СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №17 XVIII век – начало новой русской литературы. Классицизм в русской литературе. Реформа стихосложения, теория трех штилей.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. сделать обзор эпохи  (культурная, экономическая, политическая ситуация); познакомить учащихся с литературным течением  “классицизм”, отметить его основные черты и характерные особенности;  раскрыть суть реформ М.В. Ломоносова;
  2. создать условия для формирования и закрепления навыков чтения  теоретического материала параграфа, работы с дополнительной информацией; развивать самостоятельность, творческие способности, диалогическую и монологическую речь;
  3. расширить кругозор учащихся; развить эстетический вкус учащихся.

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №17 XVIII в. – век Просвещения. Классицизм в русской литературе.»

8 класс

Урок №17

XVIII век – начало новой русской литературы. Классицизм в русской литературе. Реформа стихосложения, теория трех штилей.

Цели:

  1. сделать обзор эпохи (культурная, экономическая, политическая ситуация); познакомить учащихся с литературным течением “классицизм”, отметить его основные черты и характерные особенности; раскрыть суть реформ М.В. Ломоносова;

  2. создать условия для формирования и закрепления навыков чтения теоретического материала параграфа, работы с дополнительной информацией; развивать самостоятельность, творческие способности, диалогическую и монологическую речь;

  3. расширить кругозор учащихся; развить эстетический вкус учащихся.

Ожидаемый результат:

учащиеся усваивают комплекс теоретических понятий по данной теме: «Классицизм» (признаки, периодизация, стили), «Просвещение» (реформы Петра I, развитие литературы)

Оборудование:

учебник, опорные таблицы, листы А-3, фломастеры, цветные стикеры

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Психологический настрой учащихся.

Минута общения «Комплимент».

Ученики делают друг другу по одному комплименту, передавая «сердечко»

  1. Мотивационно-целевой этап.


Обращение внимания на тему урока и эпиграф.

Эпиграф урока

Словесность наша явилась вдруг в ХVIII веке.

А. С. Пушкин

Формулировка проблемного вопроса.

- Чем же был подготовлен, как стал возможен невиданный расцвет русской литературы ХVIII и ХIХ вв.?

Записывают тему урока и эпиграф.

Обсуждают высказывание Пушкина.

Формулируют цели урока, исходя из темы урока, эпиграфа, проблемного вопроса.

  1. Операционно-познавательный этап.


  1. Прием «Дневник двойной записи».

Задание.

А.Н.Радищев назвал XVIII столетие с одной стороны "безумным", а с другой стороны - "мудрым". Почему нам интересно это высказывание? Приведите свои аргументы, изучив тему 12 (стр.91-95).

век "безумный"

век "мудрый"




  1. Прием «Ключевые слова».

Задание: выберите слова (классика, образец, пример, свобода, выбор, объективный, субъективный, правила), ассоциирующиеся у вас со словом «классицизм»; составьте при помощи ключевых слов определение понятия «классицизм».





  1. Составление ментальной карты «Классицизм»

Задание: изучить теорию вопроса, используя различные источники (интернет, литературоведческий словарь, учебник – тема 10, с.83- 88, 410; форзац учебника), составить ментальную карту «Классицизм», включив в нее теорию трех штилей.

*Для «менее успешных» предлагаю воспользоваться карточками-поддержками.


  1. Стратегия «Карусель».

Задание: просмотрите работы следующей группы, усовершенствуйте свою ментальную карту, определите, что отметить и пожелать группе.


Учащиеся работают с учебной статьей, подбирают аргументы и делают записи в таблицу.

Прием «Посол». Дополняют записи после прослушивания выступления одноклассников.





Ученики индивидуально выбирают слова, затем обсуждают выбор в парах и четверках. Отвечают на вопрос учителя: называют выбранные слова, аргументируют свой выбор.

Классика, образец, объективный, правила

Индивидуально работают над составлением определения понятия «классицизм» с использованием ключевых слов


Ученики работают в группе, изучают источники (учебник, интернет, дополнительные ресурсы по теории трех штилей). Составляют ментальную карту.


Ученики обмениваются ментальными картами по часовой стрелке, рассматривают, обсуждают их. Определяют, что отметить и пожелать каждой группе. В группе определяют спикера и готовят представление ментальной карты на 1 минуту.

ФО: «Две звезды, одно пожелание»


  1. Рефлексивно-оценочный этап.

  1. Прием «Микрофон».

- Согласны ли вы с утверждением А.С.Пушкина: «Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке», и как соотносится это утверждение со словами А. Кантемира: «Мы стали вдруг народ уже новый»?

  1. Прием «Синквейн»

- Попробуйте в синквейне отразить свои впечатления о 18 веке.

Например:

Век 18,

противоречивый, славный,

строил, взывал, просвещал.

« Россия молодая... мужала с гением Петра.

Окрепла Русь...»

Высказывают и обосновывают свою точку зрения по проблемному вопросу урока.



Составляют синквейн в группе.

ФО: «Светофор»

Домашнее задание

Выучить теоретический материал «Классицизм» (опорная таблица);

прочитать материал учебника – Тема №13, произведение Ломоносова «Ода на день восшествия…», выделить черты классицизма

Продвинутый уровень. Нарисуйте герб и придумайте девиз французского и русского классицизма. Какие ключевые символы и слова вы подберете? Обоснуйте свою точку зрения.

Учащиеся записывают домашнее задание, задают возможные вопросы




Просмотр содержимого документа
«ОК - классицизм»

Определение понятия классицизм.

- истоки – Франция, Италия XVII- XVIII вв., в воззрениях драматургов Корнеля и Мольера и теоретика литературы Н. Буало в трактате «Поэтическое искусство»

- основное свойство – обращение к образцам античности, нормативная поэтика

- в основе эстетики – принцип рационализма и «подражания природе», все подчинено строгой регламентации, правилам

Характерные черты

  1. культ разума

  2. художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое

  3. строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм

  4. подчеркнутая объективность повествования; жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства

  5. человеческие характеры обрисовываются прямолинейно (говорящие фамилии), положительные и отрицательные герои противопоставляются

  6. идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей

  7. активное обращение к общественной, гражданской проблематике

Для пьес эпохи классицизма характерно

  1. система амплуа – типов характера, переходящих из пьесы в пьесу (идеальная героиня, герой-любовник, резонер – высказывающий позицию автора, обманутый отец, субретка – помощница главного героя)

  2. сюжет, как правило, основан на любовном треугольнике

  3. порок всегда наказан, добродетель торжествует

  4. принцип трех единств

А) времени – действие развивается не более суток

Б) места – автор не должен переносить действие из одного места в другое

В) действия – одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено, нет побочных персонажей

  1. композиция: 4 акта – в 3 – кульминация, в 4 – развязка; с главными героями знакомят второстепенные персонажи

Иерархия жанров

Высокие

трагедия, эпопея, ода

Низкие

комедия, сатира, басня

В них отражалась общественная жизнь, история

Герои – полководцы, монархи

Мифологические и библейские сюжеты

Идея служения государству, выполнению гражданского долга

Александрийский стих

Повседневная жизнь обычных людей

Использование прозы и разностопных стихов, бытовых деталей и разговорного стиля речи

Особенности классицизма в России (Ломоносов, Державин, Фонвизин)

сходство с европейским К.

отличие от европейского К.

Формирование русского классицизма было обусловлено возникновением и развитием нового типа общественного сознания. Русскому классицизму оказались присущи типологические особенности европейского (прежде всего французского) классицизма

- нормативность и жанровая регламентация

- признание рационализма ведущей эстетической категорией, а разума – верховным судьей над окружающим миром

- резкое деление на положительных и отрицательных героев

- отсутствие динамики в образах, абстрагирование при создании образа

- требования от искусства правдоподобия, которое узко понимается и выражается в принципе трех единств

Однако формирование РК происходило позднее, чем в европейских странах, хотя в относительно сходных условиях укрепления абсолютизма, когда на смену рационализму пришло просветительство.

- направленность на сущностные вопросы русской жизни, ей свойственен общественный, гражданский пафос

- обличительная направленность

- требование развивать образование, установить твердые законы, признать естественное равенство людей, внесословную ценность человека

- связь с национальной традицией и УНТ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!