Исполнитель Робот «живёт» на клетчатом поле и умеет перемещаться в разных направлениях, а также закрашивать клетки. Стандартный размер поля 10 х 15 клеток (10 клеток в высоту, 15 в ширину). Изначально Робот находится в верхней левой клетке (это стартовая обстановка – хранится в файле start.fil )
У Робота есть четыре команды перемещения:
Также у Робота есть команда закрасить , которая закрашивает клетку, в которой Робот находится в настоящий момент.
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →.
Для исполнителя Робот цикл ПОКА
реализуется с помощью следую-щей конструкции:
нц пока
кц
Условие цикла:
слева стена
справа стена
снизу стена
сверху стена
клетка закрашена
слева свободно
справа свободно
снизу свободно
сверху свободно
клетка чистая
Пример 1: Закрасить справа от Робота все клетки до стены и вернуться в исходное положение.
Робот до исполнения алгоритма
Робот после исполнения алгоритма
Первый цикл – перемещение вправо с закрашиванием 14 раз, второй цикл – перемещение вниз с закрашиванием 9 раз, третий цикл – перемещение влево с закрашиванием 14 раз, четвёртый цикл – перемещение вверх с закрашиванием 9 раз.
Робот до исполнения алгоритма
Робот после исполнения алгоритма
Первый цикл – перемещение вправо до стены с закрашиванием, второй цикл – перемещение вниз до стены с закрашиванием, третий цикл – перемещение влево до стены с закрашиванием, четвёртый цикл – перемещение вверх до стены с закрашиванием.
5
- Выполнить цепочку команд: Инструменты – Редактировать стартовую обстановку Робота .
- Создать новую обстановку для Робота (щелчками мыши по границам клеток выставить стены, переместить Робота в новое начальное положение).
- Сохранить новую обстановку в личной папке ( Обстановка – Сохранить как…) под именем, например, poka-1.fil (расширение fil будет присвоено автоматически).
- Выбрать в командном меню: Робот – Сменить стартовую обстановку и в открывшемся окне выбрать нужный файл.
- Нажать кнопку Открыть .
6
Робот до исполнения алгоритма
Известно, что Робот находится рядом со входом в коридор (длина коридора может быть произвольной). Составить алгоритм для закрашивания Роботом всех клеток коридора и возвращения его в исходное положение
Робот после исполнения алгоритма
7
По предложенному образцу создайте КУМИР-программу для исполнителя Робот . Последовательно введите с клавиатуры все команды, составляющие тело алгоритма. Запустите программу на исполнение.
Какие клетки закрасились в результате исполнения алгоритма?
Начальное положение Робота
Сохраните созданный алгоритм в личной папке под именем Пока1_*.kum
Вместо * укажите своё название
8
8
Известно, что Робот находится рядом со входом в коридор (длина коридора может быть произвольной). Составьте алгоритм с циклами ПОКА для закрашивания Роботом всех клеток коридора и возвращения его в исходное положение. Загрузите новую обстановку poka-2.fil ( Робот – Сменить стартовую обстановку, в открывшемся окне выбрать нужный файл, нажать кнопку Открыть ).
Робот до исполнения алгоритма
Робот после исполнения алгоритма
Сохраните созданный алгоритм в личной папке под именем Пока2_Вертикальный коридор.kum
8
8
Загрузите новую обстановку для Робота poka-3.fil Разработайте для исполнителя Робот алгоритм создания представленного изображения (используйте циклы ПОКА и N раз ).
Робот до исполнения алгоритма
Робот после исполнения алгоритма
Сохраните созданный алгоритм в личной папке под именем Пока3_Четыре коридора.kum
8
8
Загрузите новую обстановку для Робота poka-4.fil Разработайте для исполнителя Робот алгоритм создания представленного изображения (используйте циклы ПОКА ).
Робот до исполнения алгоритма
Робот после исполнения алгоритма
Сохраните созданный алгоритм в личной папке под именем Пока4_Буква Т.kum
8
8
Загрузите новую обстановку для Робота poka-5.fil Разработайте для исполнителя Робот алгоритм создания представленного изображения (используйте циклы ПОКА ).
Робот до исполнения алгоритма
Робот после исполнения алгоритма
Сохраните созданный алгоритм в личной папке под именем Пока5_Проход.kum
8
8