Организационный момент. | Приветствие учащихся. Мотивационное начало урока. Дерево знаний. Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии. Те, кто выбрал красный, — желают общаться. Желтый — проявят активность. Синий — будут настойчивы. Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. Мы продолжим работу над русской литературой первой половины XVIII века. Постановка цели. | Приветствуют учителя. Выбирают листочек определенного цвета, прикрепляют его на дерево, заслушивают мотивационное определение цвета. Записывают тему урока, формулируют цели. |
Актуализация опорных знаний. | Прием «Мозговой штурм». Расшифруйте эти ключевые слова. Каким понятием можно их объединить? 1.Природа.- 2.Античное искусство.- 3. Простота композиции .- 4. Общественная проблематика 5. Цари, полководцы, государственные деятели.6.Подчинение жанрам.7. «Три штиля». 8. Положительные и отрицательные герои. 9, 10.Обладатель добродетели или порока. 11 «Триединство» Объясните цепочку: высокие - средние – низкие. Заполните схему. «Система амплуа». Герои классицизма. Дополните предложения и заполните схему. О чём идёт речь? Время – 1 день Действие-1 конфликт Место- 1 дом Действие развивается …(не более суток) Автор не должен переносить действие из…(одного места в другое) (Одна сюжетная)…. ……. линия, количество (действующих)…….. лиц ограничено (5-10). Тест по теме урока. 1.К какому штилю относится «Ода…» Ломоносова: А) высокий В) средний С) низкий 2. С кем при вступлении на престол прекратила войну Елизавета: А) с немцами В) со шведами С) с англичанами 3.Каких предшественников Елизаветы указывает поэт? А) Петр 1 В) Иван 4 C) Екатерина 1 4. Ода завершается: А) прославлением императрицы; В) гимном в честь наук; С) исполненным мощи пейзажем великой Родины. 5. М.В. Ломоносов превыше всего ценит две «доблести» императрицы. Исключите лишнюю «доблесть». А) расширение границ Российской империи; В) охрану «тишины», то есть мира; С) «расширение наук», то есть развитие образования и просвещения. Реализация домашнего задания. Написать короткое выступление от имени Ломоносова о проблемах и темах оды (на выбор) Чтение наизусть: М.В. Ломоносов. Отрывок из «Оды на день восшествия... 1747 года» (2 последние строфы). | Предполагаемые ответы: Здесь перечислены эстетические принципы классицизма Речь идёт об основных жанрах классицизма. Высокие: трагедия, ода, эпопея. Средние: научная поэзия, элегия, послание. Низкие: комедия, басня, сатира Не допускается смешение высокого и низкого жанров, ведущий жанр – трагедия Система амплуа: идеальная героиня, обманутый отец, герой-любовник, второй любовник (неудачник), резонёр (высказывает мнение автора), субретка (помощница героини) Это правило трёх единств. Ученики работают с тестом, проверяют его по ключу в парах. Ключ к проверке: 1А 2В 3А 4В 5А (оценка по количеству правильных ответов) Заслушивают выступление в группах, выбирают лучшее – «Авторский стул» Читают отрывок оды наизусть. |
Работа по теме урока. Аналитическое чтение оды. | Стратегия «Постер» (выполняют 1-2 группы) Задание: выявить художественные особенности оды Ломоносова (выбрать стратегию выполнения действия самостоятельно), обсудить в группе и составить постер «Стиль Ломоносова». При необходимости оказываю помощь группам. Карточки - помощники. Особенности композиции «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.». Ода – жанр высокого стиля, позволяющая соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение. Ломоносов подчиняется законам одического жанра. Но при этом композиция произведения необычна: Структура произведения полностью соответствует законам поэтики классицизма и имеет чёткое трёхчастное членение: вступление, главная часть и заключение. При этом вступление и заключение связаны как по содержанию, так и по форме и образуют единую «раму», в которую «вставлена» главная часть оды. Во вступлении (1-2 строфы) обрывается слово - образ «тишина». Почему же тишина является «отрадой царей и царств», «блаженством сёл», «градов оградой». Слово - образ имеет «двойной характер», так как слово «Елизавета » в переводе на русский означает « тишина». Главная часть разделяется на два самостоятельных отрезка: первый- 1-14 строфы, второй – 14 строфа – до заключения. Композиция первого раздела главной части составлена по линейно - ступенчатому принципу, в основе которого сравнение и логическая фигура Елизавета- Пётр I- Елизавета. Первые 14 строф имеют классическую трёхчастную форму: тезис- доказательство – вывод. Тезис: Елизавета- просвещённая монархиня. Доказательство: сравнение её с идеалом в лице Пётр I. Вывод: «Сия тебе единой слава…». Структура второго раздела главной части также имеет чёткую схему: проблема – тезис - развитие доказательства – вывод. Основная мысль – гимн науке - повторяется дважды: в начале и в конце раздела. Заключение состоит из одной строфы: обратно хвала императрице. Композиция оды в целом очень цельная и продуманная.
Определение художественных особенностей оды. - Попытайтесь определить художественные особенности оды, помня о том, что ода Ломоносова прежде печатания читалась вслух во время праздника: а) ода строится как ораторское сочинение; б) излюбленный приём — “вопрошение”, за которым следует ответ; в) Ломоносов считал обращение великолепной, сильной, оживляющей фигурой; г) поэт активно использует тропы: сравнения, метафоры, метонимии, особенно гиперболы. Учащиеся находят в тексте примеры: усеченные формы слов (“лира восхищенна”, “главу венчанну”, «Россию попранну», «Нева укреплена и окруженна», «новы плоды», «полезны труды»); славянизмы (“хощет”, “тщание”, «зря меч в руках», «зиждет», «Зиждитель», «сия», «сие»); инверсия (“где мерзлыми Борей крылами”) особые орфоэпические нормы, подкрепленные рифмой (пространства – поддaнство, Индuя – Россия); сравнения (“Лена, как Нил, народы напояет”); эпитеты (в полях кровавых, пламенные звуки; божественные науки, чистейшего ума, плач глубокий, счастливое подданство). д) в речи много славянизмов (премены, град, злато, сребро, глас), библеизмов; е) размер: четырёхстопный ямб (Ломоносов считал, что ямбический размер, идя от безударности к ударению, “возносится вверх”, чем и вызывает впечатление “высокости и великолепия”).
Заполнение ассоциативной таблицы - сравнения образов Елизаветы и Петра I (3-4 группы) № | Образы | Лексическая цепочка | Ассоциации | 1 | Елизаветы 1-13 строфы. | «Душа её зефира тише и зрак прекраснее рая», «Вышний подал ей венец», «Я счастьем россов услаждаюсь, я их спокойствием не меняюсь на целый запад и восток», « Ты крест несла рукою и на престол взвела с собою доброт своих прекрасный лик!» «Твои щедроты ободряют наш дух и к бегу устремляют» «Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет» | Тишина Спокойный взгляд Избранная Пропагандирующая спокойствие и благополучие С красивой внешностью Её содействие лучшим умам способствует быстрому продвижению науки | Тишина Спокойствие Щедрость Благополучие Красота Ум Красавица Щедрая Образованная | 2 | Петра I 14-22 строфы | «Послал в Россию Человека, каков не слыхан был от века. Он вознёс главу, победами венчанну, Россию, грубостью попранну, с собой возвысил до небес» «В полях кровавых Марс страшился, свой меч в Петровых зря руках, и с трепетом Нептун чудился, взирая на российский флаг» «Науки в Россию простирали руки, к сему монарху» «Монарх к себе их призывает» «Бессмертия достойный муж, блаженства нашего причина, завистливым отторжен роком» «Музы воплем провожали пресветлый дух» «Великой похвалы достоин» | Сверхчеловек, чудо Достижения во многих областях жизни России Утвердил себя как лучшего полководца, а Россию как великую державу Начало развития наук Возможное содействие наукам при жизни Смерть не позволила сделать это И после смерти его помнят Достойный похвалы монарх | Идеальность Патриотизм Ум Труженик Реформатор Полководец Достойный муж | 3 | Елизаветы Финальная строфа | «твоей великодушной воле», «милости источник», «О, ангел мирных наших лет», «жизнь твою благославленну с числом щедрот твоих сравнит» | Надежда на содействие наукам Миротворица Достойная монархиня при условии развития науки, техники, просвещения | Великодушная Миротворица Щедрая | Представление выполненных работ. Взаимооценивание. | Учащиеся самостоятельно выбирают стратегию по анализу стиля писателя. Работают в группе над составлением постера. 1 группа – особенности композиции. 2 группа – особенности стиля. В случае затруднений поднимают красную карточку. Для менее успешных в группах есть карточки-помощники с композиционными и художественными особенностями произведений. Заполняют ассоциативные таблицы по одному из образов героев. Презентуют свои работы. Учащиеся анализируют постер других групп, оценивают по приему «Две звезды-одно желание» |