СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №19 М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Особенности композиции и стиля оды. Структура образа.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. показать новаторство и традиции в творчестве Ломоносова,  познакомить с одой как жанром героической гражданской лирики, с торжественным стилем выражения, вызвать у учащихся потребность осмыслить особенности его  поэтики,  проследить за своеобразием композиции произведения  и  развитием образов исторических лиц в оде Ломоносова;
  2. формировать навыки по анализу текста художественного произведения, в  процессе анализа художественно-изобразительных приемов выявлять в тексте авторскую позицию и соотносить с ней собственные оценки героев,  закреплять умение собирать материал для характеристики героя; развивать логичность мышления, умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать;
  3. способствовать воспитанию  чувства патриотизма и гражданского долга на примере наследия М.В. Ломоносова, показать учащимся  непреходящую ценность  его од; поощрять стремление учащихся  к наукам, познанию мира  и себя.

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №19 Ломоносов Ода. Особенности композиции и стиля»

8 класс


Урок №19

М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Особенности композиции и стиля оды. Структура образа.

Цели:

  1. показать новаторство и традиции в творчестве Ломоносова, познакомить с одой как жанром героической гражданской лирики, с торжественным стилем выражения, вызвать у учащихся потребность осмыслить особенности его поэтики, проследить за своеобразием композиции произведения и развитием образов исторических лиц в оде Ломоносова;

  2. формировать навыки по анализу текста художественного произведения, в процессе анализа художественно-изобразительных приемов выявлять в тексте авторскую позицию и соотносить с ней собственные оценки героев, закреплять умение собирать материал для характеристики героя; развивать логичность мышления, умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать;

  3. способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданского долга на примере наследия М.В. Ломоносова, показать учащимся непреходящую ценность его од; поощрять стремление учащихся к наукам, познанию мира и себя.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают структуру произведения Ломоносова, могут объяснить особенности композиции «Оды…» в связи с принадлежностью ее к классицизму как литературному направлению, выделяют и объясняют черты стиля произведений Ломоносова, характеризуют основные образы оды

Оборудование:

учебник, текст оды, раздаточный материал для работы в группах, листы А-3, фломастеры, дерево и разноцветные листочки, презентация

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Мотивационное начало урока. Дерево знаний.

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии. Те, кто выбрал красный, — желают общаться. Желтый — проявят активность. Синий — будут настойчивы. Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. Мы продолжим работу над русской литературой первой половины XVIII века.

Постановка цели.

Приветствуют учителя.

Выбирают листочек определенного цвета, прикрепляют его на дерево, заслушивают мотивационное определение цвета.

Записывают тему урока, формулируют цели.

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Прием «Мозговой штурм».

  1. Расшифруйте эти ключевые слова. Каким понятием можно их объединить? 1.Природа.- 2.Античное искусство.- 3. Простота композиции .- 4. Общественная проблематика 5. Цари, полководцы, государственные деятели.6.Подчинение жанрам.7. «Три штиля». 8. Положительные и отрицательные герои. 9, 10.Обладатель добродетели или порока. 11 «Триединство»

  2. Объясните цепочку: высокие - средние – низкие.

  3. Заполните схему. «Система амплуа». Герои классицизма.

  4. Дополните предложения и заполните схему. О чём идёт речь?

Время – 1 день




Действие-1 конфликт

Место- 1 дом




  1. Действие развивается …(не более суток)

  2. Автор не должен переносить действие из…(одного места в другое)

  3. (Одна сюжетная)…. ……. линия, количество (действующих)…….. лиц ограничено (5-10).

  1. Тест по теме урока.

1.К какому штилю относится «Ода…» Ломоносова:

А) высокий

В) средний

С) низкий

2. С кем при вступлении на престол прекратила войну Елизавета:

А) с немцами

В) со шведами

С) с англичанами

3.Каких предшественников Елизаветы указывает поэт?

А) Петр 1

В) Иван 4

C) Екатерина 1

4.  Ода завершается:

А) прославлением императрицы;

В) гимном в честь наук;

С) исполненным мощи пейзажем великой Родины.

5. М.В. Ломоносов превыше всего ценит две «доблести» императрицы. Исключите лишнюю «доблесть». 

А) расширение границ Российской империи;

В) охрану «тишины», то есть мира;

С) «расширение наук», то есть развитие образования и просвещения.


  1. Реализация домашнего задания.

  1. Написать короткое выступление от имени Ломоносова о проблемах и темах оды (на выбор)

  2. Чтение наизусть: М.В. Ломоносов. Отрывок из «Оды на день восшествия... 1747 года» (2 последние строфы).

Предполагаемые ответы:

  1. Здесь перечислены эстетические принципы классицизма

  2. Речь идёт об основных жанрах классицизма.

Высокие: трагедия, ода, эпопея.

Средние: научная поэзия, элегия, послание.

Низкие: комедия, басня, сатира

Не допускается смешение высокого и низкого жанров, ведущий жанр – трагедия

  1. Система амплуа:

идеальная героиня, обманутый отец, герой-любовник, второй любовник (неудачник), резонёр (высказывает мнение автора), субретка (помощница героини)

  1. Это правило трёх единств.


Ученики работают с тестом, проверяют его по ключу в парах.

Ключ к проверке:

1А 2В 3А 4В 5А (оценка по количеству правильных ответов)
















Заслушивают выступление в группах, выбирают лучшее – «Авторский стул»

Читают отрывок оды наизусть.


  1. Работа по теме урока. Аналитическое чтение оды.

  1. Стратегия «Постер» (выполняют 1-2 группы)

Задание: выявить художественные особенности оды Ломоносова (выбрать стратегию выполнения действия самостоятельно), обсудить в группе и составить постер «Стиль Ломоносова». При необходимости оказываю помощь группам.

Карточки - помощники.

  1. Особенности композиции «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.».

Ода – жанр высокого стиля, позволяющая соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение. Ломоносов подчиняется законам одического жанра. Но при этом композиция произведения необычна:

  1. Структура произведения полностью соответствует законам поэтики классицизма и имеет чёткое трёхчастное членение: вступление, главная часть и заключение. При этом вступление и заключение связаны как по содержанию, так и по форме и образуют единую «раму», в которую «вставлена» главная часть оды.

  2. Во вступлении (1-2 строфы) обрывается слово - образ «тишина». Почему же тишина является «отрадой царей и царств», «блаженством сёл», «градов оградой». Слово - образ имеет «двойной характер», так как слово «Елизавета » в переводе на русский означает « тишина».

  3. Главная часть разделяется на два самостоятельных отрезка: первый- 1-14 строфы, второй – 14 строфа – до заключения.

Композиция первого раздела главной части составлена по линейно - ступенчатому принципу, в основе которого сравнение и логическая фигура Елизавета- Пётр I- Елизавета. Первые 14 строф имеют классическую трёхчастную форму: тезис- доказательство – вывод.

Тезис: Елизавета- просвещённая монархиня.

Доказательство: сравнение её с идеалом в лице Пётр I.

Вывод: «Сия тебе единой слава…».

  1. Структура второго раздела главной части также имеет чёткую схему: проблема – тезис - развитие доказательства – вывод. Основная мысль – гимн науке - повторяется дважды: в начале и в конце раздела.

  2. Заключение состоит из одной строфы: обратно хвала императрице. Композиция оды в целом очень цельная и продуманная.



  1. Определение художественных особенностей оды.

- Попытайтесь определить художественные особенности оды, помня о том, что ода Ломоносова прежде печатания читалась вслух во время праздника: а) ода строится как ораторское сочинение;
б) излюбленный приём — “вопрошение”, за которым следует ответ;
в) Ломоносов считал обращение великолепной, сильной, оживляющей фигурой;
г) поэт активно использует тропы: сравнения, метафоры, метонимии, особенно гиперболы.

Учащиеся находят в тексте примеры:

  • усеченные формы слов (“лира восхищенна”, “главу венчанну”, «Россию попранну», «Нева укреплена и окруженна», «новы плоды», «полезны труды»);

  • славянизмы (“хощет”, “тщание”, «зря меч в руках», «зиждет», «Зиждитель», «сия», «сие»);

  • инверсия (“где мерзлыми Борей крылами”)

  • особые орфоэпические нормы, подкрепленные рифмой (пространства – поддaнство, Индuя – Россия);

  • сравнения (“Лена, как Нил, народы напояет”);

  • эпитеты (в полях кровавых, пламенные звуки; божественные науки, чистейшего ума, плач глубокий, счастливое подданство).

д) в речи много славянизмов (премены, град, злато, сребро, глас), библеизмов;
е) размер: четырёхстопный ямб
(Ломоносов считал, что ямбический размер, идя от безударности к ударению, “возносится вверх”, чем и вызывает впечатление “высокости и великолепия”).



  1. Заполнение ассоциативной таблицы - сравнения образов Елизаветы и Петра I (3-4 группы)

Образы

Лексическая цепочка

Ассоциации

1

Елизаветы

1-13 строфы.


«Душа её зефира тише и зрак прекраснее рая»,

«Вышний подал ей венец»,

«Я счастьем россов услаждаюсь, я их спокойствием не меняюсь на целый запад и восток»,

« Ты крест несла рукою и на престол взвела с собою доброт своих прекрасный лик!»

«Твои щедроты ободряют наш дух и к бегу устремляют»

«Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет»


Тишина

Спокойный взгляд

Избранная

Пропагандирующая спокойствие и благополучие

С красивой внешностью

Её содействие лучшим умам способствует быстрому продвижению науки

Тишина

Спокойствие

Щедрость

Благополучие

Красота

Ум




Красавица

Щедрая

Образованная

2

Петра I

14-22 строфы


«Послал в Россию Человека, каков не слыхан был от века.

Он вознёс главу, победами венчанну, Россию, грубостью попранну, с собой возвысил до небес»

«В полях кровавых Марс страшился, свой меч в Петровых зря руках, и с трепетом Нептун чудился, взирая на российский флаг»

«Науки в Россию простирали руки, к сему монарху»

«Монарх к себе их призывает»

«Бессмертия достойный муж, блаженства нашего причина, завистливым отторжен роком»

«Музы воплем провожали пресветлый дух»

«Великой похвалы достоин»

Сверхчеловек, чудо

Достижения во

многих областях жизни России

Утвердил себя как лучшего полководца, а Россию как великую державу

Начало развития наук

Возможное содействие наукам при жизни

Смерть не позволила сделать это

И после смерти его помнят

Достойный похвалы монарх

Идеальность

Патриотизм

Ум





Труженик

Реформатор

Полководец

Достойный муж

3

Елизаветы

Финальная строфа

«твоей великодушной воле»,

«милости источник», «О, ангел мирных наших лет»,

«жизнь твою благославленну с числом щедрот твоих сравнит»

Надежда на содействие наукам

Миротворица

Достойная монархиня при условии развития науки, техники, просвещения

Великодушная

Миротворица

Щедрая


Представление выполненных работ. Взаимооценивание.

Учащиеся самостоятельно выбирают стратегию по анализу стиля писателя. Работают в группе над составлением постера.

1 группа – особенности композиции.

2 группа – особенности стиля.

В случае затруднений поднимают красную карточку. Для менее успешных в группах есть карточки-помощники с композиционными и художественными особенностями произведений.















































Заполняют ассоциативные таблицы по одному из образов героев.









































Презентуют свои работы.

Учащиеся анализируют постер других групп, оценивают по приему «Две звезды-одно желание»

  1. Рефлексия. Подведение итогов.

  1. «Лови ошибку» (плюс или минус), проверка по ключу в парах.

  1. «Ода на день восшествия…» Ломоносова посвящена Екатерине.

  2. В оде упоминаются заслуги Петра 1

  3. Ода написана средним штилем.

  4. Автор оды призывает к войне с другими государствами.

  5. Ломоносов приехал учиться в Москву на поезде.

  6. Имя Ломоносова носит Московский Государственный университет

  7. Ломоносов жил в 19 веке.

  8. Ломоносов оставил след только в литературе.

  9. Ода написана высоким штилем.

  10. В оде нет старославянских слов.

  1. Подведение итогов. Выставление суммативной оценки за урок.

Виды деятельности:

  1. Мозговой штурм

  2. Домашнее задание

  3. Создание постера или ассоциативной таблицы.

  4. Тест «Лови ошибку»


Индивидуально работают с тестом, затем по ключу на слайде презентации проверяют выполнение в парах, ставят отметку в оценочный лист

Ключ: 1-2+3-4-5-6+7-8-9+10-

Нет ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

5 и больше – 2


Домашнее задание

Тема 14, стр. 107- 109.

Прочитать произведение Державина «Фелица», выписать в тетрадь признаки классицизма в нем и признаки нарушения классицистических норм

Записывают домашнее задание, выслушивают комментарий учителя к его выполнению.




Просмотр содержимого документа
«Карточки-помощницы»

Карточки - помощники.


  1. Особенности композиции «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.».

Ода – жанр высокого стиля, позволяющая соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение. Ломоносов подчиняется законам одического жанра. Но при этом композиция произведения необычна:

  1. Структура произведения полностью соответствует законам поэтики классицизма и имеет чёткое трёхчастное членение: вступление, главная часть и заключение. При этом вступление и заключение связаны как по содержанию, так и по форме и образуют единую «раму», в которую «вставлена» главная часть оды.

  2. Во вступлении (1-2 строфы) обрывается слово - образ «тишина». Почему же тишина является «отрадой царей и царств», «блаженством сёл», «градов оградой». Слово - образ имеет «двойной характер», так как слово «Елизавета » в переводе на русский означает « тишина».

  3. Главная часть разделяется на два самостоятельных отрезка: первый- 1-14 строфы, второй – 14 строфа – до заключения.

Композиция первого раздела главной части составлена по линейно - ступенчатому принципу, в основе которого сравнение и логическая фигура Елизавета- Пётр I- Елизавета. Первые 14 строф имеют классическую трёхчастную форму: тезис- доказательство – вывод.

Тезис: Елизавета- просвещённая монархиня.

Доказательство: сравнение её с идеалом в лице Пётр I.

Вывод: «Сия тебе единой слава…».

  1. Структура второго раздела главной части также имеет чёткую схему: проблема – тезис - развитие доказательства – вывод. Основная мысль – гимн науке - повторяется дважды: в начале и в конце раздела.

  2. Заключение состоит из одной строфы: обратно хвала императрице. Композиция оды в целом очень цельная и продуманная.



  1. Определение художественных особенностей оды.

- Попытайтесь определить художественные особенности оды, помня о том, что ода Ломоносова прежде печатания читалась вслух во время праздника: а) ода строится как ораторское сочинение;
б) излюбленный приём — “вопрошение”, за которым следует ответ;
в) Ломоносов считал обращение великолепной, сильной, оживляющей фигурой;
г) поэт активно использует тропы: сравнения, метафоры, метонимии, особенно гиперболы.

Учащиеся находят в тексте примеры:

  • усеченные формы слов (“лира восхищенна”, “главу венчанну”, «Россию попранну», «Нева укреплена и окруженна», «новы плоды», «полезны труды»);

  • славянизмы (“хощет”, “тщание”, «зря меч в руках», «зиждет», «Зиждитель», «сия», «сие»);

  • инверсия (“где мерзлыми Борей крылами”)

  • особые орфоэпические нормы, подкрепленные рифмой (пространства – поддaнство, Индuя – Россия);

  • сравнения (“Лена, как Нил, народы напояет”);

  • эпитеты (в полях кровавых, пламенные звуки; божественные науки, чистейшего ума, плач глубокий, счастливое подданство).

д) в речи много славянизмов (премены, град, злато, сребро, глас), библеизмов;
е) размер: четырёхстопный ямб
(Ломоносов считал, что ямбический размер, идя от безударности к ударению, “возносится вверх”, чем и вызывает впечатление “высокости и великолепия”).



Просмотр содержимого презентации
«8 класс Урок №19 М.В.Ломоносов. Особенности композиции _Оды на день восшествия на престол..._»

Михаил Васильевич Ломоносов  ( 1711-1765 )

Михаил Васильевич Ломоносов ( 1711-1765 )

Михаил Васильевич Ломоносов.  Особенности композиции «Оды на день восшествия на Всероссийский престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г ». Образы Елизаветы и Петра I в произведении.

Михаил Васильевич Ломоносов.

Особенности композиции «Оды на день восшествия на Всероссийский престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г ». Образы Елизаветы и Петра I в произведении.

«Дерево знаний»

«Дерево знаний»

Повторение теории литературы. «Понятийная разминка» Как эти понятия связаны  с литературой XVIII века?

Повторение теории литературы. «Понятийная разминка»

Как эти понятия связаны

с литературой XVIII века?

  • Обличение пороков
  • Герой – русский, православный человек
  • Новая русская сатира, драма, проза.
  • Идеи государственности и просвещения
  • Древнерусская литература
  • Западноевропейская литература
  • Русский фольклор
  • Античная литература
Повторение теории литературы. «Понятийная разминка» Традиции классицизма Новаторство  классицизма

Повторение теории литературы. «Понятийная разминка»

Традиции

классицизма

Новаторство

классицизма

  • Обличение пороков
  • Герой – русский, православный человек
  • Новая русская сатира, драма, проза.
  • Идеи государственности и просвещения
  • Древнерусская литература
  • Западноевропейская литература
  • Русский фольклор
  • Античная литература
Назовите это литературное направление.   Художественное направление, зародившееся во второй четверти XVIII века в творчестве зачинателей новой литературы. »  В центре внимания- абсолютная монархия (во Франции- Людовик XIV( XVII век), в России- Пётр I (XVIII век).

Назовите это литературное направление. Художественное направление, зародившееся во второй четверти XVIII века в творчестве зачинателей новой литературы. » В центре внимания- абсолютная монархия (во Франции- Людовик XIV( XVII век), в России- Пётр I (XVIII век).

Художественное направление, зародившееся во второй четверти XVIII века в творчестве зачинателей новой литературы. ».В центре внимания- абсолютная монархия ( во Франции- Людовик XIV( XVII век), в России- Пётр I (XVIII век).   Классицизм – художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII – XVIII веков. В переводе от латинского- «образцовый». В основе этого направления- признание античного искусства высшим образцом, культ разума, рационализм, подражание природе, строгая сюжетно- композиционная организация.

Художественное направление, зародившееся во второй четверти XVIII века в творчестве зачинателей новой литературы. ».В центре внимания- абсолютная монархия ( во Франции- Людовик XIV( XVII век), в России- Пётр I (XVIII век).

Классицизм – художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII – XVIII веков. В переводе от латинского- «образцовый». В основе этого направления- признание античного искусства высшим образцом, культ разума, рационализм, подражание природе, строгая сюжетно- композиционная организация.

Расшифруйте эти ключевые слова. Каким понятием можно их объединить?   1.Природа. 2.Античное искусство.  3. Простота композиции .  4. Общественная проблематика. 5. Цари, полководцы, государственные деятели. 6.Подчинение жанрам. 7. «Три штиля».  8. Положительные и отрицательные герои. 9, 10.Обладатель добродетели или порока. 11. «Триединство».

Расшифруйте эти ключевые слова. Каким понятием можно их объединить?

  • 1.Природа.
  • 2.Античное искусство.
  • 3. Простота композиции .
  • 4. Общественная проблематика. 5. Цари, полководцы, государственные деятели.
  • 6.Подчинение жанрам.
  • 7. «Три штиля».
  • 8. Положительные и отрицательные герои.
  • 9, 10.Обладатель добродетели или порока. 11. «Триединство».

Эстетические принципы классицизма   1.Принцип «подражания природе». 2.Ориентация на античное искусство. 3.Простота, стройность, логичность композиции произведения. 4.Патриотическая тематика и общественная, гражданская проблематика. 5.Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели. Интерес к русской истории. 6. Строгая иерархия жанров. 7.Теория «трёх штилей». 8.Чёткое деление героев на положительных и отрицательных. 9.Выделение одной ведущей черты в характере героя. 10.«Система амплуа». 11.Правило «трёх единств».

Эстетические принципы классицизма

1.Принцип «подражания природе». 2.Ориентация на античное искусство. 3.Простота, стройность, логичность композиции произведения. 4.Патриотическая тематика и общественная, гражданская проблематика. 5.Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели. Интерес к русской истории. 6. Строгая иерархия жанров. 7.Теория «трёх штилей». 8.Чёткое деление героев на положительных и отрицательных. 9.Выделение одной ведущей черты в характере героя. 10.«Система амплуа». 11.Правило «трёх единств».

Объясните цепочку

Объясните цепочку

  • Высокие :
  • Средние :
  • Низкие :
Высокие - Средние – Низкие.   Основные жанры классицизма

Высокие - Средние – Низкие.

Основные жанры классицизма

  • Высокие : трагедия, ода, эпопея.
  • Средние : научная поэзия, элегия, послание.
  • Низкие : комедия, басня, сатира.
« «Система амплуа». Герои классицизма .   Герои классицизма

«

«Система амплуа». Герои классицизма .

Герои классицизма

«  «Система амплуа». Герои классицизма.   Служанка ( помощница героини) Идеальная героиня Обманутый отец Резонёр (высказывает мнение автора) Герои классицизма Второй любовник (неудачник) Герой- любовник

«

«Система амплуа». Герои классицизма.

Служанка ( помощница героини)

Идеальная героиня

Обманутый отец

Резонёр

(высказывает мнение автора)

Герои классицизма

Второй любовник

(неудачник)

Герой- любовник

Правило Действие развивается … Автор не должен переносить действие из… …… . линия, количество ……….. ограничено(5-10). 1

Правило

  • Действие развивается …
  • Автор не должен переносить действие из…
  • …… . линия, количество ……….. ограничено(5-10).

1

Правило трёх единств Действие развивается не более суток Автор не должен переносить действие из одного места в другое.  Одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5-10).  Время 1 день Место 1 дом Действие 1 конфликт 1

Правило трёх единств

  • Действие развивается не более суток
  • Автор не должен переносить действие из одного места в другое.
  • Одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5-10).

Время 1 день

Место 1

дом

Действие 1 конфликт

1

Ода как жанр героической гражданской лирики . Строгие нормы:

Ода как жанр героической гражданской лирики .

Строгие нормы:

  • высокий стиль речи”,
  • много церковнославянизмов,
  • строфа в десять стихов с твёрдой схемой рифм — абабввгддг
  • Ода торжественное лирическое стихотво-рение, воспевающее величественное в жизни и в природе, прославляющее героическое прошлое. Ода писалась на торжественные случаи придворной жизни. Ломоносов создавал жанр программной оды — оды-рекомендации.
Особенности композиции «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г».

Особенности композиции «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г».

  • 1.Структура произведения полностью соответствует законам поэтики классицизма и имеет чёткое трёхчастное членение:
  • вступление, главная часть и заключение. При этом вступление и заключение связаны как по содержанию, так и по форме и образуют единую «раму», в которую «вставлена » главная часть оды. 2.Во вступлении (1-2 строфы) обрывается слово- образ « тишина». Почему же тишина является «отрадой царей и царств», «блаженством сёл», «градов оградой». Слово- образ имеет «двойной характер», так как слово «Елизавета » в переводе на русский означает « тишина»
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г ».

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г ».

Особенности композиции «Оды…».

Особенности композиции «Оды…».

  • 3.Главная часть разделяется на два самостоятельных отрезка: первый- 1-14 строфы, второй – 14 строфа – до заключения. Композиция первого раздела главной части составлена по линейно- ступенчатому принципу, в основе которого сравнение и логическая фигура Елизавета- Пётр I- Елизавета . Первые 14 строф имеют классическую трёхчастную форму: тезис- доказательство – вывод.
  • Тези с:Елизавета- просвещённая монархиня.
  • Д оказательство : сравнение её с идеалом в лице Пётр I.
  • Вывод: «Сия тебе единой слава…».
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г ».

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г ».

Особенности композиции «Оды…».

Особенности композиции «Оды…».

  • 4.Структура второго раздела главной части также имеет чёткую схему : проблема- тезис- развитие доказательства – вывод . Основная мысль – гимн науке- повторяется дважды: в начале и в конце раздела .
  • 5. Заключение состоит из одной строфы: обратно хвала императрице.
  • Композиция оды в целом
  • очень цельная и продуманная.
X.Определение художественных особенностей оды

X.Определение художественных особенностей оды

  • усеченные формы слов (“лира восхищенна”, “главу венчанну”, «Россию попранну», «Нева укреплена и окруженна», «новы плоды», «полезны труды»);
  • славянизмы (“хощет”, “тщание”, «зря меч в руках», «зиждет», «Зиждитель», «сия», «сие»);
  • сравнения (“Лена, как Нил, народы напояет”) ;
  • эпитеты ( в полях кровавых, пламенные звуки; божественные науки, чистейшего ума, плач глубокий, счастливое подданство).
XI. Выполнение творческих заданий

XI. Выполнение творческих заданий

  • 1.Заполнение ассоциативной таблицы- сравнения образов Елизаветы и Петра I.
Заполнение ассоциативной таблицы- сравнения образов Елизаветы и Петра I. Портрет Елизаветы Петровны.  Мозаика.  Набрана М.В.Ломоносовым .

Заполнение ассоциативной таблицы- сравнения образов Елизаветы и Петра I.

Портрет Елизаветы Петровны. Мозаика. Набрана М.В.Ломоносовым .

1.Заполнение ассоциативной таблицы- сравнения образов Елизаветы и Петра I.   № Образы 1 2 Лексическая цепочка Елизаветы 3 Петра I Ассоциации Душа её зефира тише, Тишина взвела с собою доброт своих прекрасный лик! «Послал в Россию Человека, каков не слыхан был от века. Елизаветы Он вознёс главу, победами венчанну, Россию, грубостью попранну, с собой возвысил до небес» твоей великодушной воле», Труженик Спопокойствие Великодушие «милости источник», «О, ангел мирных наших лет», Реформатор Красота Полководец Ум «жизнь твою благославленну с числом щедрот твоих сравнит» Мир Щедрость

1.Заполнение ассоциативной таблицы- сравнения образов Елизаветы и Петра I.

Образы

1

2

Лексическая цепочка

Елизаветы

3

Петра I

Ассоциации

Душа её зефира тише,

Тишина

взвела с собою доброт своих прекрасный лик!

«Послал в Россию Человека, каков не слыхан был от века.

Елизаветы

Он вознёс главу, победами венчанну, Россию, грубостью попранну, с собой возвысил до небес»

твоей великодушной воле»,

Труженик

Спопокойствие

Великодушие

«милости источник», «О, ангел мирных наших лет»,

Реформатор

Красота

Полководец

Ум

«жизнь твою благославленну с числом щедрот твоих сравнит»

Мир

Щедрость

Самооценка активности на уроке : 1.На уроке я работал активно / пассивно  2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен  3.Урок для меня показался коротким / длинным  4.За урок я не устал / устал  5.Мое настроение стало лучше / стало хуже  6.Материал урока мне был понятен / не понятен  полезен / бесполезен  интересен / скучен  легким / трудным 7.Домашнее задание мне кажется интересно / не интересно

Самооценка активности на уроке

  • :
  • 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был
  • понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным

7.Домашнее задание мне кажется интересно / не интересно


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!