СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №12-13 У. Шекспир «Гамлет». История создания. Вечные темы и вечные проблемы в трагедии. Система образов. Гуманизм Шекспира. И.С.Тургенев о герое трагедии.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. познакомить с историей создания трагедии «Гамлет»; дать представление об идейно-тематическом содержании пьесы; охарактеризовать образ Гамлета; выяснить, почему он стал вечным образом мировой литературы; определить философские проблемы, поднятые в трагедии «Гамлет»;

  2. продолжить работу по формированию навыка выразительного чтения, анализа драматического произведения, характеристики литературного героя, составления опорного конспекта; развивать устную связную речь, творческие способности, логическое мышление;

  3. способствовать формированию высоких морально-нравственных качеств, укреплению семейно-родственных отношений, дружбы, любви; формировать негативное отношение к подлости, предательству, мести; воспитывать стремление задумываться над ситуациями выбора (проблемными ситуациями).

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №12-13»

8 класс

Урок №12-13

У.Шекспир «Гамлет». История создания. Вечные темы и вечные проблемы в трагедии. Система образов. Гуманизм Шекспира. И.С.Тургенев о герое трагедии.

Цели:

  1. ознакомить с историей создания трагедии «Гамлет»; дать представление об идейно-тематическом содержании пьесы; охарактеризовать образ Гамлета; выяснить, почему он стал вечным образом мировой литературы; определить философские проблемы, поднятые в трагедии «Гамлет»;

  2. продолжить работу по формированию навыка выразительного чтения, анализа драматического произведения, характеристики литературного героя, составления опорного конспекта; развивать устную связную речь, творческие способности, логическое мышление;

  3. способствовать формированию высоких морально-нравственных качеств, укреплению семейно-родственных отношений, дружбы, любви; формировать негативное отношение к подлости, предательству, мести; воспитывать стремление задумываться над ситуациями выбора (проблемными ситуациями).

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают содержание трагедии, определяют тематику и философские проблемы трагедии; рассуждают об образе главного героя на основе аналитического чтения трагедии; проявляют творческие способности и навыки критического мышления при составлении опорных схем и таблиц; высказывают и аргументируют свою точку зрения

Оборудование:

текст трагедии, раздаточный материал для групповой работы, листы А-4, фломастеры

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Приветствует учащихся. Эмоциональный настрой.

Приветствуют учителя

  1. Мотивация учебной деятельности


- Четыре века назад Шекспир написал бессмертную трагедию «Гамлет», ее называют самым загадочным из шекспировских пьес, поставить ее на сцене считается большой честью, а соответствовать уровню гениальной пьесы - счастьем.

Кто же он, загадочный Гамлет? Почему его судьба до сих пор волнует читателей и зрителей, а образ его считается вечным образом мировой литературы?


Записывают тему урока, определяют цели

  1. Знакомство с историей создания трагедии

История создания трагедии «Гамлет»

Во времена Шекспира пьесы часто создавали на основе уже существующих. Не была исключением и трагедия «Гамлет». Сюжет ее довольно древнего происхождения.

За основу взят скандинавскую сагу о датского принца Гамлета, который жил в VIII веке. Легенда о нем была впервые записана датским летописцем Саксоном Грамматиком в конце XII века.

Пьеса на этот сюжет была составлена одним из современников Шекспира в 1589 году. Имя автора неизвестно, но предполагают, что это был Томас Кид (1558-1594 гг.). В. Шекспир переделал эту пьесу (1600-1601). Его трагедия имела успех, и один из современников высказался так: «Это прекрасно, как “Гамлет”!»

Необходимо заметить, что для современников Шекспира эта трагедия была прежде всего драмой кровавой мести, историей о том, как Датский принц отомстил за убийство своего отца Клавдию. Для них это была повесть

Бесчеловечных и кровавых дел,

Случайных кар, негаданных убийств,

Смертей, в нужде подстроенных лукавством,

И, наконец, коварных козней, павших

На головы зачинщиков.

В конце XVIII в. немецкий писатель И. В. Гете увидел в Гамлете не мстителя, а мыслителя, человека эпохи Возрождения.


Делают записи в тетради

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Задание «Асоциативная карта»

Трагедия - это драматическое произведение, воплощающее непримиримый конфликт между героями и заканчивается смертью одного или нескольких героев.

  1. Задание «Кто есть кто?» (Знакомство с героями трагедии.)

Нужно соединить стрелками героев трагедии и их социальный статус.

 


  1. «Исправь ошибку»

Работа в парах.

1) Клавдий отправляет Гамлета в Норвегии с письмом.

2) Розенкранца и Гильденстерна пираты освободили.

3) Офелия потеряла рассудок из-за смерти отца и брата.

4) Лаэрт вернулся из Франции, чтобы отомстить за смерть сестры.

5) Король подговаривает Лаэрта смазать ядом клинок.

6) Клавдий трижды организует убийство Гамлета.

7) Королева наливает яд в кубок с вином.

8) Гамлет погиб от руки Клавдия.

Составляют ассоциативную карту «Трагедия», выполняют предложенные задания

  1. Аналитическое чтение произведение

  1. Мотивация учебной деятельности

- Франко так писал о трагедии Шекспира: «“Гамлет” является не только наиболее личной, но также наиболее философской драмой Шекспира. Герой трагедии - мыслитель, а события трагедии подталкивают его мнению разборка важнейших, самых тяжелых вопросов о цели существования, о ценности жизни, о природе нравственных понятий и социального строя».

Давайте вслед за Гамлетом, попробуем выяснить поставленные Шекспиром вопрос, и, возможно, найдем на них ответы.

Не дай мне Бог сойти с ума...

О. С. Пушкин 

Безумье сильным требует надзора.

В. Шекспир

  1. «Ваше мнение». (С использованием метода ПРЕСС)

- Был ли Гамлет сумасшедшим?

  • Я считаю... (позиция).

  • Потому, что... (объяснение).

  • Например,... (доказательства, аргументы).

  • И поэтому... (вывод).


  1. «Микрофон»

- Зачем Гамлету нужно было изображать из себя сумасшедшего? Зачем принц решил «одеть» маску безумия?

 - Прав ли был Клавдий, отметив: «Безумье сильным требует надзора»?


Комментарий учителя

- Поведение Гамлета свидетельствовала о его сумасшествии. Но не случайно Клавдий делает вывод о принце: «Безумье сильным требует надзора» - и обдумывает его будущую судьбу. В безумных речах Гамлета много умных высказываний, к тому же он тщательно скрывает причины своего разочарования в окружающем мире. Монолог Гамлета «Что ему Гекуба?» убеждает читателя не только в искренности героя (он проиВНОсит его в одиночестве), но и в способности к расчету, умных планов, с помощью которых он сможет убедиться в виновности или невиновности нынешнего короля. Таким образом, автор раскрывает для нас загадку безумие главного героя: безумие - это маска, за которой может скрываться Гамлет, не вызывая подозрения у членов королевской семьи и вельмож.


БЕЗУМИЕ

- Были ли у Гамлета причины для того, чтобы потерять рассудок? (Так, на судьбу молодого принца, который рос в счастливой семье, учился в Виттенбергском университете, любил и был любимым, одновременно пришлось столько горя, что можно было и вправду потерять разум. Сначала неожиданно умирает отец принца король Гамлет, вскоре происходит свадьба Гертруды и Клавдия. Гамлет узнает, что в королевской семье совершено страшное преступление: братоубийство. Довершили этот пучок бед друзья принца - Розенкранц и Гильденстерн, что начали шпионить за ним, и Офелия, которая, будучи послушной дочерью, тоже предала Гамлета.)

 



  1. Чтение монолога Гамлета «Быть или не быть?»

    • Прочитайте по учебнику монолог Гамлета «Быть или не быть?», выясните логический ход мысли принца и выпишите аргументы Гамлета «за» и «против» самоубийства.

    • Определите, как ведет себя человек, столкнувшийся со злом? Какой является позиция Гамлета по отношению к окружающему миру – пассивной или активной?



  1. «Свободное письмо»

Записать в течение нескольких минут свои ассоциации, мысли по поводу прочитанного.

Комментарий учителя

- Герой-мыслитель, Гамлет размышляет над тем, какая жизненная позиция человека более благородная. Какой выбор сделать: покориться ударам судьбы или бороться, защищая свое достоинство?

Герой не может выбрать ни то, ни другое, потому что в первом случае это означает смириться с преступлениями и жить бок о бок с людьми, которые не заслуживают уважения, а в другом - стать преступником самому, потому что борьба в этой ситуации означает месть. Поэтому Гамлет задумывается над другим выходом из ситуации: уйти из жизни. Разочарованный герой утверждает, что немало людей без лишних рассуждений покинули бы этот мир, полный несправедливости, пороков, несовершенств, если бы не страх смерти, а вернее, того, что ожидает человека после смерти.

«Так трусами нас делает раздумье»,- делает вывод Гамлет, который так и не решил окончательно, как он будет действовать дальше.

 

Составление схемы

 

 

- Что означают для Гамлета слова «Быть или не быть?» (Эти слова можно отнести соответственно к «жить» и «умереть». Но просто жить - для героя недостаточно. Гамлет понимает, что подчиниться судьбе - это тоже для него означает «не быть». «Быть» означает бороться, рисковать, действовать.)

 

- Почему Гамлет в монологе «Быть или не быть» не принимает окончательного решения? (Он еще не уверен в виновности Клавдия.)



  1. Пьеса в пьесе: «Мышеловка»

Зрелище - петля,

Чтоб заарканить совесть короля.

В. Шекспир

- Объясните слова Гамлета, вынесенные в план урока. Почему принц рассчитывает именно на совесть короля?

(Доказательств убийства короля нет, поэтому Гамлет надеется во время спектакля понять по выражению лица Клавдия, убийца он или нет. Понятно, что узнать это можно только в том случае, если Клавдий почувствует муки совести за страшное преступление, совершенное им.)

 - Как вы думаете, почему пьеса, которую ставили в королевском замке, получила название «Мышеловка»?

(Гамлет расставил сити для Клавдия и ждал, не попадет он в них, как мышка в мышеловку. Выдав себя, король дал принцу основания для мести.)

- Оправдала пьеса свое название?

(Да, потому что Клавдий был настолько взволнован спектаклем, что даже не смог досмотреть ее до конца и вышел прочь. Сомнений не осталось: слова Призрака были правдой.)



  1. Составление схемы «Цепочка гибели»



Дыши в суровом мире, чтоб мою

Поведать повесть.

В. Шекспир

- Еще только начиная читать знаменитое произведение В. Шекспира, мы знали, чем закончится пьеса: гибелью одного или нескольких героев. Такие правила древнего жанра трагедии. Страдая вместе с героями трагедии, не можем не задуматься - почему так? Лишь один верный друг Гамлета Горацио остается жить по приказу принца.

- Запишите имена героев трагедии, погибли. (Гамлет, Королева, Король, Полоний, Офелия, Лаэрт, Розенкранц, Гильденстерн)

- Создайте цепочку из имен героев в хронологической последовательности.

- Прав был Гамлет, когда долго размышлял, прежде чем решиться на убийство?

(Да, потому что одно преступление обязательно повлечет за собой другие. Смерть отца Гамлета стала началом трагедии из девяти смертей).

Король Гамлет

Полоний

Офелия

Розенкранц

Гильденстерн

Королева

Король Клавдий

Лаэрт

Принц Гамлет



  1. «Микрофон»

- Как бы вы могли спасти от смерти любого из этих героев? Кого бы вы спасли и почему?

- Какие пороки воплощают в себе герои трагедии? (Полоний - подхалимство, лицемерие; Офелия - инфантильность, неспособность бороться за свою любовь, слабость; Розенкранц и Гильденстерн - подхалимство, «шпионаж», предательство; королева - слабость, легкомыслие, предательство; король - коварство, предательство, способность на убийство; Лаэрт - коварство, вспыльчивость.)



  1. Финал трагедии

Дать письменный развернутый ответ на вопрос: «предоставляет нам возможность надеяться на улучшение ситуации в королевстве финал трагедии “Гамлет”?» (Можно использовать прием «Займи позицию», если класс пассивный и нужно его активизировать.)

Творческое задание.

Представьте себя кинорежиссером, который снимает фильм по трагедии «Гамлет». Какими вы представляете финальные кадры фильма? Опишите их, учитывая изображения, музыку, текст.













Высказывают свою точку зрения по вопросу, аргументируют ее.





Обсуждают предложенные вопросы, составляют опорные схемы







































Прослушивают монолог Гамлета, пишут свои ассоциации в форме свободного письма, определяют, что значит «быть» и «не быть» для главного героя, составляют опорные схемы.





































Рассуждают по словам Гамлета, отвечают на вопросы учителя

















Составляют цепочку гибели героев.

































Определяют пороки, которые воплощают герои трагедии, выражают свои симпатии и антипатии.





Дают письменный ответ о финале трагедии







  1. Дискуссия по образу Гамлета

  1. Проблемный вопрос

Образ Гамлета вызывает разные оценки в литературоведении, иногда даже полярные.

Например, И. С. Тургенев считал, что Гамлет «...весь живет для самого себя, он эгоист, он скептик, и постоянно занимается и носится с самим собой».

И. В. Гете, напротив, убежден, что Гамлет - «прекрасная, чистая, благородная, высоконравственный человек».

  1. Прием «Займи позицию»

Ученики располагаются в классе в зависимости от своего мнения в отношении проблемного вопроса:

1 группа - «прав Тургенев»;

2 группа - «прав Гете»;

3 группа - «не определился».

Учащиеся по очереди высказывают свое мнение, приводя доказательства и аргументы.



  1. Чтение стихотворения Б. Пастернака «Гамлет»

- У каждого из нас есть свой Гамлет, такой, каким мы его видим, ощущаем. Кому-то он кажется слишком медленным и нерешительным, кому - отважным и смелым. Думаю, что самое важное - иметь собственную точку зрения и собственное решение. А еще - перед его принятием нужно хорошо подумать и только тогда воплощать в жизнь свои замыслы.

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.

 

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси!..

 

Но продуман распорядок действий

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить - не поле перейти.


Участвуют в дискуссии, занимают определенную позицию, поддерживая высказывания Гете или Тургенева, аргументируют свою точку зрения.





  1. Итоги урока


Философские проблемы в трагедии Шекспира

- Трагедию «Гамлет» называют философским, потому что в ней затронуты проблемы, связанные с основами человеческого бытия.

Совокупность проблем в произведении называют проблематикой.

Определим, какие вопросы (проблемы) нарушает автор трагедии.

  1. Проблема жизни и смерти

Данная проблема является лейтмотивом всей пьесы. Большинство героев произведения умирают, почти все из них рассуждают о смерти и жизни. Важным моментом для осознания скоротечности человеческой жизни есть сцены на кладбище.

  1. Проблема борьбы и бездействия

Что лучше: смириться или бороться со злом? А бывает ли добро с кулаками? Не превращается ли оно в это время на зло? Больше вопросов, чем ответов.

  1. Проблема любви и предательства

Измена - понятие, которое присутствует в пьесе почти постоянно. На предателей и шпионов превращаются даже близкие для Гамлета люди. Почему королева изменяет память отца Гамлета, Офелия - Гамлет, Клавдий - брата, Розенкранц и Гильденстерн - друга? Ясно одно: настоящая любовь и измена несовместимы.

Определяют философские проблемы трагедии, делают записи в тетради

  1. Рефлексия.

«Продолжите предложение»

Сегодня на уроке я...

  • задумался над ...

  • узнал о ...

  • сделал выводы ...

Рефлексируют свою деятельность

Домашнее задание

Подготовить цитаты к характеристике Гамлета.

Написать сочинение на тему «В чем трагедия Гамлета?»

Записывают домашнее задание



Просмотр содержимого документа
«РМ -Легенда о Гамлете»

Легенду о Гамлете впервые записал в конце XI века датский историк Самсон Грамматик в своем собрании легенд и хроник под названием «История Дании».

Это предание гласит, что во времена язычества один из правителей Ютландии был убит на пиру своим братом Фенганом. Затем Фенгон женился на вдове убитого и завладел его землями. Сын убитого, молодой Гамлет (или Амлет) должен был отомстить за гибель отца. Чтобы обмануть Фенгона, Амлет притворился безумным. Поступки его говорили о помешательстве, но в речах крылось несомненное коварство, и никому не удавалось до конца разгадать смысл слов Амлета. Поэтому Фенгон продолжал подозревать племянника. Он пытался завлечь его в западню и заставить проговориться о своих истинных намерениях. Но Амлета предупредил об опасности его верный друг и молочный брат (ставший прототипом Горацио у Шекспира). Один из придворных (у Шекспира — Полоний) пытался, спрятавшись, подслушать разговор Амлета с матерью. Но Амлет обнаружил его в углу под соломой, убил, а труп бросил на съедение свиньям. Он упрекал мать в том, что она не верна памяти убитого отца.

Фенгон отправил Амлета в Англию в сопровождении двух придворных (у Шекспира — Розенкранц и Гильденстерн) с письмом к английскому королю, в котором просил убить племянника. Но Амлет подменил письмо, и вместо него казнили его спутников. Амлет женился на дочери английского короля и вместе с ней вернулся в Ютландию, где все считали его погибшим. Внезапный приезд заставил придворных превратить тризну в праздник. Амлет напоил всех допьяна, а затем поджег дворец. Придворные погибли в огне, а Фенгону он отрубил голову, исполнив, наконец, долг кровной мести.

В 70-е годы XVI века эту легенду пересказал французский писатель Бельфоре. А в 90-е годы XVI века в Лондоне была поставлена пьеса о Гамлете, которая не дошла до наших дней. Известно только, что в ней уже появлялся призрак короля-отца, взывавший к отмщению.

Шекспир написал свою пьесу примерно в 1610 году. Взяв за основу старинный сюжет, он показал нам Англию XVII века. Шекспир говорит со своими современниками о главных вопросах жизни.

Каков Гамлет Самсона Грамматика? Умный, изворотливый, сильный, жестокий, способный не только бестрепетно убить человека, но и поглумиться над трупом врага. Этому Гамлету почти не ведомы нравственные муки, он — истинный сын своего времени. У Шекспира трагедия Гамлета состоит в том, что человек, обладавший сердцем и умом, сломался, увидев ужасные стороны жизни — кровосмешение, измену, убийство близких. Он утратил веру в людей, в любовь, разочаровался в жизни. Притворяясь безумным, он и вправду чуть не сошел с ума от подлости окружающих. Но когда его начинают травить, как зверя, в нем просыпается принц крови, человек своей эпохи. Тогда превыше всего ценилось умение владеть шпагой, а коварство не считалось пороком. И Гамлет начинает действовать, уверяя себя самого, что борется не за собственную жизнь и трон, а за восстановление всеобщей справедливости: Материал с сайта http://iEssay.ru

Век расшатался — и скверней всего,

Что я рожден восстановить его.

Возможно, Гамлет, как бывший студент Виттенбергского университета, помышлял о науке, об искусстве, о деятельности на пользу человечеству. А пришлось ему мстить, интриговать, притворяться, убивать — в открытом бою, как Лаэрта, или косвенно (как Офелию). Его безумие — не только способ обезопасить себя, но и возможность говорить правду окружающим (роскошь, непозволительная для принца). Он откровенно дурачит Полония, Розенкраниа и Гильденстерна — коварных льстецов, служащих Клавдию, и бестрепетно отправляет их на тот свет. Но, устраивая проверку самому Клавдию (сцена «Мышеловка»), Гамлет хочет убедиться в его вине. Не просто убить, но показать, что короля-братоубийцу ожидает кара. Гамлет не бездействует, он готовит месть. Хотя принц понимает, что убийство перевернет его жизнь. Смысл знаменитого монолога «Быть или не быть?» заключается именно в том, что Гамлет пытается выбрать, убийцей стать или жертвой. Этот вопрос не мог стоять перед Амлетом древней легенды. Трагедия человека эпохи Возрождения, каковым был сам Шекспир и каковым он сделал своего героя, — расхождение между идеалами и реальностью, невозможность жить в соответствии с установками души.

Мужчина проявляется в отношении к женщине. В легенде у Гамлета не было возлюбленной. Герой Шекспира отталкивает от себя Офелию и губит ее: для него жизнь дороже любви и любимой женщины. Потом он жалеет и раскаивается. Потом он гибнет — не как борец за справедливость, а как обычная жертва придворной интриги. Вот и найдена разница. У Грамматика Гамлет — победитель, у Шекспира — жертва. Он не борется, а защищается. И виной тому — червь сомнения, проклятые высокие помыслы, преобразившие ум, но не сумевшие закалить душу. Шекспир показал нам, что люди, идущие впереди эпохи, зачастую становятся ее жертвами (вспомним Коперника и Галилея). Но без них человечество осталось бы во тьме средневековья, там, где Амлет Самсона Грамматика, не задумываясь, уничтожал и правых, и виноватых.

Краткое изложение повести, записанной Саксоном Грамматиком:

Датский феодал Горвендил прославился силой и мужеством. Его слава вызвала зависть норвежского короля Коллера, и тот вызвал его на поединок. Они условились, что к победителю перейдут все богатства побеждённого. Поединок закончился победой Горвендила, который убил Коллера и получил всё его достояние. Тогда датский король Рёрик отдал в жёны Горвендилу свою дочь Геруту. От этого брака родился Амлет.

У Горвендила был брат, Фенгон, который завидовал его удачам и питал к нему тайную вражду. Они оба совместно правили Ютландией. Фенгон стал опасаться, что Горвендил воспользуется расположением короля Рёрика и приберёт к рукам власть над всей Ютландией. Несмотря на то, что для такого подозрения не было достаточных оснований, Фенгон решил избавиться от возможного соперника. Во время одного пира он открыто напал на Горвендила и убил его в присутствии всех придворных. В оправдание убийства он заявил, что будто бы защищал честь Геруты, оскорблённой своим мужем. Хотя это было ложью, никто не стал опровергать его объяснений. Владычество над Ютландией перешло к Фенгону, который женился на Геруте. До этого между Фенгоном и Герутой близости не было.

Амлет был в тот момент ещё очень юн. Однако Фенгон опасался, что, став взрослым, Амлет отомстит ему за смерть отца. Юный принц был умён и хитёр. Он догадывался об опасениях своего дяди Фенгона. А для того чтобы отвести от себя всякие подозрения в тайных намерениях против Фенгона, Амлет решил притвориться сумасшедшим. Он пачкал себя грязью и бегал по улицам с дикими воплями. Кое-кто из придворных стал догадываться, что Амлет только притворяется безумным. Они посоветовали сделать так, чтобы Амлет встретился с подосланной к нему красивой девушкой, на которую возлагалось обольстить его своими ласками и обнаружить, что он отнюдь не сошёл с ума. Но один из придворных предупредил Амлета. К тому же оказалось, что девушка, которую выбрали для данной цели, была влюблена в Амлета. Она тоже дала ему понять, что хотят проверить подлинность его безумия. Таким образом, первая попытка поймать Амлета в ловушку не удалась.

Тогда один из придворных предложил испытать Амлета таким способом: Фенгон сообщит, что он уезжает, Амлета сведут с матерью, и, может быть, он откроет ей свои тайные замыслы, а советник Фенгона подслушает их разговор. Однако Амлет догадался о том, что всё это неспроста: придя к матери, он повёл себя как помешанный, запел петухом и вскочил на одеяло, размахивая руками. Но тут он почувствовал, что под одеялом кто-то спрятан. Выхватив меч, он тут же убил находившегося под одеялом советника короля, затем разрубил его труп на куски и бросил в сточную яму. Совершив все это, Амлет вернулся к матери и стал упрекать её за измену Горвендилу и брак с убийцей мужа. Герута покаялась в своей вине, и тогда Амлет открыл ей, что он хочет отомстить Фенгону. Герута благословила его намерение.

Соглядатай был убит, а Фенгон ничего не узнал и на этот раз. Но буйство Амлета пугало его, и он решил избавиться от него раз и навсегда. С этой целью он отправил его в сопровождении двух придворных в Англию. Спутникам Амлета были вручены таблички с письмом, которое они должны были тайно передать английскому королю. В письме Фенгон просил казнить Амлета, как только он высадится в Англии. Во время плавания на корабле, пока его спутники спали, Амлет разыскал таблички и, прочитав, что там было написано, стёр свое имя, а вместо него подставил имена придворных. Сверх того он дописал, что Фенгон просит выдать за Амлета дочь английского короля. Придворных по приплытии а Англию казнили, а Амлета обручили с дочерью английского короля.

Прошёл год, и Амлет вернулся в Ютландию, где его считали умершим. Он попал на тризну, которую справляли по нём. Ничуть не смутившись, Амлет принял участие в пиршестве и напоил всех присутствующих. Когда они, опьянев, свалились на пол и заснули, он накрыл всех большим ковром и приколотил его к полу так, чтобы никто не смог выбраться из-под него. После того он поджёг дворец, и в огне сгорел Фенгон и его приближённые.

Амлет становится королём и правит с женой, которая была достойной и верной супругой. После её смерти Амлет женился на шотландской королеве Гермтруде, которая была ему неверна и покинула своего супруга в беде. Когда после Рёрика королем Дании стал Виглет, он не пожелал мириться с независимым поведением Амлета, который являялся его вассалом, и убил его в битве[1][2].

После изобретения книгопечатания были напечатаны тексты Саксона Грамматика. Это привлекло к ним внимание французского писателя Франсуа Бельфоре, который включил сагу о Амлете во второй том «Трагических историй», опубликованный в 1576 году. Повествование Бельфоре в основном повторяет сюжет Саксона Грамматика. Три элемента сюжета были изменены. Во-первых между Фенгоном и Герутой существовала связь ещё при жизни её мужа. Во-вторых, Герута становится соучастником мести Амлета. Она подготавливает всё необходимое для расправы Амлета с придворными. Принц не сжигает придворных, а прокалывает пиками. Король погибает не вместе с придворными. В конце пиршества он удаляется в опочивальню, принц следует за ним и убивает, отрубив голову[1].




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!