Мотивационно-целевой этап. | Обращение внимания на тему урока и эпиграф. Эпиграф урока Словесность наша явилась вдруг в ХVIII веке. А. С. Пушкин Формулировка проблемного вопроса. - Чем же был подготовлен, как стал возможен невиданный расцвет русской литературы ХVIII и ХIХ вв.? | Записывают тему урока и эпиграф. Обсуждают высказывание Пушкина. Формулируют цели урока, исходя из темы урока, эпиграфа, проблемного вопроса. |
Операционно-познавательный этап. | Прием «Дневник двойной записи». Задание. А.Н.Радищев назвал XVIII столетие с одной стороны "безумным", а с другой стороны - "мудрым". Почему нам интересно это высказывание? Приведите свои аргументы, изучив тему 12 (стр.91-95). век "безумный" | век "мудрый" | | | Прием «Ключевые слова». Задание: выберите слова (классика, образец, пример, свобода, выбор, объективный, субъективный, правила), ассоциирующиеся у вас со словом «классицизм»; составьте при помощи ключевых слов определение понятия «классицизм». Составление ментальной карты «Классицизм» Задание: изучить теорию вопроса, используя различные источники (интернет, литературоведческий словарь, учебник – тема 10, с.83- 88, 410; форзац учебника), составить ментальную карту «Классицизм», включив в нее теорию трех штилей. *Для «менее успешных» предлагаю воспользоваться карточками-поддержками. Стратегия «Карусель». Задание: просмотрите работы следующей группы, усовершенствуйте свою ментальную карту, определите, что отметить и пожелать группе. | Учащиеся работают с учебной статьей, подбирают аргументы и делают записи в таблицу. Прием «Посол». Дополняют записи после прослушивания выступления одноклассников. Ученики индивидуально выбирают слова, затем обсуждают выбор в парах и четверках. Отвечают на вопрос учителя: называют выбранные слова, аргументируют свой выбор. Классика, образец, объективный, правила Индивидуально работают над составлением определения понятия «классицизм» с использованием ключевых слов Ученики работают в группе, изучают источники (учебник, интернет, дополнительные ресурсы по теории трех штилей). Составляют ментальную карту. Ученики обмениваются ментальными картами по часовой стрелке, рассматривают, обсуждают их. Определяют, что отметить и пожелать каждой группе. В группе определяют спикера и готовят представление ментальной карты на 1 минуту. ФО: «Две звезды, одно пожелание» |
Рефлексивно-оценочный этап. | Прием «Микрофон». - Согласны ли вы с утверждением А.С.Пушкина: «Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке», и как соотносится это утверждение со словами А. Кантемира: «Мы стали вдруг народ уже новый»? Прием «Синквейн» - Попробуйте в синквейне отразить свои впечатления о 18 веке. Например: Век 18, противоречивый, славный, строил, взывал, просвещал. « Россия молодая... мужала с гением Петра. Окрепла Русь...» | Высказывают и обосновывают свою точку зрения по проблемному вопросу урока. Составляют синквейн в группе. ФО: «Светофор» |
Домашнее задание | Выучить теоретический материал «Классицизм» (опорная таблица); прочитать материал учебника – Тема №13, произведение Ломоносова «Ода на день восшествия…», выделить черты классицизма Продвинутый уровень. Нарисуйте герб и придумайте девиз французского и русского классицизма. Какие ключевые символы и слова вы подберете? Обоснуйте свою точку зрения. | Учащиеся записывают домашнее задание, задают возможные вопросы |