СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс. Конспект урока №04/04. Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«9 класс. Конспект урока №04/04. Перемещение при прямолинейном равномерном движении.»

Физика.

9 класс.

Урок №04/04.

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.


Цель урока. Закрепить представление о механическом движении, рассмотреть прямолинейное равномерное движение и его характеристики, ввести понятие «закон движения» или «уравнение движения», вывести уравнение прямолинейного равномерного движения, познакомить учащихся с графическим представлением движения и графическим способом решения задач на расчёт пройденного пути.

Демонстрации. Равномерное движение, измерение скорости тела при равномерном движении, построение графика скорости и вычисление по нему пройденного пути.

Содержание нового материала. Для прямолинейного равномерного движения: определение вектора скорости, формулы для нахождения проекции и модуля вектора перемещения тела, формула для вычисления координаты движущегося тела в любой момент времени (уравнение движения), равенство модуля вектора перемещения (пути) и площади под графиком скорости.

Планируемые результаты обучения.

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о перемещении тела при прямолинейном равномерном движении, познавательными УУД при работе с текстом учебника.

Личностные: сформировать познавательный интерес и творческую инициативу, самостоятельность в приобретении новых знаний о характеристиках механического движения, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий.

Общие предметные: проводить наблюдения, планировать и проводить эксперимент по изучению прямолинейного равномерного движения при выполнении домашнего задания; объяснять полученные результаты и делать выводы; применять теоретические знания на практике; решать расчётные и графические задачи по определению пройденного пути; кратко и чётко отвечать на вопросы после параграфа.

Частные предметные: наблюдать и описывать прямолинейное равномерное движение тележки с капельницей; записывать формулы: для нахождения проекции и модуля вектора перемещения тела, для вычисления координаты движущегося тела в любой заданный момент времени; доказывать равенство модуля вектора перемещения пройденному пути и площади под графиком скорости; строить график скорости.


Ход урока.


1. Проверка домашнего задания.


Упражнение 3.


1. Мотоциклист, переехав через мост, движется по прямолинейному участку дороги. У светофора, находящегося на расстоянии 10км от моста, мотоциклист встречает велосипедиста. За 0,1ч с момента встречи мотоциклист перемещается на 6км, а велосипедист — на 2км от светофора (при этом оба они продолжают двигаться прямолинейно в противоположных направлениях).

Определите координаты мотоциклиста и велосипедиста и расстояние между ними спустя 0,1ч после их встречи.

Указание: начертите ось X, направив её в сторону движения мотоциклиста и приняв за тело отсчёта мост. Обозначьте на этой оси координату светофора (xс), координаты велосипедиста (xв) и мотоциклиста (xм), которые они имели через 0,1ч после встречи. Над осью начертите и обозначьте векторы перемещений велосипедиста ) и мотоциклиста , а на оси — проекции этих векторов (sвx и sмx).


2. Опрос.


1. Чем отличаются векторные величины от скалярных?

(Векторные величины характеризуются числом и направлением. Скалярные величины характеризуются только числом.)


2. Какие векторные физические величины вы знаете?

(Перемещение, скорость, сила.)


3. Как найти проекцию вектора на ось?

(sx=x-x0)


4. Вспомните, что характеризует скорость движения.

(Скорость характеризует быстроту движения.)


5. Что называется графиком пути, графиком скорости?

(График пути – график зависимости пути от времени. График скорости – график зависимости скорости от времени.)


3. Изучение нового материала.


1. Определения: «Прямолинейное равномерное движение – движение, при котором тело за любые равные промежутки времени совершает одинаковые перемещения.»


«Прямолинейное равномерное движение – движение с постоянной по модулю и направлению скоростью.»



2. Определение: «Скорость прямолинейного равномерного движения – это постоянная величина, равная отношению перемещения тела за любой промежуток времени к значению этого промежутка.»



3.


Векторы и всегда сонаправлены.





Последняя формула вам давно знакома — вы часто использовали её при решении задач по физике и математике. Только под буквой s подразумевался пройденный телом путь. Почему же теперь мы говорим, что s — это модуль вектора перемещения?

Дело в том, что при движении в одном направлении модуль вектора перемещения, совершённого телом за некоторый промежуток времени, равен пути, пройденному этим телом за тот же промежуток времени.


4.



На рисунке представлен график зависимости модуля вектора скорости v от времени t при равномерном движении тела. С такими графиками вы уже встречались при изучении физики в 7 классе (тогда их называли графиками зависимости скорости от времени).

Модуль вектора перемещения s, совершённого телом за промежуток времени t1, в данном случае определяется по формуле:


s=v1∙t1


Но произведение v1∙t1 численно равно также и площади S закрашенного прямоугольника, так как отрезки v1 и t1 (или, что то же самое, Оv1 и Оt1) являются смежными сторонами этого прямоугольника.


Таким образом, при прямолинейном равномерном движении тела модуль вектора его перемещения численно равен площади прямоугольника, заключённого между графиком скорости, осью Оt и перпендикулярами к этой оси, восставленными из точек, соответствующих моментам начала и конца наблюдения (в данном случае из точек О и t1). Часто эту площадь называют площадью под графиком скорости.


4. Решение задач.


1. Построить графики зависимости проекции скорости от времени v1x=30км/ч, v2x=-25км/ч. По этим графикам найти перемещения за 2ч.



М.1399(21). Самолёт пролетел по прямой 400км, затем повернул под углом 90° и пролетел ещё 300км. Определите пройденный самолётом путь и модуль перемещения.


5. Закрепление материала.


Вопросы после §4.


1. Что называется скоростью равномерного прямолинейного движения?

(Скорость равномерного прямолинейного движения – это постоянная векторная величина, равная отношению перемещения тела за любой промежуток времени к значению этого промежутка.

)


2. Как найти проекцию вектора перемещения тела, движущегося прямолинейно и равномерно, если известны проекция вектора скорости и время движения?

()


3. При каком условии модуль вектора перемещения, совершённого телом за некоторый промежуток времени, равен пути, пройденному телом за тот же промежуток времени?

(Модуль вектора перемещения, совершённого телом за некоторый промежуток времени, равен пути, пройденному телом за тот же промежуток времени, если тело (материальная точка) движется прямолинейно в одном направлении.)


4. Какую информацию о движении двух тел можно получить по графикам, изображённым на рисунке?


(v1x=30км/ч

v1=30км/ч

s1x0

v2x=-25км/ч

v2=25км/ч

s2x


6. Домашнее задание.


§4.

Упражнение 4.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!