СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №1. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе данного урока учащиеся знакомятся  с литературоведческими понятиями: историко-литературный процесс, художественное направление, стиль, основными периодами мирового литературного процесса(упражнения предусматривают интерактивное взаимодействие); развивают мыслительные способности, речь, совершенствуют навыки социального взаимодействия (работа в группах) и самооценивания.

 

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №1. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.»


8 класс

Урок 1.


Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека

Периоды развития русской литературы в ее жанровом и стилевом многообразии.

Цели урока:


  1. познакомить с литературоведческими понятиями: историко-литературный процесс, художественное направление, стиль; основными периодами мирового литературного процесса;

  2. развивать мыслительные способности, речь учащихся, навыки социального взаимодействия и самооценивания;

  3. способствовать выявлению заложенных в произведениях литературы вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся знают основные периоды мирового литературного процесса; умеют разграничивать понятия «литературное направление» и «литературное течение», «стиль литературы» и «стиль писателя»; создают устные монологические высказывания разного типа; учатся общаться в группе при выработке решения; внимательно слушать и защищать свое мнение; приходить к обоснованным заключениям и решениям, давать оценку деятельности на уроке.

Оборудование

Учебник, раздаточный материал для работы в группах, ромашка Блума

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Вызов

Вводная беседа.

  • Любите ли вы читать?

  • Одинаковые ли это понятия – «любить читать» и «уметь читать»?

  • Могут ли телевидение, интернет заменить художественную литературу?

  • Что из прочитанного летом запомнилось?

  • Есть ли любимые авторы, произведения, герои?

  • Что бы вы посоветовали прочитать своим друзьям?



Отвечают на поставленные вопросы, обсуждают услышанные ответы, дополняют, корректируют высказывания

  1. Осмысление.

  1. Работа с эпиграфом. Словарная работа.

Эпиграф урока

Литература – это исповедь,
Под видом исповеди – проповедь,
Для тех, кто ненавистен – отповедь,
Для всех, кого любишь, заповедь.

Л. Ошанин

Словарная работа:

  1. Что такое литература?

Литература

  1. Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение.

  2. Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова. Совокупность произведений такого вида искусства.

  3. Совокупность печатных произведений, относящихся к какой – либо отрасли знания, к какому – либо вопросу.

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000

- Какое определение подходит нашему сегодняшнему разговору?


  1. История возникновения термина «литература».

Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения). Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).


- Составьте 2 вопроса к энциклопедической статье.

  1. Объясните смысл эпиграфа, опираясь на словарные статьи, приведите примеры.

Исповедь

  1. Обряд покаяния в своих грехах перед священником (у христиан).

  2. перен. Откровенное признание кому-л. в чем-либо.

Про́поведь

    1. Речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения.

    2. перен. разг. Наставление, нравоучение.

    3. Распространение какого-л. вероучения, идей, взглядов, связанных с той или иной религией.

    4. перен. разг. Пропагандирование каких-л. взглядов, чьих-л. идей.

    5. Сочинение, заключающее в себе наставление, поучение как жанр древнерусской литературы

Отповедь

  1. Строгое и неодобрительное возражение, выговор.

  2. устар. То же, что: ответ.

 За́поведь.

  1. Религиозно-нравственное предписание; изречение, содержащее такое предписание.

  2. перен. Непреложное предписание, повеление; строго обязательное правило поведения.

Записывают эпиграф в тетрадь.







Групповая работа (4 группы)

Знакомятся со словарной статьей, выбирают определение, доказывают свою точку зрения.








Читают предложенный материал, составляют 2 вопроса Прием «Ромашка Блума» (каждой группе разные типы вопросов)








Объясняют смысл эпиграфа с точки зрения одного понятия.

(каждой группе по одному понятию)

  1. Работа с цитатным материалом

ИВ – интерактивное взаимодействие.

Задание.

  1. познакомьтесь с высказываниями великих людей об искусстве, литературе, книгах и чтении (см. Рабочая тетрадь 8 класс, стр.6-7);

  2. выберите высказывание, которое наиболее близко вам, и обоснуйте свой выбор;

  3. дайте свое определение искусства и литературы;

  4. подберите аргументы к следующему утверждению: «В жизни человека искусство и литература необходимы, потому что…»

*Приложение (2 вариант работы с цитатным материалом)


Читают предложенные высказывания, выбирают одно и обосновывают свой выбор;

на основе прочитанных цитат пробуют дать свои определения искусства и литературы; аргументируют предложенное утверждение

  1. Знакомство с вводной статьей Работа с терминами.


ИВ – интерактивное взаимодействие.

Задание.

  1. Найти соответствия, соединить термин и его определение.

  2. Сверить результат работы с учебником (стр.3-7).

  3. Оценить работу по количеству совпадений

  4. Внести исправления (при их наличии), сделать записи в тетрадь


Термин

Определение

Литературоведение –

наука, изучающая мир художественной литературы, закономерности развития, своеобразие как отдельных произведений, так и творческого наследия писателя, связь с традициями национальной и мировой литературы.

Хронологический принцип -

принцип, отражающий жизнь человека т общества с древнейших времен и до наших дней

Направление художественное –

литературное понятие, обозначающее общность содержательных и эстетических принципов, жанрово-тематических и стилистических особенностей, характерных для творчества нескольких писателей, творческих групп и школ.

Течение литературное –

Устойчивая разновидность литературного направления, являющая собою художественную общность определенной стилевой манеры в пределах одного и того же направления

Стиль -

Инструмент освоения и передачи действительности писателем, сквозной принцип построения художественной формы, определяющий целостность и единый тон произведения, единство формы и содержания


* (дополнение таблицами – см. «Литература в таблицах и схемах», стр.56-57)


Работают с раздаточным материалом – предложенной таблицей, определяют соответствия, сверяют работу с учебной статьей, вносят исправления, делают записи в рабочую тетрадь


  1. Составление опорной таблицы.


Лекция учителя.

Развитие и смена жанров, творческих методов и стилей отражают этапы литературного прогресса.

Историко-литературный процесс – процесс исторического развития литературы, при котором сформировались три литературных рода (эпос, лирика, драма), сменилось несколько литературных направлений, появились новые стихотворные и прозаические жанры. В ходе исторического развития выделилась целая плеяда писателей и поэтов, которые посредством своего творчества в разные эпохи отражали жизнь народа, актуальные проблемы человечества в целом и отдельного человека в частности, эстетические задачи искусства и моральные ценности.

История русской литературы, являясь частью мирового историко-литературного процесса, развивается по хронологическому принципу, подразделяясь на определенные периоды и стили.


«Периоды развития русской литературы в ее жанровом и стилевом многообразии»


Период

Ведущий творческий метод

Жанр

Автор и его произведение

Древняя русская литература ХV- ХVII вв.

Близость к фольклору (УНТ)

Летопись, житие, поучение и проповедь, хождение


Литература ХVIII века

классицизм

Ода, трагедия, басня, комедия

Ломоносов, Державин

Литература первой половины ХIХ века

сентиментализм

Сентиментальная повесть, элегия

Карамзин

романтизм

Романтическая поэма

Жуковский, Пушкин и Лермонтов (раннее творчество)

реализм

Исторические повести, поэмы, трагедия, комедия, роман

Грибоедов, Пушкин и Лермонтов (позднее творчество), Гоголь

Литература второй половины ХIХ века

реализм

Роман, трагедия, комедия, рассказ

Тургенев, Толстой, Достоевский, Некрасов, Чехов, Островский

Литература ХХ века

неоромантизм

Рассказ

Короленко, Гаршин, Горький (раннее творчество)

модернизм

Стихотворение

Блок, Гумилев, Ахматова и др.

реализм





Составление в тетради опорной таблицы «Периоды развития русской литературы в ее жанровом и стилевом многообразии».


































  1. Подведение итогов.


  1. Прием «Микрофон»

  • С какими литературоведческими терминами познакомились на уроке?

  • Чем различаются стиль как явление литературы и стиль как явление языка?

  • Что обозначает хронологический принцип в литературе?

  • Каковы хронологические рамки изучения литературы в 8 классе?

  1. Заключительное слово учителя.

В ходе изучения литературы в 8 классе мы познакомимся с творчеством русских и зарубежных писателей, принадлежащих к таким литературным направлениям, как классицизм, сентиментализм и романтизм, реализм и неоромантизм, выясним основные черты и свойства, литературные формы и особенности развития каждого направления.

  1. Рефлексия «Я-МЫ- ИНТЕРЕСНО»



Учитель передает «микрофон» для ответа каждой группе, представитель от группы отвечает на предложенные вопросы (каждой группе по одному вопросу)


Определяют по 10-бальной шкале уровень деятельности группы, собственного вклада в работу группы и насколько интересен был урок.

Домашнее задание.


  1. Вопросы и задания по теории литературы (учебник, стр. 8)

  2. Написать сочинение – рассуждение по одному из предложенных высказываний (для творчески одаренных учащихся).

  • В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Франческа Петрарка

  • Литература — это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго

  • Чтение для ума - то же, что физические упражнения для тела. Джозеф Аддисон




Вариант работы с цитатным материалом.

Интерактивное взаимодействие.

Задание по группам. Каждой группе дается несколько высказываний, смысл которых после обсуждения они должны объяснить всем.

Задание для 1 группы

Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание. В. Г. Белинский

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Франческа Петрарка

Книги суть зерцало: хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют. Екатерина II


Задание для 2 группы

Литература — это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго

Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать. Бэкон Фрэнсис

Чтение для ума - то же, что физические упражнения для тела. Джозеф Аддисон


Задание для 3 группы

Одно художественное произведение нравится лишь при первом просмотре, другое же — и при десятом. Гораций

Язык есть исповедь народа,

Его душа и быт родной. П. А. Вяземский

Книга - такое же явление жизни, как человек, она - тоже факт живой, говорящий, и она менее "вещь", чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком. Максим Горький


Задание для 4 группы

Литература, в которой не бьется тревога совести,— это уже ложь. Д. Лихачев

Литература, созданная русским народом, - это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью. Д. Лихачев

Литература поднялась над Русью громадным защитным куполом — стала щитом ее единства, щитом нравственным. Д. С. Лихачев


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!