Урок 1. | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека Периоды развития русской литературы в ее жанровом и стилевом многообразии. |
Цели урока: | познакомить с литературоведческими понятиями: историко-литературный процесс, художественное направление, стиль; основными периодами мирового литературного процесса; развивать мыслительные способности, речь учащихся, навыки социального взаимодействия и самооценивания; способствовать выявлению заложенных в произведениях литературы вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. |
Ожидаемые результаты: | Учащиеся знают основные периоды мирового литературного процесса; умеют разграничивать понятия «литературное направление» и «литературное течение», «стиль литературы» и «стиль писателя»; создают устные монологические высказывания разного типа; учатся общаться в группе при выработке решения; внимательно слушать и защищать свое мнение; приходить к обоснованным заключениям и решениям, давать оценку деятельности на уроке. |
Оборудование | Учебник, раздаточный материал для работы в группах, ромашка Блума |
Ход урока. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Вызов | Вводная беседа. Любите ли вы читать? Одинаковые ли это понятия – «любить читать» и «уметь читать»? Могут ли телевидение, интернет заменить художественную литературу? Что из прочитанного летом запомнилось? Есть ли любимые авторы, произведения, герои? Что бы вы посоветовали прочитать своим друзьям? | Отвечают на поставленные вопросы, обсуждают услышанные ответы, дополняют, корректируют высказывания |
Осмысление. Работа с эпиграфом. Словарная работа. | Эпиграф урока Литература – это исповедь, Под видом исповеди – проповедь, Для тех, кто ненавистен – отповедь, Для всех, кого любишь, заповедь. Л. Ошанин Словарная работа: Что такое литература? Литература – Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение. Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова. Совокупность произведений такого вида искусства. Совокупность печатных произведений, относящихся к какой – либо отрасли знания, к какому – либо вопросу. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 - Какое определение подходит нашему сегодняшнему разговору? История возникновения термина «литература». Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения). Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока). - Составьте 2 вопроса к энциклопедической статье. Объясните смысл эпиграфа, опираясь на словарные статьи, приведите примеры. Исповедь Обряд покаяния в своих грехах перед священником (у христиан). перен. Откровенное признание кому-л. в чем-либо. Про́поведь Речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения. перен. разг. Наставление, нравоучение. Распространение какого-л. вероучения, идей, взглядов, связанных с той или иной религией. перен. разг. Пропагандирование каких-л. взглядов, чьих-л. идей. Сочинение, заключающее в себе наставление, поучение как жанр древнерусской литературы Отповедь Строгое и неодобрительное возражение, выговор. устар. То же, что: ответ. За́поведь. Религиозно-нравственное предписание; изречение, содержащее такое предписание. перен. Непреложное предписание, повеление; строго обязательное правило поведения. | Записывают эпиграф в тетрадь. Групповая работа (4 группы) Знакомятся со словарной статьей, выбирают определение, доказывают свою точку зрения. Читают предложенный материал, составляют 2 вопроса Прием «Ромашка Блума» (каждой группе разные типы вопросов) Объясняют смысл эпиграфа с точки зрения одного понятия. (каждой группе по одному понятию) |
Работа с цитатным материалом | ИВ – интерактивное взаимодействие. Задание. познакомьтесь с высказываниями великих людей об искусстве, литературе, книгах и чтении (см. Рабочая тетрадь 8 класс, стр.6-7); выберите высказывание, которое наиболее близко вам, и обоснуйте свой выбор; дайте свое определение искусства и литературы; подберите аргументы к следующему утверждению: «В жизни человека искусство и литература необходимы, потому что…» *Приложение (2 вариант работы с цитатным материалом) | Читают предложенные высказывания, выбирают одно и обосновывают свой выбор; на основе прочитанных цитат пробуют дать свои определения искусства и литературы; аргументируют предложенное утверждение |
Знакомство с вводной статьей Работа с терминами. | ИВ – интерактивное взаимодействие. Задание. Найти соответствия, соединить термин и его определение. Сверить результат работы с учебником (стр.3-7). Оценить работу по количеству совпадений Внести исправления (при их наличии), сделать записи в тетрадь Термин | Определение | Литературоведение – | наука, изучающая мир художественной литературы, закономерности развития, своеобразие как отдельных произведений, так и творческого наследия писателя, связь с традициями национальной и мировой литературы. | Хронологический принцип - | принцип, отражающий жизнь человека т общества с древнейших времен и до наших дней | Направление художественное – | литературное понятие, обозначающее общность содержательных и эстетических принципов, жанрово-тематических и стилистических особенностей, характерных для творчества нескольких писателей, творческих групп и школ. | Течение литературное – | Устойчивая разновидность литературного направления, являющая собою художественную общность определенной стилевой манеры в пределах одного и того же направления | Стиль - | Инструмент освоения и передачи действительности писателем, сквозной принцип построения художественной формы, определяющий целостность и единый тон произведения, единство формы и содержания | * (дополнение таблицами – см. «Литература в таблицах и схемах», стр.56-57) | Работают с раздаточным материалом – предложенной таблицей, определяют соответствия, сверяют работу с учебной статьей, вносят исправления, делают записи в рабочую тетрадь |
Составление опорной таблицы. | Лекция учителя. Развитие и смена жанров, творческих методов и стилей отражают этапы литературного прогресса. Историко-литературный процесс – процесс исторического развития литературы, при котором сформировались три литературных рода (эпос, лирика, драма), сменилось несколько литературных направлений, появились новые стихотворные и прозаические жанры. В ходе исторического развития выделилась целая плеяда писателей и поэтов, которые посредством своего творчества в разные эпохи отражали жизнь народа, актуальные проблемы человечества в целом и отдельного человека в частности, эстетические задачи искусства и моральные ценности. История русской литературы, являясь частью мирового историко-литературного процесса, развивается по хронологическому принципу, подразделяясь на определенные периоды и стили. «Периоды развития русской литературы в ее жанровом и стилевом многообразии» Период | Ведущий творческий метод | Жанр | Автор и его произведение | Древняя русская литература ХV- ХVII вв. | Близость к фольклору (УНТ) | Летопись, житие, поучение и проповедь, хождение | | Литература ХVIII века | классицизм | Ода, трагедия, басня, комедия | Ломоносов, Державин | Литература первой половины ХIХ века | сентиментализм | Сентиментальная повесть, элегия | Карамзин | романтизм | Романтическая поэма | Жуковский, Пушкин и Лермонтов (раннее творчество) | реализм | Исторические повести, поэмы, трагедия, комедия, роман | Грибоедов, Пушкин и Лермонтов (позднее творчество), Гоголь | Литература второй половины ХIХ века | реализм | Роман, трагедия, комедия, рассказ | Тургенев, Толстой, Достоевский, Некрасов, Чехов, Островский | Литература ХХ века | неоромантизм | Рассказ | Короленко, Гаршин, Горький (раннее творчество) | модернизм | Стихотворение | Блок, Гумилев, Ахматова и др. | реализм | | | | Составление в тетради опорной таблицы «Периоды развития русской литературы в ее жанровом и стилевом многообразии». |
Подведение итогов. | Прием «Микрофон» С какими литературоведческими терминами познакомились на уроке? Чем различаются стиль как явление литературы и стиль как явление языка? Что обозначает хронологический принцип в литературе? Каковы хронологические рамки изучения литературы в 8 классе? Заключительное слово учителя. В ходе изучения литературы в 8 классе мы познакомимся с творчеством русских и зарубежных писателей, принадлежащих к таким литературным направлениям, как классицизм, сентиментализм и романтизм, реализм и неоромантизм, выясним основные черты и свойства, литературные формы и особенности развития каждого направления. Рефлексия «Я-МЫ- ИНТЕРЕСНО» | Учитель передает «микрофон» для ответа каждой группе, представитель от группы отвечает на предложенные вопросы (каждой группе по одному вопросу) Определяют по 10-бальной шкале уровень деятельности группы, собственного вклада в работу группы и насколько интересен был урок. |
Домашнее задание. | Вопросы и задания по теории литературы (учебник, стр. 8) Написать сочинение – рассуждение по одному из предложенных высказываний (для творчески одаренных учащихся). В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Франческа Петрарка Литература — это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго Чтение для ума - то же, что физические упражнения для тела. Джозеф Аддисон | |
Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание. В. Г. Белинский
В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Франческа Петрарка
Книги суть зерцало: хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют. Екатерина II
Литература — это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго
Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать. Бэкон Фрэнсис
Чтение для ума - то же, что физические упражнения для тела. Джозеф Аддисон
Одно художественное произведение нравится лишь при первом просмотре, другое же — и при десятом. Гораций
Его душа и быт родной. П. А. Вяземский
Книга - такое же явление жизни, как человек, она - тоже факт живой, говорящий, и она менее "вещь", чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком. Максим Горький
Литература, в которой не бьется тревога совести,— это уже ложь. Д. Лихачев
Литература, созданная русским народом, - это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью. Д. Лихачев
Литература поднялась над Русью громадным защитным куполом — стала щитом ее единства, щитом нравственным. Д. С. Лихачев