЕ с глаголами. | Выполнять работу в соответствии с ранее изученными учебными действиями | Знать правила правописания не с глаголами, уметь применять их в практической деятельности | | Тест, предупреди-тельное письмо |
18 | 26.09 | | Написание - тся, - ться в конце глаголов. | Выполнять работу в соответствии с ранее изученными учебными действиями | Различать по вопросу личную и неопределенную форму глагола. Уметь правильно писать -тся и -ться в конце глаголов. | Уметь осуществлять самоконтроль по результатам и по способу действия; формировать волевую саморегуляцию | Работа с карточками, опрос-беседа |
19 | 27.09 | | Контрольный диктант по теме «Повторение» | Трансформировать усвоенные знания в умения и навыки | Уметь применять усвоенные знания, выполнять самоконтроль | Воспитывать умение выполнять самоконтроль и самопроверку | диктант |
20 | 28.09 | | Анализ контрольного диктанта. | Уметь анализировать свою деятельность | | Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности | Работа над ошибками |
| | Строение слова |
21 | 1.10 | | Почему корень, приставка, суффикс и окончание значимые части слова. | Закрепить алгоритм действий, применять его в различных действиях | Знать порядок морфемного разбора, уметь его выполнять | Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности, выбирать эффективные способы решения задач | Опрос-беседа, разбор слов |
22 | 2.10 | | Как образуются формы слова с помощью окончания. | Закрепить алгоритм действий, применять его в различных действиях | Уметь выделять окончания разных типов | Правильно употреблять в речи грамматические формы | практикум |
23 | 3.10 | | Основа слова | Закрепить алгоритм действий, применять его в различных действиях | Уметь выделять основу слова | Уметь формулировать и аргументировать свое мнение | Разбор по составу Опрос-беседа |
| | Слово как часть речи |
24 | 4.10 | | Слова как часть речи. Морфология. | Формировать умение создавать тексты с учетом грамматико-семантические особенности различных частей речи | Знать признаки частей речи, уметь определять их в тексте | Обогащать словарный запас; формировать внутреннюю позицию школьника | Опрос, беседа, разборы |
25 | 5.10 | | Самостоятельные части речи. Их признаки. | | Знать самостоятельные части речи, уметь определять их по вопросу | Развивать умения определять лексическое значение слов и употреблять слова в соответствии с их значением | Работа с книгой, словарём, разборы слов |
26 | 8.10 | | Самостоятельные части речи. | | Знать признаки самостоятельных частей речи; уметь давать толкование слов | Воспитывать стремление употреблять лексически нейтральные слова | Работа с книгой, наблюдения |
27 | 9.10 | | Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы. | | Знать правила изменения существительных, прилагательных, глаголов, уметь определять их грамматические формы | Воспитывать стремление использовать грамматические правильные формы слов | Беседа, практикум |
28-29 | 10.10 | | Сочинение - описание по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща". | Уметь составлять текст-описание по плану | Уметь писать сочинение-описание по картине и составлять простой план | Уметь определять основную и второстепенную информацию, строить логическую цепь рассуждений | Описание картины |
30 | 11.10 | | Анализ сочинения по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща". | Уметь использовать схему анализа работы | Корректировать недостатки в содержании сочинения | Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности | Работа над ошибками |
31 | 12.10 | | Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы? (Продолжение) | | Уметь определять морфологические признаки имен существительных, имен прилагательных и глаголов. Знать, как они изменяются. | Уметь структурировать знания; уметь точно выражать свои мысли; уметь планировать и прогнозировать | Опрос , практикум |
32 | 15.10 | | Служебные части речи. Предлог. | Уметь создавать простую классификацию по различным признакам | Знать признаки служебных частей речи; уметь отличать их от самостоятельных. | Уметь структурировать знания; уметь точно выражать свои мысли; уметь планировать и прогнозировать | Практикум |
33 | 16.10 | | Союз | Уметь создавать простую классификацию по различным признакам | Знать союзы, уметь отличать их от предлогов | Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности, выбирать эффективные способы решения задач | Объяснительное письмо |
34 | 17.10 | | Частица | Уметь создавать простую классификацию по различным признакам | Знать частицы, иметь отличать их от омонимичных частей речи | Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности, выбирать эффективные способы решения задач | Выборочное письмо, беседа- опрос |
| | Текст (продолжение) |
35 | 18.10 | | Текст. От чего зависит порядок расположения предложений в тексте. | Уметь применять логическое мышление в построении различных заключений | Уметь выстраивать группу предложений в текст; определять смысловые отношения между предложениями. | Развивать логику мышления, воспитывать стремление к развитию творческих способностей | Работа с текстом |
36 | 19.10 | | Обобщающий урок по теме "Повторение изученного в начальных классах". | | Знать части речи. Уметь находить изученные орфограммы | Уметь оценивать результат собственных достижений | Фронтальный опрос, тест, инд. работа |
37 | 22.10 | | Контрольная работа по теме "Фонетика. Морфология. Орфография". | Уметь выполнять работу в соответствии с эталоном | | Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности | |
38 | 23.10 | | Абзац как часть текста. | Уметь применять логическое мышление при определении смысловых частей текста | Уметь находить микротему и делить текст на абзацы. | Уметь определять основную и второстепенную информацию | Работа с книгой и текстом |
| Систематический курс русского языка. Фонетика. Орфоэпия |
39 | 24.10 | | Что изучает фонетика. | Уметь анализировать собственную речь и контролировать правильное произношение слов | Знать звуки речи, уметь анализировать звучащий текст, слово; знать орфоэпические нормы | Воспитывать культуру речи | Беседа, опрос |
40 | 25.10 | | Звуки гласные и согласные. | Уметь анализировать собственную речь и контролировать правильное произношение слов | Знать классификацию звуков, уметь правильно произносить слова | Формировать учебно-познавательную мотивацию; выбирать наиболее эффективный способ решения задач | Практикум, опрос |
41 | 26.10 | | Звуки гласные и согласные. | Уметь анализировать собственную речь и контролировать правильное произношение слов | Знать понятия «транскрипция», уметь выполнять фонетический разбор | Формировать учебно-познавательную мотивацию; выбирать наиболее эффективный способ решения задач | Работа с книгой ,транскрипция слов |
42 | 29.10 | | Слог, ударение. | Уметь пользоваться справочной литературой, в том числе на электронном носителе | Знать отличительные особенности русского ударения, его разновидности и подвижность | Уметь осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме | практикум |
43 | 30.10 | | Строение абзаца. | Уметь использовать логическое мышление для определения смысловых частей текста | Уметь оформлять абзац на письме | Развивать способность понимать значение абзаца в тексте | Работа с книгой и текстом |
44 | 31.10 | | Итоговый урок по изученным темам | Уметь оценивать собственные достижения, понимать свои недоработки | Уметь применять полученные знания на практике, давать оценку и самооценку результатам учебной деятельности | Воспитывать самостоятельность и адекватность в самооценке | Тест, фронтальный опрос |
45 | 1.11 | | Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков. | Уметь контролировать собственную речь | Иметь представление об орфоэпии как о разделе науки о русском языке; уметь определять сильную и слабую позицию в слове | Воспитывать культуру произношения посредством пользования орфоэпическим словарем | Практикум, работа с книгой |
46 | 2.11 | | Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова. | Уметь контролировать звучащую речь и соотносить ее с эталоном | Знать классификацию согласных звуков, уметь правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки и сочетания чн,чт | Воспитывать культуру произношения; формировать внутреннюю позицию школьника | Практикум, разбор |
| | | | 2 четверть | | | |
47 | 12.11 | | Практическая работа по теме "Фонетика. Орфоэпия". | Уметь самостоятельно принимать решение | Уметь выполнять фонетический и орфоэпический разбор слов; делить слова на слоги. | Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку | Практикум |
48 | 13.11 | | Анализ работы. | Уметь анализировать собственные недочеты | | Воспитывать умение выполнять самоконтроль и самопроверку | Работа над ошибками |
Лексика. Словообразование. Правописание |
49 | 14.11 | | Как определить лексическое значение слова. | Уметь правильно употреблять слова в соответствии с их лексическим значением | Знать понятие «лексическое значение слова». Уметь определять лексическое значение различными способами | Воспитывать стремление расширять свой словарный запас | Чтение и пересказ лингвистического текста, работа со словарём |
50 | 15.11 | | Сколько лексических значений имеет слово. | Уметь правильно употреблять слова в соответствии с их лексическим значением | Иметь представление об однозначных и многозначных словах, уметь использовать их в речи. | Уметь нравственно-этически оценивать усвоенное содержание; уметь аргументировать свое мнение | Работа со словарём, объяснительное письмо |
51 | 16.11 | | Когда слово употребляется в переносном значении. | Уметь правильно употреблять слова в соответствии с их лексическим значением | Знать о прямом и переносном значении слова; как на основе переносного значения слов создаются метафоры, олицетворения, эпитеты; | Развивать художественную речь за счет употребления метафор, эпитетов, олицетворений | Творческое письмо, дидактические игры |
52 | 19.11 | | Когда слово употребляется в переносном значении. | Уметь правильно употреблять слова в соответствии с их лексическим значением | Знать понятие «фразеологизм»; уметь находить их в тексте и употреблять в собственной речи | Развивать этические чувства и регуляторы морального поведения | Работа с текстом, тест |
53-54 | 20.11 | | Сочинение-описание по картине И.Т.Хруцкого "Цветы и плоды". | Уметь составлять текст по определенной теме, стилю и типу речи | Уметь писать сочинение-описание по картине; использовать в сочинении художественный стиль речи. | Уметь строить логическую цепь рассуждений, речевое высказывание в письменной форме | Сочинение |
55 | 21.11 | | Анализ сочинения-описания по картине И.Т.Хруцкого "Цветы и плоды". | Уметь использовать схему анализа | Корректировать недостатки в содержании сочинения | Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности | Анализ сочинения |
56 | 22.11 | | Как пополняется словарный состав русского языка. | Уметь соотносить словарный состав различных языков | Иметь представление о заимствованных словах. Знать характерные черты старославянизмов; уметь определять принадлежность слова к определенному языку | Развивать стремление знать другие языки, осознавать богатство и красоту русского языка | Тест, работа со словарём |
57 | 23.11 | | Зачетный урок по теме "Лексика". | Уметь общаться в различной языковой среде | Уметь писать слова с изученными орфограммами; разъяснять значение слова, подбирать однокоренные слова; уметь пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов и др. | Воспитывать толерантность в общении; Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку | Зачёт |
58 | 26.11 | | Как образуются слова в русском языке. | Закрепить алгоритм выполнения действий | Иметь представление об основных способах словообразования; уметь разбирать слова по составу и выполнять словообразовательный разбор. | Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности; выбирать эффективные способы решения задач | Разбор слов, подбор слов по моделям |
59 | 27.11 | | Как образуются слова в русском языке. | Закрепить алгоритм выполнения действий | Знать понятие «морфема», уметь отличать морфему от других языковых единиц | Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности; выбирать эффективные способы решения задач | Разбор слов ,дидактические игры |
| |
60 | 28.11 | | Какие чередования гласных и согласных происходят в словах. | Уметь дифференцировать исходный материал | Иметь представление о чередовании гласных и согласных в разных морфемах слова; уметь писать слова с чередованием гласных в корне слова. | Развивать функциональную грамотность | Объяснительное письмо, разбор по составу слов |
61 | 29.11 | | Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Словообразование". | | Уметь находить известные орфограммы; уметь производить словообразовательный и морфемный разборы слова; находить чередующие гласные в корнях. | Развивать умение работать в парах, группах; уметь планировать учебное сотрудничество | Фронтальный опрос, тест, работа у компьютера |
62 | 30.11 | | Контрольная работа по теме "Словообразование" | Уметь выполнять работу в соответствии с эталоном | Уметь писать слова с изученными орфограммами; разбирать слова по составу; определять однокоренные слова; значения суффикса | Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку | Контрольная работа |
63 | 3.12 | | Анализ контрольной работы | Уметь анализировать работу, приводить написание в соответствие с эталоном | Уметь объяснять и исправлять ошибки | Уметь пользоваться логическими операциями: анализом, синтезом, обобщение, сравнение | Анализ контрольной работы |
64 | 4.12 | | Что изучает стилистика. | Выбирать определенный стиль речи в зависимости от речевой ситуации | Иметь представление о науке стилистике; закрепить понятие речевой ситуации. | Развивать мотивационную основу деятельности; формировать внутреннюю позицию школьника; уметь извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов | Работа с текстами, беседа |
65 | 5.12 | | Правописание чередующихся гласных а-о в корнях - лаг- - -лож- | Уметь применять алгоритм действий и фиксировать его в устной речи | Уметь рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне; правильно писать чередующие гласные. | Уметь структурировать знания; уметь строить логическую цепь рассуждений | Предупредительное письмо, тест |
66 | 6.12 | | Правописание чередующихся гласных а-о в корнях - рос- - раст- (-ращ-). | Уметь применять алгоритм действий и фиксировать его в устной речи | Уметь рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне; правильно писать чередующие гласные. | Уметь структурировать знания; уметь строить логическую цепь рассуждений | С.р, выборочное письмо, опрос |
67 | 7.12 | | Буквы о-е после шипящих в корнях слов. | | Знать условия правописания о/е после шипящих; уметь писать эти гласные | Уметь точно выражать свои мысли; аргументировать свое мнение | Работа по алгоритму, комментированное письмо, с.р. |
68 | 10.12 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Закреплять способность определять цели учебной деятельности | Уметь применять полученные знания; выполнять самоконтроль | Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку | Контр.диктант |
69 | 11.12 | | Анализ контрольного диктанта . | Уметь оценивать результаты своей работы | Уметь анализировать и корректировать недочеты в работе | Развивать аналитические способности | Анализ диктанта |
70 | 12.12 | | Лексика. Разговорная и книжная речь. | Уметь использовать определенный вид лексики в соответствии с речевой ситуацией | Разбираться в понятиях книжная и разговорная речь, сферах их использования. | Формировать культуру общения; Развивать мотивационную основу деятельности | Беседа-опрос, пересказ параграфа, творческое письмо |
71 | 13.12 | | Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. | Уметь определять тождественные явления | Иметь представление об абсолютных омонимах; Уметь различать омонимы по значению, строению. | Уметь структурировать знания; уметь строить логическую цепь рассуждений | Работа со словарём, устные ответы |
72 | 14.12 | | Что такое профессиональные и диалектные слова. | Уметь дифференцировать исходный материал | Знать профессиональные, диалектные слова и жаргонизмы; Уметь использовать слова данной группы в зависимости от конкретной речевой ситуации. | Развивать лингвокультурную компетенцию | Работа со словарём, лексический диктант |
73 | 17.12 | | О чем рассказывают устаревшие слова. | Уметь дифференцировать исходный материал | Знать устаревшие слова, уметь объяснять причины их появления в языке; отличать архаизмы от историзмов. | | Устные сообщения, пересказ параграфа, работа со словарём |
74 | 18.12 | | Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова. | Уметь создавать речевые высказывания с употреблением этикетных слов | Уметь употреблять в речи этикетные слова прощания, просьбы, благодарности. | Воспитывать вежливость и культуру поведения | Творческое письмо, дидактические игры |
75 | 19.12 | | Правописание неизменяемых на письме приставок. | Уметь принимать решения и аргументировать их | Иметь представление в трех группах приставок. Уметь безошибочно писать слова с неизменяемыми приставками | Уметь выбирать наиболее эффективный способ решения задачи | Словарный диктант, объяснительное письмо, тест |
76 | 20.12 | | Правописание приставок на к –з,-с | Уметь принимать решения и аргументировать их | Уметь безошибочно писать слова с приставками на з-с. | Развивать умение адекватно оценивать результат собственных достижений | Комментированное письмо, словарный диктант |
77 | 21.12 | | Буквы и-ы после ц. | Уметь пользоваться орфографическим словарем, в том числе и на электронном носителе | Знать условия написания и-ы после ц, уметь писать слова с данной орфограммой | Развивать память и орфографическую зоркость | Работа с правилом: чтение и пересказ ,выборочное письмо |
78 | 24.12 | | Итоговое контрольное тестирование за 1-ое полугодие. | Уметь определять цель учебной деятельности и последовательность действий | Уметь применять на письме полученные знания, осуществлять самоконтроль и самопроверку | Уметь адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности | тест |
79 | 25.12 | | Анализ контрольного тестирования. Итоги полугодия. | Уметь оценивать результаты своей работы | Уметь находить ошибки; объяснять | Развивать навыки самостоятельной работы, способность к самооценке | Анализ контр. теста |
80 | 26.12 | | Художественная и научно-деловая речь. | Уметь выполнять сравнительный анализ | Знать об основных отличиях художественной речи от научно-деловой. | Формировать учебно-познавательную мотивацию; внутреннюю позицию школьника | Работа с текстами(комплексный анализ) |
Синтаксис и пунктуация (вводный курс) |
81 | 27.12 | | Что изучает синтаксис и пунктуация. | Уметь использовать в речевых высказываниях различные типы предложений | Знать, что такое синтаксис, что такое пунктуация, почему они рассматриваются в неразрывной связи. Знать биографию А.М.Пешковского. | Уметь осознавать и произвольно строить речевое высказывание в письменной и устной форме | Беседа-опрос, построение высказывания устно и письменно |
82 | 28.12 | | Словосочетание. | Уметь использовать основные грамматические нормы русского языка | Знать понятие «словосочетание»; Уметь выделять словосочетания из предложения; Различать слово и словосочетание; уметь отличать словосочетание от грамматической основы | Развивать потребность в речевом самосовершенствовании | Синтаксический разбор словосочетания и предложения |
| | | 3четверть | | | | |
83 | | | Словосочетание (продолжение) | Уметь использовать основные грамматические нормы русского языка | Знать типы словосочетаний по характеру главного слова; уметь вычленять их в предложении | Развивать потребность в речевом самосовершенствовании | |
84 | | | Разбор словосочетания. | Уметь выполнять действия по алгоритму | Знать порядок разбора словосочетания; Уметь выполнять разбор словосочетания. | Развивать навыки самостоятельной работы, способность к самооценке | |
85 | | | Предложение. Интонация предложения. | Уметь пользоваться предложениями для взаимодействия с окружающими людьми | Иметь представление о предложении, интонации, логическом ударении, паузе; уметь определять интонационные особенности предложений | Уметь строить логическую цепь рассуждений; аргументировать свое мнение; формировать внутреннюю позицию школьника | |
86 | | | Виды предложений по цели высказывания. | Уметь составлять классификацию по определенным признакам | Уметь различать предложения по цели высказывания | Уметь строить логическую цепь рассуждений; аргументировать свое мнение; формировать внутреннюю позицию школьника | |
87 | | | Что такое тип речи. | Уметь создавать собственное высказывание по эталону | Уметь различать типы речи; уметь находить элементы описания в художественном тексте | Уметь осознавать и произвольно строить речевое высказывание в письменной и устной форме | |
88 | | | Восклицательное предложение. | Уметь применять полученные знания в публичных выступлениях | Уметь различать предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; правильно ставить знаки препинания в конце предложения. | Развивать способность к эмоциональному общению | |
89 | | | Описание, повествование, рассуждение. | Уметь создавать собственное высказывание определенного типа речи по эталону | Знать характерные особенности каждого типа речи, уметь определять тип речи. | Уметь осознавать и произвольно строить речевое высказывание в письменной и устной форме; уметь определять основную и второстепенную информацию | |
90 | | | Главные члены предложения. | Уметь видеть и выделять главное, определяющее смысловое ядро | Уметь опознавать главные члены предложения, находить основу предложения. | Уметь структурировать знания; | Рабочие тетради |
91 | | | Главные члены предложения. (продолжение) | Уметь видеть и выделять главное, определяющее смысловое ядро | Знать понятие «синтаксическая структура предложения», уметь определять способы выражения главных членов предложения | | |
92 | | | Тире между подлежащим и сказуемым. | Уметь строить модели речевых высказываний определенного типа | Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь ставить тире между подлежащим и сказуемым в простых предложениях | Уметь использовать общие приемы решения задач; уметь адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач | |
93 | | | Предложения распространенные и нераспространенные. | Уметь преобразовывать один исходный материал в другой | Уметь распространять предложения; характеризовать предложения по наличию главных и второстепенных членов. | Развивать способность построения собственных высказываний с использованием распространенных предложений | |
94 | | | Второстепенные члены предложения. | Умение видеть и воспринимать дополнительную информацию | Понимать значение и роль второстепенных членов предложения. Уметь выделять в предложениях второстепенные члены, которые поясняют главные и другие второстепенные члены. | Уметь осознавать и произвольно строить речевое высказывание в письменной и устной форме; уметь определять основную и второстепенную информацию | |
95 | | | Дополнение. | Умение видеть и воспринимать дополнительную информацию | Знать понятие «дополнение»; Уметь по смысловым вопросам определять дополнение, анализировать его роль в предложении. | Развивать способность построения собственных высказываний с использованием дополнения | |
96 | | | Определение. | Умение видеть и воспринимать дополнительную информацию | Знать понятие «определение»; Уметь по смысловым вопросам находить определение, анализировать его роль в предложении. | Развивать способность построения собственных высказываний с использованием определения | |
97 | | | Обстоятельство. | Умение видеть и воспринимать дополнительную информацию | Знать понятие «обстоятельство»; Уметь по смысловым вопросам находить обстоятельство и определять разряд | Развивать способность построения собственных высказываний с использованием обстоятельства | |
98 | | | Обобщение изученного по теме «Главные и второстепенные предложения» | Уметь отбирать и систематизировать материал на определенную тему | Уметь определять синтаксическую роль разных частей речи | Развивать умение работать в парах, группах; уметь осознавать ответственность за общее дело | |
99 | | | Контрольное тестирование «Главные и второстепенные члены предложения» | Уметь определять цель учебной деятельности и последовательность действий | Уметь применять полученные знания на практике | Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку | |
100 | | | Однородные члены предложения. | Уметь находить тождественные и однородные явления | Уметь находить однородные члены предложения, составлять схемы предложений с однородными членами; уметь расставлять знаки препинания. | Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности; уметь планировать учебное сотрудничество | |
101 | | | Оценка действительности. | Уметь давать адекватную оценку действительности | Знать основные способы выражения оценки действительности; Уметь составлять тексты с оценкой действительности. | Воспитывать стремление контролировать свою речь и оценивать ее | |
102 | | | Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. | Уметь систематизировать и обобщать материал | Знать условия постановки двоеточия при однородных членах; Уметь находить обобщающее слова и ставить двоеточие. | Развивать умение работать в парах, группах; уметь планировать учебное сотрудничество | |
103 | | | Обращение. | Уметь использовать обращение в различных речевых ситуациях | Знать понятие «обращение»; Уметь различать подлежащее и обращение; Уметь правильно ставить знаки препинания. | Уметь следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям; формировать волевую саморегуляцию | |
104 | | | Обращение | Уметь использовать вежливые формы обращения | Уметь использовать обращение в устной и письменной речи; ставить знаки препинания | Уметь следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям; формировать волевую саморегуляцию | |
105 | | | Синтаксический разбор простого предложения. | Уметь использовать алгоритм при выполнении учебных действий | Знать порядок синтаксического разбора; Уметь выполнять синтаксический разбор простого предложения. | Развивать умение следовать эталону при выполнении заданий | |
106-107 | | | Сочинение-описание по картине К.Ф.Юона "Русская зима". | Совершенствовать умение составлять текст по определенной теме определенного типа речи | Закрепить навыки написания сочинения-описания по картине. Уметь использовать изобразительно-выразительные средства | Воспитывать творческие способности и эстетический вкус | |
108 | | | Обобщение и систематизация знаний по теме "Простое предложение". Анализ сочинения-описания по картине. | Уметь выполнять систематизацию и обобщение | Уметь применять усвоенные знания, выполнять самопроверку; уметь видеть и исправлять недочеты | Уметь адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности | |
109 | | | Сложное предложение. | Уметь использовать в речи различные типы предложений для выражения собственных мыслей | Знать особенности строения сложного предложения и сложносочиненного предложения, уметь отличать его от простого предложения с однородными членами | Уметь строить речевое высказывание, используя конструкцию сложного предложения; уметь точно выражать свои мысли | |
110 | | | Сложное предложение. | Уметь использовать в речи различные типы предложений для выражения собственных мыслей | Знать особенности построения сложноподчиненного предложения, уметь создавать схемы и ставить знаки препинания | Уметь строить речевое высказывание, используя конструкцию сложного предложения; уметь точно выражать свои мысли | |
111 | | | Прямая речь. | Уметь преобразовывать один вид речи в другой | Знать понятие «прямая речь»; Уметь правильно оформлять прямую речь на письме | Воспитывать бережное отношение к богатству русского языка; уметь формулировать и аргументировать свое мнение | |
112-113 | | | Изложение "Отчаянный воробей". | Уметь воспроизводить исходный материал | Уметь сохранять стиль текста, его структуру, развернуть повествование, опираясь на исходный текст. | Развивать память, логическое мышление, передавать личное впечатление; уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного текста | |
114 | | | Анализ изложений. Диалог. | Уметь строить диалоги по различным темам | Уметь корректировать недочеты в работе; уметь составлять диалог, пунктуационно правильно его оформлять | Развивать навыки различных форм речевого общения, воспитывать вежливость, толерантность | |
115 | | | Строение текста типа рассуждения-доказательства. | Уметь составлять тексты- социальную рекламу | Знать понятия «тезис», «аргумент» Уметь составлять тексты типа рассуждения-доказательства. | Развивать стремление к умению аргументировать свое мнение | |
116 | | | Повторение и обобщение изученного по теме "Синтаксис и пунктуация". | Уметь отбирать и систематизировать материал на определенную тему | Уметь выполнять синтаксический разбор; уметь ставить знаки препинания, находить грамматическую основу, уметь составлять схемы предложения. | Формировать внутреннюю позицию школьника; стремление к сотрудничеству | |
117 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием «Синтаксис» | Уметь контролировать свою работу с точки зрения ее содержания | Уметь применять полученные знания на практике | Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку | |
118 | | | Анализ контрольного диктанта. | Уметь сравнивать выполненные действия с эталоном | Уметь объяснять орфографические и пунктуационные ошибки. | Развивать аналитические способности | |
Морфология. Правописание |
119 | | | Самостоятельные и служебные части речи. | Уметь сопоставлять, применять различные приемы сопоставления | Знать основные сведения о частях речи. Различать самостоятельные и служебные части речи. | Уметь строить логическую цепь рассуждений; аргументировать свое мнение; формировать внутреннюю позицию школьника | |
120 | | | Самостоятельные и служебные части речи. (продолжение) | Уметь сопоставлять, применять различные приемы сопоставления | Знать грамматическое значение частей речи и уметь определять их роль в предложении | | |
Глагол | |
121 | | | Что обозначает глагол. | Уметь отбирать материал на определенную тему | Знать грамматические, морфологические признаки глагола, синтаксическую роль в предложении. | Уметь определять основную и второстепенную информацию. Строить логическую цепь рассуждения | |
122 | | | Слитное и раздельное написание не с глаголами. | Уметь дифференцировать явления | Уметь правильно писать не с глаголами, находить частицу не, понимать ее значение. | Формировать волевую саморегуляцию; извлекать необходимую информацию | |
123 | | | Как образуются глаголы. | Уметь применять алгоритм действий при выполнении заданий | Знать способы словообразования глаголов; уметь производить словообразовательный разбор | Обогащать словарный запас | |
124 | | | Вид глагола. | Уметь применять полученные на других уроках знания (англ.яз., тат.яз.) | Знать виды глагола; уметь правильно использовать глаголы несовершенного и совершенного вида в речи | Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности; формировать внутреннюю позицию школьника | |
125 | | | Корни с чередованием букв е-и. | Уметь дифференцировать написание, использовать аргументацию | Знать перечень корней с чередованием е-и. уметь правильно писать слова. | Уметь аргументировать свое мнение; уметь выбирать эффективные способы решения задач | |
126 | | | Неопределенная форма глагола (инфинитив). | Уметь дифференцировать написание, использовать аргументацию | Знать признаки неопределенной формы глагола ; Уметь безошибочно определять инфинитив, уметь правильно писать ь в конце инфинитива. | Уметь аргументировать свое мнение; уметь планировать и прогнозировать | |
127 | | | Правописание -тся и -ться в глаголах. | Уметь дифференцировать написание, использовать аргументацию | Знать условия выбора правописания –тся и –ться, правильно ставить вопрос. | Уметь осуществлять самоконтроль по результатам и способу действия | |
128 | | | Как связываются предложения в тексте "Данное" и "Новое" в предложениях. | Уметь анализировать информацию, выделять известное и новое | Знать структуру связи предложений в тексте; Уметь развивать мысль в тексте; находить "данное" и "новое" в предложении. | Уметь осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение; строить логическую цепь рассуждения | |
129 | | | Наклонение глагола. | Уметь применять усвоенные знания при изучении других языков | Знать понятие «наклонение глагола»; уметь определять наклонение глагола | Формировать полилингвистичес-кую компетенцию | |
| | | | | |
130 | | | Строение текста типа повествования. | Уметь понимать коммуникативную установку в зависимости от речевой ситуации | Знать особенности строения текста повествования; Уметь создавать собственные тексты подобного типа; уметь редактировать текст-повествование. | Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме | |
131 | | | Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола. | Уметь применять усвоенные знания при изучении других языков | Знать признаки сослагательного наклонения; Уметь образовывать форму условного наклонения; употреблять их в устной и письменной речи | Уметь использовать общие приемы решения задач; уметь самостоятельно учитывать установленные ориентиры действий в новом учебном материале | |
132 | | | Как образуется повелительное наклонение глагола. | Уметь применять усвоенные знания при изучении других языков | Знать признаки повелительного наклонения; Уметь образовывать форму повелительного наклонения глагола; использовать слова в повелительном наклонении в речи. | Воспитывать вежливость, формировать формы речевого этикета | |
133 | | | Времена глагола. | Уметь преобразовывать информацию на основе изменений временных форм глагола | Знать, временные формы глагола; уметь их образовывать и употреблять | Уметь точно выражать свои мысли; развивать познавательную инициативу | |
134 | | | Времена глагола. (продолжение) | Уметь преобразовывать информацию на основе изменений временных форм глагола | Знать как образуются временные формы глагола; уметь заменять одну временную форму глагола другой | Уметь точно выражать свои мысли; развивать познавательную инициативу; уметь планировать учебное сотрудничество | |
135 | | | Резервный урок | | | | |
136 | | | Спряжение глагола. Лицо и число. | Уметь составлять и использовать алгоритм при выполнении действий | Знать понятие «спряжение глагола»; Уметь изменять глаголы по лицам и числам; определять личное безударное окончание глагола | Развивать внимание, умение следовать эталону в произношении глаголов | |
137 | | | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Уметь использовать алгоритм при выполнении действий | Знать спряжение глаголов с безударным личным окончанием; уметь безошибочно писать личные окончания глаголов | Развивать умение произносить глаголы в соответствии с орфоэпическими нормами | |
138 | | | Контрольный диктант по теме "Глагол". | Уметь самостоятельно применять усвоенные знания, выполнять самопроверку | Уметь правильно писать слова, расставлять знаки препинания. | Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку | |
139 | | | Анализ контрольного диктанта. | Уметь сравнивать выполненные действия с эталоном | Уметь самостоятельно находить ошибки, выполнять корректировку | Уметь осуществлять самоконтроль по результатам и способу действия | |
140 | | | Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы. | Уметь составлять классификацию по определенным признакам | Знать признаки безличных глаголов, признаки переходности-непереходности; Уметь находить безличные глаголы | Обогащать речь, делать ее разнообразной за счет использования безличных предложений | |
141 | | | Строение текста типа описания предмета. | Уметь строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативным замыслом | Уметь создавать текст типа описания. | Уметь формулировать и аргументировать свое мнение | |
142-143 | | | Сочинение-повествование с элементом описания по фотографии В.Гиппенрейтера "Пятнистый олень". | Уметь самостоятельно создавать текст в соответствии с коммуникативным замыслом | Знать признаки текста-описания; Уметь писать сочинение-повествование с описанием животного, различать научное и художественное описание | Уметь строить логическую цепь рассуждения; уметь осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме | |
144 | | | Систематизация и обобщение знаний по теме "Глагол". | Уметь отбирать и систематизировать материал на определенную тему | Уметь определять вид глагола; находить изученные орфограммы, образовывать формы наклонений; определять спряжение глагола. | Формировать внутреннюю позицию школьника; стремление к сотрудничеству | |
145 | | | Проверочная работа по теме "Глагол". Тест. | Уметь применять полученные знания; применять алгоритм при выполнении тестовых заданий | Уметь выполнять тест в соответствии с эталоном, выполнять самоконтроль и самопроверку | Воспитывать аккуратность в работе; Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку | |
Имя существительное |
146 | | | Что обозначает существительное. | Уметь отбирать материал по определенной теме и классифицировать его | Знать признаки имени существительного; Уметь распределять существительные на группы в зависимости от значения | Обогащать словарный запас, уметь выбирать эффективные способы решения задач | |
147 | | | Как образуются имена существительные. | Уметь использовать умения, полученные при изучении других частей речи | Знать способы образования имени существительного и значение словообразовательных морфем; Уметь образовывать имена существительные суффиксальным и приставочным способом | Обогащать словарный запаса эмоционально-окрашенными существительными, воспитывать уважительное отношение к окружающим | |
148 | | | Употребление суффиксов существительных -чик-, -щик-. | Уметь применять алгоритм при выполнении действий | Знать условия написания суффиксов –чик,-щик; уметь безошибочно писать суффиксы | Уметь планировать учебное сотрудничество; ставить учебные задачи | |
149 | | | Употребление суффиксов существительных -ек-, -ик-(-чик). | Уметь использовать логику при выполнении заданий | Знать условия написания суффиксов –ек-,-ик-, уметь безошибочно их писать | Обогащать словарный запас за счет эмоционально окрашенных слов | |
150 | | | Слитное и раздельное написание не с именами существительными. | Уметь разграничивать написание, использовать алгоритм при выполнении заданий | Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными; Уметь правильно писать не с существительными. | Уметь планировать учебное сотрудничество; осознавать ответственность за общее дело | |
151 | | | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | Уметь использовать усвоенные знания при изучении других языков | Знать признаки одушевленных и неодушевленных существительных; уметь правильно их использовать | Формировать образность речи за счет использования олицетворений | |
152 | | | Обучающий диктант с грамматическим заданием. | Уметь применять самостоятельно усвоенные знания, сравнивать с эталоном, выполнять самопроверку | Знать признаки имени существительного, уметь различать одушевленные и неодушевленные существительные, уметь выполнять словообразовательный разбор | Уметь правильно писать слова и расставлять знаки препинания. | |
153 | | | Собственные и нарицательные имена существительные. | Уметь создавать устные и письменные тексты с учетом адресата (обращение к окружающим) | Знать отличительные признаки собственных и нарицательных имен существительных, уметь безошибочно писать собственные существительные | Воспитывать вежливость, стремление называть окружающих полными именами, разграничивать формально и неформальное общение | |
154 | | | Род имен существительных. | Уметь проводить сопоставительный анализ при изучении других языков | Знать понятие «род»существительных, уметь определять род имен существительных, в том числе заимствованных | Обогащать словарный запас за счет использования заимствованных слов | |
155-156 | | | Написание изложения, близкого к тексту. | Уметь создавать текст по эталону, выделять главную тему и микротемы | Уметь излагать текст, сохранять строение текста, языковые средства | Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме | |
157 | | | Анализ изложения. Соединение типов речи в тексте. | Уметь сравнивать собственное речевое высказывание с эталоном, видеть ошибки, недочеты, исправлять их | Знать признаки различных типов речи ;Уметь соединять разные типы речи в одном тексте | | |
158 | | | Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных. | Использовать усвоенные знания о несклоняемых именах существительных при изучении иностранных языков | Знать особенности несклоняемых имен существительных; Уметь правильно употреблять существительные общего рода; знать особенности несклоняемых имен существительных. | Обогащать свою речь за счет использования экспрессивных особенностей имен существительных общего рода | |
159 | | | Число имен существительных. | Уметь соотносить понятие «число имен существительных» в русском и иностранных языках | Знать понятие «число» существительных; уметь разграничивать существительные, употребляемые только в единственном числе или только во множественном числе | Формировать стремление к правильному использованию существительных в единственном и множественном числе | |
160 | | | Падеж и склонение имен существительных. | Уметь структурировать изучаемый материал в зависимости от определенного признака | Знать особенности склонения существительных на -мя. Уметь склонять существительные. | Формировать правильность речи за счет знаний о склонении имен существительных | |
161 | | | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных | Уметь проводить сравнение с эталоном, соблюдать логику действий | Знать особенности склонения существительных на –ия,-ий,-ие; уметь правильно писать безударные окончания существительных | Формировать умение следовать эталону в выполнении действий | |
162 | | | Употребление имен существительных в речи. | Уметь составлять тексты различных типов и стилей с использованием имен существительных | Знать важность употребления существительных в текстах разного типа; уметь правильно использовать их в речи | Обогащать словарный запас за счет существительных, обозначающих признаки и действия | |
163 | | | Систематизация и обобщение знаний по теме "Имя существительное". | Уметь классифицировать явления по определенным признакам и свойствам | Уметь опознавать в тексте имя существительное, определять морфологические, синтаксические, грамматические признаки. | Формировать внутреннюю позицию школьника; стремление к сотрудничеству | |
164 | | | Контрольная работа по теме "Имя существительное". | Уметь самостоятельно выполнять действия, осуществлять самоконтроль, выполнять самопроверку | Уметь применять усвоенные знания в самостоятельных действиях | Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку | |
Имя прилагательное |
165 | | | Что обозначает имя прилагательное. | Уметь дифференцировать явления по их признакам, определять их отличительные свойства | Знать морфологические признаки имени прилагательного; уметь находить в тексте имена прилагательные | Развивать умение обогащать свою речь за счет эпитетов; формировать внутреннюю позицию школьника | |
166 | | | Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. | Уметь составлять классификацию по определенным признакам, выполнять дифференциацию | Знать классификацию имен прилагательных по разрядам; уметь находить в тексте имена прилагательные | Уметь строить логическую цепь рассуждений; аргументировать свое мнение; формировать внутреннюю позицию школьника | |
167 | | | Правописание окончаний имен прилагательных. | Уметь выполнять действия по алгоритму, сравнивать с эталоном | Знать условия написания окончаний и дефисного написания имен прилагательных; уметь проверять написание прилагательных | Уметь проверять написание окончаний имен прилагательных по окончанию вопроса; уметь применять правило сдефисном написании прилагательных, обозначив оттенки цветов. | |
168 | | | Образование имен прилагательных. | Уметь выполнять действия по аналогии (с именами существительными) | Знать способы образования имен прилагательных; Уметь образовывать слова суффиксальным способом, разбирать слова по составу; выполнять морфологический разбор. | Развивать и обогащать речь за счет использования эмоционально окрашенных имен прилагательных | Школьный словообразовательный словарь |
169 | | | Прилагательные полные и краткие. | Уметь проводить сравнение явлений, видеть сходство и различие | Знать морфологические и синтаксические признаки полных и кратких прилагательных; уметь находить краткие прилагательные в тексте; безошибочно писать краткие прилагательные с основой на шипящий | Развивать и обогащать речь за счет использования кратких форм имен прилагательных | |
170 | | | Сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных. | Уметь сравнивать понятия и явления, выявлять большую и меньшую степень | Иметь представление о сравнительной и превосходной степени; об особенностях употребления степеней сравнения. Уметь производить морфологический разбор. | Развивать и обогащать речь за счет использования прилагательных в сравнительной и превосходной степени | |
171 | | | Как образуется сравнительная и превосходная степени прилагательного. | Уметь определять сходство и различие явлений | Знать, как образуются прилагательные сравнительной и превосходной степени; уметь образовывать степени сравнения и правильно употреблять их в речи | Развивать и обогащать речь за счет использования прилагательных в сравнительной и превосходной степени | |
| | |
172 | | | Контрольный диктант по итогам года. | Уметь самостоятельно выполнять работу, осуществлять самоконтроль и самопроверку | Уметь применять усвоенные знания в самостоятельных действиях | Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку | |
173 | | | Анализ контрольного диктанта. | Уметь сравнивать собственные действия с эталоном | Уметь самостоятельно находить ошибки, недочеты, исправлять их | Уметь адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности | |
174 | | | Орфографический практикум | Уметь преобразовывать теоретические знания в умения | Знать изученные орфограммы, производить орфографический разбор | Осознавать важность изучения русского языка | |
175 | | | Заключительный урок. Подведение итогов | | | | |